Утилитарный — это. Значение слова. Утилитарность что это.

На протяжении веков исследователи этой теории распространяли ее основные принципы на либеральные демократии. Они также совершенствовали применение этой концепции к политической экономии, сталкиваясь с постоянными трудностями.

Утилитаризм

Утилитаризм

Теория утилитаризма (или универсального гедонизма) — это этическая теория, которая определяет моральность человеческих действий с точки зрения их результатов. Если результат действия положителен для всех членов общества, то оно морально правильно, в противном случае — неправильно. Поэтому необходимо поощрять действия, которые служат коллективному счастью, и запрещать действия, которые способствуют несчастью общества.

Эта концепция поддерживает моральные действия, обеспечивающие коллективное благополучие общества. Она оценивает действия на основе рационального подхода. Однако ее применение ограничено, когда речь идет об учете человеческих эмоций и эмоциональных, культурных и правовых аспектов людей при принятии решения о моральности того или иного действия.

Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЕ БЕСПЛАТНО, на нашем закрытом Telegram-канале — Подписывайтесь:)

  • Определение утилитаризма
    • Объяснение теории утилитаризма
    • Примеры
    • Утилитаризм в этике
    • Часто задаваемые вопросы (FAQ)
    • Рекомендуемые статьи
    • Утилитаризм относится к теории морали, которая определяет результаты действий как правильные или неправильные в зависимости от большей пользы, которую они приносят.
    • Это основа большинства действий, предпринимаемых организациями по всему миру на благо всего мира.
    • Наиболее важным аспектом этой теории является то, что все действия должны создавать счастье для всех без учета справедливости, честности, политического влияния и социальных изменений.
    • Эта концепция выводит этику на практический уровень, который можно применять в реальных жизненных ситуациях для определения этического характера работы.

    Объяснение теории утилитаризма

    Утилитаризм — это школа этической мысли, которая считает, что только те экономические, социальные и политические действия являются морально правильными, результаты которых делают всех счастливыми. Джереми Ботэм (англ. Jeremy Botham, 1748-1832), британский философ и мыслитель, сформулировал теорию утилитаризма, которая объединяет правовую реформу, социальное улучшение и политические изменения в рациональный, систематический процесс морального суждения.

    Экономист и философ Джон Стюарт Милль (1806-1873) много писал об этой традиционной теории и в дальнейшем развил теорию Ботама в моральную теорию, основанную на утилитаризме. Его принцип гласит, что только результат определяет общую полезность действия и является основой морали.

    Общество счастливее, когда люди испытывают меньше страданий и больше счастья. Следовательно, не имеет значения, является ли результат физическим, обеспечивает ли он эмоциональное благополучие других людей или повышает человеческую культуру общества. В некотором смысле, эта теория является моделью для современных моральных действий, направленных на общее благо общества, нации и мира.

    Кроме того, эту теорию можно разделить на два типа:

    1. Во-первых, правило утилитаризм провозглашает, что можно принять общественное благо как морально правильное, если действовать в рамках установленного правила.
    2. Акт утилитаризма утверждает, что любой поступок одного человека, который приносит счастье большому количеству людей, считается нравственно правильным поступком.

    3 аксиомы утилитаризма

    Согласно этой теории, действия, которые делают людей счастливыми, являются морально правильными. Таким образом, любое действие, которое делает счастливыми больше людей и огорчает немногих, является морально правильным. Наконец, морально правильными являются только те действия, которые одобряются обществом, компаниями, общественными организациями и отдельными людьми, и результат которых делает многих людей счастливыми. Таким образом, три основных принципа этой влиятельной моральной теории вкратце таковы.

    1. Единственные вещи, имеющие внутреннюю ценность, — это удовольствие и счастье.
    2. Действия правильны, только если они приносят счастье, и неправильны или плохи, если они производят несчастье.
    3. Удовольствие или счастье каждого имеют одинаковое значение.

    Ценности и принципы утилитарного течения

    Что значит термин утилитаризм

    Согласно доктрине утилитаризма, каждое действие должно приносить удовольствие или счастье всем, кто в нем участвует. Действие оценивается не само по себе, а по качеству достигнутого результата. Если незаконное или аморальное действие приводит к положительным результатам для максимального количества людей, философы-утилитаристы признают это действие полезным и не считают его аморальным. Победителей, говорят они, не судят.

    Но всегда ли цель оправдывает средства? Допустимо ли жертвовать меньшим ради счастья большего? Можно ли вывести единую формулу счастья? Ведь у всех разные представления и ценности и, соответственно, разные представления о счастье.

    Кстати, о ценностях. Высшей ценностью в утилитаризме считается удовлетворение. То есть рассматривается только моральная сторона вопроса. Утилитаризм — это то, что может принести пользу. Доктрина делает расплывчатые заявления о том, к чему должны стремиться люди, чтобы достичь утилитарного результата.

