А еще было сложно попасть в тон коже. Ведь ассортимент цветов у продукта был невелик. В конечном итоге кожа при использовании советской пудры «Кармен» и тонального крема «Балерина» выглядела матовой и маскообразной.
Как красились в годы войны
Пока простых советских женщин убеждали в привлекательности «естественности», все непростые женщины выбирали духи Guerlain и косметику Houbigant. Каким был черный бьюти-рынок в СССР?
— …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
— Как же тогда жить», — этот отрывок из романа А. Мариенгофа «Циники» (1928) примерно отражает настроения горожанок в эпоху тотального дефицита, когда советская косметическая промышленность еще не начала работать, но доступ к заграничным благам уже был перекрыт.
Промышленность стояла, был голод, и партийный журнал «Работница» для женщин убеждал свою аудиторию, что интерес к косметике и моде «тянет работниц назад», а помада и прочие ухищрения — это мелкобуржуазно и недостойно строительниц социализма. В знаковой статье двадцатых годов «Юные работницы строят новый быт» открыто порицалась любовь к косметике. Вывод был такой: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Будто обман какой».
Предполагалось, что новая власть воспитает женщин и «вся эта косметика сама ликвидируется».
В это же время Лиля Брик, законодательница мод, светская львица и возлюбленная Владимира Маяковского, посылает ему в письме в Берлин список покупок: «Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет (сестра Эльза Триоле. — Ред.). Две коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».
Через некоторое время продолжает: «Спасибо за духи и карандашики. Если будешь слать еще, то Parfum Inconnu Houbigant`a».
Духи Rue de la Paix выпускал Guerlain, а Houbigant рекламировала сама румынская королева, и это был бренд с большой буквы: им пользовались королева Виктория и императрица Мария Федоровна, — одним словом, типичная премиальная косметика.
Сталинский ампир и пудра для сталинисток
В тридцатые годы ситуация стабилизируется и появляется первое предприятие, которое наконец-то начинает выпускать косметическую продукцию — «ТэЖэ» (с совсем не маркетинговым названием «Трест Жиркость», или «Трест эфира жировых эссенций»).
Трест возглавила жена высшего партийного чиновника Вячеслава Молотова Полина Жемчужина. Эта компания начала выпускать, в числе прочего, пудры четырех сортов: А, Б, В и высшего качества, что зависело от содержания отдушки и размера частиц. Все пудры были рассыпчатые. Особенно ценилась в составе рисовая мука. Более темные оттенки пудры, например дешевой «Кармен» (из категории В), создавались таким образом: белый косметический порошок окрашивали раствором жженого сахара, растворенного в водке. Популярностью пользовались крем, мыло и пудра «Имша». Конечно, косметические товары в самом начале производства не отличались высоким качеством, во многих из них использовались вредные для здоровья соли ртути, бертолетова соль, анилиновые красители. Разумеется, такой продукцией жена Молотова пользоваться не хотела.
Потому что она выбирала L`Origan Coty — парфюмерную компанию, которая выпускала декоративную косметику. Пудра от Coty стала самым желанным бьюти-продуктом среди жен партийной номенклатуры. В 1935 году Coty запатентовали способ создания рассыпчатой пудры с использованием микронайзера с воздушным пневматическим приводом, позволявший добиваться размера частицы пудры менее 12 микрон, что было просто революцией на фоне остальной продукции (у современных пудр размер частиц, конечно, существенно меньше: 0,3 микрона).
И если раньше пудра выглядела скорее как сахарная пудра среднего помола, то Coty сумели добиться более легкой порошковой текстуры.
Также создатели этой пудры первыми додумались сделать ее компактной, с зеркальцем и удобной пуховкой. Все предыдущие пудры были в закручивающихся банках, которые неудобно носить с собой. Coty же сделали из пудры настоящий аксессуар в роскошной металлической упаковке, а саму пудру спрессовали, чтобы она не рассыпалась.
Пудреница с пуховкой стала символом статуса женщины: «благоухающая духами Коти, даже Герлена, — на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка», — писал Валентин Катаев. А простые советские женщины наносили пудру ватой — к сделанной в СССР пудре пуховок не прилагалось.
