Режиссер Борис Грачевский умер 14 января. В 1974 году он основал знаменитую юмористическую информационную программу «Ералаш». Борис Грачевский был режиссером и художественным руководителем программы, писал сценарии для «Ералаша», снимал некоторые выпуски и даже играл в них роли. Мы собрали для вас эпизоды, в которых снялся Грачевский.
«Меня никто не спрашивал»: вдова Грачевского резко высказалась о том, кому достался «Ералаш»
К делу всей своей жизни — информационной программе «Ералаш» — Борис Грачевский относился очень трепетно. Художественный руководитель считал своим долгом смешить людей, приносить им радость, несмотря ни на что. Говорят, что в прошлом году дела у труппы шли плохо. Возникли проблемы с финансированием, и директор лично вкладывал деньги в съемки. После смерти Грачевского в прессе было много спекуляций о том, кто унаследует его имущество, в том числе права на «Ералаш», который был снят в 1974 году.
На днях выяснилось, что у сюжета появился новый владелец, причем не его вдова Екатерина Белоцерковская и не его дети.
Внезапный уход Грачевского
Жизнь режиссера оборвалась в январе этого года. Грачевский был госпитализирован с коронавирусной инфекцией. Борис Юрьевич боролся с тяжелой формой заболевания, возможно, потому что его организм был ослаблен лечением рака. Ситуация осложнялась тем, что режиссер слишком рано обратился за медицинской помощью. Он пришел на обследование, когда его легкие уже были повреждены на 75%. Сначала Грачевский был настроен оптимистично и надеялся на скорое выздоровление, но его состояние стремительно ухудшалось. Он впал в кому и умер 14 января, не приходя в сознание. Борис умер за три месяца до первого дня рождения своего сына Филиппа, который родился у его молодой жены Екатерины.
Накануне СМИ узнали, что новым генеральным директором компании назначен Аркадий Григорян, соучредитель газеты. Он не чужой для компании человек — работает в ней с 1998 года. Он уже вступил в должность и отныне может вести все дела без доверенности. Вчера Григорян дал свое первое большое интервью, в котором рассказал о больших планах по развитию «Ералаша». Например, он хочет решить финансовые проблемы и снять новые эпизоды. Кроме того, новый генеральный директор хочет организовать VI ежегодный большой фестиваль «Ералаш», на который съедутся талантливые дети со всей России.
Что касается дальнейшей судьбы новостной программы, мы уверены, что не одно поколение зрителей вырастет вместе с «Ералашем».
— заявил «Газете.Ru» новый владелец «Ералаша». Григорян подчеркнул, что с большим уважением относится к Грачевскому и приложит все усилия, чтобы не разочаровать создателя информационной программы. Хотя ходили слухи, что без Бориса Юрьевича все рухнет, похоже, есть надежда, что судьба проекта еще может быть спасена. Во всяком случае, оптимистичные заявления Григоряна дают повод для надежды.
Комментарий вдовы
Однако комментарий вдовы Грачевского не соответствует той радостной картине, которую рисует Григорян. В Instagram* Екатерина очень четко высказалась по поводу назначения. Она попросила журналистов не беспокоить ее звонками и вопросами, так как она не участвовала в выборе нового генерального директора «Ералаша».
«Я ничего не знаю и тоже узнала об этом из прессы. Меня никто не спрашивал о моем выборе».
— сказала Белоцерковская. Стоит отметить, что фамилия Грачевского до сих пор значится в списке учредителей «Ералаша». Это означает, что часть прав на новостную программу все еще унаследована родственником режиссера. Претендентов целая куча, ведь помимо вдовы, наследника Грачевского на права могут претендовать и его дети.
Борис Юрьевич, напомню, становился отцом четыре раза: у него есть взрослый сын Максим и дочь Ксения от первого брака, дочь Василиса от Анны Панашенко, а также грудной сын, родившийся в апреле прошлого года.
«Урок английского»
Главный герой сериала — студент, которому так и не удалось выучить фразу на английском языке, хотя он слышит ее постоянно. Неудивительно: мальчик постоянно отвлекается. Его старлетка, напротив, внимательно слушает. И в какой-то момент он даже начинает повторять фразу. Мальчик звонит однокласснику, чтобы тот рассказал ему. Оказывается, питомец его одноклассника выучил английский быстрее своего хозяина и тоже говорит по-английски.
В дубляже этого эпизода принимал участие Борис Грачевский.
«Вовка — дурак»
В этом эпизоде мальчик отправляется в зоомагазин. Он рассматривает различных животных, самым интересным среди которых оказывается попугай. Ведь он даже умеет разговаривать! Мальчик задает продавцу вопросы, но вместо него отвечает попугай. В конце концов, мальчик спрашивает, может ли продавец вообще говорить. И мальчик начинает повторять фразу: «Попугай — дурак».
В этом эпизоде попугаю подарил свой голос Борис Грачевский.
