За кадром фильма «Благословите женщину». Благословите женщину где снимали

Она ходила по городу, знакомилась с местными и постепенно рисовала образ своей героини. Когда Говорухин приехал в Одессу, она уже знала, как именно будет играть, и образ режиссеру понравился.

«Благословите женщину»: история самого неоднозначного фильма о любви и женской судьбе

Драма Станислава Говорухина по повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы» вышла на экраны почти двадцать лет назад, в 2003 году, но до сих пор не оставляет равнодушным почти ни одного зрителя.

Одни безоговорочно поверили, что фильм о настоящей женщине и настоящей любви. Другие с сочувствием отнеслись к нелегкой судьбе главной героини и, если и увидели в этой истории любовь, то только ее, Верину…

Эпиграф фильма — «Нашим мамам и бабушкам посвящается» — тоже вызвал немало вопросов. Так вот, оказывается, как они жили? Вот чего ждали мужчины от своих подруг сто лет назад?

Времена изменились, а вопрос о роли женщины в своей собственной судьбе, нет-нет, да и всплывает на поверхность современного уже бытия. Может ли быть счастлива женщина, посвятившая жизнь своему мужчине? И что, собственно, получила взамен героиня картины?

О главных героях этой истории, расскажу сегодня.

Автор под псевдонимом и реальные герои повести

Под псевдонимом Ирина Грекова («Игрекова») творила прозу доктор наук, математик Елена Сергеевна Вентцель.

Свою повесть она назвала «Хозяйка гостиницы» и написала ее под впечатлением от знакомства с реальными людьми, хозяевами небольшого гостевого дома в Одессе.

Ольга и Константин Кирюшины дружили с Еленой почти пятьдесят лет. Именно их биография и легла в основу повести, которую впервые опубликовали в 1976 году.

К сожалению, ни автор, ни сами герои этой истории экранизации не увидели.

По словам Андрея Бекетова, эпизоды, отснятые в родном Агинском, занимают в фильме «Благословите женщину» секунды. Тем не менее он всегда с особым чувством пересматривает их.

Из гостиницы на съёмочную площадку

В 2002 году в агинском гостиничном комплексе «Сапсан», где работал Андрей Бекетов, разместилась съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с известным режиссером Станиславом Говорухиным. Они приехали снимать в агинской степи одну из глав исторической драмы «Благословите женщину». Напомним, что, по замыслу автора, героиня кинокартины Вера (актриса Светлана Ходченкова) приезжает в Забайкалье вместе с мужем — военным Александром Ларичевым (актер Александр Балуев) из маленького хутора в Крыму.

— Так вышло, что в съемочной команде не оказалось фотографа. Помощники режиссера увидели в гостинице выставку моих фотографий и попросили, чтобы я поработал на съемочной площадке. Фильм снимали на пленку, поэтому отсмотреть отснятый материал, как можно делать сейчас на цифровой технике, было невозможно. От меня требовалось фиксировать эпизоды и к вечеру распечатывать снимки, чтобы режиссер, а также его помощники, оператор и костюмеры видели, как выстроен кадр. Также фотографии необходимы, чтобы не ошибиться в деталях костюмов артистов на следующий съемочный день, — пояснил Андрей Бекетов.

Статья по теме:  Что делать если девушка выше парня. Что делать если девушка выше парня?

Погода усилила авторский замысел

Процесс создания кинокартины проходил в октябре 2002 года. Погода была ветреной и холодной. Многих творческих гостей поселка удивляли природные особенности — жуткий холод и отсутствие снега. Однако Станиславу Говорухину такая атмосфера была только на руку, ведь так можно было особенно ярко показать, в каких суровых условиях оказались герои фильма после теплого Крыма с его песчаными побережьями и ласковым морем. Усиливает этот эффект и сердито брошенная фраза одной из эпизодических героинь, которая в фильме развешивает белье возле казармы: «Здесь вам не курорт». К слову, по сведениям газеты «Агинская правда», эту маленькую роль исполнила жительница Агинского Марина Баранова.