В это же время Лиля Брик, законодательница мод, светская львица и возлюбленная Владимира Маяковского, посылает ему в письме в Берлин список покупок: «Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет (сестра Эльза Триоле. — Ред.). Две коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».
«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».
Реклама косметики. 1920-е. Источник
Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.
Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник
«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник
Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:
«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет сестра, Эльза Триоле
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».
«Москвичка». Реклама. 1930-е. Источник
Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:
«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».
Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.
«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник
В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:
«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».
Косметология в СССР. Маска для лица. Источник
В Советском Союзе, как в любой другой стране, женщины хотели быть привлекательными. Вот только полвека назад «достать» настоящую косметику удавалось только единицам. Модницы выходили из положения, как могли. В ход шли обычные цветные карандаши, пиво, краска серебрянка.
Серебрянка в качестве теней
Чтобы сделать тени для век, снова же использовались детские карандаши. Грифель нужного оттенка растирался до нужной кондиции.
Те, кто хотел выглядеть и вовсе неотразимо, пользовались «серебрянкой». Женщины макали палец в блестящий порошок и наносили его потом на веки.
Пиво для завивки
Бигуди, как и все остальное, в Советском Союзе «доставали». А те, кому это не удавалось, не огорчались и накручивали волосы на газету и пиво. На газету укладывалась веревочка, листок сворачивался, и на готовый рулончик накручивалась прядь. Торчащие концы веревочки связывались между собой. Для фиксации кудрей перед завивкой волосы смачивали пивом.
Единственным средством от запаха пота, которое могла предложить советская промышленность, был гальманин — подсушивающее средство, что-то вроде присыпки.
Макияж глаз однотонными голубыми тенями — растушевка нескольких оттенков голубого
Если рассматривать макияж глаз 70-х — 80-х годов, то в нем совершенно четко прослеживается мода на голубые тени для век. Причем этот цвет предпочитали не только женщины из СССР, но и красотки со всего мира.
Основной тон тенденции в Союзе задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что их макияж, несмотря на разный типаж внешности и характер ролей, выполнен в одном и том же стиле и чаще всего с голубыми тенями.
Сегодня синий и небесный пигмент тоже в тренде, однако в однотонном варианте их уже никто не носит. Современные красотки умело сочетают цвета и делают интересный макияж с растушевкой.
Тонкие брови — густые широкие брови
Красотки, которыми восхищался весь СССР, носили тонкие брови. Людмила Гурченко, Барбара Брыльска, Ирина Алферова, Элина Быстрицкая — вот кто диктовал тогдашним дамам правила моды прямиком с экранов телевизоров. И эти популярные актрисы носили макияж с бровями-ниточками, которые слегка подкрашивали цветными косметическими карандашами. Советские женщины смело следовали примеру кумиров и делали себе такие же.
Если говорить о современном макияже, то совершенно очевидной кажется тенденция на широкие густые брови. Сегодня дамы вдохновляются показами дизайнеров, моделями и укладывают, подкрашивают, оздоровляют и ламинируют свои брови, чтобы они выглядели густыми и пышными. А некоторые даже перестают их выщипывать, ведь естественность сейчас тоже в моде.
В 2021 дамам не приходится идти на уловки ради красоты, да и контур сейчас уже не подводят. Напротив, в моде эффект зацелованных губ, когда помаду специально наносят неравномерно, а с тушевкой. Причем больше пигмента кладут ближе к центру, а по краям цвет мягко сводится на нет.
Из диско в минимализм
1980-е провозгласили лозунг «можно всё!». На экранах появились передачи MTV, блокбастеры и подростковые сериалы. Наступила эпоха диско, которая привнесла в макияж шиммер, глиттер, стразы, блёстки всех возможных цветов. Самым популярным оттенком была фуксия.
К концу столетия мейнстримным стал минимализм: матовая кожа, натуральные брови, коричнево-бежевые оттенки. Индустрия красоты расслаивались на всё более разнообразные течения: агрессивный гранж, рейв-эстетику андерграунда, «героиновый шик» Кейт Мосс или супермодельный глянец.