Навь — олицетворение смерти в славянской мифологии, связанное с понятием корабля мертвых, на котором путешествуют в царство мертвых.
Мавки – лесные убийцы или загубленные души?
В славянском фольклоре есть много фантастических существ, возникших в воображении наших предков. Мы можем составить целый список, в котором особое место занимают мавки. Их образ часто напоминает образ русалки, но у мавок есть свои уникальные особенности.
Славянские легенды рассказывают, как появились эти существа и как можно защититься от них или ужиться с этими странными людьми. Мавок часто называют злыми лесными духами, но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим этих представителей злых духов поближе.
Мавки – создания мира Нави
Мавок — довольно распространенные фигуры в славянских легендах. Они очень похожи на всех русалок. Однако главное различие заключается в их габитусе. Если место обитания русалки — водная стихия, то место обитания мавки — всегда лес.
Кстати, вторая часть имени, Навки, многое говорит о характере Мавки. Это слово напрямую связано с Навью, и так наши предки называли самый темный и неизвестный из миров, где обитали представители злых духов. В отличие от привычной Явии, мир Нави был запретным регионом для земных существ (и, заметьте, для большинства богов тоже).
Истории мауков были наиболее распространены в Украине и на южных территориях России. Позже образ навки был изменен на образ русалки, а характеристики «лесной феи» исчезли. В легендах нередко негры и русалки дружат. Во время зеленых праздников эти существа отмечают свою собственную Русалочью или Мау-Пасху.
Появление и облик мавок
Но как появились русалки? В прошлом считалось, что младенцы, которые были мертворожденными или умерли в течение недели Руссо после праздника Троицы, превращаются в этих существ.
В некоторых регионах Украины говорили, что «мавки» — это дети, задушенные собственными родителями за то, что они были неугодны им. Более того, ребенок мог быть похищен злым духом, после чего его дух превратился в лес. И если молодые девушки после смерти вступали в ряды русалок, то дети вступали в ряды мотыльков.
Души несчастных девушек, умерших в юном возрасте и не принявших таинство крещения, не находили покоя. Путешественник в лесу, среди мамонтов, не мог ожидать пощады от жестоких и злобных существ. Мавки выглядели как молодые девушки или дети с длинными волосами, одетые в белые рубашки. Отличить мавку от обычного человека было несложно.
Легенды гласят, что эти существа не отбрасывают тени и не оставляют следов на земле. Более того, некоторые легенды утверждают, что Навка старается не поворачиваться к людям спиной. И почему? Все очень просто — это то, как они проявляют себя. У мавок вообще нет спины, поэтому все их внутренние органы видны сквозь пустоту.
Предпочтительным местом обитания являются леса, но их также можно встретить в горах, полях или долинах.
Никто не осмеливается призвать этого зверя — да и зачем ему причинять беспокойство. Часто колдуны появлялись в одиночестве. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими путниками появлялись мавки в виде красивых молодых девушек, которые привлекали мужчину, вели его к реке, где он тонул.
Навки
Название происходит от старославянского слова «мав» — мертвец.
Мавки — это маленькие дети, умершие некрещеными или задушенные своими матерями, мертворожденные младенцы. Ребенок, умерший в течение летней недели, также может стать мумией. Считается, что таких детей похищают русалки и уносят в свои воды, где они превращаются в мавок. Вера более поздней, христианизированной России.
Они изображаются в виде детей или девственниц с длинными волосами и в белых рубашках. Отличительной особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожи на спине, благодаря чему их внутренности видны со спины. По этой причине их также называют «без спины».
Они скрываются в лесах, полях, реках и озерах, часто подходят к русалкам и мстят людям, которые позволили им умереть слишком рано, заставляют путников сходить с дороги, загоняют их в болота и убивают, могут защекотать до смерти. Подобно русалкам, они часто привлекают мужчин и убивают их. Они часто просят путешественников дать им гребешок. Если им дают расческу, они расчесывают ее и уходят, в противном случае их могут убить.
В Русальную неделю выбегают в поле и скандируют: «Меня мать родила, некрещеного похоронила» — укр. «Меня мать родила, не похоронила!».
