Свадьба Фигаро» — краткое содержание оперы В. А. Моцарта. Кто такой фигаро.

Пьеса Бомарше La Folle journee ou Le Marriage de Figaro относится к жанру комедии. Опера Моцарта «Женитьба Фигаро» считается комической оперой.

История создания пьесы

Пьеса была написана в 1779 году французским драматургом Пьером-Огюстеном Бомарше, который сначала читал ее в салонах, что принесло ей небольшую популярность.

Пьер Бомарше

Действие первоначальной версии пьесы происходило во Франции. Однако король Людовик XVI запретил комедию, посчитав неуместным представлять публике пьесу, обличающую французскую буржуазию. Бомарше изменил декорации и перенес события в Испанию. После этого король разрешил показывать пьесу во французских театрах. Пик славы пьесы пришелся на 1786 год, когда великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал музыку к опере «Свадьба Фигаро». Арии персонажей пели самые известные оперные певцы мира. Еще до того, как Моцарт написал оперу, императрица Екатерина II очень хотела получить и прочитать текст произведения на русском языке. В 1782 году Бомарше лично читал произведение российскому наследнику престола Павлу I, который путешествовал по европейским странам под чужим именем.

Главные герои и их характеристика

Самым важным персонажем комедии является Фигаро. Это человек из низшего сословия, занимающийся творческим писательством, которое часто отвлекает его от работы, приносящей ему материальный доход.

Фигаро

  1. Граф Альмавива является бывшим хозяином Фигаро и коррехидором Андалусии. Благодаря помощи своего слуги женится на Розине — будущей графине Альмавива.
  2. Графиня Розина Альмавива – жена графа.
  3. Сюзанна – работает горничной у графини, а также является невестой Фигаро.

Второстепенные персонажи

  • Керубино – паж в замке графа и графини. Немного наивный и глуповатый молодой человек. Поклонник графини.
  • Дон Базилио – преподаватель музыки и пения.
  • Дон Курцио – городской судья.
  • Бартоло – севильский доктор.
  • Марселина – работает у Бартоло, является его ключницей.
  • Антонио – родной дядя Сюзанны, работает садовником у графа.
  • Барбарина – дочка Антонио.

История разворачивается в течение короткого периода — одного дня, но за это время происходит множество безумных, а порой и комичных событий.

Свадьба Фигаро

Фигаро всегда был правой рукой графа и его ближайшим помощником. Однако в последнее время он потерял свою популярность. Причина тому — предстоящая женитьба слуги на Сюзанне, девушке, которая также работает в замке графа.

Ничто не предвещает беды, пока девушка не признается жениху, что граф намерен восстановить права землевладельца на девственность будущей невесты. Более того, господин намерен удержать от нее приданое. Фигаро смущен, так как не может поверить, что граф способен на такой поступок.

Он очень огорчен скромным поведением своего господина. Он также узнает, что граф намерен отправить своего некогда доверенного слугу в Лондон, чтобы тот навестил его молодую жену, пока Фигаро будет отсутствовать. Главный герой обещает своей любимой и испуганной невесте, что он проучит Альмавиву.

Помимо чувственного графа, браку угрожают еще два человека — старый Бартоло и его служанка Марселина. Альбавива когда-то с помощью Фигаро отбил у старого доктора его настоящую жену Розину.

Марселина угрожает подать на Фигаро в суд. Он хочет либо жениться на ней, либо выплатить деньги, которые он ей должен. Марселина безумно влюблена в Фигаро, в прошлом у нее был ребенок, которого она украла у своего хозяина Бартоло, когда тот был еще младенцем.

Главный герой понимает, что граф не поддержит его на этот раз и встает на сторону доктора и его экономки. Граф был безумно влюблен в свою жену в начале их брака, но теперь он стал холоден к ней и начал посещать других женщин.

Несмотря на свою ревность, графиня не чувствует себя полностью покинутой, ведь у нее есть молодой ухажер Керубино. Юноша молод и красив, он осознает свою привлекательность и впечатление, которое он производит на женщин.

Граф устал от шалостей молодого пажа Керубино и хочет отослать его обратно к матери. Юноша просит пощады и идет к Сусанне. Пока они разговаривают, к девушке подходит господин, и юноша успевает спрятаться за кресло. Альмавива предлагает молодой девушке деньги в обмен на интимную встречу перед свадьбой.

