6 июня 2005 года Александр Башлахов был заочно похоронен по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Святослав Задерий, основатель группы «Алиса», получил разрешение на похороны и благословение.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Дискография
- 2.1 Основные издания
- 2.2 Краткая хронология записей
- 4.1 Памятник
- 4.2 Музей
- 4.3 Музыкальные посвящения
- 4.4 Театр
- 5.1 Издания стихов и песен
- 5.2 О нём
Отец — Башлачев Николай Алексеевич, начальник отдела ТЭЦ.
Мать — Башлачёва Нелли Николаевна, учитель химии.
В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.
1978-1983 гг. учился на факультете журналистики Свердловского государственного университета.
После окончания университета он вернулся в Череповец, где в течение года работал в газете «Коммунист».
В сентябре 1984 года он познакомился с Артемием Троицким в Череповце в квартире Леонида Парфионова, по приглашению которого выступал в нескольких квартирах Москвы и Ленинграда.
Осенью 1984 года он покинул Череповец и отправился сначала в Москву, а затем в Ленинград.
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр., 99). Этот концерт состоялся сразу после 3-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому его также называли «Четвертый день фестиваля». Запись этого концерта была опубликована под названием «Кочегарка «1.
В это же время он записал свой первый альбом, запись была аранжирована Сергеем Фирсовым в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись была выпущена под названием «Третья столица». С тех пор Фирсов считает себя директором «Башлачева-1».
В следующем году он окончательно обосновался в Ленинграде, где вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова он был официально трудоустроен в котельной «Камчатка-1» с марта 1986 года. В июне 1987 года он получил премию «Надежда» на Пятом Ленинградском фестивале.
1987 год, весна — съемки для документального фильма Алексея Учителя «Рок». Во время съемок он отказался принимать в них участие. Позже, когда Башлачев умер, команда Алексея Учителя сняла его похороны и включила кадры этого события в одну из версий фильма 2.
Июнь 1987 года — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.
Август 1987 года — Съемки для фильма «Барды покидают суды» (Киев), в котором я не захотел принимать участие.
29 января 1988 года в квартире Марины Тимашевой состоялся последний концерт Башлачева, который был записан на пластинку.
Утром 17 февраля 1988 года он выпал из окна восьмого этажа дома № 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде и погиб на месте. Наиболее вероятная версия его смерти — самоубийство3, но реальная причина его падения неясна.
Он был похоронен на Ковалевском кладбище в Ленинграде 23 февраля 1988 года.
Его сын Егор родился у возлюбленной Александра, Анастасии Рахлиной, после его смерти 3 августа 1988 года (Анастасия уехала рожать в Череповец).
Любимыми группами Александра были «Двери» и «Аквариум». 4.
Дискография
Основные издания
- 1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием.
- 1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
- 1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
- 1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
- 1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
- 1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
- 1994 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
- 1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано в 18 марта1985 года с Шевчуком.
- 1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
- 1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
- 1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
- 1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
- 1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
- 1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
- 1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
- 2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
Видеография
- Существует бонус-трек на DVD-релизе фильма «Рок», длина записи примерно 10 минут, из них 6 минут — сцена похорон. 2 В запись входит фрагмент без звука выступления Башлачёва в кочегарке в кругу друзей.
- 2007 — Рокси’87 — DVD. Неполная запись существует также на VHS-кассете (1997) и DVD (2007) под названием «Концерт в ДК Ильича» — 24 мая1987 года на устном выпуске журнала «Рокси». Запись Игоря Леонова и Александра Старцева. Продолжительность записи 1 ч. 23 мин. 03 сек.
- 2009 — В коммуналке у БГ. Видеосъемка — Джоанна Стингрэй и Джуди Филдс, коммуналка Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г. Продолжительность записи 55 мин.
- Запись выступления на пятом фестивале Ленинградского рок клуба, 07 июня 1987 г. Запись цветная, продолжительность 30 м. 25 сек.
- Запись концерта в ДК МЭИ, 09 января 1988 г. Имеются два варианта записи — цветной и черно-белый. Чёрно-белая запись на несколько секунд длиннее. Продолжительность черно-белой записи 33 мин.
- Любительские кадры с фестиваля Московской рок лаборатории «Движение в сторону весны» 1986 года. Фестиваль проходил в ДК МИИТ. Башлачёв проскакивает на нескольких кадрах снятых около самого ДК. Звука нет, запись черно-белая, качество очень плохое.
Могила Александра Башлачева на Ковалевском кладбище.
