Мужской феминизм. Маскулизм и феминизм: понятие и примеры. Как называется мужской феминизм

Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.

Феминизм — что это такое? Феминистки — кто это?

Разбираемся, что такое феминизм и кто такие феминистки. Краткое описание, особенности движения, взгляды на жизнь у феминисток.

В 18-19 веках женщины начали активную борьбу за право собственности и право голоса, во второй половине 20 века идеи юридического и социального равноправия вспыхнули с новой силой. «Третья волна» феминистского движения была вызвана сексуальной революцией и главные вопросы были связаны с сексуальной темой.

Что означает феминизм, что такое женское движение за равноправие, что под этим подразумевается – такие вопросы возникают, потому как явление получило общественный резонанс.

Основные тенденции движения связаны с борьбой против патриархальных ценностей и желанием уравнять оба пола в социальных правах. Идея о том, что женщина может быть реализована только в семье – для феминисток неприемлема. Такие взгляды не всегда находят поддержку, что проявилось в образовании оппозиции — антифеминизма (считается, что женщинам не нужны права, за которые борются феминистки).

Существует также мнение, что феминизм, как общественное движение протеста, себя уже исчерпало, при этом большинство женщин пользуются результатами этой борьбы, принимая их как должное.

Феминизм - что это такое? Феминистки - кто это?

Феминизм — что это такое? Феминистки — кто это?

Феминизм — это не ругательство. Оно не означает ненависти к мужчинам, оно не означает, что ты ненавидишь девушек с красивыми ногами или загаром.
Оно не значит, что ты стерва или лесбиянка. Оно значит только то, что ты веришь в равенство.

Кейт Нэш

Так что же такое феминизм?

Это идеология (развитая, продвинутая идея), направленная на достижение женщинами равных прав с мужчинами. Акцент делается на социальном равенстве. Определение «феминизм» также подразумевает осознание женщины, как равной мужчине, равенство личных прав.

Если сформулировать, что такое феминизм простыми словами, то получится, что феминистки считают себя обделенными в праве принимать значимые решения в семье, в политике, участвовать в серьезных и глобальных проектах. Хотят иметь возможность занимать высокие должности во всех социальных областях, включая воинскую службу, полеты в космос, высокие технологии.

Феминистки желают управлять миром наравне с мужчинами, а в семейном плане хотят изжить патриархальные устои, когда мужчина по определению главный. Но самый важный аспект феминистского движения заключается в том, чтобы добиться от социума защиты от изнасилований, домогательств сексуального плана, притеснения и насилия в семье, т.е. получить гарантии физической неприкосновенности – право женщины распоряжаться своим телом (вне зависимости от пожеланий мужчины).

Что такое феминизм кратко и понятно можно продемонстрировать на примере, когда женщина подает в суд на мужчину за сексуальное домогательство. И в тех странах, где феминизм развит не на словах, а на деле – она этот суд, скорее всего, выиграет.

В феминизме, как и в любом общественном движении, случаются перекосы, гипертрофированная форма проявления идей, эпатажные выходки. Активистка феминизма Эмма Уотсон (известная по фильмам «Гарри Поттер») решила сфотографироваться с полуобнаженной грудью, вызвав повышенное внимание к себе и феминизму.

Какие права требуют феминистки?

Феминизм требует равенства мужчин и женщин

В 1963 г. Бетти Фридан, американская писательница опубликовала книгу «Загадка женственности», в которой подняла вопрос о гендерном неравенстве. Её идея пришлась по душе домохозяйкам, уставшим от вынужденной самоизоляции.

Что это?

Мужской феминизм, или маскулизм, — это мужское движение, которое нацелено на устранение дискриминации мужчин и уравнение их в правах с женщинами. Естественно, направлено это движение в ту область, где наблюдается гендерное неравенство по отношению к мальчикам и мужчинам.

Что такое феминизм, узнали еще в конце XIX века, в то время как о маскулизме заговорили лишь в 1960-х. Сейчас уже можно сказать, что это понятие состоит из четырех направлений, цели которых порой противоположны.

В свое время главным идеологом такого течения был Уоррен Фаррел. В конце XX века он выпустил книгу под названием «Миф о мужской власти». В 1968 году в СССР это движение стали активно обсуждать после выхода статьи Урланиса «Берегите мужчин!».

