Судьба свела девушку с В.А. Проскуриным на кинопробах в Санкт-Петербурге. После вечеринки в кафе Светлана вызвалась попрощаться с московским актером. Прощание было настолько запоминающимся, что когда Виктор приехал в столицу, в присутствии Татьяны он сразу же начал собирать чемодан.
Виктор Проскурин
Виктор Проскурин может и не стать известным актером — слишком много препятствий для публичности. Но он не пал духом и в конце концов сумел сделать блестящую карьеру. Актера любили и помнят до сих пор, он снялся в многочисленных фильмах.
Виктор Алексеевич Проскурин родился недоношенным. Это случилось, когда его беременная мать последовала за мужем в командировку в Казахстан. В поезде она рассердилась, и в итоге мальчик родился в Атбасаре. Свидетельство о рождении было выдано в Актобе, и вскоре семья вернулась в Москву.
Первые годы своей биографии будущий актер провел в бараке на окраине российской столицы. Он рос счастливым и беззаботным и часто проводил время с мальчиками в саду. Будучи подростком, Виктор хотел стать клоуном, но было слишком поздно, чтобы его приняли в ученики младших детей.
Тем не менее, Проскурин решил, что соединит свою судьбу с искусством. Сначала он вступил в литературный кружок, а затем стал посещать театральную студию во Дворце пионеров. Там он попал в поле зрения ассистента режиссера Георгия Победоносцева, который искал детей для фильма «Орлята Чапая».
Поскольку съемки проходили в Крыму, молодого человека пришлось на некоторое время перевести в одну из школ Ялты. Сразу после возвращения со съемок Проскурин решил пойти в вечернюю школу, чтобы найти работу. Его наняли оператором на обувную фабрику, где он зарабатывал больше, чем его отец и мать вместе взятые.
Когда вышел его первый фильм, Виктор подтвердил свое желание стать актером. Окончив школу, молодой человек попытался закрепиться в столичных университетах, но на первом курсе ему не повезло. В школу-студию кандидата МХАТ не приняли из-за его невысокого роста — около 170 см, а приемная комиссия Жукинской средней школы не любит маленьких глаз.
Только в ГИТИСе Проскурину допустили к экзаменам, но там произошел несчастный случай. Когда будущий актер выразительно читал легенду, представитель приемной комиссии решил отвлечь его, завязав шнурки под столом. Но для Виктора было важно видеть ее глаза, поэтому он тоже наклонился, чтобы дочитать текст в таком положении. Женщина подумала, что он смеется над ней, и выставила мужчину за дверь.
Виктор продолжал бороться за свою мечту и на следующий год вернулся в Щукинское училище. На этот раз он был достаточно убедителен, чтобы его приняли в школу. Начался путь к славе актера.
Театр
После окончания театрального училища Проскурин поступил в труппу театра на Таганке в 1973 году. Но на этом этапе он не задержался и позже говорил в интервью, что не может работать с группой.
Актер не жалел об упущенных возможностях, ведь вскоре знаменитый Марк Захаров пригласил его в Ленком. В течение 15 лет Виктор Алексеевич служил в этом театре и сыграл свои самые яркие роли. Особенно запомнились зрителям роли палача из мюзикла «Тиль» и Сергея Луконина из «Лада из нашего города». В репертуаре также были постановки по Уильяму Шекспиру, Всеволоду Вишневскому и Юрию Энтину.
Однако продолжению его карьеры в Ленкоме помешал скандал, после чего он присоединился к театральному ансамблю Марии Ермоловой. Он проработал там более 20 лет, но выступал гораздо дольше. В его послужном списке оказалось всего 3 спектакля, среди которых выделяется «Приглашение на казнь» Владимира Набокова.
Проскурину удалось втянуться в бизнес. Он сотрудничал с коллективом Театра Антона Чехова. Режиссер Леонид Трушкин поставил шекспировского «Гамлета» и доверил ему знаменитую роль Клавдия.
А в 2010 году в театральном зале Московского Дома музыки состоялась мировая премьера одноактной пьесы «Жизнь — счастье в лабиринте». Актерская игра Виктора была высоко оценена как зрителями, так и критиками.
