Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922, Москва — 30 ноября 2020, там же) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. Директор (1961—2013) и президент (2013—2020) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения.
Биография
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии.
В годы Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр и работала в госпитале.
В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года по настоящее время — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва—Париж», «Москва—Берлин», «Россия—Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других 1 .
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.
Член Общественной Палаты Российской Федерации (с 2011 г.)
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ Владимира Путина.
Семья
Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.
Мать — Ида Михайловна (ур. Розенблюм) окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
Муж Ирины Антоновой — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Института истории искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году 2 3 .
Академические звания и степени
-
РАО по Отделению образования и культуры (1989),
- действительный член РАХ (2001, член-корреспондент с 1997),
- член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
- почётный доктор РГГУ
В 1940 году поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом (МГУ) им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ. Окончила его с отличием в 1945 году.
Детство, семейные традиции, начало трудовой деятельности
Биография Ирины Антоновой связана с ее родным городом Москвой. Она родилась сразу после Гражданской войны в семье участника революции 1917 года, инженера Александра Александровича Антонова и пианистки Иды Михайловны Хейфиц. Карьера отца складывалась удачно. Он стал директором Института экспериментального стекла. Мама закончила Харьковскую консерваторию, но зарабатывать музыкой у нее не получилось. Она работала наборщицей шрифтов в типографии.
Ирина Антонова с родителями
Родители были близки к искусству и с малых лет приучали Ирину ценить прекрасное. Александр Александрович был заядлым театралом. Он постоянно водил дочь на премьерные и репертуарные спектакли, оперу и балет. Ида Михайловна развивала в девочке любовь к классической музыке. Когда Ирине Александровне исполнилось 7 лет, ее отца перевели служить в советское торговое представительство в Германии. Там она выучила немецкий язык и даже читала классиков немецкой литературы в оригинале.
Интересный факт!
Ирина уехала в Берлин с новой семьей отца. Он ушел от Иды Хейфиц и в 1925 году. Через год у Ирины появилась сводная сестра Галина.
Антоновы вернулись в Москву, когда к власти пришли нацисты. Это был 1933 год. Девочка вернулась к матери в ее квартиру на Покровском бульваре и продолжила образование в советской столице. В свободное время занималась спортивной гимнастикой и плаванием. Дополнительно выучила французский и итальянский языки. Свободное владение иностранными языками помогло ей в будущей профессии. Ирина Александровна считается признанным экспертом в сфере итальянской живописи.
В школе она увлеклась физико-математическими дисциплинами и подумывала поступать в МГУ на механико-математический факультет. В выпускном классе перед ней встала дилемма: чему посвятить свою жизнь – техническим наукам или искусству. Она выбрала второе.
Интересный факт!
Ирина Антонова изначально поступила в Московский институт философии. Через год его закрыли и присоединили факультет к МГУ. Университет остался ее альма-матер на всю жизнь.
С началом войны учебу пришлось совмещать с работой для фронта и победы. Девушка поступила на службу в качестве медсестры госпиталя на Красной Пресне, а затем на Бауманской улице. Для этого ей потребовалось закончить медицинские курсы. Ирина обладала стойким характером, не боялась крови. Ее допустили к участию в хирургических операциях. До конца войны она по ночам служила в госпитале, а днем посещала лекции в МГУ.
Ирина Антонова выступает на собрании
Война и обучение закончились в один год. В марте 1945 года она защитила диплом, а с 10 апреля уже приступила к работе в Пушкинском музее. После победы ее хотели отправить в Дрезден для вывоза из Германии похищенных культурных ценностей. Но руководство решило, что девушка слишком молода для таких командировок и оставила молодого специалиста встречать, принимать и описывать привезенные из Дрездена ценности.
Многие шедевры пострадали от неправильного хранения в Дрезденской галерее. Советские реставраторы восстанавливали коллекцию в течение 10 лет. Из 1240 работ 760 нуждались в срочной реставрации. В 1955 году в музее открылась выставка спасенных картин. Среди них были «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне» и другие.
Победы и поражения, восхождение на музейный Олимп
Подобные заигрывания советского правительства с иностранными государствами не были нормой, но имели место в истории страны. В 1961 году Ирина Антонова была назначена директором Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Предложение занять пост поступило от профессора Бориса Виппера. Сначала оно показалось Ирине Александровне некорректным, ведь она не была ни старшим научным сотрудником, ни зав. отделом. Но ученый убедил 39-летнюю Антонову не отказываться от должности.
Она приняла здание не в самом хорошем состоянии. Многим из выставочных залов требовался ремонт. Еще ей всегда казалось, что галереи слишком темные, чтобы полноценно рассматривать картины. Долгое время ее не хотели слушать. Тогда она обратилась за помощью к Косыгину. Всемогущий председатель Верховного Совета СССР откликнулся и оказал всяческое содействие, чем приятно удивил Ирину Александровну. Она не ожидала положительной реакции на свою просьбу.
