В 1945 году Вячеслав поступил в ивановскую гимназию № 22. Учился он очень хорошо, особые способности проявлял к рисованию. После окончания школы он поступил в Ивановский химико-технологический техникум, где изучал дизайн текстиля.
Открыл миру русскую моду: личная жизнь Вячеслава Зайцева
Сегодня стало известно, что Вячеслав Зайцев, советский и российский модельер, открывший миру русскую моду, умер в возрасте 85 лет. Парижские журналы назвали его «Красным Диором» после одного из его показов, где он одел своих моделей в вышитые жилеты и валенки, и даже Пьер Карден хотел работать с ним.
Ему было поручено разработать коллекцию для советской команды на Олимпиаде 1980 года, он одевал советских звезд кино и телевидения. РЕН ТВ рассказывает, как он жил, почему ему не отказали в приеме в институт и какой была его личная жизнь.
Сын изменника Родины: ранние годы Вячеслава Зайцева
Вячеслав Михайлович родился в Иваново в бедной семье. Вскоре после его рождения отец ушел на фронт, а затем попал в плен к немцам. Зайцев-старший сумел бежать, продолжал воевать, дошел до Берлина, но когда вернулся домой, то оказался в лагере как бывший военнопленный. В то время таких людей называли предателями — такое же «клеймо» накладывали на членов семьи.
По этой причине маленький Слава взял фамилию матери (до 20 лет он был Кокуриным), хотя историю его отца знали многие. В послевоенные годы мать Зайцева тяжело болела, и он был вынужден попрошайничать и петь песни на главной площади и перед магазинами, чтобы заработать хоть какие-то деньги.
Но Зайцев умел не только петь, но и рисовать, что у него получалось еще лучше. В школе он рисовал стенгазеты и афиши для фестивалей, концертов и театральных постановок. Уже тогда Вячеслав решил, что хочет совместить свою жизнь с искусством и стать художником.
После семи классов средней школы он поступил в Ивановский химико-технический техникум, где изучал дизайн текстиля. Зайцев понял, что развить свой талант он сможет в столице, поэтому после окончания училища отправился в Москву.
Только здесь его не особенно жаловали и не хотели принимать в институты, так как считали сыном изменника родины. К счастью, Зайцеву удалось поступить в Московский текстильный институт, где во время учебы он решил изменить советскую моду и красиво одевать советских женщин.
«Равный среди равных»: как Вячеславу Зайцеву удалось прославиться на весь мир
После окончания университета модельер был направлен в небольшой город Бабушкин, где работал на швейной фабрике Московского областного совета народного хозяйства, разрабатывая одежду для работающих женщин.
Его первая коллекция состояла из ярких комбинезонов и валенок. Советские эксперты критиковали его за эту одежду, называя ее антисоветской, но на Западе молодой дизайнер вызвал интерес.
Французские журналы писали о нем и его коллекции и называли его Красным Диором. Им заинтересовались Пьер Карден и представители дома моды Dior. Карден даже назвал своего русского коллегу «равным среди равных» — то есть поставил его в один ряд с великими мастерами мира моды, включая себя.
Но вскоре Зайчеву запретили выезжать за границу. Дизайнер продолжал работать и мечтал о собственном доме моды. Отбыв срок в Бабушкине, Вячеслав Михайлович вернулся в Москву, где 13 лет проработал во Всесоюзном доме моделей на Кузнецкой набережной.
«Слава выделялся, он был такой солнечный. Поэтому мы его называли солнечным зайчиком. Он не ходил, а летал по этажам и заражал всех своей энергией, он мог сделать 30 эскизов за ночь!». Татьяна Михалкова
В те годы она работала с известными моделями — Региной Збарской и Милой Романовской. Первая надела платье «Россия» из коллекции «Русская серия», созданное по народным мотивам, на Всемирный фестиваль моды. За это платье модельер была удостоена Гран-при.
В 1982 году начался новый переломный момент в карьере советского модельера — он стал руководителем Дома моды, и его самая большая мечта наконец-то осуществилась. Вячеслав Михайлович создавал коллекции, о которых говорил весь мир.
В те годы одежду Зайцева носила и советская элита, и артисты. Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Галина Волчек, Любовь Орлова и многие другие были среди тех, кто ценил его талант и носил его одежду. Даже министр культуры Екатерина Фурцева иногда обращалась к Вячеславу: известно, что он создал для нее маленькое черное платье, которое (следуя наследию Коко Шанель) должно быть в гардеробе каждой женщины.