Свадьба Фигаро

Вдруг за дверью раздается голос учителя музыки дона Базилио. Граф прячется за креслом, за которым уже лежит Керубино. Юноша выбегает и прячется в кресле, а Сусанна накрывает его своим платьем. Базилио рассказывает о приключениях пажа, и возмущенный Альмавив тут же уводит юношу домой.

Фигаро и жители деревни приходят в замок, чтобы поблагодарить своего господина за лишение невесты права на девственность. Граф должен подтвердить это перед многочисленной толпой. Возмущенный Альмавив решает поддержать Марселину в предстоящем судебном процессе.

Кто такой фигаро

Опера в четырех действиях Вольфганга Амадея Моцарта с либретто (на итальянском языке) Лоренцо Да Понте по одноименной комедии Пьера Огюста де Бомарше.

СОВЕТНИК АЛЬМАВИВА (баритон) ФИГАРО, его слуга (баритон) ГРАФИНЯ АЛЬМАВИВА (Розина) (сопрано) СЮЗАННА, служанка и невеста Фигаро (сопрано) Д Р БАРТОЛО (бас) МАРСЕЛИНА, (сопрано) Керубино, служанка Фигаро (меццо-сопрано) ДОН БАЗИЛИО, учитель пения (тенор) АНТОНИО, садовник (бас) БАРБАРИНА, его дочь (сопрано) ДОН КУРЧИО, судья (тенор)

Время действия: XVIII век. Место действия. Первое исполнение: Вена, Бургтеатр, 1 мая 1786 года.

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». Постер Рафала Ольбиньского

Если «Дон Жуан» Моцарта многие музыканты считают величайшей из всех опер, то «Свадьба Фигаро» — их любимая. И не только музыканты, конечно. Она имеет честь быть самой старой оперой, которая непрерывно исполняется почти во всех театрах западного мира (шедевр Глюка исполняется не так часто), что завораживает миллионы слушателей, часто тех, кто совсем не без ума от «Фауста», «Иды» или «Богемы», но без ума от «Свадьбы Фигаро». Ибо кто может быть равнодушен к Керубино и Сюзанне, кто не будет очарован Фигаро, столь же элегантным, хотя и менее энергичным, чем барбер Россинева?

Далее. Трудно представить, что эта пьеса, столь популярная сегодня, была чрезвычайно революционной. Образ группы слуг, избивающих своего хозяина-аристократа, пренебрегающих тем, что столетия назад считалось исконным droit du seigneur, и в конце умоляющих его о прощении, был ужасающим в то время, когда назревала Французская революция. Долгое время произведение Бомарше было запрещено на парижских сценах, а император Иосиф разрешил публикацию оперы только после того, как либреттист Да Понте заверил его, что из либретто были удалены самые скандальные революционные строки.

Но опера столь же революционна в своей музыке, как и в политике. Знаменитый финал II акта (не говоря уже о финале IV акта) — первый в истории оперы пример длительного и сложного развития сюжета и характера, достигнутого исключительно музыкальными средствами. В «Свадьбе Фигаро» нет таких речитативов, нет таких арий, нет таких пауз в развитии сюжета и характера, когда примадонна просто демонстрирует свою праматуру или тенор преодолевает трудности тесситуры. Опера «Свадьба Фигаро» — это прежде всего музыкальная история — такая, к которой стремился Вагнер (чего он далеко не всегда достигал). Это идеал, о котором мечтает почти каждый современный оперный композитор. И какая музыка!

Статья по теме:  Смена пола: об этике и практике. Как происходит смена пола.

