Хитрость фарисеев заключалась в том, что они хорошо знали закон, но считали, что добрый Учитель не одобрил бы казнь женщины, потому что Он все чаще исцелял и воскрешал. И здесь они могли обвинить его в нарушении закона, со всеми вытекающими последствиями!
Кто из вас без греха, первый брось на нее камень
Женщину, которую должны были приговорить к смерти за то, что она обманула своего мужа, Иисус защищает перед толпой одним предложением: «Пусть тот, кто без греха, первым бросит в нее камень» (Иоанна 8:7). При этом он даже не поднимает голову, а делает несколько пометок на песке.
В церковной традиции существует интересная интерпретация этого эпизода из Евангелия. Согласно ей, Иисус написал пальцем на песке скрытые грехи каждого обвинителя. Он написал кратко, но пугающе для обвиняемого, поскольку иудейский закон предусматривал смерть за каждый из этих грехов.
Святой Николай Сербский рассказал об этом в форме вымышленной истории:
«Мешулам — похититель сокровищ Церкви», — написал Господь пальцем на земле,
Ассер прелюбодействовал с женой своего брата,
Элед победил своего отца,
Амарнах злоупотреблял имуществом вдовы,
Мерари совершил грех содомии,
Иоиль поклонялся идолам…
И вот перст праведного судьи написал на земле для всех их по очереди. И те, для кого он писал, с невыразимым ужасом склонялись и читали Писание. Все их беззакония, которые они лукаво скрывали, нарушая Закон Моисеев, были известны Ему и теперь были открыты перед ними. Их рты внезапно замолчали. Наглые гордецы, гордые своей праведностью и еще более наглые в осуждении неправедности других, стояли молча и безмолвно, как столпы в храме. Они дрожали от страха, они не смели смотреть друг другу в глаза; они больше не вспоминали о грешнице. Они думали только о себе и своей смерти. Никакой другой язык не смог бы выразить это тревожное и коварное — Что ты говоришь? Бог ничего не сказал. Он ничего не сказал.
Ему было отвратительно исповедовать ее грехи своими чистыми устами. И поэтому он написал в пыли, то, что так грязно, заслуживает того, чтобы быть написанным в грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще более удивительна. То, что написано в пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. И Христос не хотел провозглашать их грехи перед всеми и каждым. Если бы он хотел, то осудил бы их, и народ побил бы их камнями по закону. Но Он, нечестивый Агнец Божий, не хотел ни мести, ни смерти для тех, кто продолжал пытаться убить Его и кто желал Его смерти больше, чем вечной жизни для себя.
Господь лишь хотел, чтобы они задумались о своих грехах. Он хотел напомнить им, что под тяжестью собственной вины они не должны слишком строго судить других; что те, кто прокажен в грехе, не должны спешить лечить проказу других; что поскольку они преступники, они не должны отодвигать других, чтобы стать их правителями. Это все, что задумал Господь. И когда он кончил писать, то снова рассеял пыль, и все написанное исчезло».
«Праведные» грешники оказались не лучше грешницы, которую они гневно обличали за ее грех. И снова та же концовка, тот же спокойный, любящий приговор: Иисус, наклонившись и не видя никого, кроме женщины, говорит ей: «Женщина, где твои обвинители? Она ответила: «Нет, Господи. Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и больше не греши» (Иоанна 8:10-11).
Хитрость фарисеев заключалась в том, что они хорошо знали закон, но считали, что добрый Учитель не одобрил бы казнь женщины, потому что Он все чаще исцелял и воскрешал. И здесь они могли обвинить его в нарушении закона, со всеми вытекающими последствиями!
Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень
Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень в Библию. Евангелие от Иоанна (гл. 8, ст. 7) приводит слова Иисуса, сказанные книжникам и фарисеям, которые привели к нему блудницу: «Когда же они продолжали допрашивать Его, Он, простершись ниц, сказал им: кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Цитируется: как шутливо-иронический ответ на предвзятую, грубую критику, злобу, осуждение и т.д. Это выражение используется в различных вариантах, в которых повод для критики и адресат варьируются в зависимости от обстоятельств — «мне», «ему» и т.д.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений — М.: Локид Пресс. Вадим Серов. 2003.
: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, ибо Я от Бога исшел; ибо не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
Кто из вас без греха?