Памятник
В 2012 году администрация города объявила об установке памятника поэту, однако его размещение и скульптор вызвали много вопросов у некоторых череповецких активистов, а также у большинства поклонников творчества Башлахова по всей России 5 .
Музей
- 1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачёва. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. Хранитель музея — Татьяна Мельникова. В музее постоянно проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачёва. Постоянно проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. В ближайшее время планируется расширение музея — будет создана специальная комната для проведения «квартирников». Музей был создан на основе постоянной экспозиции в библиотеке-филиале №5 города Череповца, созданной к 40-летию поэта.
- 27 мая 2010 года во Дворце культуры металлургов г. Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва.
- 6 В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения Палитра N. 7
- 27 мая 2011 года во Дворце культуры строителей г. Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Череповца Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
- 27 мая 2012 года состоялся концерт «Рок-Череповец», посвящённый дню рождения Александра Башлачёва. Данное мероприятие состоялось в Ледовом Дворце и не является преемником фестиваля «Сашин День».
Музыкальные посвящения
Информация должна быть проверена, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Этот значок был размещен 14 июня 2012 года.
И он снова будет петь о любви, И каждый дом будет рад его видеть, И он возьмет зубную щетку, Он откроет дверь и закроет окно, Зачем? «Любовь — это поезд из Свердловска в Ленинград — и обратно!».
Александр Башлачев
Обаятельный поэт, внутренний мир которого хорошо раскрывается в его стихах и песнях, стал одним из самых ярких представителей советского парастиха. Александр Башлачев (или, как его называли друзья, СашБаш) практически никогда не расставался со своей гитарой, на которой научился играть еще в школьные годы. Его любимый рок-н-бардовский инструмент остался с ним и после смерти — его друзья положили гитару на могилу талантливого артиста.
Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года. Сразу же после рождения сына у него родился второй ребенок — девочка Лена. Родители, профессор химии и работница теплоэлектростанции, проводили много времени на работе, поэтому дети были предоставлены сами себе.
Александр рано научился читать и написал свое первое стихотворение, по его признанию, в возрасте трех лет. Несмотря на очевидный музыкальный талант, ребенок не посещал музыкальную школу. Мальчик принял это решение по собственному желанию и признался матери, что ему жаль детей, которых заставляют посещать уроки.
Однажды учительница класса Башлачева предложила ученикам издать альманах. Так началась страсть Александра к журналистике. Мальчик писал стихи для любительского издания, помогал своим одноклассникам писать статьи и руководил сбором материала.
В старших классах, когда увлечение поэтическим жанром временно угасло, Саша обратился к написанию прозы. Его друзья прозвали мальчика «летописцем», потому что он стремился описывать повседневную жизнь девятиклассника особым образом. Рукопись мальчика не сохранилась — Баслачев лично сжег материал, потому что стыдился своих ранних работ.
Получив диплом, Александр отправился в Ленинград поступать в университет. Баслачев без проблем прошел первые два тура на факультет журналистики. Проблемы начались, когда приемная комиссия потребовала предъявить его опубликованные статьи. Школьного дневника было недостаточно. Потерпев неудачу, Александр вернулся в родной город.
Не желая терять год, Башлачев устраивается на работу на Череповецкий металлургический завод. Александр работает художником и публикует свои статьи в коммунистической газете. После обеда молодой человек учится писательскому искусству в школе для молодых журналистов.
Через год Башлачев предпринимает еще одну попытку учиться в университете. Опыт и талант молодого человека ценятся. В 1978 году Александр становится студентом Уральского государственного университета в Свердловске.
Музыка
Александру так легко дается чтение, что молодой человек почти никогда не посещает лекции. Вместо учебы Башлачев проводит время в Череповце, где пишет песни со своей музыкальной группой «Рок-Сентябрь» и выступает на фестивалях. Сам Александр не выступает на сцене, он предпочитает писать песни и организовывать концерты.
Получив диплом, поэт возвращается к уже известному «коммунисту». Но сейчас работа в издательстве его угнетает. Идеологические статьи, не приносящие творческого удовлетворения, сосуществовали в жизни Баслачева с альтернативной музыкой.
В 1984 году группа «Рок-Сентябрь» распалась, и терпение поэта иссякло. Александр уволился с работы и уехал в Москву, чтобы очистить голову и построить планы на будущее. Во время визита к своему старому знакомому Леониду Парфенову Башлачев познакомился с Артемием Троицким. Под влиянием друзей поэт переехал в столицу, где, благодаря новым знакомым, каждый вечер исполнял собственные песни на квартирных вечеринках.