Фильмы
После блестящего дебюта в юности Проскурин появился на экране и в студенческие годы. В молодости его фильмография пополнилась такими работами, как «Белорусский вокзал» и «Офицеры». Но слава молодого актера на всю страну принесла ему другой проект — мелодраму «Большой перелом» Алексея Коренева.
Позже он вспоминал, что хотел сыграть Гадзю, но эта роль досталась Александру Збруеву. Но актер мастерски перевоплотился в аутсайдера Генку Ляпишева. Строчку «Ты ходишь, ходишь в школу, а потом — бум — вторая смена!» повторяли по всей стране. Неудивительно, что после этого другие режиссеры захотели работать с актером.
В последующие годы в карьере Проскурина не было перерыва, каждый год он появлялся в нескольких фильмах со своим участием. Особенно зрителям запомнилась комедия «Двадцать лет спустя», которая, по его словам, была одной из его любимых. Ему посчастливилось быть в паре с Натальей Гударевой, что вызывало у него только приятные воспоминания. Художник искренне восхищался талантом и красотой своего коллеги.
Виктор Алексеевич сыграл в нем роль полигамного отца, хотя ему самому на момент съемок было всего 28 лет. Но он рано облысел и отрастил усы, поэтому выглядел очень убедительно. Сценарист даже подумывал включить знаменитость в сиквел, но у него не было времени.
Последней женой художника была Ирина Хонда. Но незадолго до его смерти супруги развелись. Причиной тому были не угасшие чувства, а юридические сложности, связанные с покупкой недвижимости в Испании. Бывшие супруги хотели снова пожениться, но этому помешала смерть Проскурина.
Детство
Биография Виктора Проскурина должна была начинаться со слов «коренной москвич». Но все обернулось несколько иначе. Мой отец работал на железной дороге проводником товарных поездов. Товарный вагон для этих рабочих был оборудован купе с минимальными удобствами.
Одним из преимуществ этой работы была возможность увидеть просторы страны. В одну из таких поездок отец будущего художника взял с собой сильно беременную жену. Доставка застала женщину в Казахстане.
Виктор Проскурин в детстве
Проведя необходимое время в больнице и получив свидетельство о рождении сына, семья вернулась в свой дом в бараке на окраине города, столицы СССР. Его отец, железнодорожный рабочий, и мать, работница цементного завода, всегда мечтали, чтобы Витюша стал стоматологом.
Интересный факт: Его мать впоследствии получила образование учителя и стала директором школы, в которой учился его сын.
Жизнь распорядилась иначе. После окончания 7 класса Виктор посещал вечернюю школу. 14-летний самообеспеченец нашел работу на фабрике по производству резиновых подошв. Работа была вредной, но оплачивалась хорошо. Когда сын принес домой свой первый чек, мама заплакала, потому что подумала, что Витя у кого-то украл. Деньги были огромные — 400 рублей.
Когда Виктор после окончания университета устроился на постоянную работу в столичный театр, его зарплата составляла не более 100 рублей. Работа на войлочной фабрике полностью удовлетворяла Виктора. Он стал главным кормильцем своей семьи.
Счастливый случай
Многие актеры, начавшие свой творческий путь в 60-е годы, рассказывают удивительные истории. То же самое произошло и с Проскуриным.
Однажды в «Доме пионеров» среди участников театрального кружка 14-летний Виктор заметил помощника режиссера, который набирал артистов для съемок фильма «Орлята Чапаева». Ему предложили посетить киностудию имени Горького. Было сделано предложение посетить киностудию имени Горького. Процесс создания фильма увлек Виктора:
- Съемки проходили в живописных окрестностях г. Сочи. Поездку на всесоюзный курорт можно было расценивать, как бесплатное увлекательное путешествие.
- На время работы над фильмом Виктор был определен в местную школу. Учителя не были строги к приезжим артистам. Вместе с тем багаж знаний был существенно обновлен.
- После выхода фильма в прокат на 17-летнего паренька свалилась известность (пусть и небольшая).
