В 1969 году в семье родилась единственная дочь Юлия, которая тоже не смогла сплотить родителей. Уставшие от быта и семейной рутины, Меньшов и Алентова решили развестись. Вера вернула фамилию матери.
Вера Валентиновна Алентова
Актриса Вера Алентова не нуждается в особом представлении. Её жизнь неразрывно связана с культовой картиной «Москва слезам не верит», после которой её имя загремело не только на родине, но и за рубежом. У нее многочисленная армия поклонников, которые не устают восторгаться её мастерством и талантом. Алентова просто невероятный мастер перевоплощений, она может спокойно сыграть молодую девушку, когда сама уже находится на пороге сорокалетия, или невесту, несмотря на то, что уже отметила свой пятьдесят третий день рождения.
Безумная слава и всенародная любовь пришли к актрисе Вере Алентовой после выхода картины «Москва слезам не верит», где она сыграла Катю Тихомирову.
Детство и юность
Родилась Вера Алентова 21 февраля 1942 года вблизи Архангельска, в маленьком городишке Котлас. Все члены семьи Верочки были творческими людьми. Папа Валентин Быков служил актёром, но очень рано ушел из жизни. Его дочери исполнилось всего четыре. Мама Ирина Алентова и бабушка тоже актрисы. Веру назвали в честь её бабушки по маминой линии, которая умерла совсем молодой. В роду Алентовых были врачи и священники, одного из которых приговорили к расстрелу в 1937-м.
После смерти папы мама и дочь Алентовы уехали к родственникам на Украину, и поселились в городе Кривой Рог. Детские годы девочки были очень трудными. Они почти голодали, что такое сладости малышка не знала вообще, настоящих игрушек не было, Ирина мастерила их самостоятельно, используя в основном картон. Вера посещала детский сад, а мама старалась заработать им на жизнь. Когда пришло время идти в школу, мама сама сшила Верочке платье из своего старого халата. На протяжении нескольких лет девочка ходила в одной и той же водолазке, которую приходилось каждый вечер стирать.
Но Вела не унывала, она была настоящей выдумщицей и заводилой во дворе. В её голове рождались невероятные истории, которые она воплощала на импровизированной сцене вместе с друзьями со двора. Материалом для костюмов служило все, что оказывалось под рукой – листья, цветы, старые занавески и прохудившиеся кастрюли. Уже в то время Вера начала мечтать о сцене, хотя мама запрещала ей даже думать об актёрстве.
Алентовы очень много переезжали. Из Кривого Рога они уехали в Узбекистан, потом пожили на Алтае, в Барнауле, где Вера и получила аттестат об окончании школы.
Мама буквально заставила дочь отказаться от своей мечты, и попробовать свои силы в медицинском институте. Но ей не повезло, экзамены были провалены. Вера все так же рвется на сцену, и тут на помощь ей пришел отчим, который устроил падчерицу в местный театр. После этого дома разразился настоящий скандал, мама была категорически против того, чтобы дочь, не имея актерского образования, пошла в артистки.
Вере пришлось уходить и искать себе работу, но так как она была несовершеннолетней, её никуда не брали. Алентову не взяли ни на почту, ни в аптеку, и только на меланжевом комбинате пригодились её руки. В течение года девушка трудилась на этом предприятии.
Поскольку режиссера Владимира Меньшова власти за границу не выпускали, Вера представляла фильм на различных международных кинофестивалях. За роль в картине ее наградили Государственной премией в области искусства.
Фильмография
Одновременно с театральными выступлениями Алентова пробовала себя в советском кинематографе. Ее кинодебют состоялся в 1965 году в картине «Дни летные». После она на 10 лет пропала с экранов телевизоров, с головой уйдя в театральную и семейную жизнь, занималась воспитанием единственной дочери.
В 1977 году Вера вновь снялась в кино «Рождение», а спустя 2 года стала знаменита на весь Советский Союз и за его пределами. Именно в 1979 году состоялась триумфальная премьера мелодрамы режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В 1981 году Алентова даже в Америку за «Оскаром» ездила, поскольку муж не мог выехать за границу. С тех пор она считалась одной из ведущих актрис советского кино.
Не менее успешными стали такие полнометражные картины: «Время для размышлений» (1982), «Время желаний» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «И все-таки я люблю» и «Зависть богов» (2000), «Дар божий». В числе последних работ – «Дорога без конца» (2014), «С 8 Марта, мужчины» (2014).