Разные течения

Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.

борьба за равноправие мужчин

Мужчины не понимали, почему домашнее насилие — это агрессия только со стороны мужчины, или же как объяснить то, что после развода дети должны остаться с матерью.

Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.

Чуть позже появилось еще одно течение мужского феминизма — мифопоэтическое. Считается, что сподвиг сынов Адама на его появление Карл Юнг. Сторонники этого движения не обращали никакого внимания на политику, им крайне важно было считать, что каждый мужик должен оставаться мужиком в любой ситуации.

Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.

Борьба мужчин в этом случае практически никак не касалась самих мужчин. Члены этой группы говорили о патриархате и о том, что равноправие противоречит идеям религии. Так возникла организация «Великие мужчины», члены которой утверждали, что превосходство сильного пола естественно, а слабый пол должен быть закрыт дома и находится под опекой супруга.

Анархо-феминизм

— Рассматривает патриархат как проявление принудительно насаждаемой иерархии, которая должна быть заменена децентрализованным добровольным объединением. Анархо-феминистки уверены, что борьба с патриархатом — это важная часть классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. По сути, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимый компонент феминистской борьбы и наоборот.

— Важным аспектом является оппозиция анархо-феминизма по отношению к традиционным представлениям о семье, образовании и гендерных ролях; наиболее широко данное течение выступает против института брака.

Свободная любовь. Общественное движение, которое не признаёт брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделение государственных дел от половых вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Оно заявило, что такие проблемы должны беспокоить только вовлечённых в них людей и никого больше.

Рекомендуемые авторки: Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Люси Парсонс, Мария Ласерда де Моура.

Чёрный феминизм

— Утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны друг с другом. То, как они соотносятся друг с другом, называют интерсекциональностью. Формы феминизма, стремящиеся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорирующие расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, посредством расовых предрассудков. Теория чёрного феминизма утверждает, что чёрные женщины находятся внутри структуры власти кардинально другим образом, нежели белые женщины. Организации чёрного феминизма, возникшие в 1970-е, столкнулись со многими трудностями со стороны политических организаций как белого феминизма, так и чёрного национализма, с которыми они были в конфронтации. Эти женщины боролись с исключением из больших движений, из рядов которых вышли многие из них.

Статья по теме:  Как правильно рамсить с агрессивными людьми». Десять советов Платона Маматова на случай уличной драки. Как задушить себя подушкой

Интерсекциональность (также называется «теорией пересечений» — прим. переводчицы). Исследование того, как различные биологические, социальные и культурные категории, такие как гендер, раса, класс, инвалидность, сексуальная ориентация и другие маркеры идентичности, взаимодействуют на множественных и зачастую синхронных (параллельных) уровнях, приводя к систематическому социальному неравенству. Интерсекциональность предполагает, что классические концепции угнетения внутри общества, такие как расизм, сексизм, гомофобия и религиозная нетерпимость, не действуют независимо друг от друга; напротив, эти формы угнетения взаимосвязаны и создают систему угнетения, отражающую «пересечения» многочисленных форм дискриминации.

Матрица доминирования. Социологическая парадигма, которая объясняет вопросы угнетения, затрагивающие расу, класс и гендер, которые, хотя и признаны как различные социальные классификации, все являются взаимосвязанными. Например, многие заявляют, что успех Колина Пауэлла (как одного чёрного мужчины из миллионов) — доказательство того, что Соединённые Штаты уже ликвидировали дискриминацию, основанную на расе, или близки к этому. Однако сторонники теории матрицы доминирования сказали бы, что упущены из вида вопросы социального класса, гендера и возраста, ведь Пауэлл — принадлежащий к высшим слоям, средних лет/пожилой мужчина.

Рекомендуемые авторки: Анджела Дэвис, Кимберли Креншоу, Элис Уокер.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

Зачем мужчинам профеминизм?

Мужчины-профеминисты по разным причинам присоединяются к движению. Во-первых, они понимают, что текущее положение дел в мире – существование насилия, дискриминации и сексизма по отношению к их знакомым женщинам – несправедливо.