Первая роль Виктора Проскурина в кино.
Мечты о карьере дантиста и рабочего на войлочной фабрике не казались привлекательными. Молодой человек решил: «Биография Виктора Проскурина навсегда будет связана с миром кино.
Путь в профессию
После своего кинодебюта молодой человек был уверен, что его с нетерпением ждут театральные университеты столицы. Чтобы не просчитаться, Виктор решил попытать счастья сразу в трех учебных заведениях. В школе-студии МХАТ кандидата смущала конкуренция — все высокие, стройные красавицы и красавцы. Преподаватели «Шепки» не особенно церемонятся с кандидатом в артисты.
Молодому человеку пришлось выслушать вердикт «непригоден для появления в кино». В ГИТИСе ему отказали, потому что он подготовил для прослушивания номер. В Щукинском училище «придирка» резанула глаз. Вторая попытка была успешной. В Щуке пришли к выводу, что с глазами «нет проблем», и включили Виктора в дополнительный набор.
Интересно, что при поступлении в университет Проскурин установил непревзойденный для этого учебного заведения рекорд. Его сочинение содержало 90 различных ошибок.
Юность
После окончания школы Виктор хотел поступить в театральное училище, но не мог решить, в какое именно. Оказалось, что не все так просто, как показалось ему на первый взгляд. Он пошел во МХАТ, но там с ним даже не стали разговаривать — Виктор был слишком маленького роста, и это стало причиной отказа. На вступительных экзаменах в ГИТИС он умудрился наклониться за женщиной-членом комиссии и прочитать свой текст полуобнаженным, чтобы видеть ее глаза. Дама приняла это к сведению и дисквалифицировала незадачливого кандидата.
Виктор был воспитан отцом казахом, поэтому глаза у него были маленькие. «Отсутствующие» глаза будущего студента смутили приемную комиссию Щукинского училища, и ему было отказано.
Со второй попытки ему удалось подать заявление. Через год Проскурин поступил в то же Жукинское и сдал все экзамены.
Могут быть знакомы
В 1973 году, с новым дипломом «Щука», Виктор поступил на работу в театр Танганьика. Конфликт с труппой театра возник практически с первых дней, поэтому молодой актер, недолго думая, ушел из театра. Также в это время он получил приглашение от Марка Захарова, который пригласил его в «Ленком». В этом театре все пошло хорошо, и вскоре Проскурин стал востребованным и признанным актером.
Одной из заметных работ Виктора в этом театре был спектакль «Тиль», в котором он играл Палача. Однако своей лучшей работой того периода актер считает роль в фильме «Парень с нашего двора». В 1988 году Виктор Проскурин ушел из театра и поступил на работу в театр, которому отдал четырнадцать лет своей творческой жизни.
В 2012 году в театре сменился директор. Олег Меньшиков был назначен на эту должность и начал делать все по-своему. Он предложил оставить в театре только двух актеров — Проскурина и Догилеву, обосновав это тем, что они числятся в труппе театра, но на сцену почти не выходят. Татьяна Догилева устроила скандал во время расставания и разорвала все личные связи с Меньшиковым (он был крестным отцом ее дочери). Проскурину не нужно было разбираться, он просто ушел, сказав на прощание, что не будет участвовать во внутренних конфликтах.
Фильмы
Свою первую роль в фильме Генки Ляпишева «Большой перерыв» Проскурин сыграл еще в студенческие годы. Он хотел сыграть Ганжу, но по всем фактам не подходил на эту роль и был отдан актеру Александру Збруеву. Но роль Ляпишева досталась Виктору почти без проб — так режиссер видел героя. После съемок этого фильма Проскурин был очень востребован и постоянно снимался.
Он охотно играл разных героев, а режиссеры хотели поближе познакомиться с молодым артистом. В разные годы и в разных фильмах он был гусаром, новобранцем, шофером, многодетным отцом и даже капитаном, пограничником.
Настоящим поворотным моментом для актера Виктора Проскурина стало участие в фильме «Жестокий романс» режиссера Эльдара Рязанова. Ему досталась роль Василики Возеватовой, которая в начале фильма была хорошей подругой главной героини Ларисы, но вскоре превратилась в настоящего дилера, строгого торговца словом. Изобразить это перевоплощение мог только талантливый Проскурин.
