Между бананом и бездной. Будь что будет вуди аллен

Здесь еще круче: погибнут, как и в «Преступлении и наказании», уже трое – случайная соседка, любовница и ребенок в ее чреве, причем ребенок как раз от убийцы. В начале фильма Аллен даже намекает на определенные аллюзии – герой фильма читает именно этот роман Достоевского.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85

Начал со стендапа, получил четыре «Оскара» и ни разу не приехал за статуэткой. Играл на кларнете, ездил в турне с джаз-бэндом и поставил оперу Пуччини. Сделал главной особенностью своих фильмов сложный женский характер и оказался в центре сексуального скандала. Это был максимально краткий пересказ карьеры Вуди Аллена — одного из самых неоднозначных режиссеров Голливуда, которому сегодня исполняется 85. А теперь больше деталей.

По семейной легенде, появлению на свет Аллана Стюарта Кенигсберга могло помешать очень многое. Если бы на Манхэттен из Литвы и Австрии не приехали его бабушки и дедушки, если бы его отец чудом не спасся при кораблекрушении, если бы его мать не простила его отца за кражу украшений ее сестры на ужине в честь помолвки, не было бы никакого Вуди Аллена.

Свадьба все же состоялась, но теплых отношений между Мартином Кенигсбергом и Нетти Шерри так и не сложилось; в своей автобиографии Аллен вспоминает, что «их мнения расходились во всем, кроме Гитлера и моих табелей успеваемости». Литературой в семье Кенигсберг тоже никто не увлекался: мать работала бухгалтером в семейном магазине, а отец — официантом и ювелиром-гравером.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 1)

В раннем детстве Хейвуд (это имя будущий режиссер взял в 17 лет) говорил на немецком, потом восемь классов провел в еврейской школе, а с 16 лет устроился сценаристом в шоу к Сиду Сизару, чьи родители были выходцами из России и Польши. «Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий», — шутил Аллен. Но на самом деле лукавил. Вопреки своему литературному и экранному образу он никогда не был закомплексованным ботаником, чьи школьные годы прошли на скамейке запасных. Напротив, Аллен отлично играл в баскетбол и бейсбол, был очень компанейским, развлекал друзей карточными фокусами и шутками и не испытывал проблем с девушками (первый раз он женился в 20 лет на своей 17-летней подруге).

Не заостряя внимание на конкретных событиях, Аллену всегда удавалось улавливать тренды. «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» вышел вдогонку сексуальной революции в США, «Энни Холл» изменил представление о женщине в американском кинематографе, показав взамен привычной femme fatale эмансипированную карьеристку. Даже женская мода конца 1980-х в какой-то мере преобразилась благодаря Аллену и его художнице по костюмам Рут Морли: глядя на героиню Дайан Китон, все модницы Нью-Йорка переоделись из цветочных платьев в широкие брюки, рубашки и свободные пиджаки.

Начиная с дебютной картины, Аллен приглашал в свои фильмы самых популярных актеров (или тех, которые вскоре станут такими). Именно в его фильме «Воспоминания о звездной пыли» дебютировала молодая Шэрон Стоун, «Матч-Пойнт» принес молодой Скарлетт Йоханссон номинацию на «Золотой глобус», а в «Дождливом дне в Нью-Йорке» появились главные звезды 2019 года — Тимоти Шаламе, Селена Гомес и Эль Фаннинг.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 4)

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 5)

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 6)

Да, главные героини — приехавшие на каникулы американки Кристина и Вики, их стильный ухажер Антонио (Хавьер Бардем) и их подростковые приключения трогательны. Но Крус и есть Барселона! Хотя город в оправе саундтрека великолепен настолько, что в последующие за фильмом годы туристический бум его охватил.

Биография

К черту биографию! Есть фильмография. В конце концов, любые — противоречивые и не очень — сведения можно почерпнуть оттуда. Итак, шесть лет — первый поцелуй («Энни Холл», 1977). Маленький рыжий очкарик облюбовал вертлявую девчонку. Школа — ад, но она же — первая ярмарка человеческого тщеславия, материал для наблюдения. «Мне иногда становится интересно, где теперь мои одноклассники?» — этот интерес к человеку в широком смысле сохранится у Аллена и в будущем, однако никогда не будет удовлетворен в реальности. Гипотетическая ситуация — Вуди Аллен на встрече выпускников — реализована лишь на кинопленке в фильме «Знаменитость» (1998). Главный герой, переживающий глубокий кризис среднего возраста журналист и писатель Ли (Кеннет Брана в этом фильме несколько избыточно копирует мельчайшие подробности экранного образа Вуди) отправляется на юбилей выпуска и переживает сильнейшее эмоциональное потрясение: в одной руке стакан с выпивкой, в другой — рукав школьного друга, ставшего психоаналитиком.

