Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актеров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Культура
Травести́ — театральное амплуа, в котором выступают чаще всего актрисы, исполняющие роли мальчиков или девочек, подростков и роли, требующие переодевания в мужской костюм по ходу пьесы. Само слово «травести» звучит хрупко и нежно. Такими и бывают актрисы-травести – миниатюрные, стройные, с ясными по-детски глазами. Актрисы-травести, благодаря своему хрупкому сложению и огромному таланту, могут исполнять свои роли подолгу, но и они взрослеют. А вместе с ними взрослеют их роли. Только на экране мы видим их всегда юными, с горящими глазами, ямочками на щеках и искренне-детским взглядом.
Сегодня день рождения настоящей сказочной Золушки — Янины Жеймо. Артистическая карьера Янины Жеймо началась в три года – ведь она родилась в цирковой семье. После 14 лет выяснилось, что девочка больше не растет! Трагедия? Для таланта – нет, просто амплуа травести. Миниатюрная Янина играла школьниц уже имея своих собственных детей. А легендарная роль Золушки выпала на ее долю, когда Жеймо было уже 37 лет. Фильмы, принесшие славу нам уже практически неизвестны, а ведь в довоенные годы публика толпами ходила «на Жеймо». Когда ее перестали приглашать сниматься в кино, за кадром зазвучал ее голос – нежный, робкий, спокойный….
Янина Жеймо, Яничка – как ее звали до самой старости. Но разве старость может прийти к Золушке? Нет, она навсегда осталась для нас юной, такой мы увидели ее, такой запомнят и наши дети.
И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце …
В женщине должна быть загадка
Амплуа актрисы сразу определили ее внешние данные – травести. И выпускница ГИТИСа играет в Московском ТЮЗе белочек, зайчиков, пионеров и даже ослика Иа, причем все это в течение 16 лет! Только после 40 лет к ней пришла настоящая слава, признание и всенародная любовь. Все узнаваемые героини Ахеджаковой и живут в мире заразительного смеха и горьких слез, бесшабашного юмора и какой-то особенной мудрости – все переплелось в сложные кружева, сплетенные ее талантом.
Даже трудно представить, что было бы, не уговори Эльдар Рязанов Ахеджакову на исполнение эпизодических ролей, надоевших ей до смерти в театре! Страшно подумать, но мы могли не увидеть великолепную секретаршу с походкой от бедра из «Служебного романа», смешную учительницу из «С легким паром», борца за справедливость из «Гаража».
Она такая живая, отчаянная, справедливая и сострадающая. Кажется, перед ней не устоит никто и ничто, маленькая и храбрая – травести Лия Ахеджакова. Она с восторгом отзывается о коллегах по актерскому цеху, помогает фонду Чулпан Хаматовой. Маленькая актриса с большим сердцем и детской верой во все лучшее, что есть в людях – и в нас с вами тоже…
У меня был только один друг, Степа. Мы с ним 8 марта играли в Верку Сердючку и Бабу-Ягу. Юбка мамина, блузка бабушкина, очки — маминой подруги. У Степы были туфли его матери, огромные, и грудь из шариков — лопалась все время. Это, конечно, был фурор.
Травести (амплуа)
Травести́ (от итал. travestire — переодевать) — театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм. 1 2 3
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
К травести относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, Шура Азарова в комедии А. Гладкова «Давным-давно», Беатриче в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ»; Габриэль в водевиле Ф. А. Кони «Девушка-гусар»), Тильтиль и Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка 2 .
Травести называют также оперных певиц, выступающих в партиях юношей (которые композиторами XVIII века создавались для женских голосов меццо-сопрано, контральто). Например, Зибель — «Фауст» Ш. Гуно, Лель — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова 2 3 .
Среди наиболее известных актрис-травести советского и российского театра и кино — Янина Жеймо, Ольга Бган (первая исполнительница роли Маленького принца на советской сцене), Лидия Князева, Мария Барабанова, Лариса Голубкина, Варвара Асенкова, Алиса Фрейндлих 4 , В. Д. Бендина 5 , Е. Н. Морес, З. Ф. Булгакова 6 , Н. Н. Казаринова, К. П. Коренева, М. П. Неменко-Бабковская 7 , А. А. Охитина, В. А. Сперантова, Л. С. Чернышёва. 2 8 и другие. Из широко известных западных и восточных актрис к этому амплуа относят шведскую оперную певицу Малену Эрнман и французских актрис Виржини Дезаже и Сару Бернар, канадку Мэри Пикфорд, американку Мод Адамс, а также актрис Гонконга, Тайваня и Японии Айви Лин По, Ян Лихуа и Хибари Мисору.
