Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражают состояние ее мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна была соответствовать следующим критериям:
Эталоны и идеалы красоты
Существуют научные теории, доказывающие, что история развивается по спирали. Это относится к истории отдельного общества, государства и человечества в целом. Концепция «эталона красоты» также имеет свою историю, которая, возможно, начинается с появления человека на земле. Если мы изучили теорию развития «красоты», то видим, что история движется не по спирали, а по кругу.
>Более того, это замкнутый круг. У каждой эпохи были свои представления о красоте и ее воплощении — женщине.
Основой для формирования того или иного представления о красоте был социальный порядок, моральные понятия и духовные ценности общества. Эти шаткие понятия определили в нашем мире то, что должно называться «красотой», то, что должно вдохновлять и восхищать. Фундамент довольно зыбкий, и неудивительно, что все, что на нем основано, постоянно меняется и порой впадает в крайности.
Палеолитические Венеры
Так называют найденные археологами статуэтки в виде женских фигурок, относящиеся примерно к каменному веку. Все они показывают тучных женщин с очень большой грудью, бедрами и животом. Часто безголовые или безликие, но что поделаешь, время было неподходящее. Пока одна часть любителей науки пытается выяснить, что именно означают эти ранние признаки творчества, другая часть пришла к выводу, что именно так древние представляли себе идеальную женщину.
Если представить себе условия, в которых жили люди в то время, то этот «стандарт» вполне оправдан.
Женщины с избыточным весом часто были сильнее, выносливее, легче рожали и вынашивали детей. Что еще необходимо, когда речь идет о выживании вида?
Речь идет не об эстетике, по крайней мере, не в возможно извращенном смысле этого слова. Символом изобилия и плодородия по-прежнему является женщина, но, по крайней мере, круглая. Так что в нашей генетической памяти ничего не произошло.
Древний Египет
Следующая эпоха, которая оставила своим потомкам не только множество неразгаданных тайн, но и культурное наследие, дающее справедливое представление о женщинах, красоте и некоторых их «правилах». Почти все девушки, изображенные на фресках, довольно стройны, имеют небольшую грудь, длинные ноги, широкие плечи, узкие бедра и хорошо развитые мышцы. У них должны быть длинные шеи, надутые губы, густые черные брови и большие, выразительные миндалевидные глаза, которые подчеркивались подводкой из сажи или других натуральных красителей.
Там было рабство, жестокая борьба за власть и странные языческие культы, но с точки зрения истории развития отношения к красоте и средств ее поддержания Египет оказал неоценимую услугу всем современным женщинам.
Никогда еще женщины не придавали такого значения своей внешности и не использовали столько косметики для ее достижения. Эпиляция, парики, помада, лак для ногтей, подводка для глаз, кремы, духи и все эти вещи впервые появились там и активно использовались египетскими женщинами для ухода за собой.
Красота спасет мир. Или погубит женщин?
Красота — в глазах смотрящего, но все мы видим обычную женскую красоту — от скульптур Фидия до революционных фоторабот Хельмута Ньютона — в основном мужским глазом. Так почему же женщины должны нести тяжелое бремя соответствия категории «прекрасного пола»? Ответ на этот вопрос ищут авторы Инесса Трубецкова и Наталья Найденская, чья книга «Код внешности» вышла в издательстве АСТ. Мы публикуем отрывок из него.
Желаемое сопоставление правил и образцов называется каноном (от греческого canon «канон, правило, образец»). Первоначально это слово обозначало шнур, прямой стержень из тростника или камыша, используемый в качестве отвеса или меры длины для точных измерений в строительстве.
С древних времен красоту воспринимали как внешнее проявление божественной гармонии, совершенства, неповторимости и многообразия. В античном мире признавали, что они скорее знают, что красиво, а не что такое красота.
Учение Сократа подчеркивало три различные эстетические категории красоты:
- идеальная, представляющая природу через совокупность частей;
- духовная, выражающая душу через взгляд;
- полезная, то есть функциональная и соответствующая своему назначению.
Теория красоты Платона была немного сложнее. Теория красоты Платона была немного сложнее, но она легла в основу двух основных концепций красоты, которые развивались в последующие века. В его учении, основанном на трех высших принципах цивилизации — красота, совершенство, истина — красота существует сама по себе, независимо от физической среды, вездесуща и не соответствует органам чувств или тому, что видит глаз.
