Его жену Нюру сыграла реальная Лидия Федосеева-Шукшина. В актерский состав фильма, который Шукшин назвал своей лучшей работой, также вошли Георгий Бурков, Всеволод Санаев и Зиновий Гердт. Критики почти единодушно хвалили сценарий, режиссуру и актеров.
Василий Шукшин
Василий Макарович Шукшин был выдающимся деятелем советской эпохи, актером, режиссером и писателем. Он родился на Алтае, был поклонником творчества Сергея Есенина и тоже стал «деревенским певцом». Шукшин вошел в историю страны как особая личность. Его талант развивался на пересечении многочисленных художественных жанров, в каждом из которых он оставил свой уникальный и значительный след.
Василий Шукшин родился в селе Сиротском Бийского района Алтая. Он происходил из семьи монолитных крестьян-середняков и в детстве потерял отца: во время коллективизации и репрессий 1930-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян.
Его мать заботилась о семье. Она вышла замуж во второй раз и продолжила воспитывать своих детей с новым мужем. В будущем Шукшин будет вспоминать своего отчима как человека большой доброты. Мужчина тоже умер рано: его убили на войне.
Проучившись семь лет в школе в своем селе, Василий Макарович переехал в соседний Бишкек, чтобы продолжить образование в автотранспортном техникуме. Проучившись там 2,5 года, но не получив диплома, будущий писатель и режиссер был вынужден оставить учебу, вернуться домой и работать.
После работы в колхозе в своей деревне Шукшин снова сменил профессию и устроился работать металлургом. С момента начала работы в 1946 году и до призыва на флот в 1949 году молодой человек путешествовал по разным городам и заводам. Он строил турбинный завод в Калуге, работал на тракторном заводе во Владимире и трудился на стройках под Москвой.
Во время службы в армии на Черноморском флоте Василий Макарович заинтересовался литературным творчеством. Будучи молодым человеком, он в свободное время писал свои первые рассказы, которые читал своим коллегам. Но до конца исполнить свой долг перед Родиной ему не пришлось — появились первые симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько сильным, что медицинская комиссия признала его негодным к службе в тот же день.
Вернувшись домой, Шукшин сдал экзамен в зарубежную гимназию и начал работать учителем русского языка. Позже его пригласили стать директором школы для рабочей молодежи в его деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Василия Макаровича, он был «не очень хорошим» учителем. Преподавание не казалось ему жизненной задачей. Будущий режиссер почувствовал желание покорить столицу.
ВГИК
В 1954 году Василий Шукшин уехал в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы, его мать продала корову и отдала сыну все деньги. Потом один известный кинорежиссер вспоминал, что из-за особенностей внешности и неоднозначного впечатления, которое он произвел на приемную комиссию, ему посоветовали поступать на актерский факультет. Но судьба распорядилась иначе, и Василий Макарович выбрал режиссерский факультет.
Это был и его писательский дебют — по совету своего наставника Михаила Ильича Рима, Сухин отправил свои литературные произведения в столичные издательства. Его первым успехом стала публикация короткого рассказа «Двое в телеге» в журнале «Смена».
В это же время начались съемки фильма. Первым проектом Василия Макаровича было эпизодическое появление. Он снялся в роли моряка в фильме «Тихий Дон». Но это стало началом актерской карьеры, подтолкнуло его к развитию и уже следующая роль — в фильме «Два пера» — стала самой важной.
Другие предложения не заставили себя ждать, и вскоре Шукшин-актер стал гораздо успешнее Шукшина-режиссера. Однако мастер не только чувствовал себя призванным к этому. Он был очарован идеей самостоятельно создать законченную историю, тщательно проработать каждого персонажа, а затем перенести все это на экран.
Его первый самостоятельный проект «Из Лебяжьего» удовлетворил все его амбиции — Василий Макарович выступил здесь в качестве сценариста, режиссера и актера. Эта картина не получила должного внимания критики, посчитавшей ее скучной, но основа для собственных проектов Шукшина была заложена.