Содержание
Несмотря на то, что большинство современных травести (по крайней мере, в «европейской традиции») женщины, традиция исполнения актёром роли персонажа, принадлежащего к другому полу, гораздо старше, причем исходно (вплоть до XVI—XVII вв.) расхождение сценического и природного пола носило противоположный характер: женщины не допускались на театральную сцену, и женские роли исполнялись мужчинами — чаще юношами или кастратами. Похожая традиция сохраняется в некоторых более консервативных национальных театрах, например, японском кабуки, где по сей день, за редким исключением, отсутствуют женщины, и до сих пор сохраняются действующие кланы актеров-оннагата (без возрастных и репродуктивных ограничений). В 1950—1960-е годы ряд актёров оннагата, придя в кинематограф, стали известными звездами и японского кино, причем среди них были как сохранявшие это амплуа на сцене, но отошедшие от него на экране (например, Окава Хасидзо II), так и применявшие его и в кино — например Кадзуо Хасэгава, снявшийся и в начале, и в конце своей кинокарьеры в экранизациях одной и той же известной драмы «Месть актёра» (Yukinojo henge), где играл как главную роль лишившегося жены актёра-оннагата Юкинодзё, так и роль его матери. Известнейший из ныне выступающих оннагата Бандо Тамасабуро V имеет в своём активе женские роли не только японского, но и классического репертуара: Джульетту, Электру, леди Макбет, — а в 1994 сыграл в постановке и фильме Анджея Вайды «Настасья» по роману Достоевского «Идиот» роли обоих полов — Настасьи Филипповны и князя Мышкина (первая мужская роль в его карьере) 9 10 .
Из российских и советских актеров ролями в этом амплуа известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков и ряд детей-актёров, в частности, Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии главного героя в разном возрасте, его сына и дочь.
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актеров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Это очень дорого — один лишь парик стоит три тысячи, палетка — шесть. В итоге образ Мисс Тевы стоит целых 40 тысяч рублей. Это сейчас. Когда я начинал, то покупал какой-нибудь вшивый парик за 500 рублей, брал платье у мамы. Когда на это смотрел зритель, видел дешевку и начинал обсуждать. Очень переживал за эти моменты.
Неадекватные посетители
В клуб иногда приходят совершенно неадекватные гости.
А если в это время еще поругался с артистом, с которым стоишь на одной сцене, то вообще ужас. Он может выступать и что-нибудь в шутку сказать о моей жизни, потому что знает о ней абсолютно всё. Когда я начинал и еще не знал, как отвечать на такие колкости, то стоял в растерянности. Находил спасение в алкоголе. А вы думали, это всё по трезвянке? Если бы все посетители адекватно воспринимали артистов и у нас не было бы конкуренции, было бы немного легче.
Перевоплощение длиной в полвечера
Самое главное в травести-шоу — это обман зрения. Люди заранее знают, что сейчас появится парень, но перед собой они должны увидеть девушку. Если я буду делать обычный женский макияж, то стану похож на бича какого-то. У мужчин более грубые черты лица, поэтому с помощью многочасового контуринга я превращаю свою угловатость во что-то более плавное и нежное. К тому же у меня большой нос, который нужно исправлять очень долго. Чтобы вы понимали: когда макияж закончен, мой нос со сцены кажется очень маленьким, почти незаметным.
В жару, когда выступаю, прихожу после выступления потный, а потом обязательно кто-нибудь из зрителей скажет: «Да это легко, я так же смогу!» Зато в этом образе я могу показать всё, что скрываю в обычной жизни. В образе Юры я не могу это сделать, через танец красивого парня не передать никаких ярких эмоций.
Сейчас у Юры огромный выбор косметики. Он признался, что в будущем хотел бы стать визажистом
После непростых и душевных историй гостям предложили прогуляться по другим залам музея. Единственное условие — смотреть, но не разговаривать. В каждом помещении дрэг-королевы разыгрывали небольшие сцены-зарисовки из их жизни. Например, одна на швейной машинке шила костюм, другая танцевала, третья лежала на кровати в имитированной спальне…
Перевоплощение длиной в полвечера
Самое главное в травести-шоу — это обман зрения. Люди заранее знают, что сейчас появится парень, но перед собой они должны увидеть девушку. Если я буду делать обычный женский макияж, то стану похож на бича какого-то. У мужчин более грубые черты лица, поэтому с помощью многочасового контуринга я превращаю свою угловатость во что-то более плавное и нежное. К тому же у меня большой нос, который нужно исправлять очень долго. Чтобы вы понимали: когда макияж закончен, мой нос со сцены кажется очень маленьким, почти незаметным.
В жару, когда выступаю, прихожу после выступления потный, а потом обязательно кто-нибудь из зрителей скажет: «Да это легко, я так же смогу!» Зато в этом образе я могу показать всё, что скрываю в обычной жизни. В образе Юры я не могу это сделать, через танец красивого парня не передать никаких ярких эмоций.
Сейчас у Юры огромный выбор косметики. Он признался, что в будущем хотел бы стать визажистом
Пугающие продолжения в сауне
Иногда в клуб приходят люди, которые хотят, чтобы я выступил для них лично. Один такой ВИП-номер с моим участием стоит от 7 до 15 тысяч. Но на песнях порой дело не заканчивается. ВИП-гость после клуба может позвать меня, к примеру, в сауну. Это всегда пугало, думал, что там может что-то произойти. Человек просто заказывает травести, мы вместе отдыхаем, едим, пьем, а потом едем домой.
Когда мы сидим, в основном многие рассказывают о том, как они несчастны, про свои проблемы с женой и детьми. Скорее всего, в артистах просто видят свободные понимающие уши.