Помните детей Никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? Как сложилась их судьба. Семья никитиных что стало с родителями.

Дети Никитиных большую часть времени проводили в семейном кругу. Они не ходили в детский сад и были самыми младшими в школе, поэтому им было трудно завести друзей среди одноклассников. В то же время родители всегда были рады видеть у себя дома гостей, друзей и единомышленников.

Сон на морозе, алгебра в 4 года, равнодушие к слезам: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

Вся страна наблюдала за «феноменом Никитина» в течение нескольких десятилетий. Они воспитывали своих семерых детей довольно противоречивым образом, не беспокоясь об общественном осуждении. Они стали примером для подражания для тысяч родителей и вместе написали полдюжины книг о детском здоровье и воспитании.

Борис Никитин и Лена Литвинова познакомились 10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве. Борис, отставной военный инженер, был профессором университета; Лена, учительница русского языка и литературы, вернулась меньше года назад с Алтая, куда уехала работать по собственному желанию после окончания Московского государственного педагогического университета.

Там, в сельской школе, она пыталась применить свои собственные педагогические методы, потому что была недовольна существующей системой. В течение трех лет Борис и еще 22 энтузиаста, поклонника и последователя Антона Макаренко, пытались воплотить идею «рабочих школ» в жизнь. Никитину был 41 год, Литвиновой — 27 лет. Оба не захотели участвовать в конференции.

Своим умом и харизмой, широким и независимым мышлением Борис Никитин произвел большое впечатление на молодого учителя из подмосковного Болшево. Он познакомил их со своими друзьями, поклонниками Макаренко, и заразил их новыми идеями о воспитании. Власти уже строили здание для создания первой «рабочей школы», где ученики должны были изучать промышленные профессии в дополнение к обычным предметам. Но в апреле 1958 года ветер переменился, и газета «Правда» опубликовала статью под названием «Прожекторы», согласно которой деятельность 23 энтузиастов, включая Бориса, была запрещена. Он был уволен — уже не в первый раз — за «несогласие с методами воспитания молодежи».

«Пока он весь не станет прохладненький»

1 июня 1959 года у Бориса и Лены родился сын Алеша (Лена, а не Елена: ее назвали в честь отца, убежденного коммуниста, в честь восстания рабочих на золотых приисках на реке Лена в 1912 году). Они поженились месяцем ранее. Для Бориса это был второй брак — у него было трое детей от первого брака, которых бывшая жена не хотела видеть.

Статья по теме:  Жуткие дома, в которые вы вряд ли осмелитесь войти. Как выглядит самый страшный дом в мире?

Молодая пара поселилась в доме Лины в Болчево вместе с ее матерью Диной, тоже учительницей и членом местного муниципального совета. На втором месяце жизни на голове и лице маленького Алеши начали образовываться прозрачные прыщики неизвестной природы, которые при почесывании покрывали кожу твердой корочкой. Ни одна из мер, назначенных врачами, не помогла — ни лекарства, ни мази, ни кварц, ни порошок. В какой-то момент родители заметили, что прыщи исчезают, если Алиошу оставить в прохладном месте на полчаса — час — зуд постепенно проходит.

Постепенно ребенка приучали оставаться в помещении при температуре не выше 15 градусов.

Инженер по образованию и страстный исследователь, Борис Никитин начал вести дневник наблюдений в первые дни после рождения сына, записывая все о здоровье и воспитании Алеши. Мы отучили Алешу и зимой выносили его голым на пяльцы и даже на воздух», — пишет Борис Никитин с хладнокровием ученого, проводящего научный эксперимент: «Сначала, конечно, они боялись и вынимали его на 10-15 секунд, потом на минуту или больше, пока он совсем не замерз. И это в любую погоду. В конце зимы мы были настолько смелыми, что когда было два-три градуса ниже нуля, мы выходили на улицу в одной детской одежде и сажали Алешу в мешок — мама шила резиновые мешки вместо пеленок, которые были очень удобными».

Помните детей Никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? Как сложилась их судьба. Семья никитиных что стало с родителями. 2

Семья-лаборатория

В 1960 году у Никитиных родился второй сын Антон. В 1962 году родилась их дочь Ольга. С детства они ходили по дому в нижнем белье или вообще без одежды и спали на веранде, где температура была такой же, как на улице. Дети питались просто (Борис и Лена по-прежнему работали учителями, зарабатывали мало) и ели только тогда, когда им хотелось.

Их родители ничего им не запрещали, им разрешалось трогать и пробовать все, что они находили вокруг себя. Борис, который в молодости серьезно занимался акробатикой и гимнастикой, построил для детей деревянный гимнастический зал: небольшой турник, кольца, доска и широкая доска, которая шла по диагонали из одного угла комнаты в другой и по которой они могли бегать до потолка.

Помните детей Никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? Как сложилась их судьба. Семья никитиных что стало с родителями. 3

Доктор Спок был кумиром наших матерей и отцов, а теперь они выступают против него. Почему?

Статья по теме:  Голый торс что это. Голый торс что это?