Пиратские записи импровизированных концертов распространились по всему Советскому Союзу и сделали Башлачева известным в народе. Посетители камерных концертов поэта утверждали, что тот был настолько предан своей музыке, что после концерта у него часто оставалась кровь на руках — поэт вытирал пальцы кровью.
Этот человек постоянно менял тексты своих песен. Часто во время выступления он спонтанно исправлял последние строки песен «Ни у кого нет березы» и «Как ветры осени».
В 1987 году режиссер Алексей Учитель предложил Александру принять участие в съемках документального фильма «Рок». Музыкант, который с энтузиазмом принял предложение, отказался от фильма несколько месяцев спустя. То же самое он сделал с фильмом «Придворные барды» Петра Солдатенкова.
В студенческие годы Александр много времени проводил с однокурсниками, и увлечения Башлачева подпадали под определенный образ. Он предпочитал стройных девушек с длинными овальными лицами и светлыми волосами. Соседи по общежитию утверждают, что все любовницы музыканта были похожи на молодую Николь Кидман.
В 1985 году Баслачев женился в первый раз. Брак, который он заключил с Евгенией Камецкой, был знаковым. Знакомый Александра дал согласие на брак, чтобы музыкант мог получить вид на жительство в Ленинграде. Женщиной, с которой у СашБаша были близкие отношения в этот период, была Татьяна Авасьева.
Вскоре после свадьбы любовница поэта родила ему сына Ваню. Из-за тяжелой болезни мальчик умер через несколько месяцев. После потери ребенка отношения пары прекратились.
В мае 1986 года он познакомился с Анастасией Рахлиной, которая была его подругой. Поклонница творчества Башлачева, она навестила своего друга и влюбилась в музыканта. Бурный роман был прерван смертью поэта. Через несколько месяцев после похорон Анастасия родила Башлачёву сына Егора.
Смерть
Последние часы своей жизни поэт и музыкант провел в квартире своей первой жены Евгении Камецкой. Молодые люди поддерживали дружеские отношения и часто устраивали вечеринки в доме девушки. Утром 17 февраля 1988 года Евгению разбудили представители власти, которые сообщили о смерти Баслачева.
По словам следователей, мужчина был выброшен из окна кухни. Друзья и родственники Александра не сомневаются, что музыкант мог уйти из жизни добровольно. Несмотря на свою общительность и хорошее настроение, Баслачев страдал от одиночества. Более того, Александр практически не преодолел свой творческий кризис в прошлом году.
Талантливый музыкант был похоронен на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. Его поклонники отметили его могилу деревом, украшенным колокольчиками. Несмотря на его самоубийство, друзья Башлахова добились разрешения похоронить Александра в соборе.
Александр Башлачёв – рок-бард, поэт
Александр Николаевич Башлачев (родился 27 мая 1960 года в Череповце — умер 17 февраля 1988 года в Ленинграде) — русский поэт, автор песен и художник. Член Ленинградского рок-клуба и признанная легенда русского рока. В музыкальных кругах он также известен как СашБаш. За свою короткую жизнь Александр написал чуть более ста стихотворений, а самые известные его произведения были написаны в течение двух лет.
Будущий поэт родился в городе Череповце в семье Николая Алексеевича Баслахова, начальника отдела теплоцентрали, и Нелли Николаевны, учительницы химии. Александр был не единственным ребенком в семье — его младшая сестра Елена родилась в 1968 году. Свой талант к творчеству он открыл в раннем возрасте — как рассказал сам Александр на творческом вечере для газеты Roxy, свое первое стихотворение он написал, когда ему было три года. На этом же выступлении он зачитал одно из своих четверостиший, отметив, что в то время он не знал значения всех слов, но был хорошо знаком с понятием рифмы:
Рейнджер был опытным асом. Он вывел самолет из пикирования, и самолет вернулся, как по комлинку.
Как вспоминает Нелли Николаевна, Александр научился читать довольно быстро, никто его не учил. К дошкольному возрасту он мог бегло читать тексты из «взрослых газет» и был хорошо развит. Еще в школе у Башлачева проявилась склонность к гуманитарным наукам и особенно к литературе. В это время он заинтересовался музыкой, сам научился играть на фортепиано и отказался от дальнейшего обучения в музыкальном классе, считая, что «обязательная работа» убивает в человеке стремление к цели и самосовершенствованию.
Он окончил среднюю школу в 1977 году. Его мать надеялась, что он будет учиться в техническом институте или университете, но сам Башлахов предпочитал гуманитарные науки. После окончания школы он поехал в Ленинград учиться журналистике и блестяще сдал первый тур экзаменов. Однако отсутствие публикаций стало препятствием для его поступления, поэтому он был вынужден вернуться в Череповец, где нашел работу художника на металлургическом заводе. В Ленинграде Саша познакомился со своим земляком Леонидом Парфеновым, который впоследствии стал известным журналистом.
