У каждого тренда есть своя аудитория. В настоящее время наиболее распространенной формой является фотография. Благодаря Ольге Свибловой, которая основала Московский дом фотографии и организует двухгодичную Фотобиеннале, это самая популярная и известная форма.
Косметичка Ольги Свибловой. «С возрастом уход за собой стал занимать меньше времени»
Мы продолжаем рубрику «Косметика», в которой главные героини рассказывают о своих любимых косметических средствах, ритуалах и своем отношении к тенденциям красоты. На этот раз мы поговорили с Ольгой Свибловой, искусствоведом, куратором и директором Мультимедиа Арт Музея, о том, сколько времени она тратит на макияж, где покупает косметику и что думает о французской красоте.
Об утренних ритуалах
Мое утро начинается рано и просто: еще в постели я проверяю сообщения, звонки и электронную почту на двух телефонах. Я делю их на срочные и несрочные дела — те, которые можно отложить примерно на 15 минут. Затем я принимаю душ, что обычно занимает не более 10 минут. Затем большое количество кофе. Красота находится в завершающей стадии. Я не думаю, что жизнь директора музея чем-то отличается от жизни директора производства или стартапа, это всегда минное поле. Особенно страшна первая половина дня, когда взрыв происходит там, где его меньше всего ожидаешь.
Об уходе за собой и макияже
Покончив со всей этой срочностью, я понимаю, что пора выходить в мир. Несмотря на стресс, витамины, которые я принимаю по утрам, и «Панадол» от головной боли, вопрос уважения к другим людям очень важен для меня. Макияж занимает не более 15 минут, или семь минут, если вы отвлекаетесь на телефон. Самое страшное в косметике — это постоянные инновации: Когда выходит новый продукт, а вы привыкли к старому, вы совершенно раздражены, но все равно приходится искать что-то похожее. Я делаю все свои косметические покупки в магазине беспошлинной торговли, где я получаю все необходимое в течение нескольких минут.
Мой классический набор состоит из тональной основы, пудры и компактной палетки теней для век, которая не занимает много места. Я не могу пользоваться тушью для ресниц, потому что у меня аллергия. Всю свою жизнь я покупала помаду в The Body Shop, обычно в филиале рядом с Центром Помпиду.
Чем старше я становлюсь, тем больше времени я должна уделять уходу за собой, но у меня все наоборот. Жизнь «уплотняется», ее становится все меньше и меньше, а времени все меньше и меньше. Я помню, как ходила на процедуры для лица раз в месяц, когда была студенткой на повышенную стипендию. Теперь я могу позволить себе салон, но у меня нет времени. Есть только одно место, где они ждут меня до темноты: Там я могу раз в несколько месяцев делать маникюр, красить брови и ресницы.
События биографии
- 1970 – Движимая желанием заниматься грибами, поступила на биофак МГУ.
- 1973 – Чувствительность к запахам побудила бросить учебу и поступить на психологический факультет.
- 1978-1983 – Окончила вуз. Полученные знания пригодились в жизни, но по профессии она так и не работала, поскольку сначала карьера мужа-поэта, а потом искусство интересовали ее больше человеческих отношений. В промежутках между трудом дворника или репетиторством по химии и биологии вела переговоры с журналами и издательствами и налаживала нужные связи. Однажды увидела выставку современных художников, которая сразу зацепила. С тех пор стала их поклонником.
- С 1984 – Курировала художественные и фотовыставки, фестивали, конкурсы в Отечестве и за рубежом. Начинала с однодневных выставок в зале Союза художников, расположенном на Кузнецком мосту. С возникновением спроса на Западе на современных русских художников, стала собирать их работы для корпоративных коллекций, завязывать международные связи.
- 1987 – Вышли на экраны документальные ленты «Кривоарбатский переулок, дом 12» и «Архитектор Константин Мельников», в которых Ольга дебютировала как сценарист. За вторую получила приз на фестивале в Лозанне. В этом же году она окончила аспирантуру по специальности «Психология творчества».
- 1988 – Организовала выставки в Финляндии. В кинотеатрах демонстрировались ее документальные фильмы «Художники театра, кино и телевидения» и «Черный квадрат». На съемках второго из них, рассказывающего о русском андеграунде с 1953 по 1988 год, пришлось преодолевать сопротивление осветителей и операторов, не считавших это искусством, борьба продолжалась до аукциона, на котором цены на произведения этих художников резко взлетели. Лента собрала награды в Каннах, Чикаго и других зарубежных фестивалях и, кроме показа в кинотеатрах, несколько раз шла по телевидению Франции, Нью-Йорка, Голландии, Англии.
