Безмозглый, безграмотный баран! Фотография настоящая, не ретушированная. Надпись «СССР» появилась позже, перед самым стартом — её нарисовали вручную, потому что кто-то вспомнил историю Пауэрса. И существует даже киноплёнка. Изучи предмет, прежде чем писать бред сивой кобылы, сектант из «свидетелей эсэсэсэр»!
50 лет назад погиб Юрий Гагарин
30 марта 1968 года в Москве прощались с человеком, который стал кумиром для миллионов людей в СССР и во всем мире. Проводить Гагарина в последний путь пришли тысячи москвичей и гостей столицы. В СССР был объявлен траур. Впервые так почтили память человека, который не был политиком.
Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением (на авиаслэнге — «спарка»), в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, разбился утром 27 марта 1968 года. Их останки обнаружили в 65 километрах от аэродрома вылета Чкаловский, в березовой роще, неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области.
За прошедшие десятилетия к этой трагедии обращалось множество авторов самых разных компетенций и намерений. В их числе были и специалисты в области авиационно-космической техники, и независимые (в том числе от фактов) «аналитики», и неистовые обличители всего и вся в нашем прошлом.
Этой активности невольно способствовали (и продолжают поощрять) два фактора: своеобразно понимаемая свобода слова как возможность безграничного мифотворчества, а также многолетнее замалчивание результатов, к которым пришла официальная комиссия, расследовавшая катастрофу Гагарина — Серегина.
А между тем «на-гора» было выдано 29 томов с грифом «секретно». Но никакого, хотя бы самого краткого вывода о причинах и обстоятельствах случившегося опубликовано не было. И все, что на сегодняшний день можно хотя бы отдаленно связать с выводами комиссии, — это публикации профессора С.М. Белоцерковского, руководителя дипломного проекта Юрия Гагарина в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Сразу после катастрофы его привлекли к расследованию в качестве одного из экспертов, но только в конце 80-х, при активной поддержке летчика-космонавта Алексея Леонова, у него появилась возможность приоткрыть некоторые фактические обстоятельства трагедии и предать гласности свои умозаключения о ее причинах.
Был не раз мотор в перечистке,
Три ресурса давно прошли —
Неужели во всей Отчизне
Лучших крыльев ему не нашли?!
По версии Белоцерковского — Леонова, самолет Гагарина попал в струю пролетавшего рядом сверхзвукового истребителя и свалился в штопор. Было много несогласных с этим выводом, весьма авторитетные в летном деле специалисты выступали с опровержениями. В их числе — летчик-космонавт Георгий Береговой, которого по праву считали «главным штопористом». Это явление было им досконально изучено и в теории, и на собственном опыте. Береговой не считал попадание в инверсионный след единственно возможной причиной сваливания МиГ-15УТИ в штопор. Не соглашался с Белоцерковским и летчик-инструктор Анатолий Колосов, который учил летать Гагарина еще в его курсантские годы.
Как бы там ни было, в 1992 году вышла книга С.М. Белоцерковского «Гибель Гагарина. Факты и домыслы». А спустя пять лет тот же автор, но уже в новой книге дополняет новыми аргументами свою версию катастрофы. Важный комментарий дал к этому академик Борис Черток, правая рука академика С.П. Королева: «Случалось, что вероятных причин того или иного отказа в сложных больших системах могло быть несколько. Пока версия, разработанная Белоцерковским — Леоновым, остается «наиболее вероятной».
Несколько лет назад профессора Белоцерковского не стало, он уже не может ответить оппонентам. А споры среди авиаторов и космонавтов, авиатехников и специалистов-аэродинамиков не прекращаются и по сей день. В начале марта, в канун 70-летия со дня рождения Гагарина, космонавт Виталий Севастьянов заявил, что «на 75 процентов» уверен — причиной катастрофы стало столкновение самолета с зондом, в результате чего разрушилось остекление кабины.