Красота дала женщинам возможность самореализации в обществе, но за это приходится платить. Хотя церковь официально не санкционировала использование косметики, эпоха Возрождения стала первым веком красоты. Не боясь навредить своему здоровью, женщины безрассудно заливали растворы в глаза, чтобы изменить их цвет, и втирали в кожу токсичные соединения ртути и свинца, чтобы сохранить молодость.
Женщина существовала в эстетике XVI века исключительно своей верхней половиной: ноги и ягодицы были подставкой, обеспечивающей ровное движение женского бюста по пространству. В то время поясных портретов было куда больше, чем фронтальных во весь рост.
В семнадцатом веке, с укреплением женской монархии и появлением придворного театра, движения женщин стали так же важны, как и их верхняя часть тела. Впервые появились слова, описывающие талию с помощью различных прилагательных, появились наблюдения за размерами тела, осанкой и выражением лица, о которых женщины, которые до этого были живыми скульптурами с едва двигающейся головой, не могли даже догадываться.
Женщина выделяется не только своими физическими чертами, но и выражением лица: постепенно красота стала ассоциироваться с чувством юмора и реакциями, привычками и повадками королев и любовников.
В 18 веке описание женской красоты радикально изменилось. Предшествующая Реформация нормализовала влияние церкви, и люди, понимая законы Вселенной через физику и точные науки, искали и были переполнены новыми словами для описания чувств, которые не могли быть объяснены наукой. В обществе с буржуазными вкусами и манерами зарождается новое представление о красоте.
Дискуссии о красоте больше не включают оценки и правила ее создания. Основное внимание уделяется чувствам. Красота рассматривается как качество объекта, которое доставляет сознательное и бескорыстное удовольствие при его рассмотрении, анализируется через влияние, которое он оказывает на других людей. Появляются такие понятия, как «воображение» и «чувство». Впервые рассматриваются субъективные и неопределенные аспекты вкуса.
Монтескье подчеркивает одержимость женщин своим внешним видом при дворе: «Нет ничего хуже того, что происходит утром, когда дама идет в свой туалет».
Век Просвещения пытается оправдать иррациональное влечение полов, а Декарт в своем «Рассуждении о любви» воздает должное пользе страстей, которую красота может принести мужскому характеру.
До начала XXI века очень старые и очень молодые, инвалиды и другие, очень толстые и очень худые люди, целые народы и страны всегда были исключены из связной и внятной истории красоты. И так много того, что не соответствует старым греческим правилам, что сами правила уже не кажутся такими прочными.
Наконец, ученые пришли к неожиданному выводу, что красота — это шаблон, максимальное сходство с большинством, и определяется скоростью, с которой мозг обрабатывает визуальную информацию. Чем проще внешность, чем меньше в ней деталей и чем легче ее распознать с первого взгляда, тем красивее кажется лицо.
Сегодня мы можем наблюдать, как мир насыщается идеальной красотой, покидая свои неземные границы и становясь более свободным в восприятии. Все чаще и чаще необычное пользуется спросом. Привлекательная внешность часто воспринимается как харизматичная и запоминающаяся. Отчасти это связано с глобализацией.
В прошлом веке средний человек за свою жизнь видел меньше лиц, чем мы видим за неделю. Это стало основой его представления о человеческой красоте. Сегодня взгляды больше не зависят от географического положения или расовой принадлежности.
Бразилия
В Бразилии идеалом считается девушка, которая выглядит как модель и имеет нормальное лицо: хорошо очерченные губы, прямой нос и высокие скулы. У них должны быть длинные, прямые, темные волосы и стройная, подтянутая фигура.
Загар также моден среди бразильских женщин. Загорелая кожа выглядит здоровой и привлекательной.
Девушка, отвечающая этим требованиям, будет выглядеть как модель для обложки гламурного журнала.
Соединенные Штаты Америки
В Америке живут люди всех рас: негры, монголы и американцы. Они любят яркость в этой стране:
- волосы самых смелых оттенков,
- большая грудь,
- пухлые губы,
- пышные бедра,
- ярко выраженная талия.
Но даже худые, слабые девушки имеют шанс считаться красивыми.
Главное, чтобы в них были яркие детали. Для мужчин важно атлетическое телосложение с широкими плечами.
Германия
В современной Германии идеалом красоты считается женщина со светлыми, естественными волосами, чистой кожей и мускулистым телосложением. Немцы считают, что для девушки небезопасно быть слишком худой, так как это может привести к проблемам во время родов.
Как и французы, немцы также поддерживают естественную красоту. Немецкие женщины не любят слишком много косметики и часто ходят на работу без макияжа.