В 1990-е годы актер Виктор Проскурин практически исчез с экранов. Это была не затяжная депрессия, как в кино, а травма, полученная им в автомобильной аварии. Виктор всегда отличался твердым характером и сильным духом, поэтому он не падал духом и не сбивался с курса. Он нашел свой потенциал, восстановился и вернулся к своей профессии. Поклонники вновь увидели его в фильмах и сериалах, самыми яркими из которых стали «Love.ru», «День хомяка», «Приключения фокусника», «Ой, мороз, мороз!» и «Персона нон грата». Он по-прежнему так многогранен и непредсказуем. Именно за эти качества и полюбился Виктор Проскурин зрителям.
Неприкаянный талант
Актер Виктор Проскурин умер в возрасте 69 лет. Об этом сообщила его жена, художница Ирина Хонда.
Развернуто на весь экран
Фото.
Отклики в социальных сетях показали, что Виктор Проскурин считался одним из первых в актерской индустрии по таланту и мастерству. С ностальгической нежностью вспоминают его роли в фильмах «Пиковая дама», «Двадцать лет спустя», «Роман на поле боя», «Жестокий романс», «Выйти замуж за капитана» и других, сыгранных им в период расцвета советского кино. В общей сложности он сыграл 129 ролей на экране и более десятка на сцене.
Чем известен Виктор Проскурин
Прилагательные «гениальный», «уникальный артист», «сильнейшая мужская харизма», «образец российской актерской школы» в отношении Виктора Проскурина не звучат посмертным преувеличением. В 2001 году издательство «Сеанс» выпустило энциклопедию «Последняя история отечественного кино». Критик Нина Цыркун писала: «В его лице есть что-то восточное, неподвижность черт, иногда напоминающая ритуальную маску. Такие лица — золотой капитал кинематографа. Можно сказать, что они являются квинтэссенцией кино».
Несмотря на то, что по масштабу личности Виктора Проскурина нельзя назвать бесспорным художником, его творческая судьба драматична, и это объясняется не только везением, но главным образом переломным моментом в культуре и искусстве, который представлял собой важнейший этап его творческой жизни.
Начало было трудным: юную Проскурину не приняли ни в одно из пяти московских театральных училищ. В конце концов, однако, она добралась до бара в 1970-х годах, снимаясь в небольших киноролях, многие из которых были безымянными: «Кадет», «Красноармеец», «Гусар», «Уборщица», «Пилот». Самые значительные режиссеры того времени либо оставляли его без внимания, либо приглашали играть только в эпизодах. Виктор Проскурин не стал настоящим другом, а Марк Захаров, хотя и проработал в Ленкоме семнадцать лет, не привык к другим столичным сценам. И дело не только в жестком характере. Воплощенная актером жесткая пост-романтическая маскулинность не вписывается в переходный этап, когда мифы советского кино и новая художественная мифология конца века только зарождаются. Пожалуй, единственным «попаданием во время» стала роль Сталина, исполненная Проскуриным в фильме Евгения Цымбалы «Повесть непогашенной луны» Бориса Пыльняка, но этот опыт с радикальным историческим диагнозом не нашел продолжения в биографии актера.
С другой стороны, в этот период он познакомился с режиссером «Ленфильма» Светланой Проскуриной (Колгановой), которая стала его женой. Это был союз двух сильных, творческих людей, за которым мне довелось внимательно наблюдать. Его кульминацией стал фильм «Отражение в зеркале», в котором Проскурин сыграл исповедальную драму актера с жестоким имиджем и тонкой кожей. Фильм, один из немногих в фильмографии Проскурина, получил международное признание и был показан на Каннском кинофестивале. Затем случилась беда: Проскурин попал в автомобильную аварию, в которой чудом выжил, но здоровье его сильно пострадало. Со Светланой они расстались, актер так и не нашел другого серьезного режиссера, с которым у него был бы общий творческий язык.