Во-вторых, часть мужчин, занимающихся профеминизмом, на личном опыте знают, каково находиться в позиции угнетения и дискриминации. Например, представители ЛГБТ-сообщества, которые сталкиваются с гомофобией, или темнокожие мужчины, которых дискриминируют по расовому признаку. Они так же, как и женщины, знают, что такое притеснение из-за патриархального строя.

В-третьих, потому что патриархат – это общий враг. Гендерные стереотипы мешают и цисгендерным мужчинам, давя на них ролью «представителя сильного пола», «мужественного и доминирующего добытчика», который обязан быть успешным и не проявлять слабость. Если установить равноправие и избавиться от патриархальных стереотипов, всем станет лучше.

Что я могу сделать?

Поймите, про что это движение

Феминизм – движение, которое борется за права женщин в политическом, экономическом и социальном аспекте и преодоление сексизма. Это не идеология про сжигание мужчин и лишение их всех прав и богатств. В идеальном мире, согласно феминизму, все равны и не угнетаются вне зависимости от гендерного признака.

Осознайте вашу привилегию

В патриархальном обществе существуют привилегии, напрямую связанные с гендером. Мужской пол в свете консервативных установок считается более привлекательным и доминирующим. Из-за этого в обществе возникает дисбаланс, когда у одних людей больше прав или возможностей, чем у других. Например, по статистике, мужчин чаще повышают, они занимают больше руководящих должностей. Поняв, насколько вы «выигрываете» от патриархата и гендерного угнетения, вам будет легче разобраться, почему некоторые вопросы так остро стоят для тех, кто этих привилегий лишен.

Боритесь с токсичной маскулинностью

Токсичная маскулинность – система патриархальных психологических установок, которые причиняют вред женщинам и некоторым мужчинам. Она проявляется в женоненавистничестве, гомофобии, сексизме, чрезмерном желании доминировать. Выражение появилось в 1980-е годы в США, когда зародилась вторая волна феминизма. Патриархальная идеология – причина токсичной маскулинности.

Не бойтесь проявлять свои чувства, говорить о слабостях, не соответствовать конвенционально мужественному образу и бороться с токсичной маскулинностью на своем примере. Это тоже помогает движению. Подробнее о том, почему мужчинам феминизм нужен даже больше, чем женщинам, мы рассказывали здесь.

Отстаивайте интересы женщин среди других мужчин

Если вы всерьез поддерживаете движение и верите в его постулаты, не бойтесь говорить об этом. Феминизм в глазах другого мужчины приобретает больший вес, если его знакомые, друзья, члены семьи отстаивают позиции идеологии. Если вы чувствуете в себе достаточно сил и уверенности, не бойтесь останавливать сексистские разговоры в раздевалках в спортзале, среди коллег на обеденном перерыве и в кругу семьи за праздничным столом.

Занимайтесь самообразованием

Чтобы лучше понять, за что борются феминистки, изучите историю идеологии. Начните с волн феминизма, ведь участницы движения в разное время поднимали разные вопросы. Чтобы понять первопричины того, как патриархат угнетает женщин, прочитайте работы главных теоретиков движения, например, «Второй пол» Симоны де Бовуар или «Загадку женственности» Бетти Фридан. Если вам пока сложно разобраться в сложных теоретических текстах, посмотрите комиксы, которых в последние годы вышло достаточно много. Например, «Свобода, равенство, сестринство. 150 лет борьбы женщин за свои права» Марты Бреен и Йенни Юрдал или «Феминизм в комиксах» Джуди Грувс и Кати Дженайнати, где простым языком на реальных примерах авторы рассказывают о главных вопросах феминизма.

Далее, чтобы понять, с чем члены движения имеют дело в наше время, посмотрите, например, статистику случаев психологического и физического насилия над женщинами, дискриминации на рабочем месте и материалы про разницу в оплате труда или уголовным срокам по делам о самозащите.

Помогайте благотворительным организациям

Есть несколько способов помочь движению не на словах, а делом. Во-первых, материально, пожертвовав, например, в фонд борьбы с домашним и сексуальным насилием «Сестры». Во-вторых, вы можете распространить информацию о работе благотворительных организаций. Например, фонд «ТыНеОдна» ведет активную просветительскую деятельность и помогает продвигать закон о домашнем насилии в России – об этом вы можете рассказать знакомым и членам семьи.

