Деформированная реальность художников XX века: как научиться понимать современное искусство. Современное искусство как понять

Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!

Точка входа: как понять и полюбить современное искусство

В рам­ках руб­ри­ки «Точ­ка вхо­да» мы раз­би­ра­ем, как под­сту­пить­ся к но­вым сфе­рам зна­ния и по­про­бо­вать что-то непри­выч­ное для себя. В этот раз по­сто­ян­ный ав­тор «Цеха», а так­же по сов­ме­сти­тель­ству ху­дож­ник и ку­ра­тор Оль­га Де­рю­ги­на со­бра­ла несколь­ко со­ве­тов о том, как на­учить­ся по­ни­мать со­вре­мен­ное ис­кус­ство.

Со­вре­мен­ное ис­кус­ство ове­я­но боль­шим ко­ли­че­ством ми­фов. На­при­мер, есть та­кой сте­рео­тип: нуж­но про­чи­тать тон­ну кни­жек, что­бы по­нять его. Вер­нее — овла­деть «дис­кур­сом», что на­зы­ва­ет­ся. И все же, ис­кус­ство мож­но смот­реть, не вда­ва­ясь в тер­ми­но­ло­гию арт-кри­ти­ки.

Свое зна­ком­ство с со­вре­мен­ным ис­кус­ством сто­ит на­чать не с кни­жек, а с по­се­ще­ний вы­ста­вок и пуб­лич­ной про­грам­мы, при­уро­чен­ной к му­зей­ным или га­ле­рей­ным со­бы­ти­ям. Ре­шив от­пра­вить­ся в один из цен­тров со­вре­мен­но­го ис­кус­ства или на би­ен­на­ле, зай­ди­те пред­ва­ри­тель­но на сайт ин­сти­ту­ции или про­ек­та и изу­чи­те рас­пи­са­ние ме­ро­при­я­тий. За­пла­ни­руй­те по­ход на бли­жай­шую лек­цию, экс­кур­сию, ма­стер-класс или встре­чу с ху­дож­ни­ком. По­пав на ку­ра­тор­скую экс­кур­сию, не стес­няй­тесь за­да­вать на­ив­ные или ка­верз­ные во­про­сы — лю­бой ав­тор или ку­ра­тор бу­дет толь­ко рад рас­ска­зать о про­из­ве­де­ни­ях по­дроб­нее, а вы смо­же­те по­лу­чить мак­си­мум ин­фор­ма­ции из пер­вых рук.

Что еще важ­но учесть

Не чи­тай­те спис­ки и рей­тин­ги. Преж­де все­го по­то­му, что рей­тин­ги нуж­но уметь чи­тать и по­ни­мать, кто и с ка­кой це­лью их со­став­лял — кому это вы­год­но, кто оце­ни­вал ху­дож­ни­ков и по ка­ким па­ра­мет­рам и т. д. И глав­ное — есть ве­ро­ят­ность, что рей­тинг мо­жет по­вли­ять на ваше пред­став­ле­ние о том, ка­кое ис­кус­ство счи­тать «хо­ро­шим». Как бы ба­наль­но это ни зву­ча­ло, на мой взгляд, важ­но са­мо­сто­я­тель­но на­щу­пы­вать свой путь в мире ис­кус­ства, слу­шая как мож­но боль­ше мне­ний, но в первую оче­редь до­ве­ряя са­мо­му себе и вы­ра­ба­ты­вая лич­ные кри­те­рии цеп­ля­ю­ще­го, аван­гард­но­го и ка­че­ствен­но­го.

Про­ще все­го на пер­вых по­рах ру­ко­вод­ство­вать­ся пра­ви­лом: «если это вы­став­ле­но в му­зее со­вре­мен­но­го ис­кус­ства — то это име­ет от­но­ше­ние к со­вре­мен­но­му ис­кус­ству». Не то, что­бы это была уни­вер­саль­ная ис­ти­на, но в боль­шин­стве слу­ча­ев ра­бо­та­ет.

Сей­час ис­кус­ство на том эта­пе, ко­гда все фор­мы, жан­ры и спо­со­бы вы­ска­зы­ва­ния со­су­ще­ству­ют друг с дру­гом, по­это­му преж­ние тре­ния и хит­ро­спле­те­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду фи­гу­ра­тив­ным и аб­стракт­ным, объ­е­мом и плос­ко­стью, ре­а­ли­стич­но­стью и ми­ром фан­та­зий уже не ка­жут­ся столь ост­ры­ми и све­жи­ми. Ины­ми сло­ва­ми, во­про­сы су­гу­бо эс­те­ти­че­ские ча­сто (но не все­гда) от­сту­па­ют на вто­рой план, усту­пая ме­сто эти­че­ским ди­лем­мам и по­лу­на­уч­ным за­да­чам. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что со­вре­мен­ное ис­кус­ство ино­гда во­об­ра­жа­ет себя эда­ким род­ствен­ни­ком фи­ло­со­фии, уде­ля­ю­щим, прав­да, куда боль­ше вни­ма­ния чув­ствен­но­му. Оно за­да­ет неудоб­ные во­про­сы, под­ни­ма­ет ак­ту­аль­ные про­бле­мы и учит кри­ти­че­ски мыс­лить. Так что если вы ви­ди­те что-то кра­си­вое и при­ят­ное, ве­ли­ка ве­ро­ят­ность, что это де­ко­ра­тив­ное, а не со­вре­мен­ное ис­кус­ство.

