Бег времени нельзя остановить. Да, с возрастом мы на все начинаем смотреть иначе. Уже так не увлекают простые житейские радости. И мы шагаем все быстрей к чему-то большому и важному. Остановитесь и начните жить прямо сейчас! И дни снова станут длиннее, а года перестанут меняться серой чередой.
Психология времени: есть ли жизнь между спешкой и скукой
Времени плевать на часы: иногда оно бежит, а иногда мучительно тянется. От чего зависит скорость проживания времени и можем ли мы получить контроль над его течением?
Все мы знаем, что время делится на минуты, часы, дни и месяцы: это время, которое кажется нам объективным измерением жизни, дополнением к трём измерениям пространства. Но есть и другое, субъективное время. Скучный рабочий день, ожидание в очереди или приём в кабинете дантиста порой длятся целую вечность, а выходные проносятся так быстро, что мы не успеваем заметить. Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но в счастье ли тут дело?
Благодаря теории Эйнштейна об относительности мы знаем, что единого и абсолютного времени нет: оно может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в какой системе отсчёта мы находимся. В зоне притяжения массивной звезды время течёт медленнее, чем в открытом космосе, а за горизонтом событий чёрной дыры практически останавливается. Пространство не отделено от времени. Это разные измерения одной и той же реальности.
Читайте также :
Почему в одних ситуациях время мучительно тянется, а в других пролетает с головокружительной скоростью? Очевидно, здесь нам понадобится иная, психологическая теория относительности.
Благодаря такой теории мы могли бы сознательно воздействовать на своё переживание времени и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, не прибегая к помощи медицины или фармакологии. Ведь «внутреннее» измерение времени для нас гораздо важнее того, что показывают часы и календари. Именно в нём мы обитаем, а с календарями лишь соотносим свою жизнь, чтобы не потеряться в обманчивых ощущениях.
Набросок теории субъективного времени попытался предложить психолог Стив Тейлор в работе «Покорение времени». Его теория сводится к двум основным принципам:
- Скорость хода времени зависит от количества информации, которую мы усваиваем и обрабатываем. Чем больше информации, тем медленнее идёт время.
- Скорость хода времени зависит от того, насколько сильно наше эго. Чем слабее эго, тем медленнее идёт время.
Дети перерабатывают чудовищное количество информации. Всё для них кажется новым и заслуживающим внимания. С возрастом внимание ослабевает: ощущение собственного тела, контуры предметов и текстуры поверхностей всё реже задерживаются в нашем сознании. Вспомните, когда вы в последний раз по-настоящему «видели» дома и прохожих по дороге на работу? Если что-либо становится привычным, мы перестаём обращать на это внимание. Как писал Уильям Джеймс, «каждый прожитый год превращает часть нашего опыта в рутину».
Кто из нас, вспоминая об отдыхе, не переживал такой удивительный парадокс: сначала ты буквально не замечаешь, куда девается твое время, а после, вспоминая о том, как прошел твой уикенд, ты оказываешься в недоумении, когда у тебя создается впечатление, что времени прошло намного больше.
Обратный отсчет
На протяжении трех с половиной десятилетий американский биомедик-исследователь Роберт Соутерн ежеутренне измерял у себя температуру, артериальное давление, пульс и записывал собственное восприятие того, сколько для него длится минута.
В первые годы эксперимента Сотерн безошибочно определял длительность минуты. Но к концу шестого десятка жизни она для него растянулась на несколько дополнительных секунд. Аналогичные результаты показали группы испытуемых от 60 до 80 лет. На этот раз их попросили оценить временной интервал в три минуты. Диапазон ошибок оказался в интервале от 30 до 55 секунд. Тот же эксперимент в молодежной группе от 19 до 24 лет показал точное совпадение либо незначительные отклонения в обе стороны.
Доказано: в зрелом возрасте и старости время течет быстрее
Процесс старения вынуждает нас считать, что время идет быстрее, чем в юности. Мозг медленнее объединяет звуковую и визуальную информацию, что объясняет, почему у пожилых людей снижается острота реакции.
Процессы мозга замедляются, время ускоряется
Чем старше становится человек, тем медленнее мозг усваивает внешние образы. Вследствие этого происходит отставание от условного циферблата физического времени. Субъективно кажется, что оно ускорилось.
Кроме того, восприятие часов, минут и секунд неразрывно связано с быстрыми скоординированными движениями глаз в одном направлении — саккадами. Саккады свойственны только приматам и играют ключевую роль в познании окружающего мира. Получая сигнал через саккады, мозг перерабатывает визуальную информацию. У детей и людей молодого возраста это происходит быстрее. Именно поэтому в их субъективном восприятии время проистекает медленнее.
Или, к примеру, восприятие дороги. Если мы едем в первый раз, то дорога часто воспринимается длинной и изнурительной. Потом происходит привыкание и такой длинной она казаться перестает. Когда событие выпадает из разряда новых в силу повторения, неудивительно, что время с возрастом ускоряется.
Что делать, чтобы замедлить ход времени?
Если вы спрашиваете себя, почему с возрастом время идет быстрее, то, наверняка, испытываете неприятные ощущения, наверняка, внезапно осознали, что вам уже “стукнула” неожиданная цифра. Иногда достаточно загрузить свои дни полезными и важными делами, которые раньше все время откладывались на потом. Если человеку не только есть, что вспомнить из прошлого, но также существуют конкретные вещи, которыми можно насладиться сегодня, то и течение времени не покажется таким неумолимым. Весь секрет – в качестве проживаемой жизни.
