Известно также, что Александр Македонский видел останки Кира: Когда Александр узнал, что гробница Кира была разграблена, он приказал казнить Поламаха, хотя тот был одним из самых видных граждан Пеллы. (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр.)
Кто такая томирис
Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой легендой? Жестокой и кровавой легендой, в которой царица масаев предстает как ужасная воительница. В которой она, правительница, разоблачает планы персидского царя Кира и жестоко и публично мстит ему. Так гласят сухие учебники истории. Это знают обычные люди, когда их спрашиваешь: «Что вам приходит в голову при имени Томирис?
И не только это — даже фильмы и многие балеты, воссоздающие известные события прошлого, не говорят правды, они все основаны только на одном историческом эпизоде, «самом популярном» из не менее замечательной жизни Томириса. Вы знаете этот эпизод. Вот он, коротко и ясно:
В другой успешной битве персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение племенам шаканов. Побежденное племя лишилось своего вождя Рустама, которого называли «белым вождем». На шахарский престол взошла Томирис. На царя Кира произвела впечатление история царицы, вдовы Томирис. Женщина, о красоте которой ходили легенды, сочетавшая в себе силу и женственность, мудрость и веру, была любима шахарским народом. И Кир, заметив эту необыкновенную женщину, посылает ей богатые дары — как бы прося руки Томирис, — и корону — знак того, что он предлагает разделить с ней царство, намереваясь просто взять ее земли. Но Томирис видит коварный замысел, скрывающийся за подарками, и отвечает: «Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя и без меня хватает прекрасных наложниц». Затем он вторгается в их земли — прикаспийскую степь в Средней Азии — со своей многотысячной армией. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встретив ни одного врага. Затем он остановился, разбил в степи шатры, разбил лагерь и оставил там часть своего войска — старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы с едой и вином. Он и его основное войско спрятались под открытым небом. Войско Томириса напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. А сакиане праздновали легкую победу и воздавали почести столам в шатрах. Кир напал на них в пьяном виде и с легкостью разгромил войско. Томирис разгневалась, услышав от послов Кира, как он расправился с их воинами. Через своих послов она сказала Киру: «Кровожадный! Кир, не хвались своим достижением! Ты победил моего сына хитростью, а не оружием в честном бою. Выслушай меня: Покинь мою землю. Если не уйдешь, клянусь богом солнца — я сделаю тебя поистине пьяным от крови, каким бы ненасытным ты ни был!». И вскоре произошла жестокая и страшная битва, какой не помнил даже Кир! Только к вечеру преимущество масджидов (Шак) было реализовано, и персы потерпели поражение. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голова была торжественно брошена томирами в сосуд с кровью на глазах всего народа саков со словами. Тогда пейте, пейте от души!»
Сплошной миф. Но это неверно! Все представлено так, что явной ошибки в датах и последовательности событий нет, и вообще повторное изложение этой истории оставляет лишь искаженное представление о Томирисе. Ошибка в датах — это, в общем-то, даже не самое страшное. Самое страшное, что личность человека теряется, практически дискредитируется! История — это не просто факты, она должна прежде всего показывать жизнь, судьбу людей, удивительных личностей прошлого. История исказила имя Томириса. Сейчас невозможно точно сказать, как и почему все произошло именно так, как произошло, потому что история не готова рассказать современникам некоторые подробности жизни Томирис. О некоторых ее поступках, возможно, даже не стоит рассказывать детям в школе. Такие вещи, скорее всего, будут поняты позже, зрелыми, проницательными людьми. И даже не умом, а сердцем.
Ложь первая.
В вас есть что-то царственное, властное — да, точно. Внушительная, как говорят, «физическая», даже полноватая по современным меркам. Но это совсем не так. Томирис даже в детстве была маленькой, подвижной, быстрой. И во взрослом возрасте она всегда была довольно стройной, изящной и хрупкой! Отрывок из романа «…а наездница была действительно хороша! Ее тонкую, податливую талию стягивал широкий кожаный ремень. «
«Локон иссиня-черных волос. » Кто бы мог подумать, что Томирис — блондинка? Да, да, настоящая золотистая блондинка! » Распущенные волосы выглядывали из-под шлема, и трудно было решить, что блестит больше — медный шлем или золотые пряди волос. «На ее голове не было ни одного черного волоса! А вот у ее любимой лошади был. Она была цвета воронова крыла; королева была блондинкой! Это неточность! Небольшая неточность.