Василий Шукшин совмещал работу в кино с литературной деятельностью. Его сборник рассказов «Сельские люди» был опубликован издательством «Молодая Гвардия» в 1963 году. Творчество прозаика включает два полных романа и несколько произведений, послуживших основой для последующих фильмов.
Автор включил в свои литературные произведения темы из собственной биографии. Например, рассказ «Срезал», вошедший в «Персонажи» и «Беседы при ясной луне», основан на его воспоминаниях об общении с жителями своей деревни. Жители деревни вместо поддержки высмеивали успехи Василия Макаровича. Ситуация, в которой сельский житель с помощью демагогии сбивает с толку ученого, была знакома автору изнутри.
Главными героями произведений автора были люди с нестандартным мышлением и поведением, которые в то же время происходили из народа. Рассказы «Чудик» и «Микроскоп» посвящены таким персонажам.
Книги Шукшина принадлежат к золотой главе советской литературы. Особенно выделяется его уникальная сказка «До третьего петуха». В этом произведении автор вновь обращается к русскому крестьянству и загадке русского человека.
Дикий заяц из леса — к смерти
Летом 1972 года 5-летняя Маша и 4-летняя Оля Сукшины гостили у своей бабушки (мамы Лидии Федошеевой-Сукшиной) под Ленинградом. Дедушка поймал в лесу кролика и принес девочкам домой, откуда они взяли его с собой в Москву. Дикое животное выросло и стало совершенно неуправляемым, поэтому оно стало ассоциироваться с театром «Уголок дедушки Дурова».
Когда ее мать Мария Сергеевна Шукшина услышала об этой истории, она пришла в ужас. Оказывается, на Алтае был такой пример: взять домой из леса живого зайца — к смерти.
Первого октября 1974 года на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину» царило приподнятое настроение. Изнурительная работа постепенно подходила к концу. Вячеслав Тихонов, сыгравший солдата Стрельцова, был удостоен звания «Народный артист СССР» и должен был произнести тост.
Кроме того, должна была транслироваться очень интересная хоккейная игра между СССР и Канадой — в общем, все предвкушали приятный вечер. Шукшин был в очень хорошем настроении. Хотя многие замечали, как он был измотан съемками Сергея Бондарчука и борьбой за фильм о Стеньке Расине, он писал по ночам и почти не спал.
По версии, озвученной Георгием Бурковым, они с Шукшиным смотрели хоккейный матч, а потом ушли в свои каюты. Стоит отметить, что режиссеры жили на корабле «Дунай», который использовался вместо гостиницы. Это было очень удобно, потому что он стоял на якоре недалеко от места съемок.
Буркову не спалось, и он решил выйти на палубу в 4 утра, чтобы подышать свежим воздухом. В коридоре он столкнулся с Василием Макаровичем, который стонал, хватался за грудь и просил что-нибудь для сердца, так как валидол не помогал. Георгий Иванович нашел у коллеги по работе капли Зеленина, дал их своему другу и лег спать.
В 9 часов утра Бурков по договоренности с Шукшиным пошел его будить, открыл дверь кабины, увидел, что тот спит, и решил не трогать друга. Когда он встретил Николая Губенко, тот попросил его разбудить Шукшина. Он стал трясти его, пощупал пульс и обнаружил, что Василий Макарович мертв.
По официальной версии, Шукшин умер во сне от сердечной недостаточности. Сам Бурков на поминальных вечерах по своему другу всегда был сильно пьян и иногда шептал, что Василия убили.
Вдова при живом муже
У Сергея Бондарчука также была жена Шукшина, Лидия, в фильме «Они сражались за Родину». Когда она прочитала сценарий, она была в ужасе: Ей предложили сыграть вдову. И она отказалась. Но Василий Макарович убедил ее.