В 1963 году Борис Никитин написал книгу «Правы ли мы?». в которой подробно изложил все принципы воспитания и сохранения здоровья своих детей. В ней он впервые высказал идею «раннего развития», которую продолжал развивать на протяжении всей своей жизни. В 1965 году несколько крупных советских газет с миллионными тиражами написали о семье, где «дети бегают босиком по снегу». Никитины были очень известны, о них говорили в городе. В то же время был выпущен пятнадцатиминутный короткометражный фильм, названный, как и книга, «Правы ли мы?».

Родители: Борис и Елена Никитины

Борис Никитин, глава семьи, по профессии был авиационным инженером. Помимо своей основной профессии, его отец увлекался педагогикой и был резким критиком многих правил советского образования. В 1950-х годах он хотел открыть школу, где детей учили бы по новой системе, но власти не поддержали эту идею, и мечта Бориса не осуществилась.

Елена Никитина работала учителем. Со своим будущим мужем она познакомилась на собрании учителей. Несмотря на то, что девушка была на 14 лет младше Бориса, они нашли много общих тем: Педагогика, воспитание детей, принципы жизни, творчество.

Ребенок Никитиных

Вместе со своей семьей Никитины смогли осуществить свою мечту о супершколе, открыть которую в советское время было практически невозможно. В 1959 году у супругов родился первый ребенок, сын Алексей. Через год в семье родился мальчик, которого назвали Антоном. Елена и Борис хотели иметь большую семью и родили трех дочерей. Их младшая дочь Люба родилась в 1971 году.

Как воспитывали детей в семье Никитиных

Борис и Елена считали, что ребенок способен развиваться самостоятельно и что долг родителей — создать для этого благоприятные условия. Мама и папа никогда не должны заставлять ребенка что-либо делать, но должны направлять, помогать и поддерживать его. Важно знать, что существует тонкая грань, когда помощь превращается в чрезмерную заботу.

Навыки ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что таланты вашего ребенка не угаснут.

Семейство Никитиных

Никитины назвали самые важные моменты в воспитании, которые помогают вырастить счастливых, здоровых и одаренных детей.

  1. Здоровье. С ранних лет родители должны заботиться о физическом здоровье крохи. Но это не означает, что ребенка нужно кутать в теплые одежки, постоянно водить по врачам, давать кучу таблеток и синтетических витаминов. Наоборот, Никитины пропагандировали раннее закаливание, развитие физической выносливости, простую, домашнюю пищу. Елена и Борис придумали и соорудили домашний комплекс, на котором дети регулярно занимались спортом с ранних лет.
  2. Эмоциональное и психическое развитие. Елена кормила детей грудью, причем не по часам, как это было популярно в Советском Союзе, а по требованию младенца. Мама считала важным прикладывание новорожденного к груди в первые моменты после родов. Никитины говорили о том, как важен постоянный контакт малыша с мамой и папой. Они практиковали совместный сон, не запрещали крошкам самостоятельно познавать окружающий мир: трогать, щупать, пробовать на вкус. Елена и Борис выступали за совместные интересные занятия родителей и детей, которые должны быть направлены на взаимопомощь и поддержку.
  3. Развитие интеллекта. Никитины уделяли интеллектуальному развитию детей большое значение. Придуманные ими логические игры, головоломки, изучение букв и цифр, тактильные игрушки – все это помогало в игровой форме развивать мелкую моторику, учиться чтению и счету, развивать интеллект и мышление. При этом родители не заставляли детей заниматься, а ждали, пока малыши сами проявят интерес или предлагали другую игру, исходя из увлечений детей.
  4. Творчество. В семье поддерживали любые творческие начинания, приветствовались нестандартные идеи и креатив в любом виде.
Статья по теме:  Почему девушки не любят ботанов. Почему не любят ботаников?

Дети семьи Никитиных

Осуждение со стороны общества

Многие современные родители следуют принципам воспитания, проповедуемым Никитиными. Однако в советское время Никитины подвергались резкой критике, осуждению и преследованиям. Общество считало, что родители подвергают детей опасности, лишают их нормального детства и ставят эксперименты над собственными сыновьями и дочерьми.

Общественность была больше озабочена тем, чтобы закаляться, учиться писать и измерять в раннем возрасте и развивать независимость. Елене и Борису пришлось доказывать родственникам, знакомым и незнакомым людям, что они имеют право воспитывать своих детей так, как считают нужным, если это не угрожает младшим членам семьи.

Дети Никитиных занимаются

Те, кто жил в Советском Союзе, не могли спокойно смотреть на то, как родители стоят на снегу с маленькими детьми, погружаясь в холодную воду, а мальчики трех-четырех лет делают себе игрушки из папиных инструментов. Но Никитины продолжали обучать своих детей по собственной методике и добились результатов. Дети почти никогда не болели, были самостоятельными и с раннего возраста учились читать, писать и считать.

Побочное замечание! В 1965 году вышел фильм «Правы ли мы?», в котором Никитины описывают свой опыт воспитания и передовые методы, которые они использовали, чтобы вырастить независимых, умных и счастливых детей.

Семейство Никитиных

Оцените статью
РесницаМания