Помимо работы, Башлахов поступил в школу молодых журналистов при газете «Коммунист» в Череповце. Там он делает ряд публикаций, которые впоследствии помогают ему реализовать свое стремление стать студентом и овладеть своей специальностью. В апреле 1978 года Александр уволился с завода и летом начал изучать журналистику в Уральском государственном университете в Свердловске (Екатеринбурге), который окончил в 1983 году. Затем он вернулся в Череповец, где стал корреспондентом газеты «Коммунист» и писал на разные темы, в том числе и о музыке. Он работал в газете до 1984 года.
Александр Башлачёв – творчество
Свои первые литературные произведения Александр начал писать еще в школе. Вместе со своим другом Максимом Пермяковым Башлачев в 1974 году написал роман «Агент 0013 или Супермен в СССР», который имел большой успех среди одноклассников будущего рок-барда. Кстати, его программные композиции также очень ценились и всегда были одними из лучших.
Свои первые известные стихи Александр написал еще в школе. Сначала это были юмористические зарисовки, которые читали на школьных мероприятиях или в кругу друзей. Известно также, что Саш-Баш, будучи учеником девятого класса, написал политическое стихотворение, которое, к сожалению, не сохранилось, в котором поэт Владимир Маяковский и глава государства СССР Леонид Брежнев разговаривают друг с другом. По предложению Ирины Корниенко, которая училась в том же Уральском государственном университете и была всего на год старше его, Башлачев в 1979 году принял участие в написании эпистолярного романа, несколько экземпляров которого сохранилось.
Участие в «Рок-сентябре»
В 1979 году Александр Башлачев познакомился с музыкантами группы «Рок-Сентябрь» из Череповца, для которых начал писать тексты песен. Группа выступала на дискотеках и имела большой успех. В том же году группа приняла участие в конкурсе самодеятельных коллективов в Вологде, где исполнила песню на стихи Баслахова «Нет войне», а осенью выступила на фестивале «Красная роза» в Череповце, где также исполнила несколько песен, написанных Александром.
Благодаря участию в «Рок-сентябре» СашБаш открыл для себя мир современной российской рок-музыки. В 1980 году группа приняла участие в конкурсе «Золотая тюнинговая вилка», где также выступали Юрий Шевчук и его ДДТ. Вскоре музыканты стали работать вместе, а Юрий и Александр подружились. В 1983 году Шевчук записал альбом «Компромисс» с группой «Рок-Сентинел». В свободное время он часто общался с Башлаховым и обсуждал с ним творческие темы, музыку и литературу.
В 1984 году Rock September практически прекратил свое существование. Лидер группы Вячеслав Кобрин знакомится с лидером таллиннской магнитной группы Гуннаром Грапсом, который предлагает ему стать гитаристом группы. Кобрин переехал в Таллинн, где живет и по сей день. Благодаря этим переменам Башлахов решает обратиться к сольной музыке.
Башлачёв – сольное творчество
Весной 1984 года СашБаш отправился в Ленинград, где принял участие в рок-фестивале. В это же время он купил свою первую гитару, которой обучился сам. В том же году он написал свои самые известные песни, такие как «Время колокольчиков», «Черные дыры», «Подвиг разведчика», «Осень» и многие другие. Начался концертный сезон Башлачева.
Сначала Александр пел песни для своих друзей. Он делал это охотно, а для усиления эффекта носил на руке браслет с колокольчиками, звон которых можно услышать на большинстве сохранившихся записей. В сентябре 1984 года Леонид Башлачев исполнил свои песни в доме Парфенова Артемию Троицкому, который пришел в неописуемый восторг и предложил автору срочно покорить столицу. В конце концов СашБаш переезжает в Ленинград, где живет со своей воображаемой женой Евгенией Каменецкой.
Пик творческого расцвета музыканта пришелся на 1985 г. Он дал много концертов и сделал несколько полупрофессиональных записей. В то же время многие выступления «СашБаш» были записаны на кассеты и позже официально выпущены на CD. Александр познакомился с ведущими местными рок-музыкантами, такими как Константин Кинчев, Виктор Цой, Петр Мамонов и Борис Гребенщиков, а также участвовал в фестивалях рок-клуба, к которому присоединился в 1987 году. В отличие от других членов клуба, он был принят без прослушивания.