* А утром Он опять пришел в храм, и весь народ пошел к Нему. Он сел и учил их. Тогда книжники и фарисеи привели к Нему женщину, арестованную за прелюбодеяние, и, поставив ее посреди, сказали Ему: «Учитель, эта женщина арестована за прелюбодеяние, а Моисей повелел нам в законе побивать таких камнями; что скажешь? И они сказали это, чтобы искусить его найти что-то, в чем его можно было бы обвинить. Но Иисус, не обращая на них внимания, наклонился и написал пальцем на земле. Когда же они стали допрашивать Его, Он, наклонившись, сказал им: пусть тот, кто из вас без греха, первый бросит камень в себя. Он снова опустился и написал на земле. Но когда они услышали это и были осуждены в совести своей, то бежали, один за другим, от старшего до последнего; и только Иисус остался позади, а женщина стояла посреди. И, наклонившись, Иисус никого не увидел, кроме женщины, и сказал ей: женщина, где твои обвинители? Где ваши судьи? Она ответила: «Никто, Господи. И сказал ей Иисус: И Я не осуждаю тебя; иди и не греши больше.
Плотник Иисус был мудрым человеком. А девочка Маша была очень красивая — дородная, длинноногая, одетая в черное. Когда повторилось то же самое, что и всегда, он провел пальцем по грязному полу. Выслушав весь этот бред от обвинителей, он вздохнул и сказал: «Что вы стоите здесь, берете камни и бросаете их! Все побежали искать камни. Но поскольку в храме не было камней (и, что еще хуже, вокруг храма был только песок), то и бросать было нечего. Так они все и ушли, усталые и разочарованные, но довольные бессмысленным разговором и потому совершенно без греха.
Когда в храме никого не осталось, Иисус подмигнул девушке и сказал: «Маруся, иди домой, но чтобы эти глупцы не видели тебя больше. И я приду к вам сегодня вечером.
С того дня Мария Магдалина — самая красивая проститутка тех дней — часто посещала Иисуса в своем доме и … разговаривала с ним … всю ночь напролет; в то же время она посещала занятия по тантре. В то же время она посещала занятия по тантре — практически и бесплатно. Говорят, что благодаря вдохновению и оргазмам она решила написать свое собственное Евангелие*. Это просветило ее до экстаза. Написание занимает всего три страницы, но все же! По крайней мере, она что-то из этого извлекла.
* — «Евангелие Марии» — апокриф на коптско-саидском языке (Berl. Pap. 8502), найденный в пустыне возле Наг-Хаммади, среди прочих мест, и содержащий несколько чувствительных сутр. Например: «Никто не возвратится в Царство Отца Моего, если не сделается рабом или блудником». Ибо истинно, истинно говорю вам: никто не спасет души своей, если не принесет ее в жертву».
Или: «Только тот, кто живет, где бы он ни был, не судит других.
Или еще один похожий: «Когда Моисей сказал: «Не желай жены ближнего своего», сатана написал: «Не желай жены ближнего своего». (Satan на простом языке означает «необразованный переводчик»).
А сутра «Не возжелай жены ближнего своего» — один из самых блестящих коанов!
Когда началась работа над картиной, в русском искусстве уже были известные картины с евангельскими сюжетами, такие как «Тайная вечеря» Николая Гея, «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Явление Христа народу» Иванова.
Евангелие от Иоанна 8 стих 7
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с цифрами Стронга. Толкование Отцов Церкви.
Когда же они стали допрашивать Его, Он, преклонившись, сказал им: «Пусть тот, кто из вас без греха, первый бросит в них камень».
Они настойчиво спрашивали его. Тогда Иисус встал и сказал: кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень.
РБО РБО-2015 + Современный перевод РБО-2015 +
Они не остались в стороне, и тогда Он, подняв голову, сказал им: «Пусть тот, кто из вас не согрешил, первый бросит в нее камень!»
Но они продолжали добиваться от него ответа. Тогда Он встал и сказал им: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».
Они продолжали спрашивать его. Тогда Он встал и сказал им: «Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень».
Они продолжали спрашивать его. Тогда Он встал и сказал им: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».
И когда они не переставали спрашивать Его, Он, подняв голову, сказал им: кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень.
Они настойчиво спрашивали его. Тогда Иисус встал и сказал: кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень.
Но когда они не остановились, Он, подняв голову, сказал: кто из вас без греха, пусть первый бросит камень.
Когда они упорствовали в своем вопросе, Он встал и сказал им: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень».
Но когда они упорствовали в вопросе, Он, подняв голову, сказал им: кто из вас без греха, пусть первый бросит в них камень. (Второзаконие 17:5, 7)
И когда они умоляли Его, Он, склонив голову, сказал им: кто из вас без греха, пусть первый бросит в них камень.
И когда они пришли к є҆го̀ спросить, Он сказал им: если кто из вас без греха, пусть первый бросит камень. <пе́рвый>И сказал Господь Моисею: не будь Мне пришельцем.пе́рвый>
И сказал им: Если кто из вас без греха, пусть бросит в него камень, прежде чем он бросит его.