    Эгоизм и альтруизм как составляющие утилитарного учения

    Оно не делает различий между эгоистами, которых интересует только собственное благополучие, и альтруистами, которые стремятся к благополучию всех вокруг. Каждый утилитарист представляет собой смесь характеристик эгоиста и альтруиста. В результате получается человек, который стремится действовать таким образом, чтобы максимизировать удовольствие всех существ, которые могут его испытать. Вся психологическая система направлена на взаимное действие для достижения наивысшего блага для наибольшего числа людей. В этом отношении не существует «хороших» или «плохих» людей. Есть только люди, которые могут совершать действия, приводящие к «моральным» или «аморальным» результатам.

    История зарождения учения об утилитаризме

    Утилитаристского взгляда на то, что мораль возникает из конечного компонента, придерживались уже древние философы. Идеи о «большем счастье большего числа идей» появляются в учениях Аристотеля и Эпикура. Но завершенной эта система стала лишь позднее.

    Как возник термин утилитаризм

    1. Об утилитаризме как о полноценном течении заговорили благодаря трудам Иеремии Бентама. Он утверждал, природа человека такова, что каждый стремится к получению личного, а не коллективного удовольствия. Для достижения идей о всеобщей полезности было предложено модифицировать уголовное право. Благодаря этому пересмотрелась вся карательная система и отменился ряд жестоких законов, таких как смертная казнь за мелкие кражи.
    2. В 1861 году Дж. Милль предложить разделение ценностей на «высшие» и «низшие». Но в последующем утилитаристы назвали Милля популяризатором и отказались от его идей, так как качественное распределение удовольствий мешает количественному сравнению возможных благ.
    3. В начале XX века аксиологические основы утилитарного учения подхватили участники Австрийской экономической школы. Труды оказали значительное влияние на экономические и политические взгляды общества. Норвежский криминолог Нильс Кристи, последователь учений Бентама, сумел добиться проведения реформ в карательной системе своего региона.
    4. В XXI веке основы утилитаризма легли в учения философов-трансгуманистов. Британец Дэвид Пирс и россиянин Виктор Аргонов высказывали идеи о достижении всеобщего счастья путём изменения психики отдельных личностей. В самом простом варианте это достигается использованием психотропных препаратов, в будущем предполагается радикальная перестройка головного мозга. Учёные планировали выведение нейрокоррелянта удовольствия, который позволит не только измерят уровень удовлетворения, но и регулировать его. Человек сможет сам решать от чего получать удовольствие, а от чего нет. Природные инстинкты и рефлексы заменятся собственными мотивациями. Высказаны мысли и о том, чтобы перепрограммировать сознание животных, что должно привести к полному искоренению хищничества.

    Трансгуманистическая теория также показывает катастрофические сценарии. Суперсчастливый суперорганизм требует увеличения массы тела для достижения максимального счастья. В результате утилитарное существо сочтет морально оправданным такое действие, как уничтожение всего живого на Земле с целью присвоения всех ресурсов для собственного блага. Таким образом, наряду с суперорганизмами, пожирающими все вокруг себя, постчеловеки будут пытаться достичь мирного существования организмов, уменьшая количество особей, но увеличивая общий уровень счастья. И снова возникает вопрос, всегда ли цель оправдывает средства.

    Деонтологическая этика как противоположность утилитаризму

    Этическая мораль контрастирует с утилитаризмом, когда речь заходит об оценке качества действия. Важен не результат, а только само действие. Нужно действовать так, как должно, и позволить этому случиться. Никогда не следует действовать в соответствии с моральными принципами и игнорировать человеческие ценности. В то время как утилитаризм занимается тем, хорош или плох человек, этика делит человечество на группы «хороших» и «плохих». Но не может ли осуждение человека и указание на негатив рассматриваться как поправка против добродетели?

    Иммануил Кант сузил жесткие рамки, рассмотрев наиболее важные аспекты этического учения. Он утверждал, что даже если убийца совершил обман ради спасения своей жертвы, этот поступок следует считать аморальным, поскольку он нарушает условный закон всегда говорить правду. Ложь ради спасения жизни недопустима. Не существует оттенков серого. Есть только черное и белое.

    Утилитаристы не принимают таких суждений. У них нет таких понятий, как:

    • «долг»;
    • «обязанность»;
    • «ответственность».

    Понятие утилитаризм

    Каждый человек, даже самый злой, заслуживает счастья. Тот, кто причиняет страдания другим, наказывается только в том случае, если страдания других перевешивают удовольствие, получаемое им самим. Нельзя осуждать человека только за то, что он совершил злодеяние. Пока весы склоняются в сторону довольного большинства, беспорядочное меньшинство будет оставаться незамеченным.