Но чтобы полюбить произведение, не обязательно понимать, насколько революционным оно когда-то было: с первого исполнения «Свадьба Фигаро» стала любимицей публики, которая даже не знала или не хотела знать о новаторском характере этого шедевра. Майкл Келли, ирландский друг Моцарта, исполнивший в опере две теноровые партии — Дона Базилио и Курцио (он пел как Очелли, который явно походил на итальянца), вспоминал в своих мемуарах: «Никто никогда не имел большего успеха, чем Моцарт и «Женитьба Фигаро». Театр был заполнен до отказа, многие номера пришлось повторять, так что опера длилась почти вдвое дольше, чем нужно, но публика не переставала хлопать и кричать Моцарту. Результатом этого триумфа стало то, что правитель — император Иосиф — приказал повторить только отдельные арии, но не концертные номера. Когда в следующем году Моцарт посетил Прагу, он написал своему отцу, что мелодии из «Свадьбы Фигаро» слышны повсюду. Эти мелодии были на вершине хит-парада. И такими они остаются по сей день.

История создания

Сюжет оперы заимствован из «Женитьбы Фигаро» (1781), второй части драматической трилогии знаменитого французского драматурга П. Бомарше (1732-1799). Первая часть — «Севильский цирюльник» (1773) — легла в основу одноименной оперы Россини. Комедия появилась в годы, предшествовавшие Французской революции (впервые была поставлена в Париже в 1784 году), и пользовалась большим успехом у публики благодаря своим антифеодальным тенденциям. Моцарта привлекла «Женитьба Фигаро» не только благодаря живым персонажам, стремительному сюжету и комедийной остроте, но и благодаря социально-критическому тону. Комедия Бомарше была запрещена в Австрии, но либреттист Моцарта Л. да Понте (1749-1838) добился разрешения на постановку оперы. Либретто (написанное на итальянском языке) было пересмотрено, многие сцены комедии сокращены, как и публицистические монологи Фигаро. Это было связано не только с требованиями цензуры, но и с особенностями оперного жанра. Тем не менее, центральная идея произведения Бомарше — идея морального превосходства простого человека Фигаро над аристократом Альмавивой — была перенесена на музыку оперы с неотразимой убедительностью.

Герой оперы, слуга Фигаро, — типичный представитель третьего сословия. Умный и энергичный, насмешливый и остроумный, ведущий доблестную борьбу с могущественным дворянином и одерживающий над ним победу, он изображен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере также реалистично изображены пылкая и нежная Сюзанна, нуждающаяся графиня, юный Керубино, охваченный первыми эротическими чувствами, высокомерный граф и традиционные комические персонажи Бартоло, Базилио и Марселина.

Моцарт начал писать музыку в декабре 1785 года и завершил ее пять месяцев спустя; премьера оперы состоялась в Вене 1 мая 1786 года и имела небольшой успех. Настоящее признание опера получила только после представления в Праге в декабре того же года.

Музыка

«Свадьба Фигаро» — это комическая опера о повседневной жизни, в которой Моцарту — первому в истории музыкального театра — удалось показать живые и многослойные характеры в сюжете. Взаимоотношения и конфликты этих персонажей определяют многие особенности музыкальной драматургии «Свадьбы Фигаро» и придают гибкость и разнообразие формам оперы. Особенно важна роль ансамблей, которые связаны со сценическим действием и часто развиваются свободно.

Стремительность движений и задорное веселье пронизывают вступление оперы и вводят в радостную атмосферу событий «безумного дня».

Ансамбли и арии чередуются в первом акте с естественностью и легкостью. Два следующих друг за другом дуэта Сюзанны и Фигаро выделяются своей элегантностью; первый — радостный и безмятежный, а второй добавляет нотку озорства в игривое настроение. Остроумие и смелость Фигаро отражены в квартете «Wenn der Baron springen will», ирония которого подчеркнута танцевальным ритмом. Тревожная ария Керубино I can’t tell, I can’t explain создает поэтическую картину влюбленного проповедника. Терцет выражает гнев графа, растерянность Базилио и страх Сусанны. Саркастическая ария «Резвый мальчик», написанная в стиле военного марша в сопровождении звуков трубы и цимбал, напоминает энергичного, вспыльчивого и веселого Фигаро.

Второй акт начинается со светлых лирических эпизодов. Ария графини «Бог любви» покоряет своим лиризмом и мягкой сдержанностью эмоций; в ней сочетаются пластичность и красота вокальной мелодии с нежностью оркестрового сопровождения. Ария Керубино «Ein Herz flattert» полна нежности и тоски. Финал акта основан на свободном чередовании ансамблевых сцен; драматическое напряжение нарастает волнами. За стремительным дуэтом графа и графини следует терцет, начинающийся с насмешливых замечаний Сюзанны; последующие сцены с Фигаро яркие, живые и стремительные. Акт завершается большим ансамблем, в котором торжествующие голоса графа и его спутников сопоставляются с голосами Сусанны, графини и Фигаро.