Кстати, именно Зайцев создал платья для Натальи Селезневой в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», сделав себя и актрису знаменитыми. Кроме того, модельер также одевал членов олимпийской сборной СССР в 1980 году.
«Слава был большим профессионалом. Он видел и чувствовал время, тенденции, точно знал, что добавить и что подчеркнуть. И в то же время он оставался верен себе. Его материал был понятен и иностранцам, и молодежи и оставался актуальным долгое время». Валентин Юдашкин
Интересно, что Вячеслав Михайлович не забывал и о живописи: его картины выставлялись по всему миру и были одними из лучших в истории современного искусства.
«Я думаю, что мне помогли трудолюбие, концентрация на результате и желание его достичь. Желание постоянно узнавать что-то новое и пробовать все возможные варианты», — сказал он», — рассказал модельер в интервью ТАСС.
Биография
Он родился в Иваново в семье рабочих Михаила и Марии Зайцевых.
После школы учился в Ивановском химико-техническом техникуме и в 1956 году с отличием окончил его по специальности «художник-текстильщик». Затем поступил в Московский текстильный институт, который также окончил с отличием по специальности «художник-модельер» в 1962 году.
После института начал работать художественным руководителем на Экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза в городе Бабушкин Московской области. Через три года стал художественным руководителем экспериментально-технической мастерской Всесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве.
В 1965 году впервые представил за рубежом свою коллекцию «Русская серия» без участия автора.
В 1969 году начал работать как театральный художник. Создавал костюмы для театральных постановок.
С 1970 года работал со звездами театра и эстрады, такими как Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Эдита Пьеха, Александра Стрельченко, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Юлиан, группа «Машина времени», «На-На» и другие.
В 1972 году стал заместителем художественного руководителя Всесоюзного дома моды.
В 1978 году ушел из Дома моды, чтобы посвятить себя педагогической деятельности. Начал преподавать на кафедре моделирования одежды в Школе прикладного искусства Московского технологического института.
В 1980 году он разработал костюмы для российской сборной на Олимпийских играх в Москве. В том же году он опубликовал свои книги.
В 1982 году был приглашен на работу художественным руководителем в Московский дом моды на проспекте Мира. Он основал Театр моды.
С 1982 по 1990 год он создал костюмы для чемпионов мира по фигурному катанию Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина.
В 1986 году в Таллинне состоялась персональная выставка мольбертов, гравюр, театральных костюмов и фотомоделей.
В 1988 году он был единогласно избран директором Московского дома моды. Регулярно возглавлял фестиваль моды «Бархатные сезоны» в Сочи и конкурс «Текстильный салон» в Иваново.
В 1997 году возглавил Лабораторию моды, которая стала частью Московского дома моды.
Периодически представляла следующие коллекции одежды: «Пробуждение», «Событие», «Листая страницы памяти», «Вторжение», «Дивертисмент», «Импровизация», «Секреты соблазна», «Фантасмагория», «Игра с…», «Секреты гармонии», «Просветление», «Ностальгия по ушедшим временам», «Остановись, мгновение», «Как молоды мы будем», «Истоки», «Вопреки! «Ноктюрн», «Прорыв» и другие.
В 2002 году ему было присвоено звание «Почетный работник текстильной и легкой промышленности».
В 2002 году ему было присвоено звание доктора искусствоведения.
В 2004 году ему присвоена степень почетного доктора Московского государственного технического университета имени А.Н. Косыгина.
В 2005 году в павильоне «Культура» Всероссийского выставочного центра прошла ее вторая персональная выставка «Мода из времени», на которой были представлены платья и костюмы, картины, гравюры и плакат.
В 2009 году в музее «Ивановская шинка» открылась выставка личной коллекции костюмов и художественной фотографии под названием «Посвящается России…».
В 2007 году был избран действительным членом Российской академии художеств.
С 2007 по 2009 год вел программу «Модный приговор» на Первом канале.
Семья
Жена — Марина, художник по костюмам Московского цирка на проспекте Вернадского (поженились в 1959 году, развелись в середине 1970-х) Сын — Егор (08.02. 1960), художник-модельер (работает заместителем генерального директора Московского дома моды Вячеслава Зайцева). Внучка — Маруся (01.12.1993), выпускница «Лаборатории моды» Внучка — Настя (13.08.2008)
Заслуженный артист РСФСР (1991) ▪ Народный артист Российской Федерации (2006)
Красный Диор
На Западе Вячеслав Зайцев воспринимался как ведущий представитель советской моды. За сочетание традиций мировой моды с новаторскими решениями, а также за любовь к красному цвету и происхождение из СССР Вячеслав Зайцев получил в западной прессе прозвище Красный Диор. Его творения были представлены за рубежом и отмечены наградами. Но автор узнал об этом практически последним.
