Дислексики, кто это: гении или больные люди. Кто такой дислексик.

Сегодня мы делимся с вами тем, что узнали глазами Татьяны Гогуадзе, педагога и воспитателя, и ее опытом преодоления дислексии. Вот наш ответ на вопрос, который задают многие люди: Кто такие дислексики — больные люди или гении?

Дислексия

Дислексия — это расстройство, связанное со способностью к чтению. Из-за проблем с определенными когнитивными функциями, которые должны быть задействованы в развитии этих навыков, ребенок может испытывать различные трудности с текстами. Обычно он испытывает трудности с распознаванием отдельных символов, знаков и обозначений, в результате чего смысл слов, предложений или выражений либо не понимается, либо искажается.

Проблема начинается в детстве и при соответствующей коррекции может быть скорректирована до уровня, позволяющего комфортно жить и эффективно учиться. Однако, если не начать лечение в раннем возрасте, она сохраняется во взрослой жизни и причиняет большой дискомфорт. В то же время важно понимать, что сама по себе дислексия не определяет развитие ребенка — он может эффективно усваивать информацию другими способами, например, с помощью хороших навыков слушания.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

Большинство причин дислексии — нейробиологические. Это важно понимать, поскольку нередко родители и учителя списывают трудности ребенка с чтением на его «лень» или «невнимательность», что только еще больше запутывает ситуацию. Однако при таком расстройстве определенные участки мозга менее активны, а также имеют меньшую плотность.

Другими причинами дислексии (триггерами) являются:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Социальные факторы также оказывают большое влияние на это расстройство. Более того, они могут быть совершенно противоположными. Например, симптомы дислексии могут быть вызваны как чрезмерным обучением, так и пренебрежением — полным игнорированием развития ребенка. Изоляция, недостаток общения и плохое окружение усугубляют состояние.

Однако не стоит забывать, что дислексия — это не обязательно болезнь детей из неблагополучных семей. По чисто биологическим причинам она может возникать и у детей, живущих в хорошей среде и получающих адекватную заботу со стороны взрослых.

Виды дислексии

Прежде чем описывать конкретные симптомы, следует поговорить о типах дислексии. На сегодняшний день выделено шесть типов.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При этих типах дислексии симптомы чрезвычайно разнообразны и неоднозначны.

Каким образом дислексия находит свое отражение?

Нарушение чтения связано с трудностями в составлении слов из слогов, чтении полных слов и быстром чтении. Дети читают не быстро, пытаются заранее угадать возможные слова и перемещают буквы и слоги в разные места. Результатом этих действий является непонимание всего текста. Даже когда некоторые дети читают отлично, они часто не могут уловить смысл и содержание текста, поэтому развитие этого навыка имеет свои нюансы.

Одними из самых проверенных методов изучения дислексии у детей и взрослых являются методы визуализации (МРТ, ПЭТ и т.д.). Эти исследования смогли подтвердить, что дислексия обусловлена нейробиологическими причинами. У дислексиков можно обнаружить определенные аномалии в тканях мозга.

Помимо этих факторов, эксперты выявили и другие причины дислексии у школьников:

  • явление, при котором правое полушарие мозга функционирует более активно,
  • нарушение баланса между обоими полушариями,
  • черепно-мозговые травмы,
  • серьезные заражения наподобие менингита,
  • отклонения, выявленные в процессе рождения ребенка: заблаговременное отслоение плаценты и так далее,
  • нарушения в процессе вынашивания ребенка, которые связаны с заражениями или потреблением вредоносных веществ.
Статья по теме:  Как перестать бояться перемен в жизни. Как не бояться перемен

Особую роль играют и социальные факторы (педагогическая запущенность, плохая экология, недостаток общения, который проявляется в потере полноценной речи и параличе).

дислексия у школьников

Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на симптомах этого расстройства.

Симптомы

Симптомы дислексии могут проявляться совершенно по-разному и напрямую зависят от возраста страдающего. Для того чтобы лучше понять природу этих симптомов, их разделяют на различные подтипы.

Первые симптомы каждого расстройства:

  • Неаккуратное держание ручки или карандаша в руке.
  • Нарушение когнитивных способностей.
  • Изменение порядка букв при образовании словесных единиц.
  • Изменение порядка букв и слогов в процессе письма или чтения.
  • Нежелание читать тексты вслух или самостоятельно писать сочинения.
  • Возникновение проблем в освоении алфавита и таблицы умножения.
  • Появление трудностей в ориентации по тексту.
  • Невозможность выполнения простейших заданий.
  • Возникновение трудностей в процессе освоения чистописания и чтения.

Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:

  • Развитие речи, начавшееся в поздний период времени.
  • Проблемы в изучении и правильном произнесении словесных единиц.
  • Трудности при запоминании слов и их воспроизводстве.
  • Проблемы при изучении принципов письма и чтения.
  • Неправильное размещение букв и слов.
  • Трудности выстраивания коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:

  • Проблемы с восприятием речи на слух и при чтении.
  • Использование других слов, похожих по смыслу и произнесению.
  • Инверсия букв и перемещение позиций букв, слогов и словесных единиц в процессе прочтения текстов.
  • Трудности в распознавании арифметических символов.
  • Неуклюжесть и чрезмерная активность.
  • Проблемы с запоминанием фактической информации.
  • Нарушение равновесия.
  • Запоздалое освоение новых умений и знаний.

Симптоматика дислексии у детей среднего возраста:

  • Плохое качество чтения (в сравнении с ровесниками).
  • Нежелание читать вслух и писать.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Нечитабельный почерк.
  • Ошибочное написание и произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием мимики и языка телодвижений.
  • Проблемы в выстраивании коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей среднего школьного возраста:

  • Низкое качество письма.
  • Медленное чтение и допущение внушительного числа ошибок.
  • Некорректное произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием, краткой передачей и рефератированием полученной информации.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Замедленная скорость выполнения заданий.
  • Сложности в приспособлении к определенным изменениям.

Симптомы дислексии у взрослых:

  • Проблемы в понимании речи и письма.
  • Неразличимое произнесение слов.
  • Признаки дисграфии.
  • Трудности в последовательном размещении слов или чисел.
  • Рассеянность и невнимательность.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Проблемы с рациональным распределением собственного времени.

Для немедленного распознавания дислексии у вашего ребенка рекомендуем видео «Как определить, что у вашего ребенка дислексия». Если вы заметили признаки дислексии у своего ребенка, следует немедленно записаться на прием к врачу, у которого есть необходимое оборудование для качественного обследования.

Диагностика

Диагностика дислексии у взрослых и детей — сложная задача, поскольку трудности в чтении могут возникать по целому ряду причин: нарушения развития, педагогическая запущенность, проблемы со слухом и зрением (например, близорукость) и т.д. Дислексия характеризуется тем, что ребенок делает одни и те же ошибки снова и снова, несмотря на сотрудничество с учителями и родителями, поэтому необходима коррекция дислексии.

Стоит отметить, что дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется разными врачами с помощью различных тестов.

Главное заблуждение о дислексии

Самое страшное и несправедливое, что может услышать человек с дислексией, — это то, что на него навешивают ярлык больного или, что еще хуже, умственно отсталого.

Да, дислексия — это неврологическое расстройство, причем врожденное. Это врожденная особенность функционирования мозга, которая проявляется в дислексии как отсутствие синхронизации между полушариями мозга. Когда мозг не стимулируется должным образом, происходит его естественное искажение, которое проявляется в неврологическом расстройстве.

Татьяна Гогуадзе со своими учениками в Центре Дислексии

Это означает, что мозг человека с дислексией функционирует иначе, чем мозг большинства людей. Кстати, это отражается и на его анатомическом строении. Именно доминирование правого полушария вызывает проблемы в обучении чтению и письму, различные психоэмоциональные трудности и неадекватную реакцию на монотонную учебную деятельность.

Другими словами, дислексик — это человек, которому необходима коррекция работы полушарий головного мозга, но не лечение! Ученики Центра дислексии Татьяны Гогуадзе неоднократно служили тому примером, успешно пройдя курс «Успешный старт» всего за 14 дней для коррекции своих проблем с дислексией.

Как помочь дислексику?

Первое и самое важное действие для родителей — пройти биометрический тест в Центре дислексии Т. Гогуадзе, чтобы определить причины трудностей в обучении ребенка и, если дислексия подтвердится, понять, как они могут помочь ему развить свой интеллектуальный потенциал.

Оборудованный класс для занятий в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Родители должны принять тот факт, что дислексия, как особенность мозга, будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому им необходимо изменить свое отношение к ней и рассматривать дислексию как интеллектуальное преимущество своего ребенка и искать способы реально помочь ему.

Учитывая последние научные знания о мозге и инновационные технологии в педагогике, Центр дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно совершенствует свои программы коррекции детей с дислексией, дисграфией и СДВГ.

Статья по теме:  Стокгольмский синдром. Стокгольмский синдром что такое

Дислексики выполняют графокоррекцию в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Именно так организована работа с детьми с дислексией в Центре дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не рассматриваем дислексию как патологию. Мы рассматриваем ее как психический ресурс мозга, который может быть задействован в течение 14 дней в профессионально организованных социально-педагогических условиях.

Как помочь ребёнку-дислексику раскрыть свой потенциал?

Основная цель курса Татьяны Гогуадзе по коррекции дислексии — привести полушария мозга в гармонию с доминированием левого полушария.