История гласит, что за несколько часов до его смерти она пыталась позвонить в Москву, но никого не было дома. Потом в газетах писали, что Лидия Николаевна в это время была на фестивале в Варне. Сама актриса однажды проговорилась, что 1 октября она весь день просидела дома у телефона в ожидании звонка от мужа. Федосеева-Шукшина также предположила, что ее муж был убит.
Дело в том, что у актрисы была язва, от которой она сильно страдала и лечилась с подросткового возраста. Перед съемками фильма «Они сражались за Родину» Бондарчук устроил Шукшину обследование в очень крутой больнице в «Кремле». И врачи не обнаружили никаких проблем с его сердцем.
Он был здоров, полон сил и энергии. Кроме того, после рождения дочерей художник отказался от употребления алкоголя, которым он сильно злоупотреблял в молодости и от которого у него появилась язва. А Федосеева-Шукшина категорически отвергла версию о том, что ее муж мог умереть из-за чрезмерного употребления алкоголя. Кстати, многие коллеги актера позже подтвердили, что Шукшин не пил в годы перед смертью, как бы они его ни уговаривали и ни соблазняли.
Задавленная кошка
После расстрела, вечером 1 октября, Шукшин и его спутники отправились в баню старосты села Павла Захарова. Василий Макарович подружился с Павлом, заинтересовался этим человеком. Он часто навещал его и подолгу беседовал с ним, принимал паровую баню и любил сорвать помидор с куста, разломить его пополам и съесть.
В тот вечер, въезжая на своей машине во двор, они переехали любимую кошку жителя деревни. И все удивились реакции Шукшина, вспомнив поверье, что это приносит несчастье.
По словам Николая Дранникова, председателя Волгоградского Шукшинского центра, 2 октября к Евдокии Платоновой заехал местный следователь. Почему вы выбрали именно эту женщину? Потому что следователь, молодой человек, дружил с ее сыновьями. А еще она была уважаемым человеком: жена героя Советского Союза, партизана.
Затем она поделилась своими сомнениями с президентом. Сначала ее отвели в другую каюту. Шукшина не было, но на столе лежала рукопись, с многочисленными исправлениями, листы были вырезаны. Но она увидела самого автора. В хижине, где он умер, все его вещи были разбросаны, как будто он что-то искал. Сам Василий Макарович лежал, скорчившись, на кровати. На фотографии художник спокойно лежал под одеялом в каюте — все было чисто и аккуратно.
Остается загадкой, кто на самом деле обнаружил тело Шукшина, так как Бурков в то время рассказывал разные версии. Но иногда, когда он был сильно пьян, он говорил о чашке кофе.
В тот вечер друзья расстались в квартире Шукшина. И Василий Макарович увидел на своем столе чашку горячего кофе. Он был счастлив: много писал по ночам и пил галлоны. Затем он рассмеялся и подумал, что кто-то позаботился о нем. Утром, когда обнаружили тело, чашки на столе уже не было.
Затем появились слухи о секретном газе, который может вызывать сердечные спазмы. Но были и те, кто не видел никакого таинственного заговора против писателя и считал, что он умер из-за того, что неустанно работал, как будто торопился потерять слишком много…..
Режиссер
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК и начал снимать фильмы по собственным сценариям. Его последний проект — короткометражный фильм «Из Лебяжьего» — остался незамеченным. Фильм рассказывал об обычном рабочем дне в сельском комитете партии области в жаркий сезон летнего сбора урожая.
На основе своих рассказов «Классный руководитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого художественного фильма «Живет такой мальчик». Съемки фильма начались на Алтае летом того же года.
На главную роль шофера Паши Колокольникова Шукшин пригласил Леонида Куравлева, сокурсника по ВГИКу. В 1964 году фильм получил высшую награду Венецианского международного кинофестиваля — «Золотого льва Святого Марка».
В 1966 году на экраны вышел новый фильм Шукшина «Ваш сын и ваш брат», который был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», в котором Шукшин вновь выступил в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.
