Дислексик кто это простыми словами. Дислексик кто это простыми словами.

Тактильная форма дислексии часто встречается у людей с тяжелыми нарушениями зрения и проявляется в смешении тактильно схожих символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, пропускать строку и пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.

Дислексия: что это простыми словами, особенности нарушения

По разным данным, 7-20% детей имеют отклонения в чтении. Однако в школе или дома трудности ребенка в обучении чтению часто игнорируются или объясняются его нежеланием прилагать усилия.

Чтобы узнать, что такое дислексия и чем она отличается от других явлений развития чтения, давайте рассмотрим определение дислексии, данное Британской ассоциацией дислексии:

Дислексия — это специфическое нарушение способности к обучению чтению, которое является нейробиологическим, стойким и пожизненным.

Другими словами, ребенок испытывает трудности с обучением чтению со всеми вытекающими отсюда последствиями (академическая неадекватность, низкая успеваемость, низкая самооценка, издевательства и т.д.). Эти дети нуждаются в ранней и эффективной помощи.

Дислексия – это одно из специфических нарушений школьных навыков

В группе трудностей обучения специфическое нарушение чтения означает, что ребенок имеет достаточный уровень развития языка и интеллекта, не имеет проблем со слухом или зрением, но не способен овладеть навыком чтения. Условия обучения являются оптимальными для успешного обучения чтению.

Важно отметить, что при дислексии обучение чтению нарушается гораздо сильнее, чем обучение письму или счету. Другими словами, дислексия избирательно нарушает способность учиться читать.

При неспецифических формах нарушения чтения отставание ребенка обычно носит неизбирательный характер: ребенок отстает в письме, счете и чтении примерно на одну и ту же величину. Неспецифические формы обычно возникают, например, когда ребенок умственно отсталый, имеет тяжелые нарушения речи или значительные нарушения зрения или слуха.

Поэтому очень важным критерием для диагностики дислексии является, с одной стороны, то, насколько упорно ребенок не может научиться читать в оптимальных условиях, а с другой стороны, корреляция между уровнем развития интеллекта ребенка и развитием языка. У детей с дислексией обычно наблюдается несоответствие между уровнем развития способности к чтению (обычно значительно сниженным) и уровнем интеллекта (обычно в пределах нормы).

Статья по теме:  Оцениваем работодателя на собеседовании. Как понять, что за компания перед тобой. По каким критериям вы выбираете работодателя

Дефицит когнитивных функций

Дислексия имеет следующие когнитивные характеристики:

  1. трудности в фиксации и воспроизведении информации;
  2. неполноценность обработки серийно организованного материала, который требует последовательной обработки;
  3. трудности зрительно-моторной координации;
  4. дефицит оперативной памяти;
  5. сниженная адаптивность и повышенная фрустрационная уязвимость, на основе чего часто формируется фобия чтения, которая может перерастать в школьную фобию (Корнев А.Н., 2019)

Интеллектуальное развитие при дислексии обычно неравномерно: так называемый «вербальный интеллект», который тесно связан с развитием языка, обычно нарушен. Невербальный интеллект, с другой стороны, находится на соответствующем возрасту уровне.

О дислексии простыми словами

Патогенез

Дислексия обычно рассматривается как нейробиологическое расстройство, основанное на дисфункции/недоразвитии определенных областей коры головного мозга, в частности, левой височно-теменной области, отвечающей за декодирование/анализ фонограмм, и левой височно-теменной области, отвечающей за автоматическое распознавание прочитанных слов. Это означает, что у дислексиков информация во время чтения обрабатывается альтернативными механизмами адаптации в других областях мозга.

Существует несколько механизмов развития дислексии:

  • Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
  • Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
  • Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
  • Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
  • Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
  • Нарушения концентрации внимания.
  • Астенизация /повышенная утомляемость ребенка.

Классификация

Классификация основана на нарушении определенных механизмов чтения, в соответствии с чем можно выделить различные формы дислексии:

  • Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
  • Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
  • Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
  • Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
  • Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
  • Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.
Статья по теме:  Когда будет Прощеное воскресенье в 2023 году и что нужно делать. Как правильно просить прощения.

Однако фонематическая/семантическая/грамматическая дислексия обусловлена неадекватностью языковых функций, а мнемическая/визуальная/тактильная дислексия — неадекватностью когнитивных функций.

Причины

Этиология дислексии является многофакторной и включает в себя генетическое наследование и факторы риска, связанные с окружающей средой. К многочисленным причинам дислексии относятся следующие:

  • Генетически обусловленные нарушения чтения. Установлено, что гены-кандидаты развития дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) оказывают негативное влияние на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры мозга и приводит к нарушению на клеточном/сетевом уровнях соединений нейронов. Как следствие — нарушение процесса обучения, требующего своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — предлежания плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде.
  • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы ( диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных ).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода/ребенка при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период ( нейроинфекция, корь, эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Явное/латентное левшество.
  • Психотравмы в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной речевой среды, окружение, билингвизм, раннее начало/высокий темп обучения, педагогическая запущенность.

Основные причины дислексии схематично представлены ниже.

Дислексия

Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика.

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с астрономически полезной информацией. Дислексики, например, лучше других справлялись с поиском черных дыр!

В другом исследовании авторы сравнили способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки — и снова дислексики справились лучше. Поэтому их таланты могут пригодиться в медицине и многих других областях.

Статья по теме:  Что означает «навешивать ярлык». Что значит вешать ярлыки

Ричард Роджерс, известный архитектор и соучредитель Центра Помпиду, страдает дислексией. По его собственному рассказу, он не умел читать до 11 лет, не мог учить стихи и выполнять домашние задания. Они называли его дураком. В детстве Роджерс хотел упасть с крыши.

Дислексия помогла мне понять, что люди, которые говорят: «Ты не можешь этого сделать», не стоят того, чтобы обращать на них внимание. Я не воспринимаю «нет» слишком серьезно, — сказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет людям видеть вещи в более широкой перспективе, забыть «обычные» способы ведения дел и перевернуть их с ног на голову.

Действительно, продолжительность внимания людей с расстройством чтения больше, чем у «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «нормальный» человек фокусируется на звуках в центре, в то время как человек с дислексией фокусируется на звуках на периферии.

Хотя вопрос и недостаточно изучен, понятно, что это расстройство ассоциировано с особенностями в работе мозга: дислексия позволяет лучше видеть картину в целом, а не частности, обнаруживать нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности.

Поэтому такие люди более склонны мыслить нестандартно. Американский профессор Томас Уэст в своей книге объясняет, что дислексики всегда отличались экстравертированным мышлением.

Когда мы называем тот или иной признак расстройством, мы должны помнить, что это определение произвольно. Одна и та же черта может быть как «расстройством», так и преимуществом — это зависит от контекста и конкретных задач. Дислексия не помешала молекулярному биологу Кэрол Грейдер и биофизику Жаку Дюбоше получить Нобелевскую премию. Поэтому никто не должен чувствовать себя ограниченным в учебе или карьере.

Многие «расстройства» являются нормальной частью нейроразнообразия. Наши идиосинкразии и различия стимулируют прогресс, и если бы у всех был одинаковый мозг, человечество стояло бы на месте.

Люди разные — и обществу нужны все.

Оцените статью
РесницаМания