За время работы она привыкла к взлетам и падениям, спорам об искусстве и за него, она научилась отстаивать свою точку зрения в спорах с любыми оппонентами. Самым неприятным из них был скандал с директором питерского Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Камнем преткновения стало наследие Музея Нового западного искусства, часть фонда которого после реорганизации хранилась в Эрмитаже.
Два директора спорили не один год на право обладать всей коллекцией картин. Пиотровский не собирался отправлять в Москву коллекцию собирателя картин Щукина, а Антонова не соглашалась возвращать 200 шедевров живописи, которые привезли в Пушкинский музей еще в 1920 году. Это была коллекция, собранная меценатом Саввой Морозовым. Наконец, оба приняли поистине соломоново решение. В каждом музее были проведены выездные выставки из фондов музеев – в Санкт-Петербург приехала галерея картин Морозова, а в Москву – собрание Щукина.
Ирина Антонова – автор сотни научных работ об искусстве
Профессиональную деятельность Ирины Александровны можно сравнить с летописью культурной жизни страны. Она становилась не столько свидетелем, сколько участником и инициатором великих событий в мире искусства. Благодаря ей любители живописи увидели выставки «Пикассо» и «Модильяни», по ее инициативе открывались международные выставки по обмену культурными ценностями «Москва – Рим», «Москва – Париж», «Москва – Берлин».
Она прекрасно чувствовала единение музыкальной и художественной культуры, поэтому вместе со Святославом Рихтером они создали фестиваль «Декабрьские вечера». Традиция устраивать выставки и давать концерты в музейных залах распространилась по всей стране. Мероприятие стало одним из главных брендов музейной деятельности.
В 1940 году поступила в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ), который во время ее учебы был объединен с Московским государственным университетом. В 1945 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.
Личная жизнь
Муж Ирины Александровны Евсей Иосифович Ротенберг тоже известный деятель искусства. Ушел из жизни в 2011 году, к тому времени супруги прожили вместе 64 года и необыкновенно сроднились. В интервью о личной жизни Антонова сказала, что с мужем прошла все законы и сроки отношений. И им удалось достигнуть фантастического взаимопонимания и доверия.
Даже болезнь единственного сына Бориса Ротенберга стала не той трагедией, которая разъединяет, а общим горем, только укрепившим любовь. Очень часто, говорила директор Пушкинского музея, мужчина уходит из семьи, если там появляется проблемный ребенок. Но Евсей Иосифович остался рядом, проживая и переживая этот сложный путь вместе с женой. А последними его словами на смертном одре стала фраза: «Я люблю тебя».
Ирина Антонова и муж Евсей Ротенберг / «Инстаграм»
Диагноз сына Антонова так и не раскрыла. До шести лет он рос одаренным мальчиком — интересовался музыкой и литературой, рассказывал наизусть классические произведения. Затем у него стали проявляться психологические проблемы. Мать Бориса Ротенберга тщетно пыталась вылечить наследника, а смирившись, надеялась, что в жизни ее сына возникнет человек, который позаботится о «колясочнике».
Смерть
15 ноября 2020 года у Ирины Александровны случился инсульт. Чуть позже врачи обнаружили у нее коронавирусную инфекцию. В тяжелейшем состоянии пациентку доставили в больницу в Коммунарке. Там подключили к аппарату ИВЛ.
Несмотря на старания медиков, победить COVID-19, который стал причиной смерти президента ГМИИ, не удалось. Заслуженный деятель искусств РСФСР умерла в ночь на 1 декабря, не приходя в сознание.
Тот факт, что золото достали из запасного фонда и представили публике, лишний раз подтверждал, что новое правительство России более открыто, чем руководство СССР.
Звания и награды Ирина Антоновой награды
Антонова была заслуженным деятелем искусств РСФСР (1979), по информации ТАСС.
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1997 — III степень, 2002 — II степень, 2007 — I степень, 2012 — IV степень). Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (1980), «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2001), Почетного легиона (2007, Франция), Восходящего солнца (2013, Япония). Имеет знак отличия «За благодеяние» (2017).
Была удостоена Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1995 году и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года.
Лауреат премии «Своя колея» им. В.С. Высоцкого (2013), общественной премии Юрия Любимова (2016), премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» (2017) и др.
Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (1996).
Публикации, признание Ирина Антоновой
Ирина Антонова являлась автором книги «Веронезе» (1957) и более 100 публикаций научного и научно-просветительского характера.
Свободно владела итальянским, немецким и французским языками.
Жизни и деятельности Ирины Антоновой посвящены документальные фильмы «Командор искусств» (2007, режиссер Мария Николаева), «Одиночество на вершине» (2017, Елена Якович) и др.