Спите, дети, я пошел
Просто из любопытства, когда он превратился из веселого человека, писавшего юмористические песни, в настоящего поэта? Тот, кто возглавил и перекроил русскую поэзию последних десятилетий ХХ века? Переломный момент, видимо, наступил осенью 1984 года, потому что именно тогда он вдруг написал стихи, более условно напоминающие рок-поэзию — «Час колоколов», «Похороны дурака», «Лихо», «Ничейная береза». Текст песни «Время колокольчиков» стал каноническим — по сути, это был рок-манифест, произнесенный и прокричанный Башлачевым, поставивший условную точку в развитии этого движения: «Рок-н-ролл — это славное язычество. Я люблю час колоколов».
В другой песне, «Рождество», он внезапно обращается к своему будущему: «Спите, дети, я ухожу. В добрый путь…».
…Однажды друг спросил его: «Как это может быть? Вчера мы вместе гуляли, выпили еще, поздно легли спать, а утром ты заявляешь, что написал песню!». Баслачев ответил: «Луч света, такой пост, а потом стихотворение». Именно так должна рождаться поэзия. Дар Божий, столп света.
Только не каждый способен это вынести — так однажды прокомментировал Башлачев в своей работе «О жизни поэтов», что значит быть поэтом. Каждая его строчка — это утверждение: «Ну, ты поэт. Просто душа в черном теле».
Осенью того же года Башлахов начал носить браслет с бубенцами и колокольчиками. Вы можете услышать их звон на записи. Помимо этих знаковых колоколов в его жизнь вошел Артемий Троицкий, который был и остается одним из величайших музыкальных авторитетов страны. Вы можете любить его, можете ненавидеть (я не пробовал), но вы не можете не признать его необыкновенное знание музыки и фантастическое чувство таланта. Позже Троицкий признался, что Башлачев победил его, что он был очарован раз и навсегда. Встреча состоялась у Леонида Парфенова, где Троицкий пригласил Башлахова в Москву. Однако сам поэт хотел уехать из Череповца и думал поселиться в Москве, Таллине или Ленинграде, оставить «коммуналку» и вступить в музыкальное общество, чтобы писать свои песни.
В конце концов он поселился в Ленинграде, но в итоге уехал: «Есть Ленинград, Москва и Третья столица, которая охватывает всю Россию. Это величайший капитал». Он фактически жил в этой «столице» и впитал в себя ее историю и судьбу. Как в песне St:
Но память прерывает борьбу. И он разворачивается на метр, опускается над вами и превращается в нимб.
Хотя эти слова посвящены Санкт-Петербургу, они как нельзя лучше подходят самому поэту.
Впадал в транс
В октябре 1984 года Башлачев дал свой первый концерт в Москве. Так началась его кочевая жизнь в «третьей столице» России: в 1984-1986 годах Башлахов, курсировавший туда-сюда между Череповцом, Москвой, Свердловском и Ленинградом, написал свои лучшие и самые значительные стихи.
Все, кто присутствовал на его квартирных выступлениях, писали, что во время выступления он впадал в транс и пел, пел и пел, а все сидели завороженные, слушали и слушали…..
В 1986 году он написал песню «В чистом поле — Rains….», в которой описывает себя: «В поэзии второго мира он признан адекватным и состоявшимся». Но почему, собственно, во Второй? Трудно сказать. Я думаю, что это точно First…..
Вот еще одна цитата из этой песни:
И вы можете воспринимать песню по-разному,
Вы можете перерезать шнур.
Только маленький мальчик растет
Сражаться за меня, ублюдок
Здесь есть прямая параллель с Мандельштамом:
Я могу свистнуть звезду, съесть ореховый пирог….
СашБаш
Где-то в конце семидесятых годов Башлахов получил прозвище: СашБаш. Многие называли его так, и он не возражал. Когда он жил в Ленинграде и активно участвовал в рок-сцене, он подружился с Юрием Шевчуком, лидером «ДДТ», и Костей Кинчевым из «Алисы». Мы не знаем, как он жил и где он жил — вероятно, он жил, где придется, и, похоже, его совершенно не заботила повседневная жизнь. Главным была поэзия, а не любой, даже советский достаток, пунктуальный обед и ужин.
Весной 85-го года он пишет «К черту!», в котором есть такие строки:
Что ты делаешь? Смелость!
Мы должны лететь…
От пропеллера!
Все от винта!
Леонид Парфенов вспоминал, как пел эту песню, чтобы убедить его, что «надо лететь…». И в последних строках он кричал: «Отвали от винта! Все с винта!»
Я знаю, зачем я хожу по земле.
Мне будет легко улететь.
