Почему нельзя говорить «Прекрати реветь! », и что сказать вместо этого. Почему плачут дети прикол

Например, ситуация такая. Кафе, мама, папа, сын примерно 5–6 лет. Мальчику приносят стакан сока, он через трубочку пускает пузыри, забрызгивая всё вокруг. Люди за соседними столиками начинают оглядываться.

Почему нельзя говорить «Прекрати реветь!», и что сказать вместо этого

Как быстро и эффективно прекратить детский плач. Что делать, если ребенок закатил истерику на улице. Психология дошкольников.

Детские слезы не радуют никого. В 9 случаях из 10 ребенок начинает рыдать не вовремя, в неподходящем месте, а главное – по совершенно нелепому поводу. Первое, что хочется сделать – прекратить это немедленно любым способом!

Признайтесь, вы тоже запрещали ребенку плакать? Давайте разберемся, почему этого нельзя делать и как прекратить рыдания грамотно и безопасно, с вниманием и уважением к чувствам ребенка.

Да кто же такого не говорит? Все говорят!

Возможно, вы полагаете, что вы-то никогда не запрещали ребенку плакать. На самом деле – запрещали, просто делали это более изощренным способом.

Обесцениваете горе ребенка

«Это все глупости!», «Не выдумывай!», «Устроил скандал из-за такой ерунды!» То, что для вас сущий пустяк, для ребенка – существенная часть жизни. Каким бы незначительным не казалось происшествие, относитесь к нему уважительно.

Угрожаете наказанием

«Сейчас ты у меня будешь плакать, но только по серьезному поводу!» Что бы вы ни подразумевали под этим, лишение любимой игрушки или даже физическое наказание, смысл один: горе ребенка – сущая ерунда, сейчас вы сделаете еще хуже. Это более грубый вариант обесценивания чувств ребенка.

Вынуждаете замкнуться в себе

«На тебя все смотрят!», «Мне стыдно, что ты так себя ведешь!» Вы никогда не скажете на улице незнакомому плачущему человеку: «Прекратите немедленно, вы привлекаете мое внимание, это безобразие!» Скорее всего, вы подойдете, чтобы узнать, что случилось, и не можете ли вы чем-то помочь, в крайнем случае – просто пройдете мимо.

Почему вы считаете, что чувства вашего ребенка оскорбляют и смущают других? Неужели они какие-то «не такие»?

Признайтесь, вы тоже запрещали ребенку плакать? Давайте разберемся, почему этого нельзя делать и как прекратить рыдания грамотно и безопасно, с вниманием и уважением к чувствам ребенка.

Точно понять – какое именно поведение злит больше всего

дочь орет

Мама четырёхлетней Мии уже была с ней у специалистов, которые вопреки ожиданиям не диагностировали гиперактивность. Женщине было проще начать лечение, чем признать, что ребёнок здоров, но безумно действует на нервы ей самой. Все окружающие считали её замечательной матерью, поэтому она при ком–то проявляла выдержку, срываясь на девочку, когда они были наедине.

Она осознала – раз с дочкой всё нормально, значит, проблема в ней самой. Первым шагом стало признание того, что травмируют больше всего.

– Мия всё время меня перебивает, она постоянно роняет и размазывает по полу еду, я должна по сто раз в день объяснять ей элементарные вещи. Она крутится и не слушает, что я говорю.

Статья по теме:  Как правильно тратить деньги: 20 советов для тех, кто хочет научиться рационально расходовать деньги. Как правильно тратить деньги

Это список конкретных вещей, которые мама была вынуждена переживать изо дня в день, ещё и стараясь лишний раз не показать, как она от этого устала.

На что повлиять можно, а на что нельзя

каша

Составив полный список подрывной деятельности свой дочери, мама Мии смогла перейти ко второму шагу: разделить их на две колонки. То, на что она, взрослая, может повлиять и прекратить детскую истерику, и то, что ей совершенно неподвластно.

Для этого пришлось задать себе следующие вопросы:

– Это явление уже может понять маленькая девочка такого возраста или нет?

– Что она уже умеет, а что еще нет?

Таким образом, мать определяет, что она может отключить, а что должна принять без обид и ругани, исходя из уровня развития дочери.

– Но порой какие-то вещи кажутся мне милыми, а порой они же раздражают, – рассказывает мама Мии. – Например, во время уборки она всегда лезет на пылесос. Иногда я смеюсь, но часто убирать приходится быстро и нет времени на такие вещи, а слезть дочка не хочет.

пылесос

В этот момент маме нужно остановиться и саму себя спросить, насколько допустимо в этот момент такое поведение ребёнка. Если нет, то придётся отключать прибор, останавливаться и объяснять, почему сейчас нельзя. Да, это тоже тратит родительское время, но дети должны осознавать границы. Это за одну беседу не случится – их понадобится намного больше. Но ребёнок научится понимать, когда можно шалить, а когда нельзя.

Однако для мамы будет уже подспорьем то, что детские истерики обретут своего рода форму. Они перестанут быть раздражающим фоном жизни и получат своё объяснение. Список и разделение его на две колонки – хорошая практика для работы с детским поведением.

Не все родители стараются быть такими чуткими, как мама Мии. Многие стали контактировать с детьми уже тогда, когда родили своих собственных. Тогда они воспринимают нормальное поведение ребенка как «раздражающее».

Как проявляется кризис первого года жизни

Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.

Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.

Статья по теме:  7 способов попасть в кино. Как попасть в кино?

Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.

Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.

Почему нельзя говорить «Прекрати реветь! », и что сказать вместо этого. Почему плачут дети прикол 2

Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться 3. Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.
Статья по теме:  Почему то на меня странно смотрят люди на улице. Почему на меня все смотрят на улице

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» 3. Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!

Родители хотят добиться такими фразами приемлемого поведения от своего ребенка. Приемлемого, значит, такого, как у них. Взрослые не плачут. Потому что многим из нас еще в детстве старательно вбивали в голову, что плакать — нельзя, особенно на людях. Да и вообще эмоции лучше держать в себе. Поэтому отец, видя истерику сына на публике, очень стыдится.

Но мало кто задумывался, что природа нам для чего-то эти эмоции дала, и они нужны человеку для выживания. Это естественное развитие психических процессов, если эмоцию «задушить», она вырвется в самый неожиданный момент.

— Требуя не кричать или не смеяться громко, родитель фактически говорит: «Не выражай своих эмоций». Постарайтесь понять чувства ребенка, — советует Ксения Юрьева. — Скажите иначе: «Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался и т.д.».

Ну, сколько можно повторять (объяснять)?!

У ребенка не получается завязать шнурки на кроссовках или выворачивать майку. Родитель, произнося эту фразу, искренне возмущается — элементарные же вещи. Эти слова вылетают сами собой, а когда доходят до малыша, он слышит «Ты — глупый! Ты — неудачник». И воспринимает, как данность — потому что так мама сказала.

— Скажите иначе: « Ты справишься! Попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь», — советует Ксения Юрьева. — Важно предложить помощь, а не говорить: «Ничего не можешь! Давай я сам(а) сделаю!». Что слышит ребёнок: «Я неуклюжий и руки у меня неправильно выросли. Не буду больше пытаться». Мы не даем ребенку шанса попытаться. И снова попытаться (и так множество раз), а потом либо научиться, либо самостоятельно попросить о помощи. То есть мы сами выбиваем из рук ребёнка инициативу, выставляя его беспомощным.

Оцените статью
РесницаМания