Весной 1973 года Шукшин начал работу над своим фильмом «Калина красная» — последней режиссерской работой Шукшина — в Вологодской области, недалеко от Белозерска. В фильме блестяще снялся Василий Макарович, а сам фильм вызвал большой интерес у зрителей и стал для многих шоком. Фильм посмотрели почти 100 миллионов человек. Антониони и Феллини восхищались «Калиной красной». На VII Всероссийском кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была удостоена Гран-при.
Писатель
Еще учась во ВГИКе, Шукшин по совету Ромма начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году журнал «Смена» опубликовал его рассказ «Двое в машине». В начале 1960-х годов были опубликованы первые литературные произведения Шукшина: рассказы «Правда», «Светлые души» и «Любовь пасынка». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские люди».
В том же году два его рассказа были опубликованы в журнале «Новый мир».
В 1965 году был опубликован его роман «Любавины» о пути и судьбе крестьянства.
В 1971 году он опубликовал роман «Я пришел дать вам волю», который был написан параллельно со сценарием для Степана Разина, но Шукшин так и не успел снять фильм.
В 1973 году Шукшин написал книгу «Энергичные люди» и рассказ «Они проснулись утром», которые так и не были завершены. В рассказах «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он в дальний путь отправился, чтобы набраться мудрости и ума» он обратился к жанру философской притчи.
По поводу книг Василий Макарович сказал: «Любой человек, который находит время для чтения, ценен. Тот, кто читает и думает, ценен вдвойне». Он был одним из тех, кто проводит много времени с книгами, чтобы получить знания, которые он мог упустить в свое время, окончив семь лет школы, а затем посещая автомобильный техникум. Именно эту категорию знаний — не столько фактических, сколько интеллектуальных и нравственных — важность которых для каждого человека Шукшин хорошо знал, пережив в детстве военные годы, а затем повзрослев в период восстановления страны в 1950-е годы. Таким образом, в 1960-е годы он смог поделиться с читателем своей богатой сокровищницей жизненного опыта и своим мировоззрением, описывая судьбы людей на фоне истории своей страны.
Большинство его рассказов описывают события из жизни автора. Они открыты и честны и очаровывают читателей.
Личная жизнь
Василий Шукшин был женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной. Их первая встреча произошла в поезде по дороге в Судак. Я спокойно наблюдал за Шукшиным: У него зеленые глаза — веселые, озорные и шумные», — вспоминает Федосеева. Я пел вместе с «Калиной красной». Она вдруг странно посмотрела на меня и взяла меня на руки. Когда все уже спали, я почувствовала, что кто-то вошел в квартиру. Понятно — Вася. Она тихо села рядом со мной и сказала: «Расскажи мне о себе». Мы проговорили всю ночь». Федосеева родила Шукшину двух дочерей — Марию и Ольгу.
У режиссера также есть дочь Екатерина от Виктории Софроновой, дочери писателя Анатолия Софронова.
Начало творческого пути
В 1955 году 26-летний Шукшин приехал в Москву и подал документы на поступление во ВГИК. Чтобы помочь сыну обосноваться в столице, его мать продала корову и отдала ему все деньги, которые смогла за нее выручить.
Василий Макарович изначально хотел поступить на сценарный курс, но потом решил изучать режиссуру. После успешной сдачи вступительных экзаменов он был принят в мастерскую М. Ромма.
Во время учебы Шукшин продолжал писать рассказы. На третьем курсе он показал их Ромму. Ознакомившись с работами, его наставник посоветовал ученику отправить их в московское издательство.
Первым откликнулся литературный журнал «Смена», опубликовавший в 1958 году рассказ «Двое в машине». Хотя это прошло почти незамеченным, Шукшин продолжал писать. Уже в начале 1960-х годов его произведения стали известны и публиковались в различных литературных журналах.
