Агент Дейл Купер становится Филипом Джеффрисом, который теперь живет где-то в преступном мире и выглядит как чайник — возможно, потому, что Дэвид Боуи, игравший его, не смог сниматься в сериале из-за неизлечимой болезни. Куп сообщает Джеффрису дату убийства Лоры Палмер. Чайник отправляет его в прошлое.
Кто убил Лору Палмер
В 1990 году в США стартовал телевизионный сериал «Твин Пикс», снятый режиссером Дэвидом Линчем. Сюжет был основан на убийстве молодой девушки по имени Лора Палмер в вымышленном городке Твин Пикс на границе с Канадой. Школьница, королева красоты и единственная дочь успешного адвоката была найдена мертвой в озере. С тех пор на протяжении 16 серий провинциальный город и многочисленная аудитория задаются вопросом: Кто убил Лору Палмер?
«Совы не то, чем кажутся». Твин Пикс
Сначала казалось, что секрет шокирующего преступления кроется в самой девушке. За ее гламурной внешностью и очаровательными манерами скрывается беспокойная душа. Агент ФБР Дейл Купер и шериф Трумэн, ведущие расследование, постепенно выясняют, что Лора убегала из дома по ночам, принимала наркотики и вела развратную сексуальную жизнь с элементами насилия.
Фраза «Кто убил Лору Палмер» становится крылатой фразой сериала.
В ходе расследования стали известны и другие жители Твин Пикс. За фасадом спокойной, вдумчивой жизни бушуют любовь и преступные страсти. Все жители города ведут двойную жизнь, за исключением сумасшедших, которые в атмосфере всеобщего недоверия кажутся более нормальными, чем все остальные. Убитые горем родители Лоры остаются одни в пустом, жутком доме и ведут себя странно.
Зло из лесов
Постепенно мистический элемент сюжета выходит на первый план. Найденные улики свидетельствуют о том, что девочка боролась с чем-то таинственным и пугающим в своей жизни. Мы услышим древние легенды коренных американских племен, в которых говорится о злом духе, поселившемся в этих лесах.
Чем ближе агент Купер и шериф к разгадке тайны, тем жутче становится зрителям. В ходе расследования выясняется, что Лора Палмер была убита своим отцом, адвокатом Лиландом Палмером. Как любящий отец мог избить, изнасиловать и убить свою дочь, становится ясно по мере того, как раскрывается вторая натура Лиланда.
В детстве Лиланд был побежден злым духом, которого в сериале называют БОБ. С тех пор в мальчика вселилось древнее зло, которому он не может противостоять, и БОБ совершает преступления в теле Лиланда. БОБ хотел завладеть душой и телом Лоры, но девушка боролась до конца и умерла, победив зло.
Режиссер сериала Дэвид Линч хотел, чтобы имя убийцы осталось неизвестным. Однако сценарист Марк Фрост и руководство телеканала опасались, что это разочарует зрителей и приведет к падению рейтингов.
Давайте разберемся
Новый третий сезон. Есть также «новый» агент Купер. Новые лица, убийства, расследования, интриги — все здесь. Так почему же нас до сих пор интересует загадочное убийство Лоры Палмер? Это потому, что сам Дэвид Линч, прямо и косвенно, возвращает нас к ядру сериала и главной теме всей истории «Твин Пикс» — Лоре Палмер. Она — центр всего, она — суть, она — секретный ключ к разгадке тайн. Если вы смотрели восьмой эпизод третьего сезона, вы знаете, о чем я говорю. Но об этом подробнее позже.
У истоков
Сам Дэвид Линч признался, что не собирался отвечать на вопрос «Кто убил Лору Палмер?». Но по настоянию продюсеров канала он был вынужден это сделать. Во втором сезоне была раскрыта главная интрига — имя убийцы Лоры Палмер. Популярность «Твин Пикс» пошла на спад. В то же время сам Линч потерял всякий интерес к проекту и вернулся только для съемок последнего эпизода второго сезона.
Итак, убийца. Им оказался отец Лоры, Лиланд Палмер. Это очень очевидный и простой ответ, который, конечно, никого не удовлетворяет. Всем зрителям хорошо видно, как Лиланд был на месте преступления и оставил завернутое в пластик тело Лоры в реке. Однако мы все знаем, что Лиланд сделал это не по своей воле, а под влиянием сидящего в нем Боба. Но если вспомнить Нано (также известного как реинкарнация руки Майка) в Черной ложе, то можно предположить, что он контролирует Боба, так как он вызвал его, например, в одной из серий второго сезона. Гном имеет большое значение в сериале и даже в полнометражном фильме «Твин Пикс: Огонь, иди со мной». Именно он является Лоре во сне с кольцом с символом совиного логова, которое она надевает на палец незадолго до смерти. Человек из другого места, известный как карлик, определенно имеет отношение к смерти Лоры Палмер.