Дислексики на курсе коррекции в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Это достигается с помощью специальных упражнений для дислексиков, которые направлены на:

  • активизацию и стимуляцию работы левого полушария мозга и формирование новых нейронных связей;
  • преодоление моторных трудностей;
  • формирование выносливости к монотонному труду;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • привитие ребёнку самодисциплины и личной ответственности за свои поступки и действия;
  • преодоление гиперактивности;
  • решение психоэмоциональных проблем.

Первым шагом к успешному обучению дислексика является биометрическая оценка, которая определяет сильные и слабые стороны личности, генетические особенности личности и тип помощи, в которой нуждается ребенок и его семья.

Дислексик проходит биометрическое исследование в Центре Татьяны Гогуадзе

Что значит быть дислексиком?

Конечно, мы не утверждаем, что все дислексики — гении. Но мы можем обоснованно утверждать, основываясь на многих биометрических данных, что дети с дислексией обладают гораздо большим интеллектуальным потенциалом, чем среднестатистические дети. Как еще можно научить ребенка с дислексией и дисграфией совершенно новому навыку чтения и письма всего за 14 дней?

Снижение нормы

Вот почему люди, которые не знают, как учить ребенка, сегодня предлагают семьям снизить планку и выбрать индивидуальную программу или даже ПМПК. Индивидуальную для чего? За то, что они не могут научить ребенка читать и писать правильно? Но суть проблемы не в том, что вам предлагают, а в том, что вы выбираете для своего ребенка.

В любом случае, между дислексиком и нормальным человеком нет и не может быть единого понимания даже самых простых базовых человеческих ценностей. У них всегда и на все есть свой взгляд, и это необходимо учитывать.

Поэтому воспитание и обучение ребенка с дислексией должно быть адаптировано к индивидуальной организации его мозга: Только так можно добиться максимального успеха за короткое время.

Более подробную информацию вы найдете в книге «Дислексия мозга: за пределами известного. За пределами известного».

Отзыв на книгу Татьяны Гогуадзе о дислексиках и дислексии

Ценность методики Татьяны Валерьевны Гогуадзе и нового понимания дислексии в том, что на ее курсах дети вновь обретают утраченную способность верить в себя и овладевать навыками интеллектуального труда. В программах Центра дислексии Татьяны Гогуадзе дети, взрослые и родители учатся анализировать качество своего обучения, ставить цели и добиваться лучших результатов в выполнении домашних заданий, а затем и в чтении и письме.

Самое главное, что как только ребенок с дислексией научится читать вслух и быстро писать, он сможет наслаждаться чтением и письмом всю жизнь, научившись пожинать плоды дислексии.

Эти возможности открыты для каждого, кто пройдет биометрический тест в Центре дислексии Татьяны Гогуадзе.

Методы коррекции дислексии

Дислексия оказывает негативное влияние не только на успеваемость, но и на развитие личности. Неумение читать может привести к таким чертам личности, как неуверенность, застенчивость, тревожность, недоверие, замкнутость или агрессивность, раздражительность и негативизм. Поэтому раннее выявление и коррекция этого расстройства играют особую роль.

Обратившись к логопеду при первых признаках дислексии, можно свести проблему к минимуму. Чем позже проводится коррекция, тем больше времени требуется для исправления дислексии.

Для устранения трудностей чтения необходима единая система коррекционной работы, так как дислексия, дислексия и дискалькулия часто возникают не изолированно, а одновременно.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Развитие и совершенствование фонематического восприятия (умение выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки, например: с-ц, ч-щ, р-л) не только в устной речи, но и в письменной. Данная работа проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением;
  2. Работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, сформировать правильное дыхание, автоматизировать звуки в связных высказываниях, научить различать близкие по звучанию звуки;
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами данной работы являются: выделение из текста предложений, из предложения — слов, из слов — слогов и звуков, такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание основных терминов русского языка;
  4. В коррекционной работе большое значение придаётся развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Для этого рекомендуются различные задания и дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород», «Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т.д.
  5. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций: простыми и сложными.
  6. Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей. Обращаем внимание на знаки препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями можно читать одно и то же предложение. Прочитать текст по-разному, например: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, певуче – как птичка, громко – как медведь и другие виды работы.
Статья по теме:  Костя Пушкин. Евгений медведь машечкин где сейчас

Существуют различные методы коррекции дислексии у школьников. Наиболее известными являются метод Рональда Дэвиса и метод А.Н. Корнева.

Метод Рональда Дейвиса

Американский исследователь Рональд Д. Дэвис разработал метод коррекции дислексии и открыл первую клинику чтения.

