В России все больше чайлдфри — почему. Чайлдфри что это значит

Каких только субкультур не возникло за последние годы, но одна из них стала настоящей пощечиной для традиционных взглядов и особенно для церкви. Речь идет о чайлдфри.

Феномен чайлдфри

Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.

Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?

Ольга Исупова

— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.

— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?

— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.

Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.

Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.

Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины. Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.

Последние требования возникали не на пустом месте?

— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.

Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.

С солидарностью проблемы — растет бездетность

— Среди чайлдфри больше мужчин или женщин? Можно ли как-то классифицировать чайлдфри?

Статья по теме:  Внимание мужчины к женщине зачастую основывается на совершенно непонятных нам вещах. Недвусмысленные знаки внимания что это

Идеи чаще исходят от женщин, а не от мужчин. Репродуктивные решения — когда и сколько рожать — все-таки в современных обществах тоже принимают женщины. Мужчинам это не так важно, их никто не спрашивает, да и детьми мужчины занимаются в меньшей степени. Не нужно думать, что явление пришло к нам с Запада. Это было широко распространено в СССР и до последних времен в современной российской культуре.

Существенная мужская роль в вопросе чайлдфри заново возникает в неотрадиционализме (как когда-то она существовала и в традиционализме, где женщины должны были рожать под страхом разного рода репрессий, брак был принудительным, в какие-то периоды существовала «охота на ведьм» в разных формах, существовало огромное количество препятствий репродуктивному контролю). По моим наблюдениям, даже в православной среде уже звучат неравнодушные и не всегда позитивные разговоры о многодетности. Особенно они актуальны в случае вдовства мужчин, на руках которых остаются дети, с которыми приходится справляться самостоятельно, без жены.

Первой классифицировать чайлдфри стала все-таки Виверс. Позже классификации совершенствовались, но основа сохранилась.

Обычно выделяют небольшую группу тех, кто испытывает физиологическое отвращение к беременности, процессу родов, вскармливанию и даже самим маленьким детям. Их Виверс назвала «реджекторами». Это несущественный процент в популяции, не больше 2-5%, обусловленный биологией. Если угодно, это форма фобии и закон биологии.

Вторую группу Виверс назвала «аффексьонадо», обозначив людей, которые становятся чайлдфри под влиянием общественных представлений. По наблюдениям исследователей, для большинства людей в социуме характерна средняя степень желания иметь детей. Не то чтобы дети им не нужны совсем, но бездетный образ жизни кажется ничуть не менее привлекательным. Если по взглядам такие люди оказываются ближе к тем, кто детей не хочет категорически, под влиянием моды и общественных движений, они принимают идеи чайлдфри. «Дети мне не нужны, — рассуждают аффексьонадо, — они мешают поддерживать красоту в доме, путешествовать, делать карьеру. Все эти сопли, подгузники, обучение. Однажды дети уйдут из дома, а я останусь ни с чем. Взращивая их, потеряю на этом собственную жизнь».

На рациональном уровне этому трудно что-то противопоставить. Если в обществе сильно нормативное давление — детей должны иметь все — аффексьонадо рожают детей. Нельзя сказать, что испытывают восторг при этом, но и не безумно несчастны.

С «реджекторами» ничего сделать нельзя. Если их заставить иметь детей, не исключено, они покалечат и детей, и себя. Увы, такие случаи происходят. Тут можно говорить о большой психиатрии. На вторую группу, для которых родительство вступает в противоречие со взглядами и дорогой их сердцу социальной стороной жизни, повлиять можно. Но стоит ли?

— У кого-то получалось из чайлдфри делать матерей?

— Я не из тех, кто ностальгирует по СССР, но в Советском Союзе материнство было просто одной из сторон жизни. Конечно, для детей все было не очень хорошо, зато почти идеально для женщин, которые задумывались о материнстве. Женщина могла родить, сдать младенца в ясли и бежать дальше заниматься своими делами. Сегодняшнее старшее поколение, родив в молодости, могло детей отдать бабушкам и продолжать учиться, делать карьеру, заниматься личной жизнью. Материнство почти никак им не мешало.

На протяжении веков человечество не знало эффективных средств контрацепции, поэтому в обществе считалось нормой иметь много детей. Взрослый человек, которому не посчастливилось продолжить свой род, приравнивался социумом к больным или ущербным его представителям.

Что такое чайлдфри?

Чайлдфри — что это такое, и откуда взялся термин? Каждый человек, изучавший английский язык в школе, без труда переведёт, что child-free – это «свободный от детей». Бездетных людей много, но все ли они чайлдфри? Ведь причин, по которым люди не заводят детей, может быть множество.

Статья по теме:  Что на самом деле делают в первую брачную ночь. Что происходит после свадьбы ночью

Чайлдфри, с точки зрения психологии, не считается отклонением, и добровольная бездетность вполне нормальное состояние современного человека. Это особая идеология, суть которой сосредоточена в сознательном отказе от родительства, что раздражает общество.

Если в прежние времена при отсутствии контрацепции, у семей не было особого выбора, то сейчас он есть. При условии хорошего здоровья женщины, она половину жизни проводила в состоянии беременности, и 10 детей в семье считалось нормой. Никого не заботило истощение женщины, или финансовые трудности. Была масса присказок и пословиц, которые поощряли рождение детей. И сейчас на каждой свадьбе молодожёнам, прежде всего, желают именно поскорее обзавестись потомством.