— Съемочная группа привезла огромное количество декораций и костюмов. Съемочных площадки было три. Одна из них расположилась возле гостиницы «Сапсан», территория рядом с которой в то время не была застроена. Там установили юрту, в которой разместили военный штаб. В степи, примерно в десяти километрах от Агинского, развернули палаточный военный лагерь. Туда привезли танки. Также задействовали в съемках солдат-срочников, которых одели в форму красноармейцев. Третья локация — чабанская стоянка, надворные постройки которой сошли за казармы, — рассказал фотограф. — В фильме задействовали большое количество лошадей и верблюдов.

Многие зрители посчитали финал истории позитивным. Да, пусть поздно, но Вера нашла «подходящего мужчину». Но, строго говоря, Юрлов лишь немногим лучше Шунечки.

Реальная история

Фильм «Благословите женщину» стал экранизацией повести «Хозяйка гостиницы». Станислав Говорухин был впечатлен историей самоотверженной любви русской женщины к своему мужу, чья жизнь была посвящена службе Родине. Произведение не являлось художественным вымыслом автора. Это реальная история простой русской женщины, которая вдохновила Елену Вентцель на написание повести.

За кадром фильма «Благословите женщину». Благословите женщину где снимали 2

Елена Вентцель, профессор, доктор технических наук, помимо научных трудов, создавала и литературные произведения. Она творила под псевдонимом И. Грекова, который имеет забавное прочтение «игрекова». А 1976 году Вентцель представила читателям повесть «Хозяйка гостиницы». Как оказалось, вдохновением послужила реальная история Ольги Кирюшиной, хозяйки домика, который Елена Вентцель снимала во время семейного отдыха в Одессе. Она настолько прониклась к постоялице, что за одним из разговоров поведала непростую историю своей жизни.

Впоследствии эта случайная встреча для двух женщин обернулась крепкою дружбой, которая длилась много лет. Ни главные герои Кирюшины, ни автор повести, не дожили до момента экранизации такой знакомой для них истории. Но режиссер бережно отнёсся к изложению своей версии произведения. Он сумел перенести напечатанные строки повести на киноэкран, передав всю любовь и боль главных героев.

Статья по теме:  Первый муж. Миколас Орбакас. Миколас орбакас и алла пугачева почему расстались?

Отзывы о фильме

История простой русской девушки, представленная в 2003 году, вызвала неоднозначные эмоции у зрителей. Уж слишком противоречивыми получились образы главных героев в фильме Станислава Говорухина. С одной стороны критики восхищены главной героиней, воплощающей в себе образ русской женщины, умеющей быть безгранично преданной своему мужчине, сострадательной, послушной и всепрощающей. С другой стороны рецензии полны негодования: «кому и зачем это нужно?». Ведь Вера отказывает себе даже в самых первородных желаниях быть мамой, быть рядом с любимыми людьми, ставя свой долг перед мужем превыше всего и всех. При этом ее единственное право — «быть любимой». Но и тут зрители недоумевают. Уж очень своеобразно Ларичев реализует его.

Но могли ли быть главные герои другими? Нужно помнить, что основное действие фильма происходит на фоне непростых военных лет. Пожалуй, Ларичев и не мог быть другим.

Суровый, преданный своему долгу и Родине, он любил свою женщину так, как умел. Все его существо настолько пропитано коммунистической идеологией о долге и чести, что столкнувшись в послевоенное время с несовершенством системы, он заболевает и, в конце концов, погибает. Вера же представляет собой собирательный образ идеальной русской женщины. Кажется, что она хрупка и ранима, а порой безвольна и даже глупа. Но именно в ней заключена невероятная сила духа, которую нельзя сломить.

Замечательная игра актеров, очень тонко передающая характер каждого из персонажей, заставила зрителей любить и ненавидеть, сострадать и недоумевать. А после просмотра фильма испытывать легкую грусть и желание вновь пересматривать эту историю о жизни двух простых людей.