Ложь третья.
«Храбрый, сильный, одерживал верх в рукопашной схватке с одним человеком. «Томирис никогда этого не делал. Он прекрасно знал, что проиграет в таком поединке (который сейчас принято называть «весовой категорией»). Но он был превосходным фехтовальщиком. Только так она и могла сражаться с фехтовальщиком — его грубая сила превосходила ее мастерство. Томирис с ранних лет обучалась у своего отца, который также был ее матерью — ее настоящая мать умерла, когда королева была маленькой. Эпизод из романа: «Ее детство прошло в сражениях на мечах. Как часто ей приходилось спасаться от погони на скачущей лошади, прижимаясь своим хрупким телом к отцу и слушая биение его сердца! Пятилетней девочкой она села на самого безлошадного коня и, вцепившись в его гриву, как клещ, понеслась по степи на бешеном скакуне. В шесть лет она взяла в руки тяжелый акинак (персидский короткий меч — ред.). Отец в шутку померился с ней силами на клинках, но она тут же отбросила меч и упала от смеха на войлочный ковер. Выражение его лица было слишком комичным: нахмуренные брови и глаза, пылающие гневом. Он был измотан, а Томирис стояла неловко, гнев сменился возмущением, из глаз текли слезы. Четыре года спустя ему пришлось серьезно защищаться от нападок дочери.
Она ссылается на легендарный эпизод, в котором Томирис бросает голову Сайруса в мешок с кровью и произносит вслух, чтобы все слышали: «Пей!». Этому эпизоду предшествует множество интриг вокруг Томирис. Давайте вкратце попытаемся просто «изложить суть дела», чтобы читатель смог понять кровавый эпизод с головой персидского царя.
Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «. огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе. «. Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд глаз отпугивали ее. » Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — и открыто. и Томирис решилась. Следом за свадьбой — угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником. «Одна. » — пронзило грудь Томирис. Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему — слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного. » И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы. Досуг проводил на охоте. » Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис. » И как-то. «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. Кажется, его зовут Бахтияр. — подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете. Но. это Томирис — любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже. может быть, даже любя ее, но понятной ему одному любовью. он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем. Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер. Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре. она понимала, все понимала. и сердце ныло — прости, прости. Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя! И она вышла к начальнику охраны. Поставь у шатра надежных людей. Как крикну Предатель!, врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной. И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела. Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня — как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру. Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову. — Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной — побежденный моей повелительницей, моей Томирис! Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи. Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи. Но Томирис. пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: Предатель! В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра. Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом — смертельную бледность, залившую любимое лицо. — Что прикажешь с ним делать, царица? — вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос: — Отрубите ему голову, — голос звучал ровно —. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! — голос царицы зазвучал угрозой. — Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите. Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой. найди мне останки Рустама. а теперь иди! Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание — золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра». И только после этого случился легендарный эпизод на кургане. Но. совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним. Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое — кровь любимого». И только после этого она сделала следующее: «И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок. — Массагеты! — крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана. — Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта! И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».
Чем прославилась самая свирепая воительница Древнего мира Томирис, и Почему все легенды о ней лгут
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Имя царицы Масагетиды Томирис давно стало легендой. В книгах по истории ее описывают как грозную воительницу, жестокую и хитрую женщину. Она не только сумела победить могущественного персидского царя Кира Великого, но и казнила его с невероятной жаждой крови. О Томирис написано много книг, сняты фильмы и поставлены балеты. Все они, с небольшими вариациями, рассказывают историю ее жизни. Их объединяет то, что все они в той или иной степени лгут.
Сюжет всех легенд о Томирис можно свести к одному
Царь Персии Кир Великий с триумфом завоевывает все окрестные территории. Он не встречает почти никакого сопротивления. Его могучая армия сметает все живые существа, стоящие на его пути. Каждая армия просто уничтожается. Во время вторжения в страну Масджидов Кир впервые одерживает победу и даже убивает Рустама, мужа Томирис.