Статья по теме:  Что символизируют цвета олимпийских колец. Что означает олимпийские кольца

И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.

Современное искусство: эмоции и факты

На протяжении многих веков художники работали в парадигме эстетики и гармонии. Вопрос красоты долгое время был основным критерием для признания художественной ценности произведений искусства. Позже к нему добавился вопрос достоверности: художники и критики начали спорить, что важнее в искусстве — красота или правда. Но после Первой мировой войны — с ее масштабом жертв и разрушений — реальность деформировалась.

Это метафизическое страдание ярко отразилось во всем искусстве ХХ века: человек — ничто, он заперт в клетке своей плоти, деформирован — разобран на части, раздавлен обстоятельствами. Такая идея полностью противоположна идеям эпохи Ренессанс, где человек — центр Вселенной, венец творения и демиург. Самыми яркими выразителями идеи деформированной реальности в ХХ веке стали представители авангардных направлений — Лондонской школы (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд), дадаизма (Ханс Арп, Марсель Янко, Ман Рэй) и сюрреализма (Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст): его предтечей называют сюрреалиста XV века Иеронима Босха (ок. 1450–1516), который извлекал фантасмагорические образы из глубин подсознания.

Однако понятие «современное искусство» — contemporary art — появилось только в 70-х годах ХХ века. Хотя мнения теоретиков на этот счет расходятся, в данном случае можно сослаться на авторитет представителей крупнейших аукционных домов. Так, Sotheby’s определяет произведения искусства, датируемые 1945–1970 годами как «ранние современные», а после 1970-го — как «современные». Этим же определением пользуется аукционный дом Сhristie’s, помещая более ранние работы 1950–60-х годов в категорию «искусство XX века».

Это культурное явление не требует «раскладывания» на направления: такой подход убивает спонтанность и игру со зрителем, которые составляют очарование современного искусства. Оно многослойно, имеет серьезный бэкграунд и в то же время открыто для эмоционального восприятия человека с любым уровнем подготовленности, общей эрудиции и эстетического развития.

Потому что его восприятие зависит не от набора знаний, а от эмоциональной открытости.

Фрэнсис Бэкон

Важна концепция, а не объект

«„Черный квадрат“ стал символом нигилистического отрицания культурного достояния — бремени, нажитого человечеством», — говорил автор одноименной картины Казимир Малевич, обнуливший историю живописи своим произведением и созданием супрематизма. Если в ренессансном понимании картина была окном в мир, что отражалось в пейзажной живописи, портретах, натюрмортах, изображении бытовых сцен — то есть реальности, — в 1915-м Малевич закрасил это окно черной краской. И тем самым обозначил конец прежней и начало новой эпохи в искусстве. «Я счастлив, что вырвался из инквизиторского застенка академизма», — заявил он, утверждая, что художник может быть творцом лишь тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой.

«Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар — как провокацию, — а они восторгаются их эстетической красотой», — прокомментировал современник Малевича дадаист Марсель Дюшан реакцию зрителей на выставленные им в разные годы экспонаты «Сушилка для бутылок» и «Фонтан» (писсуар с подписью “R. Mutt” (Р. Дурак).

Статья по теме:  Лютый русский комикс: рецензия на; Майор Гром. Чумной Доктор. Александр горбатов почему не майор гром?

С тех пор было немало сказано о том, как писсуар Дюшана стал ключевым событием в мировом арт-пространстве, навсегда изменив его, а само «произведение» — признано одним из самых интеллектуально увлекательных и сложных предметов искусства ХХ века. Почему? Потому что в данном случае важны идея и концепция, а не объект. Именно их дал Дюшан, вырвав из контекста обычную вещь и заявив, что это тоже искусство. Своим художественным высказыванием он объявил, что искусством может быть что угодно — его не стоит воспринимать слишком серьезно. И в этом он пошел дальше Малевича.

Представители contemporary art — художники, которые идут под знаменем Малевича и Дюшана, продолжая искать новые формы в искусстве, новый изобразительный язык, проницая актуальную реальность, экспериментируя и вдохновляя других своим творчеством. Среди них — Лучо Фонтана, ЖанМишель Баския, Кит Харинг, Дэмьен Херст.

