Анатолий Юрьевич Равикович. Кто играл хоботова в фильме покровские ворота

Лев Хоботов в исполнении Равиковича – очень интеллигентный и порядочный человек. Он не может противостоять бывшей супруге, поэтому делает все так, как она велит.

Как сложились судьбы актеров фильма «Покровские ворота»

27 декабря в 20:40 на телеканале «МИР» можно будет увидеть легендарную советскую комедию «Покровские ворота». Реплики ее главных героев – Костика, Саввы Игнатьича, Хоботова, Велюрова, Маргариты Павловны – стали крылатыми. А актеры, которые сыграли обитателей коммунальной квартиры на Петровском бульваре, не только полюбились зрителям, но и стали знаменитыми благодаря этому фильму. Мы расскажем о том, как сложились их судьбы после «Покровских ворот».

Это тот самый случай, когда актер «проснулся знаменитым». Нельзя сказать, что Олег Меньшиков был неизвестен публике в 1982 году, но широкую известность открыли актеру именно «Покровские ворота». «Вам нужен творческий непокой!», – восклицает Костик Ромин, персонаж Олега Меньшикова, обращаясь к стареющим обитателям коммуналки.

Костик себе на уме, но с виду простачок: цитирует Пушкина, устраивает жизнь своих соседей, «взрослых тетенек и дяденек», брызжет энергией и романтикой молодости. Он – краснобай, дамский угодник, «знаток человеческих душ» и азартный игрок («Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!»). Несмотря на возраст, он подчас демонстрирует глубокое понимание жизни: «И всё-таки поверьте историку – осчастливить против желания нельзя». Этот образ у Меньшикова получился утонченным и исключительно обаятельным.

Первым, кто попал под обаяние актера, стал режиссер картины Михаил Козаков. Когда Меньшиков пришел на пробы с Татьяной Догилевой, Козаков и оператор картины Николай Немоляев поняли: без этого актера картина не состоится. Так же отреагировал и Леонид Зорин – автор пьесы, по которой снят фильм.

Он сразу узнал в Меньшикове молодого себя (именно он был прототипом Костика): «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был ещё студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста». Кстати, сам Меньшиков спустя 25 лет признавался, что думал, что играет Козакова, а не Зорина. Ведь именно он в конце картины играет «постаревшего Костика».

После выхода картины Олег Меньшиков стал секс-символом 80-х. Фильм принес ему известность, хотя сам он в одном интервью сомневался, что это так: «Считают, тут-то я и прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было». По мнению публициста Дмитрия Быкова, «поздний Меньшиков – классический заложник замечательной профессиональной выучки». После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), за которую он получил Серебряную медаль имени А. П. Довженко.

Оглушительный взлет его карьеры случился после роли в оскароносном фильме «Утомленные солнцем». Со своей подругой Татьяной Догилевой, с которой он подружился в «Покровских воротах», они встретились на площадке фильма «Восток-Запад». Не прошли незамеченными и его театральные роли: он блестяще сыграл императора Калигулу, Сергея Есенина и Вацлава Нижинского. В театре он был не только актером, но и показал свой талант организатора и режиссера. Это привело к тому, что в 2012 году ему доверили ответственную должность – художественного руководителя драматического Театра имени Ермоловой. В том же году в кино вышел фильм «Легенда № 17», в котором Меньшиков появился в образе хоккейного тренера Анатолия Тарасова.

Статья по теме:  Конфликты в семье Ромы Жукова. Сколько детей у ромы жукова певца

Несмотря на то, что актер почти не дает интервью и неизменно отвечает отказом на предложения о съемках за границей, назвать его жизнь скудной на события сложно. В 2018 году он снялся в фильмах «Гоголь. Начало» в образе следователя Якова Петровича Гуро, побывал доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина, начал преподавать в ГИТИСе. В интернете он запустил свой канал «ОМ», на котором выкладывает свои интервью с известными личностями. Его собеседниками успели побывать Данила Козловский, Алла Пугачева, Виктор Сухоруков, Федор Конюхов, Слава Полунин и другие знаменитости.