— Включает постмодернистскую и постструктуалистскую теорию и, таким образом, рассматривает себя как выходящий за пределы полярных модернистских течений — либерального феминизма и радикального феминизма.

Евгений, 35, преподаватель

Сам термин знал, наверное, почти всегда, но довольно долгое время никак к нему не относился. Ну есть какие-то ролевики, которые бегают в костюмах по лесам, собаководы, которые тусуются на выставках, и феминистки, которые борются за права женщин. Феминизмом я при этом не интересовался, толком ничего не знал. Но и негативного отношения тоже не было, кроме разве что влияния общей сексистской атмосферы с шутками про страшных баб с небритыми ногами.

Позиция поменялась, когда я стал подходить к теме как бы с двух сторон. С практической — проходил психотерапию личную и групповую, много общался с женщинами разных возрастов, учился их слышать, с интересом обнаруживал, что их потребности и проблемы совсем не такие, как у меня, видел много преимуществ женского восприятия перед мужскими. А мужской мир постепенно стал видеться всё более токсичным и ригидным. С теоретической — стал интересоваться социальным конструктивизмом, постмодерном, постструктурализмом. Фуко там, Батлер и всё такое. Конечно же, сетевые феминистки — Белла Рапопорт, Залина Маршенкулова. В итоге постепенно в голове сложился пазл теории и практики.

Статья по теме:  Что такое матриархат и есть ли он в современной России. Почему в россии матриархат

Я себя считаю достаточно привилегированным (спасибо в том числе и феминизму за появившуюся возможность чекать привилегии), потому феминизм как борьба — это, конечно, не про меня. Польза лично для меня — возможность расширить свой взгляд, посмотреть на мир другими глазами, увидеть со стороны патриархальный конструкт и его изъяны. Да и просто быть более открытым, эмпатичным, сочувствующим, свободным от стереотипов.

Антон, 32 года, инженер-математик, директор компании, разведен

О феминизме как абстрактном понятии я слышал и что-то понимал еще в старших классах школы, но практически феминизм существует в моей жизни с 2012-2013 года. Знакомство произошло во время чаепития с друзьями. Оказалось, что одна из моих знакомых аспиранток занимается исследованиями в микроэкономике с фокусом на аспекты феминизма, и беседа протекала в этом русле. Дело происходило в Канаде, хотя все участники разговора были с постсоветского пространства. Сначала я придерживался далеко не самой умной позиции: «Слишком много разных «измов». Я за один «изм», и это гуманизм». Переход к пониманию особенностей и необходимости именно феминизма занял несколько лет и, я думаю, все еще продолжается.

Для себя выделяю два полезных аспекта феминизма. Во-первых, чем больше выравняется гендерный состав в технической (инженерия, программирование, наука) и менеджерской (средней и топ) среде, тем более продуктивными станут эти отрасли, тем здоровее будут отношения внутри коллектива, тем больше появится интересных и разнообразных людей для общения. Во-вторых, феминизм, в частности, борется за право женщин на самовыражение в самых разных его проявлениях. Чем больше у женщины свободы, тем честнее она, тем больше она открыта, тем меньше поводов для лжи и ухищрений со стороны обоих партнёров в отношениях.

Маскулинизм — это антоним феминизма, продвижение в обществе чисто мужских ценностей, попытка возрождения патриархата. Представители этого движения обвиняют феминисток в навязывании обществу женской модели поведения, в результате чего в социуме по их мнению происходят заметные ухудшения.

Борьба сквозь века

Феминизм зародился в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми последовательницами этого движения принято считать суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав.

В 1945 году в Уставе ООН впервые на международном уровне прописали равенство мужчин и женщин как основополагающее право человека

В 1960-х годах на Западе сформировалась вторая волна феминизма. Активистки новой формации выступали против угнетения женщин в профессиональной и бытовой сфере, начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в оплате труда и возможностях профессионального роста. Тогда же феминистки начали защищать репродуктивные права женщины и права представителей ЛГБТ-сообщества.