Согласно славянскому поверью, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц с огромными клювами и когтями, дразня людей до смерти.
Если налить на них воду и сказать: «Я крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они превращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю великие услуги. Это может произойти только в течение семи лет после того, как ребенок станет матерью. Если мавка не крестится в течение семи лет, она остается мавкой навсегда.
Согласно народным поверьям, чеснок, хрен и полынь служат защитой от мавки.
Мавки в искусстве
Пусть усопший спит спокойно; пусть у монаха будет тихий скит; птице нужен сок плода, дереву — ветер и вода. Я смотрю на дно ручья, я пою, и я никому не принадлежу. Мне не нужен ветер! Я быстрее! Мой рот полон ягод! День прошел, и ночь оцепенела, Я жду песни пастуха! Ты, пастух, играй на своей трубе, ты найдешь свою судьбу в синих травах у ручья. Я лежу и ничего не чувствую.
- Мавка — главный персонаж произведения Леси Украинки «Лісова Пісня».
- Последняя строка «Перевертеня» (палиндрома) Велимира Хлебникова: «И к вам и трём смерти мавки».
Как становятся навками?
Легенда о появлении первой мертвой девушки:
Существует мнение, что первым существом такого рода была Кострома. Она носит обрядовый характер в традиционной культуре русских крестьян. Она появляется в виде молодой девушки в белых одеждах с дубовой веткой в руках. Она — сезонный герой, который прощается с весной.
Однажды Кострома узнала, что ее муж Купала на самом деле ее брат. В своем горе девушка бежит к реке, падает в воду и тонет.
С тех пор она бродит ночью по берегу, а когда видит юношу, накладывает на него заклятие и затягивает в водоворот. Только там Навка понимает, что он не ее жених. Она отпускает мальчика, но к тому времени он уже мертв.
В легенде Навка отождествляется с русалками, но в то же время между ними проводится различие.
Русалка не причиняет вреда, но она впадает в транс, когда смотрит на юношу. Более того, они очаровывают только молодых мужчин, в то время как русалки могут обращаться только к пожилым мужчинам, детям и женщинам.
Кто может превратиться в навку?
Согласно поверьям, русалки могут превращаться:
- мертворожденные дети;
- младенцы, которые умерли некрещеными.Эта версия характерна для украинцев; малыши, умершие на Русальной неделе, то есть за 7 дней, следующих после Троицы. Таких несчастных русалки уносят в омут, где и обращают в навок;
- малолетние дети, которых задушили матери, прокляли родители или похитили черти;
- девушки-утопленницы;
- девушки, которые умерли перед свадьбой.
Некоторые верили, что души детей, которые были мертворожденными или умерли некрещеными, бродят по миру и просят крестить их самих. Их можно увидеть во время Семика — серии праздничных мероприятий, знаменующих переход от весны к лету.
Младенцы в белых одеждах бродят по полям, лесам или улицам, бегают за людьми и просят их крестить. Те, кто слышит эти причитания, должны произнести особые слова, тогда блуждающие души обретут покой. Такое «крещение» действительно только в течение 7 лет после смерти ребенка. Тогда она становится Навкой.
Внешний облик навок
В народном воображении мертвые девочки выглядели как семилетние девочки или юные девственницы. Они носили длинные белые рубашки без поясов, прозрачные халаты и могли предстать обнаженными перед глазами прохожих.
Погибшие девушки воспринимались людьми как высокие, стройные, с зелеными глазами и белой кожей. Иногда у духа вместо ног был серебряный хвост.
Согласно древним поверьям, у навки обязательно были длинные, обычно светлые волосы с зеленоватым оттенком. Они заплетали волосы в косы или оставляли их распущенными, но всегда украшали их весенними цветами. Особенностью внешности умерших девушек была их красота, которой не обладала ни одна земная девушка.
Существует поверье, что некоторые некрасивые девушки были специально утоплены, чтобы переродиться в мавок и стать красивыми. Только красота мифических существ была иллюзорной. Они выглядели красивыми только спереди. Те, кто видел их со спины, могли заметить отсутствие кожи на их спинах.