Беготня по телестудиям, сценарная чехарда, работа на эстраде с микрофоном и кларнетом, а также женитьба, развод, еще одна женитьба и снова развод, первый курс психоанализа, несколько пластинок с хохмами, записанными в его узнаваемой пулеметной манере..

Статья по теме:  В какой последовательности смотреть фильмы и сериалы MARVEL: полная хронология вселенной. Последовательность марвел в какой последовательности

После мучений за партой Аллен будет последовательно отрицать учебу в любой форме, кроме сократической (критический диалог и эмпирическое осмысление), поэтому работать начнет максимально рано: не успев закончить школу, он выходит на подмостки. шестнадцать лет — выступления в любительской труппе, шутки для раздела «Юмор» в городских газетах. Восемнадцать лет — гэги для профессиональных эстрадных комиков (подробней об этом см. «Бродвей Дэнни Роуз», 1984). Стендап — понятный карьерный шаг от первых, еще школьных, выступлений на конкурсах талантов. Аллен поражал своих одноклассников карточными трюками, демонстрацией левитации и сарказма, а выйдя за школьные ворота, предсказуемо оказался в мире слепых ксилофонистов, музыкальных бокалов, художественного скручивания воздушных шаров. Он мог родиться бородатой женщиной, но родился вечным живым старичком с редеющей макушкой. Старые заезженные шутки, столетние рецепты увеселений.

Между бананом и бездной. Будь что будет вуди аллен 2

«Энни Холл». Реж. Вуди Аллен. 1977

Если найти пару месяцев времени и ежедневно смотреть по фильму Аллена, пренебрегая хронологией и ранжированием по принципу «великий — не очень великий», не составит труда заметить, что определенные ходы, фразы и анекдоты возникают в ткани повествования Аллена снова и снова. Это эстрадная программа, номера в которой тасуются по усмотрению артиста. Вот лишь несколько сюжетов и элементов конструкции: студентка-дурочка и старший друг-пигмалион; ипохондрик у врача; мужчина среднего возраста в поисках музы; полиморфные извращенки на марше — трудно представить какому количеству психоаналитиков пришлось выслушать сексуальную фантазию Аллена о женщине, которая любит не только ушами, но еще и ногами, руками, локтями и прочим («Знаменитость», 1998; «Энни Холл»). Все вертится и возвращается на круги своя; звучит пятая (реже седьмая) симфония Бетховена («Слушай и представляй, что судьба стучится в твою дверь!» — «Будь что будет», 2009). Ностальгический черно-белый Дэнни Роуз в исполнении Аллена отзывается в нулевые фокусником Чудини («Сенсация», 2006), повторяя все те же фразы: «Вы все прекрасные люди. Серьезно, я вас обожаю!» — и в этом обнаруживается не утомительная безысходность, а скорее успокаивающая буддийская стабильность. Точно так же школьник Аллен Кенигсберг, видимо, увещевал и своих школьных визави: не бейте, фокус покажу! Манера заходить с привычных козырей — черный фон, гарнитура Windsor, поехали! — обернулась тем, что со временем для каждого своего зрителя Аллен превратился в кого-то вроде регулярно приходящего на семейные обеды дальнего родственника. Это двоюродный дядюшка с нескончаемым потоком острот; какие-то получше, какие-то похуже — тот самый случай, когда завораживает уже не качество, а количественные характеристики, скорость и нескончаемость потока. Он всегда был любимчиком семьи, хотя и считался почему-то неудачником. Балабол, анархист, несколько раз был женат и снова собирается. Дядя снял ботинки, вошел в ваш дом, сел за стол, режет курицу и живо комментирует, передает салат и снова комментирует, все смеются. А он уже выпил чаю, надел ботинки и собирается вас покинуть, но продолжает комментировать.