    В современной системе моральных норм концепции утилитарных взглядов претерпели некоторые изменения, течения объясняются с более гуманной и благородной точки зрения. Существуют ситуации, которые можно рассматривать только с «утилитарной» точки зрения (например, когда рабочий на заводе должен очень тяжело работать, чтобы обеспечить материалами целую страну, или когда солдат жертвует своей жизнью ради спасения целой воинской части). Врач, например, никогда не пожертвует жизнью пациента, даже если он может стать донором для многих пациентов. Таким образом, цель не оправдывает средства.

    Этимология

    Наш термин происходит из латинского языка. Первоначально в вульгарной латыни существовал глагол usare, от которого в латыни образовался другой глагол — uti, означающий «использовать, применять». От него, в свою очередь, образовалось прилагательное utibilis, а затем utilis, означающее «полезный, подходящий, соответствующий».

    От последнего возникло латинское существительное utilitas, а затем еще одно существительное utility, оба означающие «польза, выгода». От последнего произошло английское прилагательное utilitarian, означающее «утилитарный». Термин был придуман Джереми Бентамом, британским философом, жившим в XVIII и XIX веках. Он ввел этот термин в 1781 году.

    Чтобы завершить наше исследование того, что значит быть утилитаристом, нам нужно рассмотреть тесно связанное с ним слово «утилитаризм».

    Направление в этике

    Утилитарный — это. Значение слова. Утилитарность что это. 2

    Утилитаризм — это этическая теория, согласно которой моральная ценность поведения, действия определяется с точки зрения полезности, которую оно приносит. Полезность действия — это счастье или удовольствие, получаемое всеми сторонами, которых затрагивают последствия этого действия. Таким образом, в утилитаризме действие оценивается не само по себе, а по его последствиям.

    В основе утилитаризма лежат гедонизм и эвдаймонизм. Это аксиоматические доктрины или ценностные учения, утверждающие, что счастье или удовольствие является высшей ценностью. Однако определение этих терминов представляет собой проблему. Вопрос об их идентичности также является проблемой. Современные западные утилитаристы обычно считают, что они идентичны.

    Утилитарный — это. Значение слова. Утилитарность что это. 3

    Идеи гедонизма и эвдаймонизма отстаивали еще древние философы, такие как Аристипп и Эпикур. В современную эпоху их отстаивал Дэвид Юм. Однако утилитаризм как этическая система впервые появился в трудах Джереми Бентама. Согласно его классической формуле, нравственными являются те действия, которые в конечном итоге приносят наибольшее счастье наибольшему числу людей.

    По мнению Бентама, торжество утилитаризма на общественном уровне возможно при условии его поддержки со стороны государства. Одним из важнейших проектов должна стать реформа системы уголовного правосудия. Под влиянием этих идей в начале XIX века в Англии был отменен ряд строгих законов, например, смертная казнь, назначаемая за мелкую кражу.

    Общие черты

    Наиболее заметные черты утилитаризма включают:

    -Определение счастья с удовольствием.

    -Рассмотрение правильного поведения человека с точки зрения природы удовольствия и избегания страданий.

    -Определение счастья как наиболее важной ценности на индивидуальном уровне. Однако оно должно быть совместимо с другими через определенные добродетели, такие как сострадание или доброта.

    -Рассмотрение человека как существа, которое может реализовать и расширить свои возможности.

    -признавать, что наибольшее счастье в обществе проявляется в наибольшем количестве людей.

    Утилитаризм Джереми Бентама

    Джереми Бентам (1748-1832) считал, что человеческой природой управляют удовольствие и страдание, поэтому человек должен стремиться к удовольствию и стараться устранить страдание.

    Поэтому он отстаивал принцип большего счастья как в частных, так и в общественных действиях. Действие считается правильным, независимо от его внутренней природы, если оно приносит выгоду или пользу для наибольшего возможного счастья.

    Чтобы избежать противоречия, которое может возникнуть между стремлением к индивидуальному и общественному счастью, Бентам считал, что решающим является счастье человека.

    Однако то, что делают другие, имеет решающее значение лишь в той мере, в какой человек руководствуется благожелательностью, интересом к благожелательности или мнению других, или их симпатией.

    Принцип полезности

    Для Бентама принцип благодеяния — это своего рода стандарт правильных действий как отдельных людей, так и правительств.

    Этот принцип гласит, что действия одобряются, если они способствуют счастью или удовольствию, и не одобряются, если они ведут к страданию или несчастью.

    Из этих концепций утилитарный принцип позволяет одобрять или не одобрять то или иное действие, основываясь на количестве боли или удовольствия, которое оно причиняет. То есть, последствия этих действий.