Последний «вывозной»
27 марта 1968 года по плану авиаполка, обеспечивавшего специальную подготовку летчиков-космонавтов, Гагарин должен был выполнить три контрольных полета на «спарке» с проверяющим, чтобы получить допуск к самостоятельным тренировочным вылетам после более чем трехмесячного перерыва. «Нелетная» пауза была связана главным образом с подготовкой дипломной работы в академии им. Н.Е. Жуковского.
Сразу после защиты диплома Гагарин, как и положено, прошел наземную доподготовку к возобновлению полетов, а 13 марта уже поднялся в небо. За последующие две недели он совершил на «спарке» 18 полетов, восстанавливая пилотажные навыки (взлеты, полеты по кругу и в зоны пилотирования, заходы и посадки). Причем не с одним, а последовательно с четырьмя контролирующими летчиками. С ним поднимались в небо капитан, два майора и подполковник — от пилота-инструктора до командира эскадрильи. Его налет за это время составил более девяти часов — квартальная, а то и полугодовая норма для большинства пилотов нынешних российских ВВС.
Окончательный допуск к возобновлению самостоятельных полетов Гагарина должен был дать лично командир полка Владимир Серегин — Герой Советского Союза, отважный и удачливый летчик-штурмовик в годы Великой Отечественной. Он окончил академию Жуковского за 15 лет до Гагарина. Немаловажно и то, что Серегин был ведущим испытателем самолета МиГ-15УТИ, а летной подготовкой первого набора космонавтов руководил уже почти пять лет.
В тот злополучный день полеты чкаловского полка начались с задержкой — ждали, пока сядет тяжелый самолет другой авиационной части, выполнявший специальное задание. Это внесло некоторую нервозность в отлаженный механизм предполетных указаний. В частности, потому, что не было данных от разведчика погоды — он приземлился, когда Гагарин уже выруливал на старт.
Самолет Гагарина — Серегина (бортовой N 18) оторвался от ВПП аэродрома в 10 часов 19 минут. Радиообмен с руководителем полетов вел контролируемый летчик — сам Гагарин. Его голос, фиксируемый на магнитофоне командного пункта, звучал спокойно и четко. Через три минуты он доложил о выходе на рубеж набора высоты и получил разрешение подниматься, как и предусматривалось, до 4200 метров. Еще через две минуты от 625-го — позывной Гагарина — поступило сообщение о выходе за верхнюю кромку нижнего слоя облаков, а еще через две — Юрий Алексеевич доложил о входе в пилотажную зону N 20 и запросил «добро» на работу в ней. Получив разрешение, он дисциплинированно ответил: «Понял, выполняю».
Это было в 10 часов 26 минут.
А всего через четыре (!) минуты Гагарин таким же спокойным голосом сообщил на землю об окончании задания в зоне и запросил разрешения развернуться на курс выхода из нее (320 градусов).
Для руководителя полетов такой запрос был неожиданным. Выполнение всех элементов пилотажа в зоне занимает обычно не менее 20 минут. В предыдущих летных сменах Гагарин выполнил с разными инструкторами уже пять таких полетов.
Но голос Юрия Алексеевича был таким же спокойным (это подтвердят потом и многочисленные экспертизы), как и в предыдущих радиосообщениях. Поэтому руководитель полетов, подполковник по званию, не стал выяснять причину этого несоответствия у двух полковников, Героев Советского Союза, и ответил:
На что Гагарин с прежней нормальной интонацией сказал:
Задание тоже не представляло сложности. На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут, но уже в 10:32 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу.
Версии гибели первого космонавта
Для расследования причин катастрофы создали Государственную комиссию. Комиссия сделала вывод, что самолёт сорвался в штопор, уклоняясь от посторонней цели — воздушного шара или стаи гусей.