В результате прохожий мог видеть зеленоватые легкие и остановку сердца. Из-за этой особенности русалок часто называли «без спины».
Русалки и мавки-навки — как защититься от злых духов
Русалки выходят из воды перед Троицей. Маковский. 1879.
Русалки и мавки часто просят у случайных прохожих гребень, чтобы расчесать волосы. Путешественник, который нес его, считался счастливчиком. Если существу давали расческу, оно расчесывало волосы, возвращало расческу и уходило, не прикасаясь к человеку. Если расческу забывали дома или мужчина не отдавал ее маме, она обижалась и мстила, и мужчина не всегда выдерживал ее месть.
Как и русалки, русалки боятся полыни, известной травы против демонов. На полях, где она растет, невозможно встретить злых духов. Они избегали завода. С древних времен люди сжигали ее для очищения дома и курили полынь, чтобы отогнать сглаз и порчу.
Как и пьющие кровь вампиры, полынь также боится чеснока. Хрен может отпугивать таких злых духов. В древние времена его использовали как талисман для детей против злых сил, который нельзя было похитить. Также подходит и обычный лук. Если к вам явится мавка, просто возьмите в руки выбранное вами защитное растение, и она испугается и исчезнет.
Вообще, мавки или навки — одни из самых опасных из всех славянских духов, наряду с русалками и чертями. Они могут не только напугать, но даже убить человека, но защититься от навок несложно. Если произнести заклинание на одного из них, можно получить личного чудесного спасителя в виде прощенного представителя злого духа.
Нави — пришельцы из мира мертвых
В 1092 году в городе Полоцке и его окрестностях произошли странные и страшные события. Люди увидели «знак»: Однажды посреди неба появился огромный круг. В тот год была сильная засуха и неурожай, в лесах и болотах вспыхнули пожары. Не было недостатка в набегах кочевников-половцев: воинственные соседи из степи захватили три города и разрушили множество деревень в Полоцкой земле. Однако самым страшным ударом для жителей региона стала эпидемия, унесшая жизни нескольких тысяч человек. Как рассказывается в сказках того времени, люди умирали от различных болезней и от рук … Мертв. Сначала ночью, а затем и днем злой дух царил на улицах Полоцка и его окрестностей: Слышались грохот и стоны, по городу бродили мертвецы и демоны. Живые люди старались не выходить из стен своих домов. Когда они покидали свои дома, мертвецы скрывались там и «пакостили» им, т.е. наносили им раны, так что они заболевали и вскоре умирали. Зловещие убийцы были невидимы, но люди говорили, что они ездили верхом — можно было увидеть копыта (или отпечатки копыт) их лошадей. В летописи эти умершие упоминаются словом навь: «…народ сказал, как навь поразила Полочана» («народ сказал, что навь поразила Полочана»).
Однако от мертвых ожидали не только плохого. Согласно языческим верованиям, нави также могли покровительствовать людям. По всей видимости, это связано с желанием умиротворить и оказать почтение умершим предкам — обычай, описанный в древнерусской рукописи «О посте в понедельник второй недели» (XIII век). Автор осуждает языческие традиции и рассказывает о следующем народном обычае: готовить баню для умерших в Великий четверг, чтобы они могли прийти и помыться. В натопленной бане люди развешивали полотенца, чтобы вытереться, клали еду, парились и уходили. На следующий день они нашли следы птиц на покрытом пеплом полу бани, сказав: «Нави пришла к нам, чтобы принять ванну». Подобные традиции среди русских крестьян сохранились и в 20 веке и практиковались в так называемый день Нави. Это празднование Пасхи мертвых выпало на Великий четверг или Радуницу.
В старых русских рукописях встречаются следующие варианты слова навь: навь, навь и нави. Слово навь «мертвец», «мертвец, восставший из земли», сохранялось в русских диалектах до XX в. В одних регионах диалектное существительное навь было мужского рода, в других — женского.