Этот метод уникален тем, что помогает дислексикам контролировать свою дезориентацию или невнимательность, читать самые трудные и сложные письменные символы и слова, а затем с помощью воображения переводить их в картинки, чтобы заполнить пробелы в восприятии.

Упражнения по коррекции дислексии

Обучение письму — самая сложная часть школьного обучения. Число учеников, допускающих несколько специфических ошибок, постоянно растет. Часто взрослые объясняют эти ошибки рассеянностью.

Конкретная работа по лечению дислексии основана на выполнении специальных упражнений, направленных на развитие всех аспектов языка. Кроме того, упражнения влияют на развитие мелкой моторики, когнитивных процессов и нормализацию эмоциональной и вербальной сфер. Они создают основу для правильного развития письменной речи, повышают уровень общего развития, обогащают словарный запас и улучшают чувство языка.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения тренируют фонетический слух, восприятие и память. Они тренируют способность выделять конкретную фонему из слова и определять ее количество в словах, а также умение подбирать слова с определенным количеством фонем.

Различают звонкие и незвонкие, мягкие и твердые согласные. Различение осуществляется по следующему алгоритму: Слушать, Произносить, Различать, Записывать. При произнесении слогов задействуют двигательный анализатор, например, поднимают руку для громкой фонемы и опускают руку для мягкой фонемы.

Они определяют произношение фонем. После того как ребенок усвоил разницу в артикуляции гласных и безголосых фонем, ему следует сделать обозначение для фонемы. Нарисуйте треугольник на одной и круг на другой. Ребенок должен прослушать слова, определить, с какого звука они начинаются, и выбрать соответствующую карточку. После устной практики запишите слова либо в два столбика, либо только с непроизносимыми согласными, либо только с фонетическими согласными.

Назовите одно слово, которое отличается от остальных. Различайте на слух похожие слуховые фонемы, точно повторяйте все слова с ними.

Игры с мячом. Они направлены на развитие фонетических процессов, общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, регуляции целенаправленных движений, улучшение точности и ловкости. Они активизируют внимание и нормализуют поведенческую сферу:

  1. «Мне известно много слов». Ребёнку нужно произнести несколько слов на определённую тему или начинающихся с конкретного звука, при проговаривании каждого слова можно использовать мяч, стучать им об пол при произнесении.
  2. «Всезнайка». Взрослый задаёт вопрос, передавая мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос развёрнутой фразой. Все слова в ответе начинаются с одного определённого звука.
  3. «Счетовод». Взрослый говорит слово, кидает мяч. Ребёнку нужно поймать мяч, посчитать число звуков в слове и сказать слово, содержащее аналогичное число фонем, бросив мяч обратно.

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Упражнения, развивающие артикуляцию, дыхание и голос, влияют на успешность обучения на школьных уроках. Они основаны на произношении коротких предложений, ритмичных текстов, рифмовок и стихов, требуют точного повторения услышанного и позволяют ребенку почувствовать ритм и темп языка.

Недостаточная активность органов артикуляции, неточное выполнение определенных паттернов и нарушенное дыхание приводят к трудностям в обучении. Работа по развитию речевого аппарата включает упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Развитие правильного выдоха оптимизирует работу кровеносной системы и благотворно влияет на работу всего организма.

Методы профилактики

Дислексию следует предупреждать задолго до поступления в школу. Профилактика гораздо лучше, чем лечение.

Что вы должны делать? Лучший способ — играть в игры, которые стимулируют мышление, память и внимание. Некоторые из этих игр мы описали выше. Важно давать ребенку как можно больше разных картинок — изображения предметов, узоров, букв в виде красочных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции можно выполнять дома.

Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать на бархатной бумаге шерстяными нитками или измерять на столе мерными палочками. Все эти образы оседают в подсознании ребенка, формируется представление о букве, расширяется словарный запас.

Очень полезно почаще читать ребенку, даже если он уже начал читать. Словарный запас, использование описательных прилагательных, правильное построение предложений, согласование слов в предложениях — всему этому дети учатся, слушая лучшие произведения художественной литературы.

Чтобы дети не страдали от академических и психологических проблем, профилактика и коррекция дислексии должна начинаться как можно раньше. Это лучший способ помочь ребенку избежать этого неприятного диагноза.

Итак, дислексия — это расстройство письменной речи, то есть процесса чтения. Обычно она встречается в контексте сложного нервно-психического и языкового расстройства. Однако стойкие нарушения процесса чтения могут возникать и у людей со здоровым интеллектом, нормально развитой устной речью и беспредметным зрительным и слуховым анализом, у которых некоторые когнитивные процессы развиты недостаточно.

Дислексия чаще всего встречается у детей школьного возраста, но может возникнуть и у взрослых. Раннее выявление расстройства и хорошо организованная, специализированная работа по его коррекции может привести к его полному устранению.

Оцените статью
РесницаМания