Озвучивать мысль, что дети – это не главное в жизни, просто небезопасно. Если в Европе и США большинство пар сознательно и самостоятельно планируют свою жизнь, в России молодые семьи сталкиваются с непониманием родственников, друзей, и общества в целом. Репродуктивное давление – это то, с чем сталкивается каждая женщина. Казалось бы, кому какое дело, сколько у вас детей, и есть ли они вообще? Оказывается есть.

Идеология чайлдфри

Идеология чайлдфри

Начнём с того, когда появилось движение чайлдфри. В семидесятые годы прошлого столетия было много различных движений. Тогда же феминистки США основали организацию National Organization for Non-Parents (Национальная организация не родителей). Ныне этой организации уже не существует и конкретный основатель движения чайлдфри неизвестен, но идею подхватили феминистки во всём остальном мире.

Не секрет, что женщины реже успешно делают карьеру, они меньше зарабатывают, и всю ответственность за детей возлагают на них. Если мужчина бросает своих детей и не платит алименты, это считается практически нормой, но, такой же поступок женщины, считается аморальным. Эта идея витала в воздухе до 1990 г., пока Лесли Лафайет не организовала группу единомышленников «the Childfree Network».

В некоторых странах и сейчас существуют запреты на аборты или контрацептивы, а сторонники движения отстаивают своё право на выбор, когда им становиться родителями и становиться ли вообще.

Чайлдфри в молодёжном сленге используется довольно часто. В большинстве случаев так себя называют подростки, которые не любят своих младших братьев и сестёр. С юношеским максимализмом они вступают в движение против рождения детей, полагая, что сами никогда не обзаведутся потомством. На самом деле, философия чайлдфри намного шире, чем просто юношеские амбиции, обиды, и семья чайлдфри не означает, что они не любят детей, или у них их нет. Да, есть семьи чайлдфри у которых есть дети, как бы странно это ни звучало.

Женщины в Иране, кстати, работают за зарплату не реже, чем в любой европейской стране. Во многих фундаменталистских странах люди успели полюбить современную жизнь и не хотят жить в традиционном обществе, накладывающем на них слишком много ограничений.

движение child free

В середине прошлого века появились феминистки, пропагандировавшие бездетную жизнь и свободный выбор. Но сам термин, состоящий из слов child и free, был введен только в 1990 году американской учительницей, выступавшей за независимость женского пола. Движение чайлдфри тогда боролось за отмену налога на бездетность.

Статья по теме:  Замужем за бабником. Как жить с бабником

Значение идеологии для России до сих пор остается неоднозначным. Впервые о ней заговорили после 2000 года, при этом молодежный сленг не имеет отношения к чайлдфри. Согласно опросам социологов, не более 10% населения страны отворачивается от деторождения.

Любопытно, что чайлдфри по-русски представляют собой молодых и амбициозных людей, не желающих жертвовать комфортом и карьерой ради потомства. В больших городах бездетность является свободным выбором, а вот в провинции аргументами выступают отсутствие отдельного жилья и достатка.

Изначально движение объединяло и тех, кто вообще не приемлет общение с детьми. Чайлдфри — это человек, отказавшийся от продолжения рода добровольно. При этом он может относиться к детям хорошо и даже проводить время с ребенком друзей или родственников. Чайлдфри и чайлдхейт являются разными понятиями, и последние встречаются реже.

Контрацепция, отделившая сексуальную жизнь от деторождения, способствовала созданию нового уклада семьи. Материнство для женщины теперь не является обязанностью, оно стало правом выбора, а давление традиционных ценностей ослабло. Взрослые люди стали уделять массу времени себе и своим новым потребностям.

Правила общения с чайлдфри

Правила общения с чайлдфри

Если знакомый человек не желает заводить потомство, то не стоит переубеждать его. Существуют запретные фразы, от которых чайлдфри попросту устали. Например, распространенный аргумент о том, что дети — это счастье. Родители, нашедшие смысл жизни в ребенке, не понимают, как можно не хотеть детей.

Счастье у каждого человека свое, и нет нужды переубеждать друг друга. Кроме того, оппоненты любят повторять, что бездетные пары в будущем пожалеют о решении. Но выбор каждого человека уникален и желать кому-то раскаяния — как минимум невежливо. Очень непрофессионально говорить о внезапно возникшей любви к ребенку. К сожалению, в некоторых случаях это чувство так и не посещает родителей, а жизнь маленького человека рискует превратиться в ад.

Чайлдфри и чайлдхейт нельзя ставить в один ряд, когда речь идет о человеке, добровольно отказавшемся от продолжения рода. Агитировать за появление нежеланных детей — опасно, так как количество неблагополучных семей в России остается значительным.

Человека, который не хочет заводить ребенка, старшее поколение пугает отсутствием вожделенного стакана воды в старости. Но жизнь показывает, что необходимую помощь все чаще оказывают социальные службы, сиделки, друзья. К сожалению, не редкость случаи, когда старики и вовсе умирают в одиночестве, оставленные своими взрослыми детьми. Поэтому чайлдфри — это нормально для индивида, живущего активной жизнью.

Оцените статью
РесницаМания