Как будто он знал все заранее. И он предвидел свою судьбу….. В том же году, в мае, СашБаш пишет «Посошок».
Дайте мне отпущение грехов! Я не помню молитв.
Если хотите, я забуду свои грехи стихотворением.
Объясни мне, люблю ли я, потому что мне больно?
Или это больно, потому что я люблю
СашБаш шел по жизни, как канатоходец, который вот-вот сорвется: а те, кто его любил, иррационально пытались найти соломинку.
Не верьте в конец. Но не ожидайте другого исхода.
А что мешало? Метр, рубль….
Неважно, когда пройдут семь раундов беспокойного раздражения.
Наконец он может ходить, не касаясь земли.
Москва-Ленинград
Вдохновленный Троицким, Башлачев бросает газету, покидает родной город, скитается между двумя столицами, записывает свои песни в московской домашней студии и начинает давать так называемые квартирные вечеринки в Москве и Ленинграде. Это очень яркий период в биографии Александра Башлачева.
Саша не видел этой записи.
На его руке появляется индийский браслет с колокольчиками, который он носит во время своих выступлений. Этот символ также появляется в его поэзии, в песне «Время колокольчиков», самой известной из песен Башлачева:
Почему мы сейчас ходим по кругу?
В нашем собственном секторе, как у подпольщиков?
Если у нас нет колокола,
Так что пришло время звонить в колокола.
СашБаш (так его прозвали) был востребован, его приглашали играть с разными группами, но у него все еще не было своей группы, не было своего дома, не было постоянной работы. В 1985 году он записал свой альбом «Третья столица» на студии в Ленинграде, а через год окончательно решил жить в Ленинграде, где вступил в местный рок-клуб. Чтобы избежать ареста за тунеядство, он фиктивно работал в коммунальном отделе Ленсовета, а затем в знаменитой котельной «Камчатка» на улице Блохина, 15 в Петрограде (сейчас там клуб-музей), вместе с Цоем и другими рокерами.
Кстати, однажды он честно отработал ночную смену в котельной, и утром его нашли перемазанным грязью и ужасно уставшим. Он сказал, что понял, что он не кочегар, а сумасшедший поэт.
Башлачев работает над созданием самобытного стиля русского рока, ищет национальные формы для выражения русской души:
«…корень рок-музыки — это корень человеческой души. И мы тогда не понимали, что попали в рукава чужой формы. Я просто хочу сказать, что мы должны искать корень своей души. Каждый должен искать корень своей души. Мы живем на русской земле и должны искать свои корни, русские корни. «
В 1986 году он почти полностью прекращает писать стихи и новые песни. Его приглашают выступить и записать альбом, но он не может. Башлачев мучается от того, что вся его слава — заслуга прежних лет и что он недостоин ее в настоящем. В настоящее время Баслачев много пьет, за алкоголем следуют наркотики.
Личная жизнь Александра Башлачева
У Александра Баслачева была только одна официальная жена, и она была фантастической. Как вспоминали его друзья, у Саши было много романов, но на пятом курсе Уральского государственного университета Баслачев встретил Татьяну Авасьеву, с которой прожил в гражданском браке несколько лет и у них родился сын Иван, умерший в младенчестве.
Авасаева и Баслачев
Потрясенный отец посвятил ему поэму «Ванюша», пронзительное стихотворение, напоминающее народную песню. В 1985 году он вступил в виртуальный брак с Евгенией Каменецкой, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 23, квартира 281.
Башлачев и Каменецкая
В феврале 1986 года он узнает о смерти сына, разрывает отношения с Татьяной Авасьевой и почти сразу обручается со Светланой Аваковой, но через несколько месяцев расстается с ней — с ним очень трудно жить. Смерть Ванюши и проблемы в личной жизни приводят Александра Башлачёва к нервному срыву. Саша звонит Светлане и пытается вернуть ее, но тщетно. Менее чем через месяц он встречает Анастасию Рахлину, которая становится матерью его сына Егора, правда, уже после смерти Башлачева.
В дальнейшем Насте помогали родители Александра в воспитании сына. Сегодня в Интернете нет почти никакой информации об их сыне Егоре Башлачеве, кроме того, что он живет в Череповце.
Анастасия работала журналистом, сначала на радио, а затем в православном журнале.
Анастасия в последние годы жизни.
В 2018 году она амнистировалась под именем Джулиана и в том же году умерла от рака. Похоронена в Череповце.