«Напугали»
В ней рассказывается о детях, которые находятся в лагере отдыха во время каникул. Мальчики постоянно разыгрывают девочек, и девочки решают отомстить и напугать их. Но мальчикам надоели эти скучные розыгрыши, и они решили напугать и своих друзей. Мальчики наряжаются в страшные костюмы и отправляются бродить по ночному лагерю. В итоге они пугают не только друг друга, но и персонал лагеря.
Борис Грачевский играет директора лагеря.
Эволюция
Первоначально «Ералаш», как и «Фитиль», показывали перед киносеансами. Журнал быстро завоевал популярность. Короткие, смешные и юмористические истории развлекали как детей, так и взрослых, у которых был небольшой выбор. Сегодня, в век YouTube и TikTok, когда у каждого школьника есть сотни передач на выбор, «Ералашу» было бы крайне сложно завоевать популярность. Но в те времена, когда дети ходили в одни и те же кинотеатры, чтобы в 20-й раз посмотреть любимые фильмы, все воспринималось иначе.
В первых историях было много сатиры, но в каждом эпизоде была и мораль. Зритель должен был не только смеяться, но и уметь посмотреть на себя со стороны. Что было правильно, а что нет. Что было правильно, а что нет. В 1980-е годы, когда опустился занавес цензуры и стало возможным смеяться над тем, над чем раньше не разрешалось, героями чаще всего становились пионеры, которые хотели сделать добро, но из-за своей идеологической правильности доводили ситуацию до абсурда.
Однако с 1990-ми годами наступила эпоха рынка. Кинотеатры закрылись и превратились в розничные магазины. Реклама вторглась во все сферы жизни, и никто не хотел платить «Ералашу» деньги за предварительные просмотры. А съемки стоили денег, которые теперь нужно было зарабатывать. Радикальные перемены происходили во всех сферах жизни, и больше всего пострадали культурные проекты. Все, что не приносило денег, закрывалось и прекращало свою деятельность. Но киноновинкам удалось выжить.
«Ералаш» покинул кинотеатры и перешел на телевидение. Он изменил свой формат с 16х9 на 4х3 на экране и занялся телевизионным программированием. Телевизионная сеть — это живой и подвижный организм. Что вы делаете, когда до начала трансляции футбольного матча остается всего 20 минут, а прямая трансляция в студии уже закончилась? Разве нельзя все это время крутить рекламу? Ералаш» стал приемлемым решением и помог разнообразить предлагаемый контент. Родители, услышав знакомую с детства мелодию и ощутив пронизывающее чувство ностальгии, звали своих детей к телевизору, которые потом смеялись и смотрели, как обычно.
Грачевский требовал от своих сотрудников идти в ногу со временем в сложных рыночных условиях. В 1990-е годы герои «Ералаша» мечтали носить джинсы и жевать жвачку, а в одном из рекламных роликов даже обыгрывался стриптиз! Четкая последовательность тенденций принесла свои плоды. Удивительно, но дерзкие 1990-е годы стали самым плодотворным периодом для журнала.
С ростом популярности YouTube «Ералаш» тоже вышел в интернет. Сегодня их канал на платформе насчитывает чуть более 3 миллионов подписчиков.
Оформление и формат
Самые первые номера журнала выходили без коротких мультфильмов, но начиная с десятого номера, каждый «Ералаш» в обязательном порядке включает в себя короткий мультфильм на тему сюжета. И все это время над ним работал один и тот же человек — художник-карикатурист Юрий Смирнов. В течение пяти десятилетий он рисовал все карикатуры номер за номером. Когда карикатурист болел, редакторы просто использовали старые рисунки. Удивительно, но Смирнов никогда не уставал от сотрудничества, несмотря на то, что почти 50 лет работал над довольно однообразным проектом. Единственное, что его бесконечно утомляло за это время, — синий фон.
Текст «Мальчики и девочки и их родители…», по словам Грачевского, придумал Александр Чмелик. Мелодию впервые предложил Владимир Шаинский, но композитор убрал большую часть текста. В итоге была выбрана версия Алексея Рыбникова. Первые 20 лет песню исполняла певица Камбурова, а с 1997 года детские вокальные группы «Непоседы» стали исполнять различные варианты песни.
С тех пор режиссеров сменилось несколько десятков. Съемочная группа «Ералаша» состоит из 25 человек. Для фильма, даже короткометражного, это абсолютный минимум. Зарплаты по московским меркам скромные, но на все съемки за месяц уходит всего одна неделя — по два дня на каждый сюжет. Владимир Панжев, один из самых плодовитых режиссеров последних лет, объясняет: «Старая гвардия не против, но молодежь, которая уже набралась опыта, все равно убегает. Люди приходят в «Ералаш», потому что им не дают работать в других местах. Здесь нет ни сериалов, ни художественных фильмов. А здесь Грачевский гарантирует три минуты, дает попробовать».