Вскоре Вячеслав Зайцев устроился на фабрику «Индпошив № 19», где работал в отделе моды только что открывшегося Дома моды на проспекте Мира, 21. В 1982 году он был назначен художественным руководителем, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избран директором. Там же он создал собственные коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture под маркой Slava Zaitsev.
Именитые заказчики
Энергии и идей у Вячеслава Зайцева хватало не только на собственные коллекции. С 1960-х годов он активно сотрудничал с московскими театрами, создавая костюмы для театральных постановок, многие из которых стали легендарными: «Безумный день, или Свадьба Фигаро» Театра Сатиры, «Принцесса Турандот» Театра Вахтангова, «Три сестры», «Вишневый сад» «Современника» и другие.
Работа в театре свела модельера со многими творческими людьми. Среди его постоянных клиентов были Любовь Орлова, Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Вера Васильева, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Галина Волчек, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и многие другие. К Вячеславу Зайцеву также обращались за сценической и повседневной одеждой Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина, Алла Пугачева, Филипп Киркоров и многие другие советские и российские звезды.
В свободное время Вячеслав Михайлович любил много рисовать, отдавая предпочтение графике. Его персональные художественные выставки неоднократно проходили в США и Европе, а пять его картин выставлены в Третьяковской галерее.
Личная жизнь Вячеслава Зайцева
В 1959 году амбициозный дизайнер женился на модели Марине, девушке из богатой и высокопоставленной семьи. Ее мать была балериной в театре Станиславского. Станиславского, а ее отец был военным летчиком. Марина и Слава встречаются в Московском текстильном институте, где вместе учатся. Она скромна, неуверенна и застенчива. Слава — умный и харизматичный. Он жил в студенческом общежитии, а она, коренная москвичка, жила с родителями в их собственной квартире.
8 февраля 1960 года Марина родила сына, которого назвала Егором. Через семь лет она встретила другого мужчину и подала на развод с Зайцевым. Вячеслав Михайлович был уверен, что жену настроила против него ее мать, потому что (по ее мнению) она не любила безнадежных женихов с первого взгляда.
После развода Марина запретила бывшему мужу видеться с ребенком. Некоторое время Егора воспитывал отчим, которого он впоследствии назвал неадекватным. Зайцев не видел сына пять лет и ужасно переживал за него. Спустя годы ему удалось найти общий язык с бывшей женой и восстановить отношения с Егором, который стал модельером, как и его отец, но не знаменитым.
В доме моды Зайцева он долгое время был влюблен в сотрудницу. Инна помогла Вячеславу Михайловичу преодолеть глубокую депрессию, вызванную разводом. После страшной автомобильной аварии, постигшей Вячеслава Зайцева в 1971 году, Инна лечила его в течение шести месяцев. Кутюрье грозила ампутация правой ноги. Но Зайцев не сдался и несколько месяцев упорно трудился, чтобы восстановить подвижность конечности и вернуться к прежней жизни. С Инной они жили вместе, но отношения у них не сложились. Они расстались, через год попытались начать все сначала, но, прожив вместе год, окончательно разошлись. В конце 1990-х годов Вячеслав Зайцев купил участок земли в деревне Каблуково и построил виллу, в которую переехал в 2000 году. Трехэтажный особняк площадью 900 квадратных метров был построен и обставлен по вкусу Вячеслава Зайцева. По сей день модельер живет в Каблуково, а поскольку у него особые потребности из-за болезни Паркинсона, в доме были установлены специальные лифты. Однако некогда роскошный дом обветшал и требует капитального ремонта и значительных финансовых затрат. Один только ремонт протекающей крыши, на который собирали деньги со всего мира, обошелся в пять миллионов рублей.
Детство и юношеские годы
Детство знаменитого впоследствии модельера прошло в тяжелые военные и послевоенные годы. Его отец, Михаил Яковлевич, попал в плен на фронте, был одним из многих осужденных, а после войны попал в лагерь как «враг народа».