Леонид Броневой: 70 лет на сцене

До роли артиста Велюрова в «Покровских воротах», Леонид Броневой был всем известен, как Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…», – его знаменитая фраза и спокойный, ровный взгляд группенфюрера СС стали его визитной карточкой. Кстати, изначально Татьяна Лиознова, режиссер этой картины, предлагала ему роль Гитлера, но жена Броневого заявила: «Если согласишься на Гитлера – развод!». Броневой выбрал играть Мюллера, и получил за нее не только орден Трудового Красного Знамени, но и народное признание. С тех пор этот образ стал неотделим от самого актера, что изрядно раздражало самого Броневого.

Вторым популярным персонажем актёра стал Доктор из фильма Марка Захарова «Формула любви». Он меланхоличный, повидавший на своем веку человек, которого даже съеденной на глазах железной вилкой не удивишь, а оживающие статуи для него – это всего лишь очередной диагноз. Примерно таким же – со слегка отсутствующим взглядом и непробиваемой невозмутимостью – вышел и его персонаж Герцога в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Его фразы тоже разошлись на цитаты: «Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!».

В «Покровских воротах» Броневой воплотил персонажа с куда более обширным набором эмоций. Он сыграл эстрадника-куплетиста Велюрова, тщеславного и склонного к алкогольным срывам («А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»). Велюров влюблен в пловчиху Свету (Татьяна Догилева), но та не отвечает ему взаимностью, и артист впадает в творческий кризис: «Оставьте меня. Я тоскую как Блок». В такие дни призыв Костика «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» становится для него актуальным, но в нем нет цинизма, и этим он симпатичен, хотя и вызывает жалость. Кстати, когда в стране шла антиалкогольная кампания, сцены с «рюмашками» вырезали из фильма.

Наряду с успехами на экране Броневой имел популярность и на театральном поприще. С 60-х по 1988-й он работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, где была активно занят, а с 1989 перешел «Ленком». Для него там всегда находились роли в топовых спектаклях («Королевские игры», «Варвар и еретик», «Женитьба», «Вишневый сад» и других). Марк Захаров, художественный руководитель театра, высоко ценил его артистический талант и человеческие качества. Он отмечал, что Броневой оказал огромное влияние как на «Ленком», так и на весь российский театр. В 2008 году получил премию «Ника» за роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи». Жизнь артиста прервалась в 2017 году, когда ему было 88 лет.

Согласившись на роль, Козаков никак не смог приблизить работу над собственной картиной. В 1980 году он играет Дзержинского в трех картинах, а вопрос с его «Покровскими воротами » так и остается в подвешенном состоянии.

Образование

После окончания школы Равикович без всяких проблем поступает в Ленинградский театральный ВУЗ, учится в мастерской профессора Хохлова. На вступительных экзаменах он исполнил песню «По долинам и по взгорьям». Сам Анатолий вспоминал, что он решил сразить комиссию ролью «идиота», и его исполнение было настолько комичным, что преподаватели просто не могли удержаться от смеха.

Талант к пародированию, комедийная органичность особенно понравились профессору Хохлову, который прямо на экзамене рекомендовал Равиковичу и далее развивать эти способности.

Песня приморских партизан, которую актер исполнил на приемных испытаниях, стала знаковой для Анатолия. После окончания ВУЗа его распределили в Приморье, в город Комсомольск-на-Амуре. В местном театре он работает два года, затем еще один год служит в драмтеатре Сталинграда. В начале 60-х годов актер проводит свой отпуск в ялтинском санатории, где знакомится с Игорем Владимировым, молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета. Режиссер в тот период занимался подбором молодых актеров для работы в своем коллективе. Он пригласил Анатолия на службу в театр Ленсовета.

Статья по теме:  Анна Исаева. Директор юлии началовой анна исаева биография

Могут быть знакомы

В течение 30 лет Анатолий выходил на сцену театра Ленсовета. Он называл эти годы самыми счастливыми в своей творческой биографии. Игорь Владимиров, ученик Георгия Товстоногова, за короткое время сумел вывести театр из глубокого застоя. Знаменитая Алиса Фрейндлих, супруга Владимирова, стала примой театра Ленсовета.

Анатолий Равикович в театре

Талант Анатолия Равиковича расцвел в этой творческой атмосфере. Ему удалось создать множество неповторимых образов – Пичема в «Трехгрошовой опере», Семена Захаровича в «Преступлении и наказании», Карлсона в постановке по произведениям Линдгрен. Во всех этих ролях он был абсолютно органичен. Амплуа Равиковича не было героическим, он играл обычных людей, которые в сложной жизненной ситуации твердо отстаивают собственные идеалы. Его партнерами по сцене были – Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Соловей, и другие выдающиеся актеры.