Кино

Первое, что удивляет при столкновении с фильмами Аллена, и о чем не так уж часто говорят, — это их компактность. Да, фильмов много, но каждый из них в отдельности редко длится дольше одного часа сорока минут. Дядюшка наведывается к вам в гости регулярно, однако подолгу не засиживается. Этот лаконизм — усвоенная черта: еще в начале своей карьеры Аллен, с одной стороны, всегда любивший оперу, а с другой — восторженно внимавший европейцам в нью-йоркских артхаусах, пытался создать масштабный фильм. Известно, например, что sci-fi «Спящий» (1973), в котором рассказывается о размороженном невротике, впавшем в беспамятство при виде шприца, должен был идти четыре часа и делиться на две части. Первая половина фильма была задумана комедией о жизни начала 1970-х годов, а после перерыва начинался XXIII век с роботами, секс-будкой и «шаром удовольствий». Причина отказа от задуманной структуры была проста — автор поленился (по крайней мере, именно так Аллен объяснялся в интервью со Стигом Бьоркманом). Хотя вряд ли это именно недостаток прилежания. К нему стоит приплюсовать и биологию: «В фильмах отображаются жизненный ритм и особенности метаболизма их создателей», — говорит он в том же интервью Бьоркману. Привычка к краткости и, главное, умение отсекать все лишнее выработалась еще в юности (газетный гэг) и была отшлифована работой на эстраде и телевидении. Она пошла на пользу человеку, который буквально бурлит историями: ежегодно разрабатывает несколько полноценных сюжетов, выпускает как минимум один сценарий и снимает фильм. В документальном фильме о себе Аллен демонстрирует беспорядочные подробности творческой кухни — десятки разнообразных салфеток с пометками, исписанные в припадке вдохновения счета из прачечной и чеки из бакалеи, которые он перебирает перед сном, выискивая идею для следующего фильма. Остальные почеркушки аккуратно складываются под подушку.

Между бананом и бездной. Будь что будет вуди аллен 3

«Зелиг». Вуди Аллен. 1983

Нельзя упустить из виду и удивительные производственные обстоятельства, в которых Аллен оказался то ли по воле случая, то ли опять же по биологическим причинам. Он всегда работает с одними и теми же продюсерами, которые обеспечивают ему регулярную возможность запуска, невзирая на результаты проката. Но где здесь курица, а где яйцо? Кто-то скажет, что высокая производительность — результат идеальной творческой ситуации. Кто-то — что авторская вольница — прямое следствие высокой творческой активности. Год за годом он снимает свое кино, практически не испытывая давления со стороны продюсеров и студий. Работа с администрацией сводится к утрясанию денежных вопросов, но никогда не касается художественной стороны дела: он свободен во время монтажа, кастинга, свободен на площадке. Аллен всегда идет навстречу тем, кто планирует бюджет. Если нужно, сокращает и переписывает эпизоды, хотя, по его собственному признанию, не помнит ситуации, в которой продюсеры бы сказали, что на фильм не хватает нескольких миллионов (если сумма велика, картина просто не запускается в ожидании более благоприятной конъюнктуры). Скромность всем на пользу. После написания сценария обычно остаются мелочи: допустим, продюсеры говорят, что денег хватит только на восемь сцен с дождем вместо двенадцати — автор соглашается. Истоки этой позиции, наверно, стоит искать в опыте первого сотрудничества с крупной студией. На заре своей режиссерской карьеры, после удачного дебюта «Хватай деньги и беги» Аллен подписал долгосрочный контракт с United Artists. Имея карт-бланш практически на любую постановку, он принес амбициозное ретро «Дитя джаза». Боссы на студии приняли сценарий в производство, но без особого энтузиазма, и, поняв это, Аллен тут же предложил другой вариант: быстро написать новый сценарий, который устроил бы не только его, но и их. Конформизм или тонкое понимание аспектов кинобизнеса в расчете на долгую карьеру? Скорее, второе. Работать над проектом, который вселяет оптимизм во всех, кто его делает, приятней, чем идти против течения, рискуя, что неподъемный фильм в случае неудачи станет последним.

Ну, например. В одном рассказе (Аллен гениальный писатель-сатирик, порой напоминающий Хармса) он пишет, что, мол, прочитав у Кьеркегора пассаж о Боге, я заплакал: сам-то я, пишет он, с трудом могу соорудить фразу на тему что я видел в зоопарке(!).

Именно ей приходит в голову вовлечь мужа в несанкционированное расследование только потому, что сосед, недавно потерявший жену, слишком весел. Множество приемов, из-за которых у зрителя влажные ладошки, В.Аллен применил здесь, а позже они сработают не менее ярко в других вариациях детективных сюжетов.