Актеры
Точно так же Грачевский дает шанс актерам попробовать себя. Для родителей, которые в детстве смотрели «Ералаш», попадание ребенка в шоу — это исполнение мечты. Ведь это может стать началом настоящей карьеры! На деньги здесь никто не рассчитывает. Тем более, когда потолок для актера — пять-шесть этажей в год.
Многие актерские карьеры начались именно с «Ералаша». Например, Матвей Новиков был открыт Андреем Звягинцевым и сыграл главную роль в фильме Нелюбова. Анфиса Черных из киножурнала была приглашена в фильм «Географ глобус пропил». Оттуда же вышли многие музыкальные исполнители: Глук’оZа, Влад Топалов, Сергей Лазарев и, что удивительно, группа «Тату». Оба солиста играли в «Непоседах», а Юля Волкова снималась в эпизодах. «Ералаш» не стал полноценной «фабрикой звезд», но определенный след в истории шоу-бизнеса оставил.
История заставок «Ералаш»
Затем у «Ералаша» появилась идея мультипликационной ленты, которую художник Юрий Смирнов создавал на протяжении 30 лет. К знаменитой ленте была добавлена оригинальная мелодия. Как и весь проект, история заставки «Ералаша» прошла свою эволюцию — персонажи рисовались в течение жизни киножурнала, адаптировались к современному контексту и в соответствии с изменениями в представлениях среднестатистического ребенка. С момента первого выхода в эфир и до полного перехода на полноэкранный формат внешний вид оригинального стартового экрана менялся как минимум четыре раза. Менялись фон и стиль рисования главных героев, но с 1986 года по настоящее время стартовый экран был изменен только один раз, в 2000-х годах, и не без причины: программа новостей перешла на компьютерную анимацию. Поэтому сегодня «Ералаш» с удовольствием создает ролик в технике «флеш-анимации». Из цветных букв на синем фоне спускается надпись «Ералаш» (впервые эта надпись появилась на экранах в 1978 году, но современный вариант надписи был создан только через год), буквы держит мальчик в шортах и футболке. Опять же на синем фоне буквы появляются со всех четырех углов, обозначая четыре поколения: Мальчик и девочка, мальчик и девочка, мужчина и женщина, бабушка и дедушка. Затем в центре появляется белый квадрат, но когда «Ералаш» был показан в широкоэкранном формате, квадрат заменил прямоугольник. Также была изменена концовка роликов — до 1980 года все эпизоды заканчивались словами «конец», затем старые слова были заменены на более кричащие и запоминающиеся — «Все!».
Скриншот Ералаш / Фото из открытых источников
Ералаш в России
Для России «Ералаш» имеет огромное значение: для многих он стал теплой ассоциацией с детством, особенно эпизоды, снятые в советское время, а любимые серии киножурнала стали живой историей, потому что эти короткие ролики смогли в полной мере передать атмосферу детства до распада СССР. Родители современных детей, которые часто смотрят эти юмористические ролики со своими детьми, с ностальгией вспоминают старые школьные портфели, пионерские платки и атмосферные квартиры, вспоминают свое детство, поэтому можно с уверенностью сказать, что «Ералаш» — это история. Помимо яркого сюжета, пьеса несет в себе послание, и, несмотря на юмористический аспект, история затрагивает такие важные вопросы, как дисциплина, послушание, труд, правила поведения в обществе и формирование отношений между старшим и младшим поколениями. Талантливый и легкомысленный подход привлекает детей, ведь, как говорит Борис Грачевский: «Смех для детей важнее витаминов».
Борис Грачевский и «Ералаш» / Фото из открытых источников.
Что представляет собой «Ералаш» сегодня в мире?
Журнал «Ералаш» прожил долгую жизнь, но, несмотря на свой «преклонный возраст», съемки этого легендарного проекта продолжаются. Конечно, многие считают, что сюжет уже не тот и многое уже не соответствует «классическому Ералашу». И это неудивительно: любой проект, который хочет выжить, должен быть модернизирован, и эта новостная программа не исключение. Современный «Ералаш» вполне подходит для современного ребенка, ведь времена перестройки и Советского Союза давно прошли, и для создателей фильма этот факт не является поводом для искажения проекта. Безусловно, популярность фильмов «Ералаш» постепенно сходит на нет, и многие критики не стесняются ругать новые истории, ведь отсутствие цензуры очень очевидно, если вспомнить старую версию, которая соответствовала советской политике.
В мире фильм «Ералаш» не пользуется большой популярностью, и это не удивительно, ведь все сюжеты рассчитаны исключительно на российского зрителя, и европейский ребенок просто не поймет нашего юмора, но в Украине, Белоруссии, Казахстане и даже Польше до сих пор любят старый добрый фильм «Ералаш».
Если вы хотите узнать больше о реальной жизни «Ералаша», вы можете прочитать о его предыстории здесь.
А здесь — все, что связано с «Ералашем»!