Эго лучше не уничтожить, а обуздать. Время от времени избавляться от мысленной болтовни и переживать опыт настоящего — значит сохранять контроль над собой и своим временем. Способов этого контроля множество: от ведения дневника до медитации.
Как замедлить Время?
В детстве всё в мире для нас ново, мы это видим в первый раз и поэтому находимся в процессе познания, изучения окружающих объектов.
Взрослыми мы уже знаем большинство окружающих объектов, действий и реакций, поэтому большинство действий делаем автоматически. При автоматических действиях сознание рассеивается и регистрирует меньше событий по сравнению с детством.
В детстве восприятие регистрирует больше событий в единицу времени, так как сознание постоянно задействовано в процессе познания.
Чем больше событий — тем течение времени кажется длительнее.
Чем меньше событий регистрирует сознание — тем и субъективное время течет быстрее.
В детстве всё в мире для нас ново, мы это видим в первый раз и поэтому находимся в процессе познания, изучения окружающих объектов.
Взрослыми мы уже знаем большинство окружающих объектов, действий и реакций, поэтому большинство действий делаем автоматически. При автоматических действиях сознание рассеивается и регистрирует меньше событий по сравнению с детством.
В детстве восприятие регистрирует больше событий в единицу времени, так как сознание постоянно задействовано в процессе познания.
Сказанное Вами никак не противоречит теории выше сказанной, а только дополняет ее, поясняет причины;)
Ничего, сказанное мной, не дополняет. Теория в статье математически количественная. А я утверждаю, что дело только в восприятии. В различных ситуациях, человек по разному воспринимает время и это не зависит от возраста, а зависит только от восприятия.
Измени способ восприятия и время сразу же потечет по другому.
Цитата |
---|
Руслан пишет: Ничего, сказанное мной, не дополняет. Теория в статье математически количественная. А я утверждаю, что дело только в восприятии. В различных ситуациях, человек по разному воспринимает время и это не зависит от возраста, а зависит только от восприятия. Измени способ восприятия и время сразу же потечет по другому. |
Отчасти согласен. Сейчас мне 24, на личном примере, с 20 по 22 лет: — года пролетели очень быстро из-за отсутствия каких либо заметных событий или ярких впечатлений. А например 2014 был насыщен переменами и потрясениями, год длился явно дольше тех двух «быстрых» лет. Сужу по тому что 2015 также был монотонным, оглянуться не успел уже 8 месяц года.
Но также согласен с тем, что чем старше тем время идет быстрее, потому что последние школьные годы не были особо запоминающимися, однако по ощущениям, года длились заметно дольше чем сейчас.
Нельзя списывать со счетов возрастной фактор. Например отметь вы 30-летие, так или иначе будете соотносить его к остальным прожитым годам и дням рождения, и по идее субъективное восприятие времени с 29 по 30, будет заметно короче чем восприятие времени с 12 до 13, независимо оттого насколько запоминающийся был год с 29 по 30 лет.
В детстве всё в мире для нас ново, мы это видим в первый раз и поэтому находимся в процессе познания, изучения окружающих объектов.
Взрослыми мы уже знаем большинство окружающих объектов, действий и реакций, поэтому большинство действий делаем автоматически. При автоматических действиях сознание рассеивается и регистрирует меньше событий по сравнению с детством.
В детстве восприятие регистрирует больше событий в единицу времени, так как сознание постоянно задействовано в процессе познания.
Конечно, это не отвечает на все вопросы, но позволяет понять, что нет ничего удивительного в том, что, став старше, мы начинаем несколько иначе воспринимать время.
Почему наша память приближает или отдаляет события прошлого
Наша память довольно часто обманывает нас, некоторые особенности ее работы вводят нас в заблуждение. Например, нам может казаться, что какое-то определенное событие произошло совсем недавно, хотя на самом деле это не так. Или наоборот: события, которые мы пережили буквально пару месяцев назад, кажутся такими далекими. Такие эффекты называются субъективным отдалением и субъективным приближением. Если тебе кажется, что событие, которое ты хочешь вспомнить, произошло более трех лет назад, велик риск того, что ты искусственно приблизил его на несколько месяцев. Если же ты считаешь, что оно произошло менее трех лет назад, ты, скорее всего, отдалил событие. Так работают механизмы нашей памяти.
Кто из нас, вспоминая об отдыхе, не переживал такой удивительный парадокс: сначала ты буквально не замечаешь, куда девается твое время, а после, вспоминая о том, как прошел твой уикенд, ты оказываешься в недоумении, когда у тебя создается впечатление, что времени прошло намного больше.
Это происходит потому, что длительность отпуска мы рассматриваем с двух позиций — ретроспективной и проспективной. В первом случае время мы оцениваем уже после окончания события, а во втором — с самого момента его начала. Когда мы определяем время проспективно, то в оценку включаются эмоции и внимание, а когда ретроспективно — память. Обычно два полученных нами значения совпадают друг с другом, но во временные промежутки, которые выделяются чем-либо из общей массы (например, посещением новых мест или отсутствием ранних подъемов на работу), заставляют наше субъективное восприятие идти вразрез с реальным.
Почему время замедляется или ускоряется
Все мы можем управлять временем — и это утверждение вовсе не из области фантастики. Главное — знать особенности «поведения» времени и использовать их в своих целях. К примеру, чтобы выходные были запоминающимися и долгими, тебе нужно сделать их насыщенными. Тот же принцип работает и наоборот: если ты проваляешься на диване за однообразными занятиями (просмотром сериалов или пролистыванием новостной ленты), у тебя останется впечатление, что выходных у тебя не было совсем. Количество ярких воспоминаний напрямую влияет на наше ощущение времени.