В багаже художника были и другие интересные и важные работы, но ни одна из них не занимала столь заметного места, как «Собачье сердце». Когда ажиотаж вокруг фильма утих, Толоконников вернулся в Алматы, начал строить дом, проводил счастливые часы с семьей, работал на местном телевидении и иногда снимался в кино.
Владимир Толоконников
Владимира Алексеевича Толоконникова часто не понимали из-за его внушительной, но не слишком привлекательной внешности. Коллеги, имевшие возможность лучше узнать актера, подтвердили, что он был удивительно чутким, позитивным человеком с отличным чувством юмора.
Достигнув вершины славы в своей профессии, актер признался, что вовсе не стремился к этому. Толоконников мечтал о другом: Когда он плакал на сцене, зрители плакали вместе с ним, а когда он смеялся, зрители тоже смеялись.
Детство и юность
Владимир Толоконников родился в Алма-Ате (ныне Алматы) летом 1943 года. Во время войны советские солдаты восстанавливались после тяжелых ранений в Казахстане. Один из них стал отцом Толоконникова. Правда, Владимир никогда не встречался с ним, у мальчика не было даже фотографии отца. Его мать воспитывала сына одна, но никогда не сказала ни одного плохого слова об отце Владимира.
Художественный талант мальчика был очевиден еще в детстве. Володя любил рисовать, с удовольствием выступал на школьных мероприятиях и всегда был любимцем публики. Сначала Толоконников мечтал стать летчиком, а затем, увлекшись живописью, задумал стать художником. Но в старших классах он понял, что может сыграть роль летчика или любого другого сценического персонажа.
Путь к поступлению в театральный институт был долгим. Толоконников занимался в драмкружке Михаила Азовского, который проложил путь в мир кино актерам Льву Прыгунову и Вадиму Абдрашитову. Несмотря на полученное образование, Владимиру не удалось поступить ни в один из столичных вузов. Три неудачные попытки и откровение члена приемной комиссии о том, что причиной отказа в приеме талантливого мальчика была его особенная внешность, могли разбить сердце любому. Но не Толоконников.
Владимир Алексеевич понимал, что ничего другого в жизни он сделать не сможет. Даже получив отрицательный ответ на вступительном экзамене, Владимир не сдался. После окончания школы Толоконников сначала снимался в спектаклях Молодежной студии Ю.Б. Померанцева, выступал на телевидении, в массовках Алма-Атинского драматического театра.
Проведя положенное время в армии, где он не упускал возможности участвовать в любительских спектаклях, Толоконников вернулся в Москву. Но и здесь его постигла неудача. Владимир не стал возвращаться домой. Молодой человек поселился в Самаре и в течение года работал в тамошнем молодежном театре в ролях для зрительских сцен. Опыт работы на сцене был полезен для кандидата. Толоконников завершил обучение актерскому мастерству в Ярославском театральном училище.
Театр
После окончания университета Владимир Толоконников вернулся в Алма-Ату и в течение сезона играл различные роли в местном молодежном театре. Перспективный актер был принят в труппу крупнейшего театра Казахстана — Русского драматического театра имени Лермонтова.
В юности театр оказался надежным прибежищем для актера. В то время как роли в кино обгоняли его, Толоконников реализовал свой творческий потенциал на сцене. Среди спектаклей, в которых участвовал Владимир, были пьесы «Семейный портрет с незнакомкой», «Уроки французского», «Вишневый сад», «Нотр-Дам».
Актер не пренебрегал участием в детских постановках: его Старик и Эльрисио полюбились зрителям в сказке «Василиса Прекрасная». Актер работал в родном городе Алматы до последнего дня своей жизни, радуя любителей театра, регулярно появляясь на сцене в новых переодеваниях.
Детство и юность
Будущий актер родился 25 июня 1943 года в Алма-Ате, которая в то время была приютом для раненых солдат и эвакуированных гражданских лиц. Один из этих солдат жил в доме матери будущего актера и стал его отцом. После выздоровления солдат покинул свою мать еще до рождения их сына.
Вова вырос в бедности и голоде. Его мать работала в биологическом комплексе и получала очень скромную зарплату. Ее сын помогал ей, как мог, по крайней мере, в ее доме всегда была идеальная чистота и порядок. Он отлично рисовал, мечтал стать летчиком, как многие советские мальчишки, и представлял себе отца-героя, о котором он рассказывал истории своим друзьям.