    С другой стороны, он определяет приравнивание добра к счастью и удовольствию, а зла — к боли и неудовольствию. Если мы не можем количественно оценить или измерить и то, и другое.

    Количественная оценка или измерение удовольствия или боли

    Чтобы измерить удовольствие и боль, Бентам перечисляет переменные, которые должен учитывать человек, а именно.

    -уверенность или неуверенность

    -местоположение или расстояние.

    К первым, которые рассматриваются на индивидуальном уровне, добавляются другие, когда удовольствие и боль должны быть измерены по отношению к другому действию. К ним относятся: чувство удовольствия, боли и наслаждения:

    -Плодотворность или тенденция к продолжению подобных ощущений. Так, например, человек стремится к удовольствию, когда он уже испытал удовольствие.

    -Чистота или тенденция не следовать за противоположными ощущениями. Например, боль, когда это удовольствие, или удовольствие, когда это боль.

    -расширение Количество людей, на которых оно распространяется или, в утилитарных терминах, действует.

    Последствия принципа полезности

    Бентам был социальным реформатором и применил этот принцип к законам Англии, особенно в области преступления и наказания. Для него было необходимо создать такое наказание для того, кто причиняет кому-то вред, которое могло бы удержать его от повторного совершения этого действия…..

    Он также считал, что этот принцип может быть применен к обращению с животными. Вопрос, который возникает, заключается не в том, могут ли они думать или говорить, а в том, могут ли они страдать. И эти страдания должны быть приняты во внимание при обращении с животными.

    Отсюда вытекает моральная основа любого закона, предотвращающего жестокое обращение с животными.

    Другие представители

    Джон Стюарт Милль (1806-1873)

    Как соратник Бентама, он был последователем доктрины утилитаризма своего учителя.

    Хотя стремление к счастью было важно для Милля, он не соглашался с Бентамом в том, что важно качество, а не количество. Существуют удовольствия, которые отличаются качественно, и эта разница в качестве отражается в более высоких и более низких удовольствиях.

    Например, моральные или интеллектуальные удовольствия превосходят физические. Его аргумент заключается в том, что люди, испытавшие и то, и другое, находят высшее наслаждение лучшим, чем низшее.

    Защита принципа полезности, с другой стороны, основывалась на том, что объект считается желанным, когда люди видят его. Аналогичным образом, единственная уверенность в том, что нечто желаемое может быть достигнуто, заключается в том, что люди этого хотят. Значит, то, что желательно, — это добро.

    Поэтому счастье желательно для всех людей, что является утилитарной целью. А благом для всех людей является всеобщее счастье.

    Далее он проводит различие между счастьем и довольством, так что счастье более ценно, чем довольство.

    Внутренние санкции

    Еще одно отличие от Бентама заключается в том, что у Милля существовали внутренние санкции. И вина, и раскаяние являются регуляторами действий людей.

    Когда человек воспринимается как средство причинения вреда, возникают негативные эмоции в виде чувства вины за содеянное. Так же, как важны внешние наказания, для Милля важны и внутренние наказания, поскольку они также способствуют совершению правильных действий.

    Милль использовал утилитаризм в правовой и социальной политике. Его предложение об увеличении счастья лежит в основе его аргументов в пользу свободы слова и избирательного права для женщин. Также он говорил о том, что общество или правительство не должно вмешиваться в индивидуальное поведение, которое не вредит другим.

    Генри Сиджвик (1838-1900)

    Генри Сиджвик представил свои «Методы этики», опубликованные в 1874 году, в которых он защищал утилитаризм и свою философию этики.

    Таким образом, он считал, что основная теория морали имеет главенствующий принцип для прояснения конфликта между ценностью и правилом, а также теоретическую ясность и адекватность для описания правил, которые являются частью морали.

    Также было высказано предположение, что то, что ценится в теории, правиле или конкретной политике, предшествует конкретному действию. Учитывая, что люди на самом деле будут делать или что они думают, они должны действовать рефлексивно и рационально.

    Столкнувшись с этой проблемой, Сиджвик рекомендовал идти по пути, который предсказывал наилучший исход, принимая в расчет все данные.

    Общая полезность

    Сиджвик проанализировал то, как ранние утилитаристы определяли полезность. Например, он видит проблему в том, что полезность возрастает при увеличении числа людей. Действительно, возможность увеличения числа людей в обществе приводит к снижению среднего уровня счастья.

    В своей аргументации он указывает на то, что конечной целью утилитаризма является действие счастья в целом и что все население в целом наслаждается всем позитивным счастьем. Количество счастья, достигаемое дополнительным числом людей, противопоставляется остальным.

    Статья по теме:  Как одеться зимой, чтобы выглядеть женственно: 5 модных правил. Как одеться женственно зимой?
Оцените статью
РесницаМания