В третьем акте дуэт графа и Сюзанны выделяется своими очаровательными и нежными чертами; музыка одновременно передает коварство прекрасной девушки и истинную страсть и нежность обманутого графа. Дуэт Сусанны и графини написан в прозрачных, пастельных тонах; голоса нежно перекликаются в сопровождении гобоя и фагота.

Четвертый акт начинается с короткой, наивной арии Барбарины под названием «Я его уронила, я его потеряла». Лирическая ария Сусанны «Приди, мой милый друг» проникнута поэзией тихой лунной ночи. Музыка финала, выражающая сложные чувства главных героев, сначала звучит приглушенно, но постепенно наполняется радостным ликованием.

Опера является одним из самых значительных произведений в истории музыкального театра и пользуется огромной популярностью. Количество постановок огромно. В этом произведении Моцарт показал себя смелым новатором. Драматическая роль арий и особенно ансамблей, которых в опере 14, значительно расширена. Мелодическая харизма композитора проявилась здесь во всей красе: знаменитые арии Фигаро («Se vuol billare»), Керубино («Non so piu cosa son, cosa faccio», обе из первой части), графини Альмавивы («Porgi amor» из второй части) и другие.

Судьба пьесы в России была непростой из-за цензурных правил. Впервые она была поставлена в 1836 году Итальянской труппой в Санкт-Петербурге. Первое русское представление на профессиональной сцене состоялось в 1901 году (Мариинский театр). Среди наиболее значительных постановок — спектакли в Венской государственной опере (1906, режиссер Малер), в Риме (1964, режиссер Висконти), в Версале (1973, режиссер Шолти, постановка Стрелера) и др.

Статья по теме:  Число 69 — значение номера в нумерологии. Что значит 69.

Видеозаписи |

  • 1967 год (нем. яз.) — режиссёр не указан (режиссёр телезаписи — Иоахим Хесс); дирижёр Ханс Шмидт-Иссерштедт, хор и оркестр Гамбургского оперного театра

Исполнители: Граф Альмавива: Том Краузе, Графиня: Арлин Сондерс, Фигаро: Хайнц Бланкенбург, Сюзанна: Эдит Матис, Марселина: Мария фон Илосвей, Керубино: Элизабет Штайнер, Бартоло: Ноэль Манген, Базилио: Курт Маршнер.

  • 2014, 18 октября — режиссёр Ричард Эйр; дирижёр Джеймс Ливайн, хор и оркестр Метрополитен-оперы

Актерский состав: граф Альмавива (Питер Маттеи), графиня (Аманда Маджески), Фигаро (Ильдар Абдразаков), Сусанна (Марлис Петерсен), Марселина (Сюзанна Ментцер), Изабель Леонард (Керубино), Джон Дель Карло (Бартоло), Грег Феддерли (Базилио), Филипп Кокоринос (Антонио), Ин Фанг (Барбарина) и Скотт Скалли (Дон Курцио). Руководитель хора — Дональд Палумбо. Координатор: Рене Флеминг1

Второстепенные персонажи

  • Керубино – паж в замке графа и графини. Немного наивный и глуповатый молодой человек. Поклонник графини.
  • Дон Базилио – преподаватель музыки и пения.
  • Дон Курцио – городской судья.
  • Бартоло – севильский доктор.
  • 1948 год — дирижёр Курт Зандерлинг, хор и оркестр Всесоюзного радио (СССР)

Исполнители: Граф Альмавива — Владимир Захаров, Графиня — Наталья Рождественская, Фигаро — Георгий Абрамов, Сюзанна — Надежда Казанцева, Марселина — Вера Макарова-Шевченко, Керубино — Нина Александрийская, Бартоло — Алексей Королев, Базилио — Павел Понтрягин.