Во время учебы во ВГИКе Шукшин дебютировал как актер: в 1958 году он сыграл роль матроса в фильме С. Герасимова «И тихо течет Дон». В то время режиссер Марлен Хуциев узнал о студенте со структурированной внешностью и искал актера на главную роль в своем фильме «Два пера». После премьеры этого фильма Шукшин стал знаменитым.
Окончив ВГИК в 1960 году, Василий Макарович успел сыграть главные роли в фильмах «Золотой Елассон» и «Простая история». Первым режиссерским опытом стала короткометражная драма «Из Лебяжьего репортажа», которую Шукшин снял в качестве итогового проекта на последнем курсе института.
«Я с большим уважением отношусь ко всему, что сделал Шукшин. Я знал его очень хорошо, часто встречался с ним, разговаривал и спорил с ним, и сегодня мне особенно обидно, что у меня никогда не было возможности сняться в одном из его фильмов. Но я до конца жизни останусь их самым преданным зрителем» Владимир Высоцкий, поэт, актер и бард
Популярность
В начале 1960-х годов талантливого выпускника ВГИКа неоднократно приглашали на роли в кино. В период 1961-1962 годов вышло полдюжины фильмов с его участием.
В 1963 году первый сборник его рассказов «Деревенские жители», The Thief, был опубликован издательством «Junge Garde». В это же время в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы Шукшина «Гринька Малюгин» и «Классный водитель». На их основе Василий Макарович снял свой первый художественный фильм «Живет такой мальчик» (1964), сценарий которого он написал сам.
Фильм был восторженно принят зрителями и вошел в молодежный конкурс Венецианского кинофестиваля.
Кадр из к/ф «Два Федора»
В 1965 году режиссер выпустил свой второй фильм, драму «Ваш сын и ваш брат», основанную на различных рассказах из антологии «Крестьяне».
В 1972 году вышел фильм Шукшина «Печки-лавочки». Он предложил на главную роль Леонида Куравлева, но тот был занят другими проектами и посоветовал Шукшину самому сыграть главную роль. В итоге роль Ивана Расторгуева стала одной из самых ярких в карьере Шукшина.
Скриншот из фильма «Печки-лавочки».
Драма «Калина красная», снятая в 1973 году по одноименной повести, считается вершиной режиссерского таланта Василия Макаровича. Главного героя, Егора Прокудина, сыграл сам Шукшин. Он также написал сценарий.
Кадр из фильма «Калина красная».
В 1974 году «Калину красную» посмотрели рекордные 62,5 миллиона зрителей. Это был единственный фильм режиссера, снятый на цветную пленку.
В 1974 году Сергей Бондарчук пригласил Шукшина сыграть Петра Лопахина в военной драме «Они сражались за Родину». Актер принял предложение, но неожиданно умер во время съемок. Для завершения фильма Бондарчук был вынужден снять в оставшихся эпизодах двойника Шукшина — Юрия Соловьева. Голос Петра Лопахина взял на себя актер Игорь Ефимов.
Кадр из фильма «Они сражались за свою страну».
«Какими еще делами обременяла его действительность — он работал в колхозе, служил на флоте, учился в автошколе, преподавал в школе, снимался в фильмах….. Он бродил по нашей стране снова и снова, пока не убедился, что его единственная и естественная функция — литература, что его место — рабочий стол, а его инструменты — ручка и трехстраничная тетрадь» — Вячеслав Пьецух, писатель
Достижения
За фильм «Ваш сын и ваш брат» режиссер получил в 1967 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а через два года Шукшину было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1971 году он был удостоен Государственной премии СССР за роль Василия Черных в драме «У озера».
В 1974 году советский журнал «Экран» признал Василия Макаровича лучшим актером года за роль Прокудина в фильме «Калина красная».
В 1976 году ему посмертно была присуждена Ленинская премия за выдающиеся заслуги в области искусства и литературы.