Это слово родственно украинским «нявка», «навка» и «мавка». Мифические фигуры, связанные с русалками, получили такое название. Согласно народному поверью, души некрещеных младенцев обычно попадали в руки мавкам. Эти существа появлялись в виде детей, высоких красивых девушек (но без спины, так что их внутренности можно было увидеть сзади) или в виде ночных птиц.
Южные славяне верили, что нави — это демонические существа, которые вредят женщинам во время родов и новорожденным. Нави часто становились душами умерших детей и женщин, умерших во время родов, а также младенцев, умерших некрещеными. Эти души бродили по земле в виде птиц, мстили людям, мучили и хоронили новорожденных детей и их матерей. Если роженица слышала голос ребенка, свист или крик, это было предзнаменованием надвигающейся болезни и смерти. Болгарское слово, обозначающее родильную горячку, — навивница, поскольку когда-то считалось, что болезнь вызывается нави.
Этимология
Этимология существительного navi в настоящее время является спекулятивной. Рассмотрим две основные гипотезы.
Общеславянская форма слова навь — *nav ‘мертвый, умерший’. Оно связано с праславянским глаголом *naviti, возникновение и значение которого было реконструировано на основе старочешского naviti(se) «мучить», современного чешского unaviti «уставать, слабеть» и русского onaviti «уставать, слабеть» и др. Из-за чередования форма *naviti ассоциируется с глаголом *nyti, ср. современное русское ныть. Современные славянские слова, образованные от *nyti, имеют в основном значение ‘я тяжело болен’ (например, в русском языке: у старика болит спина), а также ‘слабеть, чахнуть’ (в белорусских диалектах). Соответствующие эквиваленты из других языков: Латышское nâve «смерть», литовское nõve «смерть», «терпение» и novis «мученичество», готское naus «мертвый» и другие. Возможно, имя языческого польского божества Ня, владыки царства мертвых, принадлежит к той же «семье». Доиндоевропейская основа — *nāu-/*nəu-/*nū- «мертвый, труп», «истощать, изнурять до изнеможения», *nāu̯s «смерть».
Семантика слов, образованных от праславянской формы * nav- ‘мертвый, покойник’, развивалась в двух направлениях:
- ‘мертвый’>‘души умерших’>‘души некрещеных детей’ (словенское nâvje и др.)>‘некрещеная девочка, ставшая после смерти русалкой’ (украинское навка, мавка ); ‘демоническое существо, вредящее роженицам’ (в болгарском языке);
- ‘мертвый’>‘могила’>‘загробный, потусторонний мир’>‘ад, преисподняя’ (слова с такими значениями встречаются в основном в чешском, словацком и словенском языках, например, чешское náv ‘царство мертвых; преисподняя’, словацкое nava ‘место обитания добрых душ’).
Нет никаких сведений о том, что в древности все славяне называли потусторонний мир «нав». Навь» как обозначение одной из трех «сторон бытия», наряду с Явью и Правью, впервые встречается в «Книге Велеса». Последний, по заключению большинства лингвистов, является не древним текстом, а некачественной имитацией.
«Тот, кто в лодке (корабле)»
Существует гипотеза, что слово nav происходит от протоевропейского термина для обозначения корабля или лодки *nāu̯s и связано с латинским navis «корабль, судно» (отсюда и термин навигация). В мифах многих древних народов царство мертвых изображалось как земля далеко за водой (морем, рекой). Души умерших должны пересечь водную преграду в лодке или на корабле, чтобы попасть на «другую сторону». Погребальные обычаи некоторых народов (валлийцев, германцев) предусматривали, что умерших хоронили в лодках. Возможно, значение «мертвый» в славянском *pav’ восходит к более раннему «похороненный в лодке».
До сих пор нет точного и окончательного ответа на вопрос о происхождении слова nav’. Доевропейские лексемы *nāu̯s ‘смерть’ и *nāu̯s ‘лодка, корабль’ могут быть генетически родственными, а могут быть омонимами, совпадающими по звучанию и не имеющими общих этимологических корней.
Славянские древности : этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого; Т. 3.
Этимологический словарь русского языка / под ред. А.Ф. Журавлев — Вып. 11. — М., 2014.