  • 1953 год — дирижёр Вильгельм Фуртвенглер, хор Венской оперы, Венский филармонический оркестр

В ролях: граф Альмавива — Пауль Шеффлер, графиня — Элизабет Шварцкопф, Фигаро — Эрих Кунц, Сюзанна — Ирмгард Зеефрид, Марселина — Зиглинда Вагнер, Керубино — Хильда Гюден, Бартоло — Эндре Корех, Базилио — Петер Клайн

  • 1955 год — дирижёр Эрих Клайбер, Хор Венской государственной оперы, Венский филармонический оркестр (по лицензии — Мелодия, 4LP, 33Д—023411-18, 1968)

В ролях: Граф Альмавива — Альфред Пёлль, Графиня — Лиза Делла Каза, Фигаро — Чезаре Сипи, Сюзанна — Хильда Гюден, Керубино — Сюзанна Данко

  • 1968 год — дирижёр Карл Бём, хор и оркестр Немецкой оперы, EMI (Германия)

В ролях: Граф Альмавива — Дитрих Фишер-Дискау, Графиня — Гундула Яновиц, Фигаро — Герман Прей, Сюзанна — Эдит Матис, Керубино — Татьяна Троянос.

  • 1990 год — дирижёр Джеймс Ливайн, хор и оркестр театра Метрополитен Опера (США)

Исполнители: Томас Хэмпсон (граф Альбавива), Кири Те Канава (графиня), Ферруччо Фурланетто (Фигаро), Дон Апшоу (Сусанна), Татьяна Троянос (Марселина), Анна Софи фон Оттер (Керубино), Павел Плишка (Бартоло), Энтони Лачура (Базилио), Майкл Форест (дон Курчо), Ренато Капекки (Антонио), Хайди Грант (Барбарина).

  • 2004 год — дирижёр Рене Якобс, хор Collegium Vocale Gent, оркестр Concerto Köln, Harmonia Mundi (Бельгия)

В ролях: граф Альмавива — Саймон Кинлейсайд, графиня — Вероника Янс, Фигаро — Лоренцо Регаццо, Сюзанна — Патриция Чофи, Марселина — Мари МакЛахлин, Керубино — Анжелика Кирхшлагер

Краткое содержание пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

История разворачивается в течение короткого периода — одного дня, но за это время происходит множество безумных, а порой и комичных событий.

Свадьба Фигаро

Фигаро всегда был правой рукой графа и его ближайшим помощником. Однако в последнее время он потерял свою популярность. Причина тому — предстоящая женитьба слуги на Сюзанне, девушке, которая также работает в замке графа.

Ничто не предвещает беды, пока девушка не признается жениху, что граф намерен восстановить права землевладельца на девственность будущей невесты. Более того, господин намерен удержать от нее приданое. Фигаро смущен, так как не может поверить, что граф способен на такой поступок.

Он очень огорчен скромным поведением своего господина. Он также узнает, что граф намерен отправить своего некогда доверенного слугу в Лондон, чтобы тот навестил его молодую жену, пока Фигаро будет отсутствовать. Главный герой обещает своей любимой и испуганной невесте, что он проучит Альмавиву.

Помимо чувственного графа, браку угрожают еще два человека — старый Бартоло и его служанка Марселина. Альбавива когда-то с помощью Фигаро отбил у старого доктора его настоящую жену Розину.

Марселина угрожает подать на Фигаро в суд. Он хочет либо жениться на ней, либо выплатить деньги, которые он ей должен. Марселина безумно влюблена в Фигаро, в прошлом у нее был ребенок, которого она украла у своего хозяина Бартоло, когда тот был еще младенцем.

Главный герой понимает, что граф не поддержит его на этот раз и встает на сторону доктора и его экономки. Граф был безумно влюблен в свою жену в начале их брака, но теперь он стал холоден к ней и начал посещать других женщин.

Несмотря на свою ревность, графиня не чувствует себя полностью покинутой, ведь у нее есть молодой ухажер Керубино. Юноша молод и красив, он осознает свою привлекательность и впечатление, которое он производит на женщин.

Граф устал от шалостей молодого пажа Керубино и хочет отослать его обратно к матери. Юноша просит пощады и идет к Сусанне. Пока они разговаривают, к девушке подходит господин, и юноша успевает спрятаться за кресло. Альмавива предлагает молодой девушке деньги в обмен на интимную встречу перед свадьбой.