Алентова до и после пластики
Одна из первых начала увлекаться пластическими операциями. Женщине хотелось остановить старость и всегда выглядеть, как ее экранная героиня Катя в «Москва слезам не верит». Первая неудачная операция произошла в 2009 году. Страшные фото ужаснули поклонников. Нарушилась мимика, лицо перекосилось, а народную артистку было сложно узнать. Она даже планировала судиться с клиникой, но громкого и публичного скандала все же удалось избежать.
Еще одна неудачная пластика прошла в 2016 году, когда помимо перекоса лица глаза знаменитости полностью не раскрывались. Но артистка так и не остановилась в своих попытках обхитрить природу. В 2019 году после ряда пластических операций Алентову просто не узнать. Сейчас она выглядит старше своих лет, а изуродованное лицо прячет под тонны косметики. Без макияжа на публике никогда не появляется.
Ее первая пластическая операция прошла успешно в 1998 году. С тех пор актриса стремилась всегда выглядеть моложе своих лет, а визиты к хирургам и уколы красоты стали вредной привычкой. Также она сидела на жестких диетах, сутками могла ничего. Все эти радикальные эксперименты негативно отразились на ее здоровье и внешнем виде. Беда в том, что ее героини были всегда младше по возрасту, чем актриса в реальной жизни.
Вере было восемь лет, когда она впервые вышла на сцену театра. Однажды мама взяла ее на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти вместо нее. Тогда-то Алентова, по ее же словам, и подхватила «театральную бациллу».
Знакомство с Владимиром Меньшовым
Вера погрузилась в новую жизнь: бесконечные репетиции, прогонки, фолианты заученных реплик и прочитанной литературы. Времени на личную жизнь не было, но студентка была счастлива.
В первый же год она сблизилась с однокурсником Владимиром Меньшовым. Поначалу она не питала к нему романтических чувств. Они стали близкими друзьями, но уже тогда Вера заметила, что у Володи есть три качества, которые, по ее мнению, необходимы хорошему актеру: внутренний стержень, искренность и свой взгляд на вещи.
Между тем педагоги не замечали этих качеств и быстро повесили на Меньшова ярлык бездарности, в отличие от Веры, считавшейся на курсе одной из лучших студенток. Владимир не был обучен хорошим манерам и хронически производил плохое впечатление. Самым талантливым парнем на курсе считался Андрей Мягков, живший в одной комнате с Меньшовым. Но Владимир не оставлял надежд исправить положение дел, постоянно что-то учил, репетировал, писал. Уже позже он осознал, что душа его скорее лежит к режиссуре, нежели к актерству.
Когда Вера выбрала его хотя бы «в друзья», Владимир был на седьмом небе от счастья. Товарищи намекали ему, что для актера у него слишком неказистая внешность. Вера же была, по его словам, ослепительно красива. Они коротали вечера за долгими разговорами, Владимир долго и красиво ухаживал, стараясь удивлять Веру чем-то новым.
К концу второго курса молодые люди объявили о решении расписаться, чем немало удивили друзей по Школе-студии. Предложение сделал Меньшов, Вера же была настроена скептически. И не потому, что не любила, а по причине врожденного свободолюбия. Мама с детства твердила ей, что нужно рассчитывать только на себя. Да и скоропалительный брак казался ей большой ошибкой. Но когда Вера узнала, что в случае свадьбы им как молодой семье дадут отдельную комнату в общежитии, то согласилась.
Свадьбы была скромной – у молодоженов не нашлось и трех рублей, чтобы расплатиться с фотографом. Праздновать продолжили в общежитии, с нарезанной на газете колбасой и шампанским.
Как убеждали ее близкие и однокурсники, Вера подписала себе «приговор» – многие говорили, что у Меньшова нет перспективы. Однако тот факт, что Алентова выбрала «бесперспективного» студента, хотя легко могла бы найти уже состоявшегося в профессиональном плане мужа, воодушевил Владимира, придал ему сил и уверенности.
В 1965 году они окончили вуз и отправились в по-настоящему взрослую жизнь, которая в течение следующих десяти лет не раз преподносила им неприятные сюрпризы.
Первые роли
После выпуска Меньшов не мог найти работу в столице и отправился по распределению в Ставропольский драматический театр, уже понимая, что его актерская карьера, скорее всего, закончится, не успев толком начаться. Алентова же попала в Московский театр имени Пушкина.
В театре Алентова встретилась с драматургией Бернарда Шоу, Джона Б. Пристли, Фридриха Шиллера, Р. Огорда, Эдуарде де Филипе. Она играла в пьесах «Невольница», «Светит, да не греет», постановках «Зыковы», «Дети солнца», «Последние дни», «Кафедра».
