Николай Сличенко. Сколько лет николаю сличенко

После ухода Семена Баркана на педагогическую работу Сличенко предложили должность художественного руководителя театра «Ромэн» и главного режиссера. Николай Алексеевич занимал обе должности свыше 40 лет вплоть до самой смерти.

Николай Сличенко: биография, личная жизнь, семья, дети

На фоне тотального обезличивания культуры в наши дни трудно найти ярких, оригинальных артистов, которые трепетно хранят «корни» своей родословной. Один из таких талантливых артистов, настоящий «гуру» в плане продолжения национальных традиций – Николай Сличенко. Он – единственный из цыган, которому во времена Советского Союза дали звание Народного артиста СССР.

В уже преклонном возрасте (Николаю Сличенко 83 года) он по-прежнему бодр, деятелен и полон творческих планов. Его знают не только люди старшего поколения, но и молодежь, причем среди его поклонников не только цыгане, а люди разных национальностей. Со своим театром «Ромэн» он объездил весь мир, и везде коллектив принимали с восторгом и восхищением.

Официальные биографические данные

  • Полные имя, отчество, фамилия – Николай Алексеевич Сличенко.
  • Время и место рождения – 1934 год, 27 декабря, Белгородская область.
  • Национальность – цыган-сэрв.
  • По знаку зодиака – Козерог. По восточному календарю – собака.
  • Семейное положение: в данный момент женат на Тамилле Агамировой. Первая жена – Сетара Казымова.
  • Дети: сыновья Алексей, Петр, дочь Тамилла.
  • Главные государственные награды: ордена «За заслуги перед Отечеством», Почета, Дружбы, Дружбы народов, «За возрождение России», Петра Великого, Михаила Ломоносова, святого Владимира. Награжден личной благодарностью президента России «За заслуги в области театрального искусства». Имеет Государственную премию СССР, народный артист СССР. Обладатель звезды на Площади звезд эстрады в Москве.
  • Род деятельности: певец, артист кино и театра, театральный и кинорежиссер, педагог, художественный руководитель Московского театра цыган «Ромэн».

Родился будущий руководитель театра «Ромэн» в Белгородской области за семь лет до Великой отечественной войны в цыганской семье. Родители Николая были сэрвами: это большая этническая группа цыган, которые в давние времена пришли в Россию и на Украину из Румынии и Сербии. Сэрвы всегда отличались от других цыган тем, что проще приспосабливались к новым условиям, часто становились оседлыми, даже много сэрвов служило в царские времена в казачьих войсках. Именно сэрвы заложили основу культуры русских цыган.

Николай Сличенко биография

В предвоенное время принадлежность к цыганскому роду не доставляла мальчику огорчений: семья вела оседлый образ жизни, родители трудились в одном из Белгородских колхозов. Но вот грянула Великая Отечественная, в родной край мальчика пришли фашисты. Как рассказывал Сличенко в интервью, поначалу немцы никого не трогали, потом началось уничтожение евреев. Николай Алексеевич вспоминает, что его отец спас одного еврея (припоминает, что его звали Саша».

«Папа отдал Саше свой паспорт, в котором национальность была записана украинец, и Саша сумел сбежать», – дословно фрагмент интервью.

А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.

Статья по теме:  Шансы участников на победу в 19 сезоне «Битвы экстрасенсов». Кто победил в битве экстрасенсов 19 сезон?

После войны Николая отправили в один из колхозов в Воронежской области. Колхоз был не простой, а полностью цыганский, и как вспоминает Сличенко сейчас, он был там в каждой семье как родной сын: «Я трудился, как мог, и все мне помогали, заботились, подкармливали, так же, как своих детей».

Удивительный случай произошел с юношей Николаем, когда он жил в этом колхозе. С другом-украинцем они разбирали в сарае мусор, искали дрова: на вес золота была каждая щепка, чтобы топить дом и не замерзнуть. Друг вытащил из кучи хлама грязную доску и собрался ее рубить. Как рассказывал позднее Николай, будто что-то кольнуло его в сердце, и он попросил доску отдать ему. Товарищ по-украински ему сказал: «Ты шо! Батько мене убье, дрова нужны!» Но Николай настоял на своем, отобрал доску и принес ее домой. Дома родственница начала кусок дерева чистить, и… из-под грязи показался лик Божьей матери! Почистить полностью не получалось – дерево было залито мазутом, и в таком виде повесили на стену. Через несколько дней икона Знаменской Божьей матери (это оказалась она) засияла всеми красками.

Начало работы в театре «Ромэн», первые шаги к успеху

Провожали будущую звезду цыганского искусства всем колхозом – на вокзал пришли все, и старики, и маленькие дети. По словам артиста, «посадили в общий вагон (на этот билет хватило денег), плакали и смеялись». И вот она, Москва! Николай уже знал, куда идти: в переулок рядом с Пушкинской площадью, там тогда расположился театр «Ромэн». Сразу, буквально «с улицы», после первого прослушивания юношу взяли в коллектив. В первых, пока небольших ролях Коля уже показал свой несомненный талант, а шлифовать его помогали более опытные наставники. По словам Сличенко, больше всего ему помог Иван Хрусталев (настоящее имя – Вано Тимофеев). Это был один из ведущих артистов театра, который также писал стихи, песни и позднее стал главным балетмейстером в «Ромэне». Тогдашняя прима театра Ляля Черная, актер Ром-Лебедев – они тоже стали наставниками молодого артиста.