Вуди Аллен: «Люди, которые делают кино, пришли к выводу, что хорошее кино им делать невыгодно и лучше потратить 200 миллионов на фильм, чем 20. Потому что на фильме за 20 они заработают 50, а на фильме за 200 — сразу 500. Фильмы становятся глупее и глупее, чтобы аудитория была больше».

В предисловии к книге интервью с Алленом Стиг Бьоркман описал его творческую ситуацию, беспримерную для индустрии: «Положение Вуди Аллена в мире кинематографа уникально. У него есть контракт с продюсерами, который дает ему полную свободу делать как минимум один фильм в год. Контракт оставляет за Алленом право выбора любой темы, сценария, актеров, съемочной команды, монтажа и так далее. Единственное ограничение — оставаться в рамках оговоренного бюджета».

Статья по теме:  Текст песни Ани Лорак - Забирай. Лорак я не знаю как жить если?

Аллен обожал снимать в Нью-Йорке и всегда снобировал Голливуд, отпуская в его адрес остроты вроде этой: «Идиоты, у которых ничего не вышло в Нью-Йорке, переезжают в Лос-Анджелес и становятся там миллионерами».

Европейские синефилы и съемки в европейских столицах

В Европе Аллена всегда любили не меньше, а может, и больше, чем в Америке, что дало ему повод шутить: «Может, я больше нравлюсь иностранному зрителю, потому что мои фильмы лучше в переводе, чем в оригинале?» Но Вуди не был бы Вуди, если бы он не высмеял извечное поклонение европейских интеллектуалов сложному замороченному арт-кино. В фильме «Голливудский финал» (2002) он делает своим героем слепого режиссера, который снимает черт знает что на ощупь, но в Европе его фильм объявляют шедевром.

Вуди Аллен: «Здесь я говнюк, а там гений. Спасибо, Боже, что на свете есть Франция».

Французы действительно обожают Аллена — иначе и быть не могло: как не любить человека, который сыграл в собственном фильме сперматозоид? Ему дважды вручали французский «Оскар» — премию «Сезар» — за «Манхэттен» и «Пурпурную розу Каира». В фильме «Разбирая Гарри» он отдает дань французам, когда в адрес его персонажа звучит реплика: «Ты лишен моральных ценностей! Вся твоя жизнь — это нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм. Кстати, во Франции с таким лозунгом легко победить на выборах».

Начиная с 2005 года и снятого в Лондоне фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллен на десять лет отрывается от родной почвы. Вместо обожаемого (хотя, с его слов, испортившегося со временем) Нью-Йорка он начинает снимать великие европейские столицы — Париж, Барселону, Рим, Берлин. Лишь спустя долгое время Нью-Йорк снова станет сценой его фильмов. «Колесо чудес» (2017) представит Конни-Айленд, рядом с которым он вырос, а «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) в шутливой манере развенчает туристические мифы этого города — от катания в экипаже в Центральном парке до свидания под часами и прокуренных клубов, где играют джаз.

Вуди Аллен, невротик и трудоголик, комик и философ, чье творчество поражает масштабами сделанного, уже приближается к возрасту патриарха – в конце года ему исполнится 85. Всю жизнь боявшийся смерти, часто впадавший в разнообразные кризисы, знающий цену всему на свете, состарившись, Аллен становится все более оптимистичным.

Трудоголик

В перерывах между философскими картинами, где Аллен иногда не может удержаться от шутки, он, будучи трудоголиком, не мыслящим себя без работы, снимает что-нибудь виртуозно легкое, воздушное, вновь и вновь проверяя себя, словно пианист, не утерял ли он гибкости пальцев.

Статья по теме:  Технологии, искусство и настольные игры: чему можно научиться на VK Fest. Вк фест что это.

Мюзикл? Пожалуйста: «Все говорят, что я люблю тебя» — мило, нежно, свободно, «без грузилова», как выражается молодежь. Хотя не без подколов – в его фильмах достается и левакам, и традиционалистам, и демократам, и республиканцам, лесбиянкам и феминисткам, мачо и слабым интеллигентам.

Много, конечно, проходного: типа «Проклятия нефритового скорпиона», которое разве что с похмелья можно смотреть, или «Вики, Кристины, Барселоны», чарующей, но все же слишком поверхностной. Говорят, просто хотел поработать со звездами, с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус, а заодно и провести лето в Барселоне.