В 1990-х годах представительницы третьей волны феминизма начали привлекать внимание к проблемам гендерной и сексуальной идентичности, а также сексуального удовольствия женщины. Теперь одним из ключевых принципов движения стала интерсекциональность — рассмотрение дискриминации сразу по нескольким признакам, таким как пол, раса, сексуальная ориентация.

Сегодня феминистское движение продолжает эволюционировать и развиваться, так как проблем у современных женщин по-прежнему хватает. Во многих профессиональных сферах для сотрудниц женского пола сохраняется «стеклянный потолок». Даже в развитых странах они до сих пор сталкиваются с домашним насилием, сексуальными домогательствами и харассментом — и общество все еще несправедливо винит в этом самих жертв. По данным правозащитной организации RAINN (Rape, Abuse & Incest National Network), каждая шестая женщина в Соединенных Штатах сталкивалась с сексуальным насилием. При этом более 90 процентов участниц исследования, ставших жертвами насильственных действий, не получили необходимой поддержки и теперь страдают от посттравматического стрессового расстройства.

Репродуктивное насилие и ограничение прав женщин распоряжаться своим телом также остаются актуальной проблемой, причем даже в развитых странах. Например, в некоторых штатах США женщинам запрещают аборты даже в случае изнасилования или инцеста, а в прошлом году такие же ограничения собирались принять в Польше.

Чтобы напомнить властям и обществу о существующих проблемах, активистки фем-движений регулярно выходят на публичные акции, организуют образовательные программы и даже проводят своих представителей в выборные органы. Эти усилия дают плоды: женщины все чаще занимают руководящие должности и высокие государственные посты, свободнее говорят о своей сексуальности и не боятся пресекать эмоциональное насилие и абьюз, чувствуя поддержку единомышленниц. Но далеко не все феминистки согласны довольствоваться этими победами

«Я ненавижу мужчин. Я изначально не уважаю никого из них», — заявила в своей книге писательница Полин Арманж. Ее литературный труд с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» вышел всего год назад, но его уже признали манифестом радикального феминизма наравне с книгой «Лесбийский гений» Алис Коффин. Авторки призывают женщин не просто сместить мужчин с лидерских позиций, но исключить их из социума в принципе, воспитать в себе ненависть к ним. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам взрастить любовь к себе и добиться большего в жизни. Писательницы гордо заявляют, что не смотрят фильмы, снятые мужчинами, не слушают музыкантов-мужчин.

Я решила выйти замуж за мужчину и должна признать, что до сих пор очень люблю его. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые

Радикальные феминистки считают, что большинство современных общественных институтов руководствуются патриархальными установками и исторически основаны на патриархальных принципах. А массовая культура, общепринятые нормы и гендерные роли диктуют женщине, что делать, как выглядеть и кем работать. И даже если женщина утверждает, что не хочет ничего менять, это считают иллюзией, навязанной мужчинами. По сути они не признают саму возможность свободы выбора для женщин.

По их мнению, правительства государств принимают решения, выгодные мужской части населения, а голос мужчины во властных органах весит больше, женщинам же достается черная работа и роль обслуживающего персонала. Даже когда в западных странах женщины заняли значительную часть государственных постов, а канцлер Германии Ангела Меркель открыто назвала себя феминисткой, радфем-активистки не изменили свою позицию.

Я феминистка. Раньше я немного стеснялась об этом говорить. Но теперь я могу сказать: да, мы все должны быть феминистами

Похожим образом радикальный феминизм относится и к религии: женщины из консервативных религиозных общин воспринимаются активистками исключительно как узницы и рабыни. Традиции, преемственность поколений и культура этих женщин в учет не берутся. По такой логике мусульманская женщина не может самостоятельно принять решение носить или не носить хиджаб — оно будет навязано ей мужчинами и религиозными догматами. И такое убеждение приводит к дискриминации религиозных женщин, как это было, например, в Германии в разгар миграционного кризиса.