Точные причины и обстоятельства катастрофы не выяснены до сих пор. Существует много версий случившегося, достоверность которых выяснить не представляется возможным. Как часто бывает в таких случаях, высказывались разные предположения. Начиная от преднамеренных созданий условий для катастрофы злоумышленниками, заканчивая алкогольным опьянением летчиков и вмешательством потусторонних сил. Все эти версии были отвергнуты разумными аргументами.
Из других рассматриваемых вариантов возможными кажутся версии про:
- Плохие погодные условия;
- Конструктивные недостатки самолета;
- Неисправность оборудования;
- Недостаточно хорошая организация полетов;
- Попадание в след ранее пролетавшего самолета.
Четкого подтверждения ни одной из этих версий найти не удалось.
После гибели Юрия Гагарина в стране объявили общенациональный траур. Ранее такое случалось только в связи со смертью действующего главы государства.
Мемориал на месте катастрофы
В 1975 году на месте гибели В.С. Серегина и Ю.А. Гагарина открыли мемориал, который выполнен из красного гранита в форме крыла самолёта. На стелле высечены портреты погибших летчиков. Рядом установили самолёт МиГ-15, точную копию самолёта, на котором разбились лётчики.
Ежегодно 27 марта у мемориала проходит митинг памяти.
Жена полностью осознавала его чувства, отмечая это таким строками книги, – «Самолёты Юра очень любил… Только упоминание о предстоящем полёте приводило его в состояние возбуждения… Беречься, щадить себя для него значило не жить. Небом он «болел» неизлечимо…».
«В этом году Гагарин и Титов будут много летать»
Из дневника генерала Каманина: «8 февраля. В разное время, но по одному и тому же вопросу заезжали Гагарин и Титов. Оба доложили, что готовятся 19 февраля защищать дипломные работы в Академии имени Жуковского. В этом году Гагарин и Титов будут много летать: Гагарин восстановится как летчик первого класса и займется руководством летно-космической подготовки в ЦПК, а Титов будет заканчивать свое оформление в качестве летчика-испытателя и кандидата на облет орбитального самолета Микояна».
17 февраля 1968 года Юрий Гагарин и Герман Титов действительно с отличием защитили дипломные работы в академии имени Жуковского. После этого Гагарин занялся восстановлением летных навыков, о чем, по свидетельству друзей, давно мечтал.
Летную практику первый космонавт проходил на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»).
Программу полетов с инструктором к концу марта 1968 года Гагарин практически завершил.
Из дневника Николая Каманина: «26 марта. После заседания Госкомиссии генерал Кузнецов (начальник Центра подготовки космонавтов в 1963–1972 годах — прим. АиФ.ru) доложил мне, что завтра предполагается выпустить Гагарина в самостоятельный полет на самолете МиГ-17. Кузнецов просил меня разрешить ему лично проверить на самолете УТИ МиГ-15 подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету. Совместный полет Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. Я разрешил командиру полка В. С. Серегину проверить завтра технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска в полет Гагарина, проанализировать и доложить мне воздушную обстановку и метеоусловия. Право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина я оставил за собой».
Исчезнувшие
Таким образом, 27 марта Гагарину предстоял еще один полет с инструктором, в качестве которого выступал командир «космического» авиаполка Владимир Серегин. В случае, если полет пройдет без замечаний, планировалось разрешить Юрию Алексеевичу самостоятельные вылеты.
Утром 27-го числа Каманин, по его собственным воспоминаниям, был раздосадован — из-за занятости в Москве он не мог приехать на подмосковный аэродром Чкаловский, чтобы лично поздравить Гагарина с завершением программы полетов с инструктором и разрешить ему самостоятельный вылет.
Для Николая Петровича Каманина, который относился к Гагарину как к сыну, это было очень важно. Однако воинская дисциплина для него была превыше всего.
В 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на учебном самолёте МиГ-15УТИ. Погода в этот день не была идеальной, однако и сложности для опытных летчиков она не представляла.
Задание тоже не представляло сложности. На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут, но уже в 10:32 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу.
Больше самолет Гагарина и Серегина на связь не выходил.