Конечно, он повторяется (с такой-то обширной фильмографией), порой стреляет в молоко, да вкус ему порой изменяет, и все равно, Аллен — это Аллен.

Пятилетку в полгода

Тем более что примерно раз в пятилетку, прямо как по сталинскому плану, он таки выдает безупречный шедевр, высящийся над его побрякушками, сделанными на голом мастерстве.

jasmin.jpg

«Жасмин». фото: © 2013 — Sony Pictures Classics

Скажем, относительно недавняя «Жасмин» с Кейт Бланшетт в главной роли – этюд о нравах, лучшая роль Бланшетт, где к тому же проглядывает его великолепный, безжалостный скептицизм. Бланшетт, девочка из приюта, но, как говорит ее сестра, с «хорошими генами», хотя родители неизвестны, алкаши как пить дать, так и рвется в высший свет, выйдя замуж за богатого мошенника. Будучи никем и ничем — шоппинг, косметологи, вечеринки, тщится изображать из себя леди, пока ее мнимое благополучие не рухнет буквально в один день. Мужа посадят, имущество пойдет с молотка, а работать она не умеет и не хочет. Зато презирает бедных, все время кривляется, иногда мгновенно переходя от светских ужимок к чисто пролетарскому хамству.

Пролетариев, впрочем, Аллен тоже не пощадил – здесь каждый по-своему смешон: вновь человеческая комедия, замешанная на непомерных амбициях, глупости, нелепых целях, пошлости.

Обрадовавшись коммерческому успеху «Вики Кристины Барселоны» и «Полночи в Париже», Аллен принялся штамповать фильмы про европейские столицы, как туристические открытки. В итоге третья подобная картина и получилась не более чем движущейся картинкой, не сообщающей зрителю ничего нового и выезжающей только за счет римских пейзажей.

«Никакой сюжет не может быть ужасным, если история правдива, если проза чиста и искренна»

Аллен по праву считается создателем жанра интеллектуальной комедии. Как правило, Вуди Аллен сам всегда режиссировал свои фильмы, сам писал сценарии, сам продюсировал, а также сам снимался в главных ролях большинства своих фильмов.

Правила жизни и биография Вуди Аллена

В США многие вещи изменились, и стало тяжело снимать хорошие маленькие картины. Алчные студии не могли заботиться о хороших фильмах — их целью являются деньги. Они хотят, только чтобы эти $100 миллионов бюджета принесли $500 миллионов

Вуди Аллен, из интервью 2004 года

Правила жизни Вуди Аллена

Любопытный факт: по мнению сегодняшних астрономов, Вселенная не бесконечна. Это чрезвычайно ободряющая весть, особенно для тех, кто никогда не помнит, куда дел ключи.

Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах.

Жениться ли мне на В.? Нет, если она не назовёт другие буквы своего имени.

Кадр из фильма Вуди Аллена «Светская жизнь»

Кадр из фильма Вуди Аллена «Светская жизнь»

Ах, если бы Бог дал мне какой-нибудь знак! В виде солидного счета в швейцарском банке, например.

Бешеная собака — это пустые мечты. Реальность — это драная кошка. Слепые надежды — это глупая мышка. Только лось — всегда лось.

Если бы я сделал себе татуировку, это была бы надпись «Мама».

Главное не горячиться, а то вышибешь себе мозги, а потом прочтешь в газете, что смысл жизни нашли.

Люди делятся на плохих и хороших. Хорошие спят лучше, зато плохие, похоже, получают больше удовольствия в часы, свободные ото сна.

Кадр из фильма Вуди Аллена «Матч-Пойнт»

Кадр из фильма Вуди Аллена «Матч-Пойнт»

Единственный способ быть счастливым — это любить страдания.

Можно дожить до ста лет, если отказаться от всего того, ради чего хочется жить сто лет.

Три самых приятных слова в мире это не “я тебя люблю”, а “ваша опухоль доброкачественная”.

Невыгодно тратить время на размышления – дурак ты или умный.

80% успеха — это умение всегда быть на виду.

Для действительно продуктивной работы достаточно по 3-5 часов в день. И желательно начинать серьезные дела утром, пока все остальные ещё либо спят, либо завтракают. И тогда к тому времени, когда первый человек появится на пороге вашего кабинета, вам начнут звонить и писать письма, основная и главная часть работы будет выполнена.

Оцените статью
РесницаМания