Следующий. Великан (также посланник из другого мира) однажды сказал Дейлу Куперу: «Я собираюсь забрать у тебя кольцо, и когда я верну его, ты узнаешь, кто убил Лору Палмер», но он не дает ни агенту Куперу, ни нам окончательного ответа, говоря лишь: «Совы не те, кем кажутся». В заключительном эпизоде второго сезона есть момент, когда великан садится рядом с карликом и говорит: «Это хорошая идея: «Он и я — одно и то же», а затем исчезает в воздухе. Можем ли мы сделать вывод, что карлик и гигант — это одно целое и «работают вместе»? (В третьем сезоне мы также узнаем, что великан и Лора напрямую связаны).
И, наконец, образ ангела в Черной ложе. Я единственный, кто думает, что он там не просто так? Причастны ли Силы Света к загадочному убийству Лауры? Или сама Лаура является частью Сил Света? Она видит образ ангела и плачет от радости, но, как мы уже знаем, это еще не конец.
Итак, за убийством Лоры Палмер, исходя из двух сезонов, стоит ее отец, который одержим Бобом, который контролируется духом Черной Ложи, который контролируется, возможно, еще неизвестными силами. По какой причине и почему — тоже пока неизвестно. Последним эпизодом второго сезона Линч решил навсегда запутать всех и попрощаться с «Твин Пикс» на 25 лет.
В третьем сезоне мастер держит в руках все карты и ловко использует козыри, что все больше и больше запутывает даже самого опытного зрителя.
Встреча спустя 25 лет
Дэвид Линч, который полностью взял под контроль все производство третьего сезона сериала, теперь имеет возможность снимать смотрителя, подметающего пол в баре, в течение десяти минут или события эпизода в течение получаса без единого диалога или даже звука.
Вместо одного убийства здесь много историй, которые объединяются в некую неразрешимую головоломку. Здесь нет линейного повествования, и обстановка больше не ограничивается маленьким милым городком.
Воссоединение через 25 лет обещает Лора Палмер специальному агенту Дейлу Куперу в фильме «Красная комната». И во втором эпизоде третьего сезона это наконец-то произошло. Но теперь у нас еще больше вопросов, потому что режиссер ставит под сомнение смерть самой Лоры: «Я мертва, но я все еще жива», — говорит он Куперу.
Что случилось с Лаурой 25 лет назад? Она была жестоко убита? Или она была принесена в жертву? Или она вообще не умерла?
Лора Палмер еще появляется в третьем сезоне «Твин Пикса» – и все становится еще запутаннее
В «Твин Пикс» все не так просто: после смерти Палмер на самом деле не умирает, а попадает в Черную Ложу, потустороннее место, где обитают злые духи. Там же она обещает Куперу, что они встретятся снова через 25 лет.
Третий сезон сериала «Твин Пикс» вышел в 2017 году, и в нем Палмер по-прежнему находится в домике. Но Купер спасает ее из леса, совершив путешествие в прошлое. И на самом деле, мы видим первую сцену в сериале, где тело в пластиковой упаковке не доплывает до берега.
Также в третьем сезоне выясняется, что Лора Палмер была придумана гигантом Белой Ложи — в отличие от злодея (Боба).
Чем все это закончится в конце концов? Купер оказывается в ловушке реальности, где Лора Палмер — это Кэрри Пейдж, официантка из Техаса. Серия заканчивается сценой, в которой Пейдж приезжает в свой дом в Твин Пиксе и пытается выяснить у новых владельцев, кому он принадлежит. Они не знают, но вскоре Пейдж слышит голос матери, которая громко кричит, и во всем доме гаснет свет.
Что это было? Существует множество интерпретаций. Наиболее популярная версия заключается в том, что Палмер впервые за много лет столкнулась с реальностью, когда ее двойником стал человек.
Почему на самом деле неважно, кто убил Лору Палмер
«Твин Пикс» стал заложником старого телевидения, где повествование было важнее атмосферы и качества шоу. «Твин Пикс» — это сочетание высококачественной драмы и сюрреализма, очень страшных сцен и странного юмора. Но в начале 90-х годов зрители пристрастились к детективу и не сразу оценили атмосферу сериала, в котором кроме Лоры Палмер есть еще два десятка живых персонажей.
Актриса Лара Флинн Бойл вспоминала, что актеры не играли в «Твин Пиксе», а жили в городе, чтобы каждый мог сопереживать героям: «Дэвид создал атмосферу фантастической странности. В пилотной серии была сцена, которую нам пришлось снимать 30 или 40 раз. Дэвид подошел ко мне и тихо сказал на ухо: «Подумай о том, как осторожно олень передвигается по снегу. «
Фрост рассказал мне, как идеи для сценария возникли из ниоткуда. Например, Линч может позвонить ему и неожиданно сказать: «Мне кажется, в комнате Купера есть гигант».
Но критики не сразу поняли сериал и укоряли Линча и Фроста за «слишком очевидный ход» с убийцей Палмера. Тогда они захотели найти еще более оригинальное решение — критики и зрители предположили, что Боб на самом деле положительный персонаж. А Линч хотел снять весь сюжет в одной сцене.