Свадьба Фигаро

Вдруг за дверью раздается голос учителя музыки дона Базилио. Граф прячется за креслом, за которым уже лежит Керубино. Юноша выбегает и прячется в кресле, а Сусанна накрывает его своим платьем. Базилио рассказывает о приключениях пажа, и возмущенный Альмавив тут же уводит юношу домой.

Фигаро и жители деревни приходят в замок, чтобы поблагодарить своего господина за лишение невесты права на девственность. Граф должен подтвердить это перед многочисленной толпой. Возмущенный Альмавив решает поддержать Марселину в предстоящем судебном процессе.

Граф появляется раньше назначенного времени, а полуодетый охранник прячется в ванной. Графиня открывает дверь в комнату и впускает своего мужа, который, услышав слухи в ванной, грозится выломать дверь. Однако женщине удается отвлечь мужа, а Сюзанна тем временем занимает место молодого человека.

Новые поиски

В то время, когда Бомарше погружается в глубокую меланхолию, один из самых известных людей XVIII века, Парис Дювернь, мечтает стать покровителем науки и образования. С помощью мадам Помпадур он получает разрешение на строительство военной школы в 1751 году. Время поджимало, и проект был на грани провала. Все усилия привлечь внимание короля к новому учебному заведению были тщетны. Тогда Париж-Дюверне пригласил талантливого музыканта Пьера стать его аккомпаниатором. Эта затея удалась, и Бомарше получил возможность «заработать состояние» под руководством миллионера. Для полного счастья честолюбивому молодому человеку не хватало только аристократического диплома.

Статья по теме:  Лишение девственности. Как теряют девственность.

Вскоре представилась прекрасная возможность добиться того, чего он хотел. Старший Карон уступил мольбам сына и упросил Париж-Дюверне разрешить ему оставить часовое дело. 9 декабря 1761 года Пьер был назначен секретарем короля. Обстоятельства заставили его отказаться от очень прибыльной работы в качестве смотрителя водных и лесных ресурсов несколько месяцев спустя. Естественно, Бомарше решил принять эту должность. Но его враги не могли отказать «выскочке» в дальнейшем успехе и вступили с ним в борьбу. Спор затянулся, и на эту должность был назначен другой человек. Тем не менее, Пьер оказался во французском командовании: ему присвоили звание генерал-лейтенанта королевской охоты. Бомарше оставался на этой должности с 1763 по 1773 год.

После перерыва в службе во дворце он в 1764 году отправляется в Мадрид, чтобы восстановить доброе имя своей сестры Лизетты Клавиго, которая предала своего жениха. В Испании Пьер проявляет свои лучшие качества: ему удается завоевать расположение министров, сблизиться с двором и избавиться от старого соперника. И все же ему не удается реализовать ни один из своих планов.

Когда Бомарше вернулся в Париж, он дебютировал в литературе. В 1767 году была опубликована пьеса «Евгения», а в 1770 году — драма «Два друга». Каковы были причины этих событий? Во-первых, его семья всегда проявляла особый интерес к сентиментальной литературе. Пристрастие автора к сентиментальной литературе определило характер его ранних произведений. Во-вторых, личный опыт Бомарше. Он как никто другой знал, как трудно быть представителем «третьего сословия». В-третьих, Пьеру всегда нравилось пробовать что-то новое. «Евгения» и «Два друга» не пользовались популярностью у публики, но автор вспоминает эти годы как самые спокойные и счастливые в своей жизни.

3.jpg

В 1770 году умирает компаньон и друг Бомарше Пари-Дюверне, и его наследники обвиняют Пьера в мошенничестве. Он начинает судебный процесс, в котором должен доказать свое ораторское мастерство. Поначалу Бомарше везло, и он выиграл в первой инстанции. Но затем везение кончилось, и во втором случае Пьер проиграл. Автор попытался привлечь консультанта, который составил ему новое дело о попытке подкупа государственного чиновника. Перед ним стояла сложная задача: убедить парламент в том, что переданные деньги были подарком, а не взяткой. Бомарше творчески подошел к решению этой проблемы. Он опубликовал свои «Мемуары», в которых со свойственной ему беспощадностью обличал французскую судебную систему. Работа имела колоссальный успех. 26 февраля 1774 года суд был закончен. Судья был уволен, его жена и Пьер получили выговоры. Продолжение «Мемуаров» помогло Бомарше одержать победу над наследниками Париж-Диверне.