Главную героиню Веру могла сыграть Мария Миронова. Светлане Ходченковой должна была достаться роль младшей сестры Веры, но как только актриса пришла на пробы, режиссер понял, что именно ей он отдаст главную роль.

Тиран Ларичев и импровизация Купченко

На роль Ларичева рассматривались два актера: Алексей Гуськов и Александр Балуев. Образ военных для обоих актеров был не в новинку, но для режиссера ключевую роль играло внешнее сходство актера с персонажем в повести. Более похожим оказался Балуев. Актер, кстати, относился к своему персонажу с презрением и считал его резко отрицательным героем. Поэтому Александр искренне удивился, когда узнал, что образ, который он воплотил на экране свел многих зрительниц с ума.

Особенной в этом фильме стала роль Ирины Купченко, которая сыграла маму Веры. Говорухин прежде не терпел самодеятельности на площадке и требовал, чтобы актеры делали все по сценарию. Однако, Ирине он дал почти полную свободу: почти все, что она делает в кадре – импровизация.

Времена изменились, а вопрос о роли женщины в своей собственной судьбе, нет-нет, да и всплывает на поверхность современного уже бытия. Может ли быть счастлива женщина, посвятившая жизнь своему мужчине? И что, собственно, получила взамен героиня картины?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Безусловно, в «Хозяйке гостиницы» ни о какой Ассоли речи вообще не шло – невозможно было представить, что когда-нибудь все это кончится, сгинут партия и правительство, рабство с его религией (ложью), вдруг станет принято быть человеком, и все увидят небо в алмазах. «Благословите женщину» о многом рабском умалчивает, небо уже в алмазах, и это в конкретном 1957 году. В том году начинали травить Пастернака, после чего сажали Григоренко, после чего пошли Синявский с Даниэлем, и опять много умерло в лагерях и спецпсихбольницах – то есть фильм зациклен на миге, когда режим временно отказался от активного людоедства в пользу активного загнивания на корню. Однако фильм не давит на мозги, он манипулирует только чувствами. Чувства, между тем, пробуждает добрые, о чем свидетельствует уже появление на экране разных пушистых кошек. И плохо, что ли, помечтать девочкам, чтоб мужики сохраняли мужество, женщины – женственность, и все они встречались на советской территории, и хоть в этом-то не был не прав классик марксизма-ленинизма?

Статья по теме:  Анна Ковальчук. Кто муж анны ковальчук

Просветительская задача положительна потому, что даже по исполнителям видно, как прочно забыто и как не воспитано нынче многое, без чего невозможен даже профессионализм. Хуже всех играют свои роли молодые актрисы. Светлана Ходченкова (Вера) и Ольга Березкина (Маша) просто беспомощны всякий раз, когда надо на что-то самостоятельно реагировать. Ну, не знают молоденькие, что значит «самостоятельно», и сразу в слезы или мелодекламацию. Но спасибо им и на том, что внешностью выигрывают. У Ходченковой красивые глаза. Зато те, кто давно умеет играть, делают это правильно. Можно было б сказать, что «все спасает бенефис Инны Чуриковой» – а нет, у нее просто роль такая бенефисная (под Раневскую). Она играет не лучше, чем Балуев, Михайлов, Купченко и лично Говорухин – свой характер, предельно в жанре. У всех взрослых на экране сложились выраженные характеры, они это умеют, мы от этого отвыкли.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Конечно, во многом законченность фильму придает «третья сила», которую очень видно. Это подсознание постановщика, всегда вылезающее в его жанровых предпочтениях – в данном случае, подсознание Говорухина со всеми комплексами и соблазнами. Говорить о них публике – лишнее, публика лично с ним незнакома, хотя сами по себе они любопытны и аморальны, в отличие от мелодрамы. Однако не будь подсознательного импульса, еще неизвестно, выдерживало ли бы кино заданный ритм и темп.

А так – какие бы комплексы ни сработали, если они не скрыты, не подменены и не перевраны, кино может получиться, как и произошло с «Благословите женщину».

Оцените статью
РесницаМания