По данным исследования Университета Пенсильвании, коренные немки относились к приезжим априори негативно, не вступали с ними в социальные отношения и отказывались помогать им с ассимиляцией в стране. В рамках эксперимента ученые просили женщин одеться в традиционный мусульманский наряд, отправиться в людное место и обратиться за помощью к другим женщинам. Перед этим испытуемой надо было разыграть сценку: ей якобы звонила сестра, которая не может решить, выйти ей на работу или остаться дома с детьми. Участница эксперимента должна была громко обсудить с воображаемой собеседницей эту проблему, чтобы прохожие могли ее услышать, и только после этого попросить о помощи.

Статья по теме:  Реальная история Тоньки пулеметчицы. Кто такая тонька пулеметчица во время войны

В зависимости от того, какой совет испытуемая давала сестре, число женщин, согласившихся ей помочь, менялось. Если она вслух выражала прогрессивные взгляды и призывала родственницу выйти на работу, немки активнее шли на контакт. Если же советовала остаться дома и заниматься мужем и детьми, ее обращение в большинстве случаев оставалось без ответа.

Но, пожалуй, яростнее всего радикальный феминизм критикует нуклеарную семью, брак и материнство. Представительницы движения бросают вызов традиционной модели формирования семейного союза между мужчиной и женщиной для продолжения рода. По их мнению, в рамках семьи женщина эксплуатируется для выполнения бытовых обязанностей и ухода за детьми и несет двойное бремя — основной работы и бытовых дел.

При этом радикальные феминистки даже не рассматривают такие варианты здоровых семейных отношений, как, например, разделение обязанностей между супругами, за что выступают активисты либерального направления. Вместо этого они призывают полностью отказаться от института семьи.
В качестве альтернативы радфем предлагает женские коммуны, политическое лесбиянство и безбрачие.

Фаррелл Кристенсен поведал миру о том, что маскулизм рассказывает о гендерном неравенстве, в то время как маскулинизм — об атрибутах мужественности. Джорджия Дюерст-Лахти вообще предложила воспринимать маскулинизм как идеологию патриархата.

Этапы развития

  • Развитие феминизма в мире происходило скачкообразно. Современникам сложно представить себе те трудности, с которыми столкнулись первые феминистки. Сейчас даже не обсуждается вопрос о праве голоса для женщин или о разрешении иметь собственное жильё. Право женщин выходить замуж или не рожать детей. Женщины могут получить образование, работать, имеют право развестись, если захотят.
  • Трудно представить себе, что ещё каких-то 200 лет назад всё было иначе. Женщины по сути были рабынями своих отцов, мужей, братьев или опекунов. Сейчас принято разделять развитие феминизма на три волны. Каждая из них акцентировала внимание на определённой проблеме, которая решалась не один год.

Феминизм первой волны

Феминизм первой волны

Первую волну феминизма подняли женщины США, организовав в 1848 г. мероприятие под названием «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята «Декларация чувств», в которой обозначили основные проблемы общества. В частности, женщины требовали возможности получать образование, право на выбор профессии и право на собственность.

В 1860 г., Законодательное собрание штата Нью-Йорк на законодательном уровне закрепили акт о собственности для женщин. Теперь женщина могла владеть имуществом наравне с супругом. Это был огромный прорыв женского движения, но на этом они не остановились.

В 1857 году 8 Марта в г. Нью-Йорке женщины-портные устроили забастовку и акцию протеста, требуя повышение зарплаты, достойных условий работы и запрета на детский труд. Полиция жестоко разогнала протестующих, но эта акция не была забыта.

Через много лет, в 1910 г. Клара Цеткин, выступая на Международной Конференции социалисток, предложила ежегодно отмечать женский день 8 Марта, чтобы напомнить мировом обществу о правах женщин.

Клара Цеткин

По примеру США, где впервые заговорили о праве избирательного голоса для женщин, в Великобритании, примерно в это же время был организован Женский политический союз. Эммелин Панкхёрст, основательница партии, в своих докладах развенчивала сексизм, требуя предоставить женщинам право принимать участие в политике. Таких женщин прозвали «суфражистками», от английского suffrage (право голоса).

Если подвести итог, становится понятно, за что боролись феминистки первой волны. Это вполне разумные требования и добившись своего, казалось бы что феминизм должен исчезнуть, но это было лишь затишье перед второй волной.