Американские критики обычно писали о «Твин Пикс» противоречивые вещи — потому что сериал не был похож ни на что другое: «Это действительно странный сериал — это как смотреть на отвратительное пятно на тротуаре. Ты знаешь, что должен отвернуться, но не можешь».
Наше открытие Америки
Мы посмотрели «Твин Пикс» в ноябре-декабре 1993 года, через три года после премьеры. Это был невероятный момент. Перестройка закончилась, СССР распался. Новые страны пытались строить свою суверенную жизнь. В Минске только что прошли концерты легендарной группы Boney M, авиаремонтный завод выпускал товары народного потребления, а репортажи о парламентских заседаниях в Овальном кабинете имели более высокие рейтинги, чем модные телешоу вроде «Любовь с первого взгляда» или «Шоу джентльменов».
Америка начала 1990-х годов больше не была писаным врагом, и о жизни простых американцев можно было узнать не только от политического обозревателя Panorama International: «Твин Пикс» — классический пример. Существует целый ряд американских клише. Маленький городок, фастфуд, школьная красавица, которая влюбляется в капитана местной футбольной команды, наркотики, секс и чувство незащищенности. Дэвид Линч, выросший в похожем городе, выявил все их слабости. В то же время спектакль сразу привлек внимание по ту сторону океана своей нестандартностью, художественными чертами, присущими режиссерскому стилю Линча. Вместо обычных диванов в гостиной, на которых происходит действие мыльной оперы, зрители сталкивались с изображениями, прямо или косвенно заимствованными из работ художников, с визуальными элементами, характерными для импрессионизма Моне или сюрреализма Магритта. Он был современным, отличался от телевизионного стандарта. Но сериал не является фестивальным фильмом — вы не можете наблюдать, как день за днем течет река или крутятся ветви елей. Американцы быстро охладели к фильму. На смену ему пришли другие работы, например, не менее нарочито загадочный сериал «Секретные материалы».
В Беларуси жанр телесериала был безнадежно загрязнен бесконечными мыльными операми начала 1990-х годов. Когда телезрители, считающие себя интеллектуалами, предпочитали выключать телевизор, когда им приходилось выбирать между Санта-Барбарой и Просто Марией. Вот почему многие люди долго не могли присоединиться к расследованию агента Купера. Мы просто не были морально готовы к тому, что увидим на общественном телевидении современный культовый сериал, который получит высокие рейтинги по всему миру. Интернета еще не существовало, и не было возможности узнать, что нового появилось на телевизионном рынке. На фоне политической борьбы и экономических проблем «Твин Пикс» был немного загадкой, отвлечением от повседневной жизни на несколько месяцев. Новый цветной телевизор с пультом дистанционного управления открыл Америку. Эксцентричные отношения между героями, во многом понятные простому деревенскому жителю, напоминают страсти, бушующие в наших тихих городах. Где все знают друг друга с детства и связаны множеством секретов, скрытых от глаз случайных новичков. А страшных историй о заброшенном доме в лесу или несчастной любовной связи можно услышать достаточно в любой из наших деревень. Далекая Америка больше не воспринималась как другая планета. Хотя до открытия первого McDonald’s в Минске оставалось еще три года.
«Не ищите все ответы сразу. Когда вы строите дорогу, вы укладываете камни один за другим.
♦ «Знаешь, у тебя есть один недостаток: ты идеален».
♦ «Если любишь сильно, то это нелегко».
♦ «Элементы находятся повсюду. Они окружают нас повсюду. Но создатель мозаики умен. Окружающие нас подсказки почему-то принимаются за что-то другое. И это нечто другое — неправильная интерпретация подсказок — и есть то, что мы называем нашим миром. Наш мир — это магическая дымовая завеса. Как мы интерпретируем радостную песню жаворонка или сильный аромат лесной земляники?».
Лазейка для следующего сезона
В большинстве интерпретаций зло все же побеждено. И при самом благоприятном исходе неясно, что будет с Купером.
Остается еще один вопрос: «Будет ли продолжение?». Линчу сейчас 71 год, Фросту — 63, и режиссер неоднократно выражал разочарование в современном кино, заявляя при этом, что кабельное телевидение — это новый дом искусства.
Короче говоря, Линч — главный. Потому что критики и зрители восторженно отзываются о сериале: средний рейтинг на Metacritic в настоящее время составляет 96 и 93 процента соответственно. Несмотря на то, что рейтинги значительно ниже рейтингов оригинального сериала, кабельный канал Showtime все равно преуспевает. А во время премьерной недели рекордное количество зрителей подписалось на потоковую службу канала.
В любом случае, новый «Твин Пикс» еще несколько лет будет заставлять людей говорить и разгадывать его тайны. Ведь этот сериал, как и большинство фильмов Линча, трудно понять сразу, не переосмыслив его при повторном просмотре и обдумывании контекста.
«Чем больше неизвестности в тайне, тем она прекраснее», — сказал однажды Дэвид Линч. Знаете ли вы секрет нового «Твин Пикса»?