Марии Ивановне, матери Вячеслава, пришлось одной воспитывать младшего сына и его старшего брата. Женщина неустанно трудилась, чтобы поставить сыновей на ноги: мыла полы на верандах, стирала белье. Мальчики, в свою очередь, помогали матери по хозяйству, хорошо учились в школе и старались не доставлять ей лишних проблем.
Несмотря на тяжелые условия жизни, Слава рос веселым, обаятельным и харизматичным ребенком. С ранних лет он мечтал стать артистом и с удовольствием выступал на импровизированных концертах, пел, танцевал, читал стихи и рисовал плакаты. В возрасте семи лет он пел в хоре и даже выиграл художественный конкурс.
Поступить в музыкальное училище Зайцеву не удалось — помешало позорное клеймо «сына врага народа». По этой досадной причине Зайцев решил подавать документы в текстильный техникум, в котором обычно не хватало мест. К тому же он хотел учиться в «текстильной столице» страны — Иваново, откуда был родом Вячеслав.
Учеба давалась ему легко, и, окончив институт с отличием, Зайцев решил продолжить обучение в Москве. Он чувствовал, что выбрал правильный путь в жизни, и жаждал реализовать бесчисленные творческие идеи, рождавшиеся в его голове.
Карьера кутюрье: «Красный Диор»
После окончания Московского текстильного института в 1962 году отличнику и ленинскому ученику Зайцеву пришлось три года работать на фабрике в подмосковном Бабушкино, куда он был переведен после окончания Московского текстильного института. Но он не сидел на месте и создал оригинальную коллекцию, превратив обычные жилеты и пуховики в шедевры дизайнерского искусства.
К ним прилагались валенки, окрашенные в яркие цвета. Вскоре информация о необычном советском дизайнере распространилась на Западе, и французская газета Paris Match написала о Зайцеве. Им заинтересовалась зарубежная пресса, некоторые журналисты даже приезжали в Бабушкино, чтобы посмотреть на талантливого дизайнера, а сам Пьер Карден проявил личный интерес к молодому модельеру.
В то же время Вячеслава несколько раз приглашали в комсомол и постоянно высмеивали на комсомольских собраниях, но он не падал духом. Проработав на фабрике три года, Зайцев стал руководителем экспериментальной лаборатории в доме моды на Кузнецком мосту, где смог проявить свой талант. Хотя поначалу его разработки были ограничены и многие из них были отвергнуты руководством, репутация «красного Диора» распространилась по всему миру.
В конце 1980-х годов советскому кутюрье впервые удалось побывать в Париже, где его коллекция вызвала настоящий ажиотаж. Ведущие французские дизайнеры удостоились чести пожать руку находчивому советскому кутюрье и пригласить его в гости, а парижские власти сделали Вячеслава Зайцева почетным гражданином.
Однако Москва все еще оставалась пережитком жесткой советской системы, что не позволяло ему в полной мере реализовать свои творческие идеи. После ухода из дома моды он несколько лет проработал на швейной фабрике, на базе которой был открыт новый дом моды. Именно там маэстро создал свои лучшие коллекции, которые стали визитной карточкой его неповторимого стиля.
В 1992 году модельер добавил к своей линии одежды фирменный аромат «Маруся», названный в честь его любимой матери. В том же году он основал Лабораторию моды, где начал делиться своими знаниями и опытом с молодыми дизайнерами.
Помимо создания модной одежды, Зайцев также известен своими картинами и фотографиями, которые с успехом выставлялись в ведущих галереях мира. Он много времени уделял созданию декораций для актеров кино и театра, причем не только у себя на родине, но и за рубежом.
Вячеслав принимал участие в разработке формы для сотрудников милиции и советских спортсменов на Олимпиаде 1980-х годов, одевал звезд эстрады. Среди его клиентов были, например, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, группа «Машина времени», группа «На-на» и другие.
Личная жизнь Вячеслава Зайцева
Со своей женой Мариной Зайцевой он познакомился в университете, когда она была его сокурсницей. Уроженка Москвы из хорошей семьи, Слава была очарована его неуемной энергией, жизнерадостностью и креативностью, и через несколько месяцев они стали мужем и женой.
Через год у молодой пары родился мальчик Егор. Однако семейный роман длился недолго, и через девять лет их брак распался.
Долгое время жена не разрешала Вячеславу видеться с сыном, что не лучшим образом сказалось на их дальнейших отношениях.
Сейчас Вячеслав Михайлович часто видится с Егором и Мариной и обожает свою внучку Марусю, которую считает своей наследницей.