Феминизм второй волны

Чего добивались феминистки второй волны и когда она началась? По официальной версии вторая волна наступила в 1960 г. и длилась около 30 лет. Предпосылок для активизации феминисток было несколько. В послевоенной Америке большинство женщин были вынуждены уволиться с работы и вновь заняться домашним хозяйством. По сути, единицы могли позволить себе работать, и на самых низкооплачиваемых должностях.

Женщинам доверяли конвейерную работу, без каких-либо перспектив карьерного роста.

В 1963 г. Бетти Фридан, американская писательница опубликовала книгу «Загадка женственности», в которой подняла вопрос о гендерном неравенстве. Её идея пришлась по душе домохозяйкам, уставшим от вынужденной самоизоляции.

Феминизм в России

  • Феминистическое движение в России, узаконенное большевиками, было запрещено с приходом Сталина к власти. Вновь под запрет попали аборты, усложнилась процедура разводов и женская сексуальная свобода регламентировалась семейным кодексом.
  • В период Хрущёва начали появляться женсоветы. Они не называли себя феминистками, да и руководили ими мужчины. Немногие активистки сотрудничали с западными идеологическими партнёрами, так как их тут же обвиняли в диссидентстве.
  • Найти понимание с Западными феминистками было сложно, из-за расхождения в религиозной сфере, и определения конечной цели борьбы. Русские женщины лояльно относятся к мужчинам, и радикальный феминизм в России не прижился.

Что делают феминистки в современном мире, если они уже всего добились? Оказывается, не всего. Существует множество проблем, с которыми сталкиваются женщины. В частности, это абьюз, домашнее насилие. Тиран может отделаться лишь штрафом, а насильник заявить, что жертва «сама виновата». Не имея поддержки, женщины часто утаивают своё бедственное положение, скрывая факты насилия. По идее, закон призван защищать всех своих граждан, невзирая на их половую принадлежность, но по сути женщины часто оказываются беззащитными перед угрозой.

Современный феминизм в России

Если говорить о том, за что борются феминистки сейчас, то на повестке дня это мужской сексизм. По мнению феминисток, мужчины считают женщин неполноценными, умственно отсталыми, слабыми, и это даёт им право управлять ими. Разумеется, не все мужчины уничижительно отзываются о женщинах. Однако те мужчины, которые платят за даму в кафе, уступают место в транспорте, тоже считаются сексистами, только «доброжелательными». Проявляя свою заботу о женщинах, они демонстрируют своё доминантное положение, что оскорбительно для феминисток.

Феминизм в Исламе не прижился и на это есть ряд причин. Начать можно с того, что право на наследование, брак и развод, мусульманские женщины получили ещё в VII веке. На протяжении всей истории Ислама женщины могли работать, учиться в Медресе и даже становится учёными (улемами).

Исторически распределились сферы экономической деятельности, где каждый занимал свою нишу, не претендуя на что-то иное. СМИ нередко представляют мусульманок забитыми, завёрнутыми в паранджу бессловесными рабынями. Западные феминистки регулярно предпринимают попытки освободить мусульманок, но пока безуспешно. Феминистки-мусульманки не торопятся принимать помощь Запада, называя это «культурной колонизацией, под видом освобождения». Видение свободы Запада и Востока существенно отличается, что делает любое вторжение в культуру Ислама неприемлемым. Женщины-мусульманки считают, что в Коране уже написано о равенстве мужчин и женщин, а беда лишь в том, что некоторые имамы неправильно трактуют Священную Книгу.

Заключение

Обсуждая феминизм, можно привести аргументы за и против данного движения. Нельзя отрицать вклад женщин в развитие общества. Благодаря первым феминисткам, женщины вышли из подчинения мужчин, и добились равных прав, закреплённых на законодательном уровне. Большинство считает, что феминизм уже победил. Нечего добиваться, так как все цели достигнуты. Отчасти это верно.

Феминистками женщины не рождаются, а становятся, и это факт. Столкнувшись с насилием или несправедливостью, став жертвой мужчины, женщина начинает проецировать свою обиду и ненависть на всех мужчин. Утверждая, что все женщины разные, феминистки убеждены, что все мужчины одинаковые.

Оцените статью
РесницаМания