Ему понравилась бы эта легенда
«Версия убийства хороша для детективного сюжета, — сказал «КП» писатель Алексей Варламов, автор биографии Шукшина в популярной серии ЖЗЛ, — но с медицинской точки зрения все версии убийства недоказуемы. Просто люди любят сказки, и даже страшные сказки больше, чем добрые. Гораздо интереснее поверить в то, что человека коварно убили, чем предположить самоубийство, как в случае с Есениным или Маяковским, или ненасильственную смерть от сердечного приступа, как в случае с Шукшиным.
Сам Шукшин любил выдумывать свою судьбу. Этот поворот хорошо вписывается в ткань работы всей его жизни. Идея о том, что его убили, понравилась бы ему, говорит Варламов. Дмитрий Марьин, исследователь творчества Шукшина, согласен с этим мнением: «Мифы, идущие от Василия Макаровича, как правило, передавались людьми, которые сами не участвовали в описываемых событиях. Он не только не пытался сам опровергнуть их (мифы), но, напротив, создал их в первую очередь.
Фильм как предтеча нового бунта
Сторонники версии, что Шукшин был убит, также назвали предполагаемую причину. Это был фильм о Степане Разине, который должен был снять Василий Макарович. Рабочее название — «Я пришел дать вам волю». Эта работа должна быть способна вызвать социальный «взрыв» в обществе. Сам Шукшин считал этот фильм важной вехой в своей жизни.
Фильм рассказывал о крестьянском восстании 1670-1671 годов, и автор хотел быть не только сценаристом и режиссером, но и ведущим актером. Фильм частично основан на одноименной пьесе Шукшина — «Я пришел дать вам волю».
«Мы работаем над сценарием, — сказал Макарыч, — Если вы посмотрите на него, то придете к выводу, что в России каждые сто лет происходят бунты. Расин, Пугачев, Болотников, декабристы, революция. Как только люди начинают жить, власти принимают против них меры», — вспоминает актер Алексей Ванин, друг Василия Макаровича.
По этой причине якобы было принято решение любой ценой предотвратить стрельбу. Сегодня ни один ученый, изучавший жизнь и творчество Шукшина, не считает эту версию серьезной.
Приметы и тайные знаки
О скорой смерти Шукшина также предвещали несколько предшествующих событий, которые поначалу не привлекли особого внимания. По словам кинооператора Анатолия Заболоцкого, он и Василий Макарович уехали на «Мосфильм» из Новодевичьего монастыря в сентябре 1974 года.
Шукшин задумался: «Сегодня награды и медали не имеют значения, а вот Новодевичье кладбище, если выиграем у «Разина», может быть», — и потер ладони.
Менее чем через месяц там же был похоронен Василий Макарович.
Самое очевидное предзнаменование связано с фильмом «Они сражались за свою страну». По сценарию жена Шукшина должна была играть роль вдовы. Лидия Федосеева отказалась. Но муж убедил ее: «Ты не играешь вдову, жену. По окончании съемок она осталась вдовой.
Еще один пророческий эпизод рассказал Юрий Никулин: «За день до смерти Василий Макарович сидел в раздевалке. Он взял иглу, опустил ее в баночку с красным гримом и стал что-то рисовать на обратной стороне пачки сигарет: «Шипка». Бурков, сидевший рядом с ним, спросил: «Что ты рисуешь?». — О, смотрите, горы, небо, дождь, знаете, похороны. Картина называется «Смерть в тумане». Бурков обругал его, разорвал пакет и спрятал его в карман».
В последний вечер Бурков и Шукшин пошли с «Газиком» в баню знакомого из деревни. На обратном пути водитель переехал кошку, и на следующее утро Шукшин был мертв.
…Василию Сукшину было всего 45 лет. С момента его смерти прошло еще больше лет, а споры вокруг его смерти не утихают и по сей день. Скорее всего, мы никогда не узнаем всей правды, а единственный человек, который мог бы пролить свет на события далекого 1974 года, уже давно ушел из жизни. Поклонникам таланта Василия Макаровича ничего не остается, как перечитывать бессмертные произведения нашего соотечественника и смотреть его фильмы, чтобы каждый раз открывать для себя любимых героев.