Появление Фигаро

Период с 1774 по 1784 год является расцветом творчества Бомарше. В этот период он писал своему отцу: «Ничто самое далекое и великое не чуждо моей голове: она одна постигает и охватывает то, что заставило бы отшатнуться двенадцать обычных и неподвижных умов».

Первая версия «Севильского цирюльника» была написана в 1772 году. На него сильно повлияло пребывание в Испании, где он был очарован интерлюдиями (короткими пьесами, исполняемыми между актами основной постановки). Первоначально Бомарше хотел поставить «Севильского цирюльника» в Италии, но там комическая опера была отвергнута. К 1774 году Пьер переработал пьесу и превратил ее в настоящую комедию. Первое представление было назначено на 12 февраля 1774 года. За день до этого полиция сняла все афиши «Севильского цирюльника». Те, кто купил билеты в театр, ожидали найти там отголоски недавнего судебного процесса, но Бомарше в четвертом издании своих мемуаров потребовал для себя самого сурового наказания, если это будет отражено в пьесе. Наконец, в 1775 году «Парикмахер» был поставлен. Автор добавил пятый акт, чтобы удовлетворить требования публики, но комедия провалилась.

4.jpg

Женитьба Фигаро» была написана в 1781 году. Хотя Бомарше поддерживал хорошие отношения с правительством того времени, пьесу долгое время не разрешали ставить. Как и «Тартюф» Мольера, она появилась на сцене после того, как была прочитана в частных кругах и в домашних театрах. Решающую роль сыграла постановка в доме графа Водрейля. 27 апреля 1784 года «Женитьба Фигаро» с большим успехом шла во французском театре. Желающие посмотреть новинку уже не могли достать билеты. После этой пьесы, по словам Барро, «вдруг просветлела душная и мрачная Франция, повеяло свежим воздухом грома радостного смеха и позвало на бой».

Женитьба Фигаро», продолжение «Севильского цирюльника», имела гораздо большее значение для общества. Фигаро стал благородным и живым рупором народа, его желаний и надежд. Корни этого можно найти в духовном родстве между автором и героем.

Новое произведение Бомарше имело успех не только в его собственной стране, но и в других странах. Особенно в России, где оно стало известным благодаря переводчику Лабзину.

«Женитьба Фигаро» стала вершиной творческой славы Пьера Бомарше. После нее он потерял ключ к пониманию общественных явлений и не видел зародышей новых идей и мнений, возникающих вокруг него. Как говорит Барро, «пути писателя и общества расходятся все больше и больше».

55.jpg

Последние годы

В 1787 году Бомарше принял участие в судебном процессе, который длился два года. Он защищал мадам Корнман, которую обвиняли в неверности по отношению к мужу. Как и прежде, Пьер проявил свои литературные и риторические способности и выиграл процесс. Однако публика не разделила его позицию и встала на сторону оскорбленного мужа.

В 1792 году Бомарше попытался переиздать свои «Мемуары», но публика отреагировала равнодушно. Постановка последней части трилогии о Фигаро — «Виновная мать, или Второй Тартюф» — не имела успеха.

Драматург попытался издать пьесы Вольтера и потратил на это крупную сумму. Расходы не оправдались: плохая подготовка материала для сборника привела к убыткам. Более того, в 1792 году Бомарше не смог выполнить контракт с правительством на поставку 60 000 единиц оружия для армии. Только бегство в Лондон спасло его от неминуемого наказания.

Бомарше умер 18 мая 1799 года, и его смерть стала большой неожиданностью для его семьи. Один из самых известных людей того времени был похоронен в его замке.

  • Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. Т.2.
  • Frederic Grendel BEAUMARCHAIS OU LA CALOMNIE FLAMMARION PARIS 1973. Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной. М., «Книга», 1985. Предисловие С. Козлова.
  • Бомарше. Драматическая трилогия. Перевод с франц. Н. Любимова; вступит. статья и примечания Л. Зониной; М., Правда, 1984.
Оцените статью
РесницаМания