Причина смерти Александра Башлачева
1987 год был очень трудным для Александра; он понимает, что иссяк как поэт. Он был в глубокой депрессии, он был истощен, почти цинга, но он отказывался есть, отказывался петь. Его приглашали сниматься в фильмах — он перестал сниматься, уехал из Санкт-Петербурга и отправился в Комарово, где играл на двуручной пиле, пил и курил травку.
Дача Линника в Комарово
Он прямо обвинил некую Ирину Линник (эта петербургская рок-муза тоже умерла) в том, что ее сын подсадил ее на наркотики и псилоцибин, хотя раньше ему эти вещи не нравились.
В начале 1988 года Александр дал несколько концертов в Москве и был хорошо принят. Анастасия была беременна и нуждалась в деньгах, а у него их не было. 17 февраля должны были начаться съемки фильма «Город» по сценарию «митьков», но утром того же дня Баслачев выбросился из окна своей квартиры на проспекте Кузнецова.
Дом, из окна которого выбросился Баслачев.
Причиной смерти стало падение с 8-го этажа. Его лицо было сильно обезображено.
Судебно-медицинская экспертиза выявила сильное ослабление, обширную мышечную дистрофию. На нижней и средней трети передней части обоих предплечий — множественные рваные раны.
Смерть Саши потрясла всех, кто его знал. Сергей Фирсов, напомнил, что по каким-то причинам следствие затянулось, и похороны Александра Башлачева были отложены на целую неделю. По словам Фирсова, всю неделю его друзья сильно пили, чтобы заглушить свое горе.
Башлачев был похоронен на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. В могилу была положена гитара. На похороны пришли все его друзья-рокеры из Санкт-Петербурга.
Гитара на могиле
Несмотря на самоубийство, Саша был похоронен по православному канону. Многие рокеры посвящали ему песни, о нем снимали фильмы, выпускали посмертные альбомы с его песнями, а в Череповце был открыт музей Баслахиева.
И сегодня в здании Череповецкой филармонии стоит бюст Баслахиева.
В Санкт-Петербурге макет памятника уже построен, но пока он находится в мастерской, краудфандинговая платформа собирает деньги на его установку на берегу Невы. Автор памятника — Мария Иванова-Очерет. Правда, памятник не понравился семье Башлачевых; мать Александра говорила, что на нем изображен мальчик с гитарой, а ее сын — мужчина и поэт с большой буквы.
Этот человек стал легендой русского рока, на его творчестве выросло целое поколение, его стихи вошли в сокровищницу русской музыкальной поэзии.
Личная жизнь Александра Башлачева
Уже в юном возрасте Саша пользовался популярностью у девочек. Его школьной возлюбленной была Таня Оленичева, с которой он продолжал встречаться и после поступления в институт. Но амурная натура поэта не могла долго принадлежать только его первой любви. У Башлачева было несколько романов, о которых он предпочитал не говорить, но некоторые женщины оставались верными Александру долгое время.
Будучи студентом четвертого курса, СашБаш жил в Свердловске, на улицах Сако и Ванцетти, куда часто приходили друзья и знакомые, чтобы послушать его новые песни. Однажды вечером туда пришла Таня Авасьева — стройная, почти неземная, с ясными, чистыми глазами. Они называли ее «воздушным созданием», и выглядела она не старше 16 лет.
Это была любовь с первого взгляда. В тот вечер Саша пел, не отрывая глаз от девушки. Затем начался их бурный роман, и Авасьева осталась жить в доме Александра. Их отношения были непростыми, они либо прерывались, либо возрождались с новой силой. В ноябре 1986 года у пары родился мальчик. К сожалению, ребенок не справился. Баслачев упомянул об этом в письме к другу:
У нас родился сын. Его зовут Ваня, но он все еще очень болен. Таня с ним в больнице, я встречал с ними Новый год и должен был уехать. Я звоню им и пою им песни отсюда, кажется, им стало лучше.
Александр верил, что у них с Таней все хорошо, он надеялся, что его любимая жена с ребенком поедет к своим родителям в Южноуральск и что ребенок поправится в тамошнем климате. Но Ваня умер, не дожив до шести месяцев. После его смерти Башлачев написал в память о нем песню «Ванюша». Все, кто слышал его впервые, с трудом сдерживали слезы.
После этого отношения между Александром и Татьяной сошли на нет. Поэт остался в Ленинграде со своей мнимой женой Евгенией Каменецкой. Их отношения были более дружескими: Женя помогала Башлахову с концертами, а в 1985 году вышла за него замуж, дав ему разрешение остаться в Ленинграде.