Похороны
Сначала автору выделили участок земли на Введенском кладбище. Но Сергей Бондарчук лично вмешался и своим авторитетом раскрутил сюжет в знаменитом Новодевичьем. Шукшин и Лидия Федосеева искали здесь могилу любимого поэта Василия Макаровича — Сергея Есенина. В то время они не знали, что он похоронен на Ваганьковском. Во время прогулки писатель сказал с тоской: «Я хотел бы здесь прилечь. Но они не будут его хоронить. Его жена вдруг — сама не поняла как — произнесла пророческие слова: «Нет, Вася, я его похороню. «Ну, вот видите», — был ответ. Теперь возлюбленная женщина исполнила свое обещание…..
7 октября в Доме кино состоялась прощальная вечеринка. Пришло много людей, и у всех была с собой черника…. Были также фотографии и кресты…. Самым популярным идолом был «Проводы». Люди приезжали в основном из других городов.
Подозрения
Официальной причиной смерти стал инфаркт миокарда, вызванный сердечной недостаточностью. Однако версия врачей была сразу же оспорена родственниками Шукшина. Казалось невероятным, что молодой человек, всего сорок пять лет — и вдруг сердечная недостаточность … Василий Макарович никогда не жаловался на сердце. А незадолго до смерти его обследовали в больнице и не обнаружили никаких проблем с сердцем. Что-то здесь не так… Так считали Бурков и его жена — Лидия Федосеева-Сукшина, а также многие другие члены семьи и друзья писателя.
Сам Георгий, который первым вошел в каюту в то утро, позже утверждал, что ему в нос ударил сильный запах корицы — тот самый запах, который известен как «инфарктный газ». Кроме того, все рукописи Шукшина были разбросаны — видимо, кто-то что-то искал Кстати, странным было поведение друга автора — оказалось, что, войдя в домик, он тут же вышел — почему? А потом он почему-то попросил другого человека разбудить Василия? В чем причина такого поведения? Или актер просто чего-то боялся? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы?
Сам Бурков был убежден, что его друга убили. Потом близкие друзья рассказывали, что в то роковое утро, когда он вошел в хижину, он действительно увидел, как будто мелькнула чья-то рука — как будто кто-то был здесь и прятался… Это испугало актера, и он обратился за помощью.
Есть и другие «непонятные». Свидетели показали, например, что писатель лежал в неестественной позе, как будто он повернулся. В каюте был беспорядок. Однако на судебно-медицинских фотографиях все было чисто и аккуратно. Подозрительно?
По словам Нонны Мордюковой, работавшей с Шукшиным, вскрытия не было — его привезли в Москву в цинковом гробу. Кстати, актриса ошиблась — только что было проведено вскрытие и установлена причина смерти. Однако во втором вскрытии было отказано.
Однажды Бурков рассказал еще одну деталь: когда друзья прощались с Сукшиным в каюте, он вошел и увидел на столе чашку кофе. Он выпил его и был рад, что кто-то позаботился о нем. А на следующее утро чашка исчезла.
Мотивы убийства
Но если это было убийство — каков был мотив убийц? И кто это был?
По мнению сторонников этой версии, смерть Шукшина была выгодна советским властям и КГБ. Предположительно, это был способ борьбы с неугодными. Но в чем заключалась опасность для автора?
В 1974 году сценарий фильма «Разин» был окончательно утвержден. Киноверсия уже была запланирована. Однако власти опасались, что такое графическое изображение актера и режиссера, которого почитало население, может привести к беспорядкам. Борьба с царским режимом могла заставить людей поверить, что в их жизни не все благополучно и что обещанный «коммунизм» не наступит.
Актер Александр Панкратов-Черный считает, что честный и яркий спектакль Василия Макаровича может заставить всех восстать. В конце концов, угнетение властью одинаково во все века.