Их разлука продлилась год, после чего Меньшов вернулся в Москву и поступил на режиссерские курсы ВГИКа. Жили они порознь: Владимир – в студенческом общежитии, комнату Алентовой выделил театр, и она делила ее с другой актрисой. «Семейные» комнаты были в театральном общежитии под запретом.
Имя Меньшова было неизвестно, тогда как об Алентовой узнали уже в 1966 году, после роль в фильме «Дни лётные», где ей досталась роль молодой учительницы Лидии Федоровны. В 1967 году она появилась в советско-венгерском фильме «Звезды и солдаты» в эпизодической роли медсестры. Почти все время Вера посвящала службе в театре.
В июле 1969 года у супругов родилась дочь Юлия. В ЗАГСе, оформляя документы на новорожденную, Вера узнала, что может поменять фамилию на какую угодно. Ранее о такой возможности она и не подозревала. В то время актриса носила девичью фамилию – Быкова. После свадьбы менять ее на «Меньшову» она не стала, но теперь всерьез задумалась взять фамилию матери – Алентова.
Фамилия Алентова имеет греческое происхождение; в переводе на русский «алентия» значит «истина». По материнской линии в роду актрисы было 4 поколения священников, и именно родом деятельности предков она объясняет этимологию фамилии.
В 1973 году Вере наконец выделили двухкомнатную квартиру от театра. Семья Меньшовых – Алентовых наконец воссоединилась.
В 1975 году актриса появилась в 8-серийной ленте «Такая короткая долгая жизнь», повествующей о судьбах простых советских семей, в роли Насти Овчинниковой. Москва, не балованная сериалами, затаив сердце следила за судьбой ее героини. И на экране Вера не боялась предстать некрасивой: она позволила прилизать себе волосы, оттопырить уши.
После окончания общеобразовательной школы девушка по рекомендации матери пыталась поступить в медицинский институт в Барнауле, но провалила экзамены. Чтобы не пропускать год, Вера пошла работать на меланжевый комбинат и параллельно готовилась к поступлению в столичный театральный вуз.
Личная жизнь
На сегодняшний день актриса замужем. В 1962 году Вера, будучи студенткой, вышла замуж за однокурсника Владимира Меньшова, который также обучался в театральном вузе. На тот период он являлся неперспективным студентом, несмотря на это, он привлёк Веру своей эрудицией. Он был горячим, интересно мыслящим молодым человеком. Вначале они дружили, а после начались более серьёзные отношения.
Когда молодые люди поженились, преподаватели были в ужасе из-за выбора Веры. Но девушка всегда безоговорочно верила в талант Владимира. В 1969 году в актёрской семье родилась дочь, которую назвали Юлией. В тот год актриса поменяла свою фамилию на Алентова (по-матери). Творческая чета и по сей день вместе. Периодически в семье возникали конфликты, что присуще для творческих личностей.
Дочь артистки сегодня является известной телеведущей. Супруг Юлии – Заслуженный артист РФ Игорь Гордин (1965 – год рождения). У Веры есть два внука: Андрей (1997 — год рождения) и Таисия (2003 – год рождения).
семья Веры Алентовой и Владимира Меньшова
Вера и Владимир уже вместе больше пятидесяти лет. Супруг актрисы является открытым человеком, он всегда всё расскажет о себе и о Вере. Примет полный дом гостей, принесёт продукты, приготовит и угостит. Если бы не он, никому бы не удалось пробиться к актрисе в дом. Вера даже по телефону с друзьями долго разговаривать не может. Чувство одиночества у актрисы присутствует с самого рождения. Сегодня в большой семье актрисы много смеха, юмора и счастья.
Звездный час актрисы наступил в 1979 году, когда Владимир Меньшов выстрелил кинороманом «Москва слезам не верит». Эта история про трех подруг-лимитчиц стала без преувеличения народной картиной. Вместе с Верой в актерском составе значились Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова и Алексей Баталов.
Фильмы с участием Веры Алентовой в главной роли
Источник фото: kino-teatr.ru
Вера Алентова исполнила главные роли в таких фильмах:
1979 год – «Москва слезам не верит», Екатерина Тихомирова
1982 год – «Время для размышлений», Алла Борисовна
1984 год – «Время желаний», Светлана Васильевна
1987 год – «Завтра была война», Валендра
1988 год – «Объективные обстоятельства», Ванина
1988 год – «Прости нас, сад…», Марина Долматова
1990 год – «Когда святые маршируют», Люся Левченко
1991-1992 год – «Непредвиденные визиты», Антонина Ивановна
1995 год – «Ширли-мырли», Кэрол Абзац / Земфира Алмазова / Люсьена Кроликова / Уитни Кроликоу