После смерти сына поэт несколько месяцев встречался со Светланой Аваковой, но она больше не могла терпеть его участившиеся нервные приступы и вскоре ушла от него. Весной 1986 года Александр познакомился в гостях с Анастасией Рахлиной. Их роман продлился до смерти Башлачева, а через несколько месяцев после похорон Настя родила от Александра сына, которого назвала Егором.
Рахлина работала журналистом, и Башлачевы помогали ей в воспитании сына. В 2018 году она сняла вуаль и в том же году умерла от рака. Летом 2021 года СМИ сообщили о самоубийстве 32-летнего Егора Башлачева, который ранее состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Он умер так же, как и его отец.
Смерть и память
На 17 февраля 1988 года в доме Башлачева были запланированы съемки фильма «Город». Команда в студии Виктора Тихомирова была занята подготовкой, когда в дверь вошла Марьяна Цой и сказала: «Не ждите».
Александр упал из окна кухни в квартире Евгении Каменецкой сегодня утром. До сих пор оспаривается, был ли это несчастный случай или самоубийство, но официальная версия указывает на последнее. Родственники и друзья долго вспоминали последние месяцы и дни жизни музыканта и поэта. Многие заметили, что Баслачев был в глубокой депрессии и чувствовал себя очень одиноким.
Перед смертью Баслачев был явно одинок.
Александру было всего 27 лет. Башлахов был похоронен на Ковалевском кладбище в Ленинграде. В могилу была положена гитара. Хотя церковь не разрешает хоронить самоубийц, его друзья позаботились о том, чтобы самый талантливый поэт нашего времени был похоронен в церкви. На могиле Александра было посажено дерево, украшенное колокольчиками. Только после его смерти были изданы многочисленные альбомы с его песнями.
В Череповце на стене местной филармонии была установлена мемориальная доска. В 2009 году здесь был открыт музей Александра Башлачева. Скульптор Мария Иванова-Очерит сделала эскиз памятника в полный рост, который должен был быть установлен сначала в городе детства музыканта, а затем в северной столице. Вопрос о том, как будет установлен памятник, остается открытым. Песни Башлахова поют известные исполнители, его памяти посвящаются поэтические строки, музыкальные композиции и рок-фестивали.
Интересные факты
- Маленький Саша Башлачев в школу пошел не как все, 1 сентября, а только в октябре. Целый месяц он проболел, и мама носила ему домашние задания, которые он выполнял на отлично. Его первая учительница Ольга Черникова даже приходила навещать мальчика, который даже заочно учился на одни пятерки.
- В десятом классе Башлачев сочинил первое политическое стихотворение, посвященное Леониду Брежневу, который ведет диалог с Владимиром Маяковским. Из всего произведения сохранилась одна строчка: «Вашим, товарищ, сердцем и именем мы назовем луноход!»
- С юности любимой группой Саши была The Doors и ее солист Джим Моррисон. Талантливый поэт и музыкант ушел из жизни в 27 лет, как и Башлачев.
- Однажды зимой Саша с большой компанией ездил на концерт в столицу. В общем вагоне стоял жуткий холод. И ребята на молодежном сленге начали повторять слово «холодно» – «зусман». Соседи решили, что по вагону бегает кто-то, кого назвали Зусман. Мальчишки навели ужас на весь вагон, что от них уползла змея с такой кличкой. Буквально через день Башлачев написал шутливые стихи:
- 1978 год : поступил на факультет журналистики в Уральский государственный университет.
- 1979 год : начал сотрудничать с группой «Рок-сентябрь» как автор текстов песен.
- 1980 год : стал участником университетского «Театра трех актеров».
- 1982 год : состоялся сольный концерт Башлачева в Свердловском архитектурном институте.
- 1983 год : окончил университет. Стал работать в газете «Коммунист». Написал «Грибоедовский вальс» и многие другие песни.
- 1984 год : оставил работу в газете. Переехал в Москву, начал выступать на квартирниках. Затем переехал в Ленинград.
- 1985 год : состоялся первый сценический концерт вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского ветинститута. На домашней студии Алексея Вишни был записан первый диск «Третья столица». Женился на Евгении Каменецкой.
- 1986 год : родился сын Иван от Татьяны Авасьевой. Умер в младенчестве.
- 1987 год : на пятом ленинградском рок-фестивале 1987 года получил приз «Надежда». Начал сниматься в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», затем отказался. Участвовал во Всесоюзном рок-фестиваля в Черноголовке. Согласился сняться в фильме Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным», но затем снова отказался.
- 1988 год : состоялся последний концерт Александра Башлачева на квартире Марины Тимашевой.
- 17 февраля 1988 года : дата смерти. По версии следствия это было самоубийство.