Царица Масджидов описывается как невероятно красивая женщина. История о ее мифической красоте дошла до персидского царя. Томирис была известна, помимо прочего, своей мудростью, верностью и храбростью. Она была любимицей народа. Царь Кир понял, что она необыкновенная женщина, но он не знал, с кем имеет дело. Он послал ей богатые подарки, в том числе царскую корону. И вот царь Персии просит ее стать его женой.
Томирис не зря считают мудрой женщиной. Она прекрасно понимает, чего хочет жестокий завоеватель. Она отвечает: «Тебе нужны мои земли, но не я. У тебя и без меня хватает красивых женщин и наложниц. Остановись, пока не поздно. Правь там, где правишь, называй себя Царем царей, Царем мира, но не смей воевать с нами. Священным мечом духа войны я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен».
После этого вызывающего ответа Кир вторгся во владения масаев. Почти неделю он спокойно шел со своим войском, не встретив ни одной живой души, не говоря уже о сопротивлении. Царь решил дать части армии отдохнуть. Армия замерла. Персы разбили свои палатки, другая часть солдат продолжила свой путь.
Вдруг, из ниоткуда, появился Саки. Командующим армией был сын Томириса, Спаргапис. Победа была быстрой и легкой. Кир был в ярости: как могли несколько кочевников победить его непобедимую армию? После того как победители решили отпраздновать свою удачу, персы поступили хитро. По приказу своего царя они облили вражескую армию пузырем очень крепкого вина. Когда солдаты напились, персидские воины ворвались в лагерь и перебили всех без исключения.
Кир снова отправил своих послов в Томирис. Она была потрясена смертью единственного сына, но она была поистине женщиной несгибаемой воли. Царю Персии она с презрением сказала: «Ты победил моего сына не военной силой на поле боя, а злобой. Убирайся из моей страны, или, клянусь богом солнца, я напою тебя твоей собственной кровью!».
Томирис — это «золотой человек», найденный в Иссыкском кургане
Вердикт: ложь
В гробнице Исока наконец-то были найдены останки молодого человека. Вот что написал об этом сам Кемал Ахишев в своей книге «Гробница Исока. Искусство казахских шаков»:
В той же книге можно найти информацию о том, что рост молодого воина составлял около 165 см. Археолог, исследовавший украшения, оружие и другие предметы, найденные в гробнице (путем сравнительного анализа), пришел к выводу, что «гробница Иссык датируется V веком до нашей эры». Однако в более широком хронологическом контексте захоронение можно отнести к VII-IV веку до нашей эры.
В иссыкском кургане найден сын Томирис — Спаргапис
Вердикт: ложь
Первое издание культовой книги Булата Джандарбекова «Томирис» вышло в 1991 году. Сцена погребения Спаргаписа впечатляет:
Вымытый, одетый в роскошные одежды, Спаргапис больше походил на спящего, чем на мертвеца. Мгновенная смерть не успела обезобразить его черты. На нем были доспехи из тысячи сплетенных золотых пластин, на ногах — золотые сапоги, в руках — шлем изысканной работы и стрелы из золота. На шее он носил две гривы — одну с изображением разъяренного тигра, другую — массивного грифона с распростертыми крыльями, фамильные знаки отличия королевских семей Массагет и Тиграхауд. На правой стороне были спиральные серьги из тонкой золотой проволоки и широкие, толстые серебряные браслеты. На правом бедре лежал акинак в украшенном драгоценными камнями футляре, а на левом боку мертвеца лежали лук и колчан стрел. У его ног лежал бронзовый щит.
Благодаря таланту автора, легендарный воин Иссык, очевидно, был связан с не менее легендарным Спаргаписом, который, согласно Геродоту, погиб где-то у реки Аракс в 530 году до нашей эры. (По одной из версий, Аракс — это ныне угасший приток Амударьи), и хотя хронологически (учитывая, конечно, широкие хронологические рамки, которые применяются к захоронению Иссыка — с VII по IV век до н.э.) все сходится, разумно предположить, что он был похоронен в военных условиях недалеко от поля боя.