Марсель Дюшан

— В начале пути я призываю всех (хотя многие отказываются) не поступать на конкретную программу: идеально сбалансированного курса, где все расскажут, не существует. Стоит обратить внимание на — начать можно с короткого курса MoMA и лекций про модернизм и постмодернизм от Уэслианского университета на Coursera.

Шаг 2. Начните с компромисса

Даже если Вы усвоили шаг 1, вряд ли Вы тут же полюбите того же Бэкона всей душой. Я сама до сих пор закрываю случайно открытую работу этого художника, зажмурив для надежности глаза.

Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!

Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон

Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон

Таких современных художников довольно много в галерее Саатчи в Лондоне. Зайдите на ее сайт и наслаждайтесь canvas.saatchiart.com

Шаг 3. Узнайте художника

Биографии это хорошо, но лучше читать интервью художников. Так Вы сразу поймёте не только смысл работ, но и характер мастера. И тогда смотреть его произведения становится гораздо интереснее.

Возьмём, например, работы Recycle Group.

Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.

Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.

Их работы я поняла, лишь прочитав несколько интервью с художниками (о них я писала в соц. сетях).

И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.

Например, немецкий современный художник Герхард Рихтер экспериментировал в своем творчестве с 1961 года и интерпретировал иначе формы, линии. Цитирую: «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, у меня нет программы, стиля или курса следования». Мыслил свободно, одним словом… Работал в стиле поп акт, абстракция, минимализм.

Вы хотите понять современное изобразительное искусство? А надо ли?

Как говорил великий Пабло Пикассо «Все пытаются понять живопись, почему они не пытаются понять пение птиц…». Поэтому, если вам выпало счастье попасть на выставку современного искусства, расслабьтесь и наслаждайтесь. Ведь среди разнообразных объектов современного творчества, картин и скульптур обязательно найдется то, что вас привлечет и зацепит, не требуя глубокого понимания. Тем более, что современные творцы пускаются на всякие хитрости, чтобы привлечь внимание зрителя.

Статья по теме:  Как бороться с акне и комплексами, которые они порождают. Как быстрее избавиться от прыщей

современное творчество картины

Фрагмент из видео -обзора международной выставки в Монако

Например, сочетают различные материалы в своих работах, делая своеобразный микс или придумывают свои, авторские техники живописи. В общем, на любом таком мероприятии есть на что посмотреть, полюбоваться, удивиться, расширить свое сознание и приобрести колоссальный заряд энергии:)

Кто покупает современный арт? И вообще покупают ли?

Конечно, покупают! Несмотря на баснословную стоимость объектов современного искусства их приобретают коллекционеры. Может, вы и не заметили, но в настоящее время своеобразный бум коллекционирования! Есть любители, которые просто инвестируют средства в предметы современного арта, а есть и такие, которые собирают коллекции по велению души, формируя небольшие художественные галереи.

Возможно, и те, и другие думают, что спустя несколько десятков лет эти картины будут восхищать зрителя, а также значительно вырастут в цене. Вспомните, как это часто бывает с живописью известных художников. Эх, тут так легко промахнуться!

современное изобразительное искусство

Современное изобразительное искусство на международной выставке в Каннах/2017

На фото фрагмент из видео- обзора выставки в Каннах, посмотреть видео можно тут
А еще есть и другие потенциальные покупатели, обычные любители искусства, мечтающие приобрести картину для своей модной гостиной, бизнес-центра, кафе или просто в подарок.

В 1970-х годах инсталляции стали находить себе место не только в музеях и художественных галереях, но и за их пределами. Этот значимый шаг на пути к слиянию человека и искусства совершил Ричард Серра (Richard Serra). Его черепичная дуга стала символическим произведением искусства.

И, конечно, нужно читать то, что есть под рукой, — не важно, с чего вы начнете. Наткнулись на Беньямина? Читайте его. Зонтаг? Хорошо. Гомбрих? Тоже подойдет. Перед тем как записываться на образовательную программу, нужно иметь четкое теоретическое представление о современном искусстве хотя бы через призму одного автора.

Искусство в роли развлечения

понимание искусства и инсталляция эрнесто нето

Понимание искусства требуется не всегда. С помощью него можно учиться, радоваться и двигаться. Так же думают и художники Эрнесто Нето (Ernesto Neto) и Томас Сарацено (Tomas Saraceno).

современное искусство в инсталляциях томаса сарацено

Они заставляют принимать участие в своих инсталляциях и быть их частью. Может быть, именно в объединении с искусством можно лучше его понять?

Искусство вне рамок

понимание искусства ричарда серра дуга

В 1970-х годах инсталляции стали находить себе место не только в музеях и художественных галереях, но и за их пределами. Этот значимый шаг на пути к слиянию человека и искусства совершил Ричард Серра (Richard Serra). Его черепичная дуга стала символическим произведением искусства.

инсталляция современного художника симоны деккер

А Симона Деккер (Simona Dekker) в 1999 году совершила еще более смелый шаг — она разместила жевательную резинку на улицах Венеции.

Оцените статью
РесницаМания