Он с самого начала был большим фантазером и уже тогда проявлял артистические способности, давая прекрасные выступления на школьных фестивалях. Когда он прочитал историю деда Щукаря из пьесы Шолохова «Поднятая целина», зрители разразились хохотом. Всем было ясно, что место мальчика — на сцене.
В старших классах он посещал драмкружок и занимался под руководством режиссера и педагога Михаила Азовского, кстати, в одно время с Александром Филиппенко и Львом Темкиным.
Долгий путь в профессию
После окончания школы, несмотря на приобретение базовых актерских навыков и подготовку, ему не удалось проучиться в столичной театральной школе в течение трех лет. Однако молодой человек не представлял себе другой профессии — он играл в спектаклях молодежной студии другого известного на всю страну театрального деятеля, Юрия Померчева, снимался на телевидении и играл в зрительских сценах Русского драматического театра имени Лермонтова в Алматы. Он выступал на телевидении и снимался в массовых сценах в Русском драматическом театре имени Лермонтова в Алматы.
Затем Владимир был призван в армию и служил в ракетных войсках ФРГ, не переставая мечтать о сцене и участвуя в художественной самодеятельности части. Через три года он вернулся в Москву и подал документы в Институт кинематографии, но ему снова отказали, сославшись на то, что он, вероятно, не востребован из-за своей необычной внешности. Молодой человек был очень разочарован, но не опустил руки и не отказался от своей мечты — он устроился рабочим в Куйбышевский молодежный театр (ныне Самара), а через год стал студентом актерского отделения Ярославского театрального училища.
Владимир Толоконников не был принят во ВГИК из-за особой внешности
Получив диплом в 1973 году, за неделю до своего 30-летия, актер вернулся из Ярославля в свой родной город и начал работать в тамошнем Новом театре. Через год его пригласили в Республиканский академический театр драмы. Сначала его репертуар состоял из небольших ролей, затем появились главные роли.
Он сыграл роль Ледего в «Василисе Прекрасной», кардинала Вулси в «Королевских играх» Григория Горина по пьесе Максвелла Андерсона «1000 дней Анны Болейн», градоначальника в «Ревизоре» Николая Гоголя, Квазимодо в «Нотр-Даме» по роману Виктора Гюго, Луки в «На дне» Максима Горького и разбойника в «Шуме за сценой» Майкла Фрейна.
«Собачье сердце»
Впервые актер появился в кино в 1981 году — он сыграл эпизодическую роль в триллере «Последнее путешествие» о борьбе агентов госбезопасности с бандой басмачей. А в 1988 году, на следующий день после выхода фильма «Собачье сердце», экранизации повести Булгакова, как говорят, он знаменито проснулся.
Автор фильма Владимир Бортко долго не мог найти подходящего актера на роль Шарикова — с его низким лбом, большими оттопыренными ушами и большим ртом, — пока не увидел малоизвестного 45-летнего актера из провинциального театра.
Я прихожу в студию утром. Девочки мне говорят: «Конечно, местный актер, но хотя бы посмотрите. Я открываю дверь студии. И я немедленно закрываю его. Потому что на стуле сидит собака в куртке.
Но не только внешность Владимира впечатлила режиссера во время прослушивания, но и глубина, с которой он вжился в образ. Он не ошибся в своем выборе. Актеру удалось решить сверхзадачу гениальным способом — раскрыть загадочную психологию собаки, превратившейся в человека, и заставить людей задуматься о многом. Благодаря своему вкладу в общий успех «Собачьего сердца», он был включен в сотню великих фильмов двадцатого века, а также попал в «Булгаковскую энциклопедию».
Тогда же, кстати, Толоконников был утвержден на роль Шарикова в спектакле театра Алма-Аты. По мнению зрителей, которым посчастливилось сравнить героев в фильме и в театре, на сцене Шариков оказался совершенно другим актером. По крайней мере, собаку Сарика играл сам актер, а не настоящая собака, как в случае с Бортко.
В актерский состав двухсерийного фильма, имевшего успех не только в своей стране, но и во многих других, вошли народный артист Евгений Евстигнеев, Сергей Филиппов, Нина Русланова и Борис Плотников.
Владимир Толоконников за роль Шарикова в фильме «Собачье сердце».
Роль актера вписала его имя в историю кино, принесла ему всенародную любовь и официальное признание — Государственную премию имени братьев Васильевых, за что он был очень благодарен. В то же время, однако, это стало своего рода клеймом, которое несколько осложнило его дальнейшую карьеру как актера. Пресса не интересуется другими его работами, режиссеры видели исключительно Шарикова, а на улице к нему обращались только «Полиграф Полиграфыч».