Для Томирис иранский язык – родной
Вердикт: нет вердикта
Хотя общепринятой версией является принадлежность саков к ираноязычным кочевым народам (абестанский, палеоперсидский, мидийский, согдийский, хорезмийский, бактрийский, парфянский и другие языки относятся к той же северо-иранской группе), существует и другая версия, например, Мурада Анжи, который говорит о прототюркском языке, который был коренным для саков. Вы можете прочитать ее здесь. Кемаль Акишев приводит мнение турецких ученых, которые считают, что надпись на кубке из кургана Изык является палеотюркским руническим письмом, хотя он не исключает возможности того, что этот предмет является трофеем.
История
Имена Томирис и ее сына Спаргаписа, который стоял во главе ее армии, имеют иранское происхождение. Поскольку историки, впервые написавшие о них, были греками, с тех пор чаще используется греческая форма их имени.
Многие греческие историки писали, что она «победила и убила» персидского царя Кира Великого во время его вторжения и попытки завоевать ее страну. Геродот, живший примерно с 484 по 425 год до н.э., является самым ранним (по продолжительности жизни) из древнегреческих писателей, сообщивших о ее жизни, написав о ней почти через сто лет после времени ее предполагаемой жизни. Ее история была хорошо известна в древнем мире и стала легендой. О ней также писали такие античные писатели, как Страбон, Полиен, Кассиодор и Иордан (в De Origine actibusque Getarum)2 .
Согласно греческим историкам, Кир одержал победу в своем первом нападении на масаев. Его советники предложили масагетам, преследовавшим их армию, необычную ловушку: Персы оставили позади себя заброшенный лагерь, в котором, очевидно, находился богатый запас вина. Масагеты не были знакомы с вином, вероятно, используя в качестве интоксикантов гашиш и перебродившее козье молоко3, и поэтому они сильно опьянели от вина. Персы напали на лагерь, когда их противники были вне игры, разбили войска массагетов и взяли в плен сына Томириса Спаргаписа, командующего их армией. Около трети боевых сил массагетов были захвачены и впоследствии убиты. Согласно Геродоту, Спаргапис уговорил Кироса сбросить цепи, что позволило ему покончить жизнь самоубийством в персидском плену 4 .
Томирис, как говорят, затем отправил Киру послание с осуждением его вероломства и просьбой дать вторую битву со всеми его силами. В последующей битве, согласно Геродоту, масагеты одержали верх, и персы были разбиты с большими потерями. Кир был убит, а Томирис обезглавил и распял его тело, поместив голову в потир, наполненный человеческой кровью. При этом он сказал: «Я предупреждал тебя, что утолю твою жажду крови, и я это сделаю» 6 7 .
Отражение в культуре
История о Томирисе была запечатлена в традиции западного искусства. Художники Рубенс 8, Аллегрини 9, Лука Феррари 10, Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальцетта да Равенна 11 являются одними из многих художников, которые изобразили события из жизни Томирис и ее победу над Киром и его армией.
В астрономии
Астероид (590) Томирис был назван в честь Томирис и открыт в 1906 году.
- ↑ Этимологию имени см.: F. Altheim und R. Stiehl, Geschichte Mittelasiens im Altertum (Berlin, 1970).pp. 127-8
- ↑ The Origin And Deeds Of The Goths. ucalgary.ca (22 апреля 1997). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ Mayor, Adrienne. Greek Fire, Poison Arrows, and Scorpion Bombs: Biological and Chemical Warfare in the Ancient World. New York, Overlook Duckworth, 2003; p. 158.
- ↑ Halsall, Paul Herodotus: Queen Tomyris of the Massagetai and the Defeat of the Persians under Cyrus. Internet Ancient History Sourcebook (August 1998). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ Mayor, pp. 157-9.
- ↑ Геродот, Книга первая (205)-(214)
- ↑ More Women Rulers. Women in World History Curriculum (1996-2010). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ Питер Пауэль Рубенс (Peter Paul Rubens). Queen Tomyris before the Head of Cyrus. Масло на холсте. The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA. staratel.com (Russian) (2006). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ Francesco Allegrini, attrib. to Italian, 1587 — 1663, Tomyris and Cyrus, 17th century. Fine Arts Museums of San Francisco (2006). (недоступная ссылка — история ) Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ Queen Tomyris with the head of Cyrus the Great by Ferrari, Luca (1605-54). Bridgeman Art Library. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.
- ↑ The Frick Collection. collections.frick.org (1998–2005). (недоступная ссылка — история ) Архивировано из первоисточника 14 мая 2010.