Николай Сличенко карьера

Первой серьезной работой в коллективе для Николая стала роль Лексы в музыкальном спектакле «Четыре жениха». Это случилось на гастролях театра в Подольске. Актер, который должен был играть Лексу, заболел, а Сличенко, оказывается, знал текст наизусть, и он предложил себя, чтобы спасти положение. На парня, который еще и пел, танцевал и виртуозно играл на гитаре, обратили более пристальное внимание. Ему дали роль в спектакле «Грушенька», где партнершей начинающего артиста была легендарная Ляля Черная. Сыграл он в этой постановке так талантливо, что актера много раз вызывали потом на бис, весь зал стоя аплодировал и кричал «ура».

Статья по теме:  Кто такой Александр Морозов?

Игре на гитаре, как и на других музыкальных инструментах, Сличенко никогда не учился. «Так выходило само собой, что я брал в руки гитару, и руки сами начинали играть», – вспоминает он. А вот актерское профессиональное образование он получил: трудясь в «Ромэне», Сличенко без отрыва от работы поступил в ГИТИС и окончил в 1972-м режиссерский факультет. Вся молодость артиста прошла на сцене цыганского театра, его уже стали узнавать, появились поклонники, которые ходили в «Ромэн» именно «на Сличенко».

А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.

Детство и семья

Николай Алексеевич Сличенко появился на свет 27 декабря 1934 года в городе Белгород (по другим данным – под Белгородом). Его семья относилась к числу цыган-сэрвов и сильно пострадала в период Второй Мировой войны. Отец Николая был расстрелян прямо на глазах у мальчика. Впоследствии погибли и многие другие родственники.

После окончания боевых действий Николай с семьей осели в Воронежской области, работал в колхозе, среди работников которого было много цыган, наравне со взрослыми. Именно здесь от соседей парень услышал о существовании Московского музыкально-драматического театра «Ромэн», в котором выступали многие известные цыгане. С тех пор поступление в этот театр стало для мальчика заветной мечтой.

Первые роли, переезд в Москву

Впервые оказаться в Москве Сличенко довелось в 1951 году. 17-летнего юношу приняли на работу в цыганский театр и доверили ему первые небольшие роли. Одаренный парень сразу стал душой всего коллектива, однако никаких поблажек ему никто и никогда не делал. Он просто учился у ведущих мастеров, перенимая опыт и знания во время совместных репетиций. Да и сами артисты всегда охотно помогали младшему коллеге. Как вспоминает сам Сличенко, в театре его главными друзьями и наставниками стали такие мастера сцены как И. В. Хрусталёв, Ляля Чёрная, И. И. Ром-Лебедев.

Николай Сличенко в молодости

Именно благодаря их помощи и поддержке в 18 лет актер получил свою первую главную роль в театре. Случилось это во время гастролей театра в городе Загорске (ныне – Сергиев Посад). В постановке «Четыре жениха» молодой актер играл Лексу, и эта работа стала отправной точкой в его долгой, яркой карьере. После этого признанные деятели театра обратили внимание на Николая. Режиссеры стали относиться к нему значительно серьезней, а он сам стал более требователен по отношению к самому себе.

Статья по теме:  Работа над собой: история успеха Кайли Дженнер. Как кайли дженнер стала знаменитой и богатой

Театр «Ромэн»

Продолжая выступать на сцене театра «Ромэн», Сличенко поступил на высшие режиссерские курсы ГИТИСа. Здесь талантливый цыганский актер оттачивал свое мастерство под руководством народного артиста СССР А. Гончарова.

В 1972 году Николай получил диплом о профессиональном образовании, а вместе с ним и новые роли в театре. Всего за несколько лет он принял участие во многих замечательных спектаклях.

На сцене театра «Ромэн»

Исполнил множество ярких ролей и в кино. Среди наиболее примечательных экранных работ актера – картины «Свадьба в Малиновке», «В дождь и солнце», «Мой остров синий». Он работал с такими легендарными актерами как Зоя Федорова,Михаил Пуговкин, Алексей Смирнов и другие.

С 1977 года Николай Сличенко начал работать в театре «Ромэн» в качестве главного режиссера. В этот период его главной темой в творчестве стала «цыганская» романтика. В его спектаклях легенды и придания цыганского народа оживали, превращаясь в настоящие шедевры искусства. Ярким примером тому является спектакль «Мы – цыгане», за который Николай Алексеевич получил премию кинофестиваля «Московская театральная весна».

Впоследствии в личной коллекции наград актера было еще много примечательных «экземпляров». Орден «Честь и достоинство Нации», Орден «Служение искусству», Орден Петра Великого I степени, а также Государственная премия СССР, приз «Овация», орден «За заслуги перед Отечеством» (3 и 4 степени), а также многие другие награды. Большая часть их них была вручена Сличенко в 80-е и 90-е.

Однако самой главной наградой в жизни актера всегда было признание зрителей. Простые люди всегда с удовольствием приходили на его постановки, а представители цыганского народа и вовсе не чаяли в нем души, ведь цыганские легенды и песни всегда были важной частью его творчества.

Он любил музыку, а потому всегда охотно исполнял со сцены старинные романсы. Особенно популярной стала композиция «Очи черные», которая на долгие годы стала визитной карточкой артиста и всего театра «Ромэн».

Стараясь сохранить хрупкое наследие цыганской культуры, Николай Сличенко организовал на базе «Гнесинского» училища студию по подготовке артистов для Московского цыганского театра. Позднее он также открыл Цыганский национальный курс, который по сей день работает при «Щукинском» институте. Художественным руководителем театра «Ромэн» он был до самой смерти в июле 2021 года.

Оцените статью
РесницаМания