Он продолжал сниматься, особенно в сериалах, но это не оказало большого влияния на его дальнейшее творчество.
Круг его интересов не ограничивался театром и кино — он писал стихи и увлекался энтомологией.
Можно сказать, что потенциал Проскурина-актера, подтвержденный блеском, с которым он сыграл даже свою небольшую роль, был реализован лишь частично. И это скорее правило, чем исключение для наших артистов, которые ведут гораздо более трудную, непривязанную жизнь и уходят раньше, чем их коллеги в Голливуде или Европе, обладающие сопоставимым талантом.
Фотогалерея
Жизненный и творческий путь актера Виктора Проскурина
На фото: кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (1980) с партнершей Натальей Гундаревой» />
На фото: сцена из спектакля «Вор» с партнером Евгением Леоновым» />
На фото слева направо: актеры Виктор Проскурин, Юрий Демич и Александр Балуев во время читки пьесы польского драматурга Ирениуша Иредынского «Прощай, Иуда. »» />
На фото: кадр со съемок фильма-мюзикла «Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна»» />
На фото: актер с супругой на премьере фильма «А зори здесь тихие…» в 2015 году» />
Интервью:
Режиссер Игорь Масленников об актере
«Виктор — не обычный художник, он художник со странной, интересной подписью. Он пропускает все через себя, он не просто играет, он воплощает кого-то, но это всегда его собственное отношение, которое заряжено, до пределов психологизма, до пределов психоанализа».
О профессии
«Мне нравится играть женские роли, потому что я знаю о женщинах гораздо больше, чем они сами о себе», — говорит он.
«Удивительно, как некоторые актеры делят свои фильмы на хорошие и плохие. Для меня все это хорошо, потому что это часть моей жизни».
«Единственная настоящая любовь — это театр!»
«Мир огромен, и сцена — лишь его часть. Каждая роль — это часть моей работы и не более того. Чужой персонаж нависает над вами, диктуя вам походку, осанку, манеру ходить, закрывать глаза. Иногда даже кажется, что монстр, посланец подсознания, вторгся в вашу вену.
И нелегкая удача профессии заключается в умении контролировать почти болезненный процесс психологического удвоения личности. Существует своего рода шаманизм. Поэтому место, где происходит акт творения, должно быть озонировано. В театре я всегда работаю специально для одного человека в аудитории — для личности. Аудитория — это массы».
О зрителях
«А зрители — это странный материал. Когда вы смотрите в зал, вы видите тысячи голов. И вы не знаете, кто из них кто. Он, зритель, если хочет слушать, то будет слушать, если не хочет, то не будет слушать. И если он начинает мешать остальным, то диалога с актером не будет.
Об учителях
«Я благодарен за то, что меня не учили. Я благодарна своим учителям за то, что могу быть рядом с ними. И это удивительное состояние души. Но когда ты близко, нужно уметь уходить с дороги.
«Вы не можете назначить мастера. Каждый должен выбрать себе лидера и взять от него что-то, что затем перетекает в него. Тогда все начинает двигаться, особенно в профессии».
«Я никогда не ползал, я бежал по лестнице. А это всегда наказание. «Звонящих много. Избранные». Этого нельзя простить».
Формула успеха от Проскурина
«Я открыл для себя формулу успеха: много работы плюс то, что я не знаю, как это называется, плюс доза удачи».
О себе
«Я люблю себя, потому что мне нечего любить».
«Мой любимый фильм — это мое отражение».
«Я никогда ни о чем не жалею. Потому что сожалеть — значит тратить время на глупости. А жизнь тем временем пройдет…».
Звания и награды:
- 1982 — Заслуженный артист РСФСР
- 1995 — Народный артист России
- 2005 — «Орден Петра Великого I степени» за выдающиеся заслуги и личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства
- 2008 — Золотой орден «Служение искусству»
- 2010 — Орден «За вклад в культуру»
По материалам канала «Россия», Википедии и сайтов: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, peoples.ru, sobesednik.ru, vm.ru, 24smi.org, syl.ru, fb.ru, stuki-druki.com, mega-stars.ru.