Этимологический словарь славянских языков: Дославянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева — Т. 24 — М., 1997.
Львов А. С. Словарь сказок прошлых лет — М., 1975.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка — В.3. — М., 1987.
Словарь русского языка XI-XVII веков — изд. 10-е — М., 1983.
Галковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси — В. 2 — М., 1913.
Иллюстрация: репродукция картины Яниса Розенталя «Смерть» (лат. «Nāve», 1897).
Текст книги «Славянские боги, духи, герои былин»
Краснокожие (кузутики) — в мифологии помощники колдунов, чертей, нечистой силы.
Kuker
В южнославянской мифологии Кукер — дух плодородия. Во время весенних игр было принято изображать Кукера в виде человека, одетого в козлиную шкуру. Круговой танец также включал в себя женитьбу Кукера на одной из участвующих девушек, после чего он оказывался беременным и изображал роды. Также проводилась ритуальная вспашка и сев. Кроме того, в этом действии, помимо Кукера, участвовало много других людей, таких как король и его помощники.
Купала
Купала — имя главной фигуры праздника летнего солнцестояния, Ночь на Ивана Купалу, название утопленного или сожженного чучела, которое было символом уничтожения злых сил.
Купалу праздновали в ночь перед летним солнцестоянием. В более поздние времена, когда русские приняли христианство, праздник Купалы был объединен с праздником рождения святого Ионы Крестителя. С тех пор фестиваль называется «Иван Купала».
В ночь перед праздником молодежь собиралась на лугу у реки, где разжигала костры, пела песни, танцевала хороводы и прыгала через костер. Прыжки через костер считались своеобразным гаданием — тому, кто прыгнет через костер, повезет больше, и хлеб вырастет лучше.
Также считалось, что огонь обладает очищающим действием и отгоняет злых духов и различные болезни. Огонь обычно зажигали «острым огнем», который разводили путем натирания.
Народное поверье также гласит, что если в ночь на День святого Иоанна расцветет папоротник, то можно найти клад.
Также, по некоторым данным, сын Купальницы и Семаргла, брат Костромы.
С этим связана одна история. Говорят, что Кострома и Купальница были родными братьями и сестрами, которые в детстве были неразлучны и всегда бегали вместе по полям и лугам. И вот однажды Кострома услышала от птиц, что далеко-далеко, на реке Смородине, поют две чудесные птицы — птица Сирин и птица Алконост. И Кострома предложил Купале пойти к той реке, чтобы послушать пение этих птиц, и Купала согласился. А на следующий день они пошли к реке Коринф, не сказав родителям.
Когда Кострома и Купала прибыли туда, они увидели там птицу Ширин, поющую от печали, и Алконоста, поющего от радости. И Купала услышал печальные песни Сирина. Настолько, что Купала забыл обо всем. И тогда птица Сирин унесла Купалу в царство мертвых и спрятала его там на долгие годы. Тем временем Кострома с радостью слушала пение птицы Алконост, а когда оглянулась, то нигде не увидела своего брата. И сколько бы она ни звала его, он не отвечал, ибо птица Сирин унесла его в царство мертвых.
Так прошло много лет. Купала и Кострома выросли и все это время не виделись. У Костромы было много женихов, но она отвергла их всех.
Однажды Кострома вместе с другими девушками вязала венки. Вдруг бог ветра Стрибог сорвал венок с ее головы, и он упал в воду. И венок поплыл вниз по течению. А Кострома пожелала этот венок для того, чтобы найти себе зятя, который был бы ей ровней и во всем на нее похож.
Тем временем Купала плыл в лодке из подземного мира, из царства мертвых. Вдруг Купала увидела венок, плывущий к ней по воде. Купала поднял венок и поплыл. Течение отнесло его прямо к Костроме, которой и принадлежал венок. Купала спросил Кострому, ее ли это венок. Кострома ответила, что это ее венок. Брат и сестра не узнали друг друга и полюбили друг друга. И они сразу же поженились, никому ничего не сказав и ни у кого ничего не спросив. Только феи и мотыльки были свидетелями их свадьбы.