- 1991 – Была режиссером выпущенной документальной картины «В поисках счастливого конца» о русских художниках 1988-1991 годов, повествующей о том, что искусство может предвидеть будущее. Не интересуясь политикой, Ольга предсказала путч в 1991 году, а фильм завоевал призы «Дина Верни» и в Центре Помпиду. В этом же году основала ассоциацию «Искусство конца века» и стала ее президентом.
- 1991-1992 – Собирала коллекцию российских современных художников для нефтесервисной Группы «РИНАКО».
- 1993 – Открыла французский филиал ассоциации.
- 1995 – Выпустила как режиссер документальный фильм «Дина Верни», награжденный призом фестиваля ЮНЕСКО, проходившего в Париже.
- 1996 – Основала традицию фотографической весны («Серебряная камера») в столице России. Конкурс проходил ежегодно в 3-х номинациях. Инициировала основание Московского дома фотографии (МДФ), став его бессменным директором. Это был 1-й художественный музей, возникший в экс-советской Москве. МДФ известен и под названием Мультимедийного комплекса актуальных искусств (МКАИ), а позднее переименован в Мультимедиа Арт Музей Москвы (МАММ). МАММ организовал сам и экспонировал готовые выставки, их прошло уже более 1500 не только в российской столице, но и за рубежом.
- 1997-1998 – Художественный директор фестивалей «Спорт в фотографии» и «Москва глазами русских и зарубежных фотографов».
- 1998-1999 – Организовала «Фотобиеннале», проводившуюся по четным годам в МАММ, и аналогичную международную выставку «Мода и стиль в фотографии» – по нечетным.
- 2006 – Открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. Школа готовила фотографов и художников, работающих в СМИ и новых медиа.
- 2007 – Курировала российский павильон на 52-й Биеннале современного искусства, проходившей в Венеции. Аналогичную работу выполнила через 2 года.
- 2008 – Признана одной из самых успешных женщин журналом «Карьера».
- 2011 – Вошла в Топ-100 журнала «Le journal des Arts» как относящаяся к наиболее влиятельным людям мира искусства.
- Июль 2009 – Помогала открыть проект «История русского костюма».
- 2016 – Курировала выставку о современном российском искусстве 1950-2000 гг., состоявшуюся в Центре Помпиду.
- 2021 – В апреле на торжественной презентации нового кроссовера, состоявшейся в МАММ, акцентировала внимание присутствующих на стильном дизайне модели Hyundai. А 3 июня рассказывала о наиболее ярких фотографах текущей летней биеннале – Эрвине Олафе и Билле Каннингеме.
Личная жизнь
Ольга впервые стала невестой в 18 лет, но предстоящая свадьба не принесла радости. Жених хотел детей, а она хотела собаку. Но платье было куплено, зал оплачен, регистрация проведена, но она сбежала в ту ночь и через 3 месяца развелась.
Через год она вышла замуж за талантливого поэта Алексея Парщикова, который, как и многие творческие люди, витал в облаках и был вынужден сам за себя постоять. Увлеченная поэзией своего мужа, женщина служила своему создателю, могла часами ждать на лютом холоде и работать сторожем. В 1983 году родился их сын Тимофей, который известен как фотограф, поэт, кинооператор и сценарист короткометражных фильмов. После 18 лет Алексей начал пить и перестал писать. С прекращением творческой деятельности исчезла и подпитка для его духа, и в конце концов был оформлен развод.
Со своим сыном Тимофеем
В 1990 году в жизнь Ольги входит страховой агент Оливье Морен. Они встретились в его культурном центре La Baz, и он предложил ей работу — помочь создать французский центр искусств в Москве. С подарком в виде факса, через который регулярно отправлялись личные письма, начался крепкий регулярный роман. Он перестроил вкус Свибловой, обставил квартиру и построил загородные дома в Подмосковье и во Франции.
Ольга Свиблова и Оливье Моран
Мировая известность
Искусствовед и почетный академик Российской академии художеств Ольга Свиблова любима всеми, кто может часами слушать рассказы о ее творчестве. Благодаря ей, писателю, режиссеру-документалисту и директору Мультимедиа Арт Музея, был организован впечатляющий ежегодный фотофестиваль. Эта элегантная, изящная, красивая и активная женщина известна в России и Европе как куратор более 500 работ в области фотографии и других видов современного искусства.
- Российскими орденом и медалью.
- 2 российскими и 2 зарубежными медалями.
- Медалью ордена.
- Итальянским и 3 французскими орденами.
- Премиями «Инновация», «Олимпия», им. Витторио де Сика и Montblanc.
- Званием Заслуженного деятеля искусств РФ.
- Почетными грамотами Московской гордумы и Правительства Москвы.