В конце 80-х годов в театральной труппе Владимирова наступил творческий упадок. Равикович переводится в Ленинградский театр комедии, руководителем которого в тот период был Петр Фоменко. На новой для себя сцене он стал ведущим актером. Он играет в спектаклях, поставленных по произведениям Мольера, Шекспира, Чехова, Доде, Булгакова. Актриса Ирина Мазуркевич, пришедшая вместе с Анатолием из театра Ленсовета, стала его партнером по сцене. Равикович часто выходил на подмостки с Юрием Лазаревым, Геннадием Воропаевым, Сергеем Кузнецовым.

«Покровские ворота» открыли перед Олегом двери и в Голливуд. Правда, Меньшиков, предпочитая отечественную киноиндустрию, постоянно отказывался от съемок за рубежом.

«Пробежала искра»

В 1977 году в труппе появилась новая актриса. Ирине Мазуркевич тогда не было и девятнадцати, но она уже успела сняться в нескольких фильмах, поработать с Владимиром Высоцким в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Равикович сразу показался ей старым. Ему было тогда сорок лет, но играл он всё больше возрастные роли, постоянно в седом парике, сгорбленный, с палкой. Ирина была покорена его талантом, но как мужчину не воспринимала. До одного момента. Как признавалась актриса изданию «7 дней», она до мельчайших подробностей запомнила их судьбоносную встречу: «Однажды я встретила Равика за кулисами без грима. Мы посмотрели друг на друга. И он таким молодым мне показался! У него были совсем юношеские глаза! Тогда и пробежала та самая искра, о которой часто пишут поэты и писатели».

Статья по теме:  Внешность Нюши. Стрижка как у нюши.

Правда, в объятия друг другу они тогда не бросились. Просто обоим стало ясно: это любовь. Стеснительный, деликатный Равикович ещё долго не мог подойти к юной красавице. К тому же у него была семья, подрастала дочь Маша, он не мог так просто изменить свою жизнь, боролся со своим чувством. Тайком провожал Ирину из театра, идя по другой стороне улицы, прячась за машинами. А она его видела — и её сердце начинало биться чаще. Так продолжалось какое-то время, актёр метался, не мог решиться, но однажды всё-таки пришёл в общежитие к Ирине — с одним чемоданчиком. К тому времени они были знакомы уже три года, и их роман перестал быть секретом для окружающих. Равиковичу повторяли: зачем она тебе, бросит через пару лет, и что будешь делать, куда пойдёшь? Они ошибались. Ирина была с Анатолием до его последнего вздоха.

Беззащитный, как Хоботов

Свадьбу сыграли в квартире Алисы Фрейндлих: у Ирины уже была комната в коммуналке, но маленькая и тесная, а ресторан «молодые» не могли себе позволить. И началась новая жизнь: повсюду вместе, не расставаясь ни на минуту. Это было счастье. Как вспоминала Ирина Мазуркевич, её муж и в жизни был таким же безропотным и беззащитным, как Хоботов из «Покровских ворот». Например, как-то раз на улице к ним подошли парни и попросили закурить. Пока Равикович добросовестно вытаскивал из кармана сигареты, Ирина заметила, как парни переглядываются и ухмыляются. Поняла: сейчас что-то будет. И «сыграла на опережение»: закричала на них, затопала ногами, устроила настоящую истерику. Вокруг начали собираться люди. Парни, испугавшись, убежали.

А Анатолий так и не понял, зачем жена устроила шум.

В другой раз он попробовал возмутиться, увидев, как какой-то наглец, минуя очередь, в которой они долго стояли, идёт напролом и покупает дефицит — растворимый кофе. Точнее, возмутилась Ирина, а нахальный молодой человек начал её оскорблять. Тогда Равикович заступился за жену. Началась потасовка. По словам Мазуркевич: «Я испугалась, что мужу станет плохо, — сердце же больное. А все вокруг стоят и смотрят. Тогда оттащила Равика в сторону, достала из сумки газовый баллончик и распылила прямо перед лицом того мордоворота. Пока он приходил в себя, к нам кинулись работники магазина: «Выбегайте через черный ход. Это же бывший зэк, с ним связываться опасно». Мы и убежали».

Оцените статью
РесницаМания