Личная жизнь Василия Шукшина
Мария Сумская была первой девушкой легендарного режиссера. Они познакомились, когда ей было 14, а ему 15. После его отъезда в Москву они переписывались, а в 1955 году стали мужем и женой. Он приехал домой на каникулы после окончания первого курса ВГИКа, она работала учительницей в местной школе, и старые чувства вернулись.
Брак не сложился — жена не захотела переезжать с ним в столицу. Василий встретил новую любовь в Москве и решил подать на развод в 1957 году. Но Мария была против. Тогда она нашла выход — «потеряла» его паспорт со штампом о регистрации их брака.
В 1960 году, на съемках фильма «Прямая история», молодой студент не может устоять перед обаянием своей партнерши Нонны Мордюковой. У них завязались отношения. Несмотря на искренние чувства, актриса не оставила своего мужа Вячеслава Тихонова. Позже она признается, что «Васенька» был большой любовью всей ее жизни.
Василий Шукшин и Нонна Мордюкова в фильме «Простая история
В 1963 году актер женился на журналистке Виктории Софроновой, дочери писателя и главного редактора газеты «Огонек» Анатолия Софронова. Через год он навестил ее мать, которая уже ждала ребенка, и снова попросил Софонскую расторгнуть брак, но опять безуспешно. В 1965 году родилась первая дочь автора, Екатерина, которая впоследствии стала переводчиком.
В 1964-1967 годах Шукшин жил у художника Шукшина. С 1964 по 1967 год Шукшин жил с актрисой Лидией Александровой (Чащиной), сыгравшей Настю в фильме «Живет такой мальчик». По словам девушки, у нее остались очень негативные воспоминания о великом режиссере — из-за его лжи о холостяцкой жизни, пьянстве и постоянных изменах.
В частности, у него был роман с Беллой Ахмадулиной, которая также снялась в его первом фильме, и романтические отношения с будущей женой Лидией Федосеевой во время их совместной работы над фильмом «Как там море».
В 1967 году у них с Лидией родилась дочь Мария, а через год — Ольга. Семейный союз актрис со временем тоже стал творческим — они вместе снялись в лучших работах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Обе дочери продолжили дело своих родителей и стали актрисами.
Смерть
Необыкновенный киноартист умер в расцвете сил, на пике своей славы — он дожил всего до 45 лет. Сукшин не щадил своего здоровья, он всегда полностью посвящал себя съемкам, хотя его постоянно мучили приступы язвы желудка.
В 1974 году, работая над ролью бойца Лопахина в фильме «Они сражались за Родину», он, как и другие актеры, жил на теплоходе «Дунай». В октябре съемки закончились, поэтому Досничем снял всего несколько эпизодов. Утром второго дня съемки должны были закончиться. Когда Шукшин не вышел из каюты, Георгий Бурков вошел внутрь и обнаружил его тело на кровати без признаков жизни.
Врачи пришли к выводу, что причиной трагедии стала сердечная недостаточность. Однако вдова актера заявила, что ее муж никогда не жаловался на сердце. Более того, накануне стрельбы он лечился от язвы в Кремлевской больнице и прошел комплексное обследование, которое не выявило никаких серьезных заболеваний.
Это и другие странности, о которых сообщалось позже (беспорядок в кабине, будто чего-то не хватало, блестящие ботинки, хотя съемки должны были проходить в грязи, и т.д.), привели к одной из версий насильственной смерти Шукшина: его якобы убило «сердечным приступом», потому что он собирался снимать фильм об опасном для властей повстанце Разине.
Прощание с несравненным бриллиантом Алтая, чей безмерный талант восхищал миллионы поклонников, состоялось в доме кино, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Память
В память о национальном герое, оставившем богатое кинематографическое и литературное наследие, его именем названы площади и улицы городов. На его родине проводятся Шукшинские дни, основан мемориальный музей и открыт памятник.
В 2007 году в Новосибирске, где он провел много времени и где его произведения публиковались в журнале «Сибирские огни», появилась колонка памяти Шукшина.