Насколько я понимаю, вы работаете A&R менеджером в JOOF. Можете ли вы поделиться своим опытом, как лучше всего отправлять демонстрационные ролики, чтобы теги отвечали на электронные письма? Каковы типичные ошибки?
Как начинающему артисту найти лейбл? Интервью с музыкальным менеджером Ангелиной Мазановой
Это концертное агентство, компания, которая занимается продвижением артистов, организацией концертов, съемок, фотосессий и различных мероприятий. «Музыка Над Москвой» выросла из кафе «Над Москвой», небольшого заведения, где мы организовывали концерты великих артистов в уютном семейном формате. Потом, к сожалению, кафе закрылось, но я решил продолжить эту творческую историю.
Изначально у меня даже не было задачи начать бизнес — были художники, которые просили о помощи. Я подружился с одним из крупнейших дистрибьюторов в России, ONErpm, и мы начали выпускать музыку.
Можно сказать, что «Музыка над Москвой» помогает начинающим артистам и андеграунду заявить о себе и продвигаться?
Правильно. Музыканты в шутку называют меня «Матерью драконов». Я пришла на Dr.Head Live сейчас, и ребята сказали: «О, мама здесь!». Я человек, который помогает музыкантам во всех начинаниях. Ко мне приходит артист и говорит: «У нас нет ничего, кроме музыки, которую мы написали. Мы понятия не имеем, как выглядеть, даже имени нет». И мы вместе думаем, набрасываем образы и так далее.
Режиссер иногда выступает в роли психолога, который успокаивает музыкантов. Это постоянная работа в бешеном темпе, по телефону.
Но у нас также есть артисты, которые работают с нами и выступают на сцене по 15-20 лет. Очевидно, что взаимодействие с начинающими и опытными музыкантами строится по-разному.
Как вы стали музыкальным менеджером?
Я пианист, и в 17 лет передо мной встал выбор: пойти в высшее музыкальное училище или заняться чем-то другим. Я учился в Академии имени Гнесиных и одновременно занимался музыкой. Меня приняли в Академию Гиннесса и одновременно на курс «Предпринимательство в культуре». От музыки никуда не деться: я самомотивированный музыкант. В течение пяти лет, пока я играл в группе, я пытался понять, какого музыкального менеджера я хочу, что мне нужно как музыканту. Я научился общаться с художниками. Моя работа требует большой душевной стойкости: вы всегда должны излучать уверенность, даже когда случается несчастье. Вы должны сохранять спокойствие и говорить музыкантам: «Все замечательно, все хорошо, сейчас мы будем выступать, думайте о музыке». Художник не должен беспокоиться о пустяках.
Сейчас есть школы, где учат менеджменту, но практика показывает, что любое образование остается только теорией, пока вы не соприкасаетесь с ним лично.
Чем занимаются лейблы и чем они могут быть полезны?
Существует разница между российским и международным пониманием функций «тегирования». Здесь вы можете увидеть 360-градусный вид российского плана.
Маркетинг Компания создает бренд, образ в сознании слушателей, делает все действия, которые ведут к этому: ведет группы в социальных сетях, продвигает треки и клипы, концерты и тому подобное.
Связи с общественностью Все, что связано с работой со СМИ: получение сюжета на телевидении, организация интервью в журнале, трансляция радиосюжета, организация выступления артиста на крупном мероприятии. Там все есть.
Бронирование (или управление выступлениями) Основная задача — продажа выступлений артиста. По сравнению с традиционной компанией, это отдел продаж.
Производство видео обычно передается на аутсорсинг. В рамках ярлыка можно производить только простой контент (я уверен, что есть какие-то исключения, но пока я их не видел). Самое главное для этих работ — хороший опыт работы с видео (обычно это самая большая статья расходов для исполнителя). Больно, когда много денег тратится на посредственный продукт) и бюджетов.
Распространение Самое главное, чтобы у компании были хорошие связи и рычаги для обеспечения продвижения в цифровых магазинах (Apple Music, iTunes, Boom, Яндекс Музыка). Это включает в себя монетизацию музыки с помощью услуг «музыка для бипсов». Совершенно нормально, если лейбл вовремя отправляет свои треки на цифровые платформы, отслеживает заработанные деньги и честно платит вам. Физическое распространение — это производство контента на физических носителях (пластинки, компакт-диски). Это гиблое дело, но иногда оно полезно. Теперь это больше товар, продаваемый на концертах или в качестве подарков для партнеров.
IT Создание и обслуживание веб-сайтов, мобильных приложений и сайтов подписки.
Строительство дорожек Некоторые из них делаются внутри, некоторые снаружи. Обычно это большая статья расходов, поэтому требуется экспертиза.
Решение юридических и бухгалтерских вопросов Если у вас много песен/партнеров/деятельности, эти вопросы становятся серьезными. Юристы и бухгалтеры помогут вам.
Публикации В международном смысле публикации не являются частью этикеток, они представляют собой собственный вид организации. В России эти функции часто совмещаются. Сотрудники этого отдела следят за сбором авторских денег, продают лицензии на использование произведений и, как правило, являются лучшими друзьями авторов.
Сотрудничество со спонсорами Еще один способ сэкономить деньги — сотрудничество со спонсорами. Это включает интеграцию, совместные проекты и продажу рекламы на платформах артистов. Хорошо, если в компании есть специальный человек для выполнения этой задачи.
Забота об административных вопросах Все, что не было упомянуто выше, но отнимает много времени: Бронирование билетов и гостиниц. Ищем дизайнеров и фотографов. Регулярно напоминайте им, что пришло время «загрузить» материал. И так далее.
Видео от Black Star об их работе:
Плюсы работы с лейблами:
- Вы получаете большую экспертизу. Если этот лейбл образовался не вчера, у сотрудников есть опыт продвижения больших артистов, команд, работы с ними. Так попадание на радио или написание хитовой композиции на лейбле может занять гораздо меньше времени.
- Вы получаете доступ к финансовым возможностям лейбла и его финансовой прочности. Во-первых, лейблы понимают, сколько времени и денег занимает тот или иной процесс. Во-вторых, у них есть другие источники дохода в виде уже успешных артистов, деньги с которых они имеют возможность инвестировать в вас.
- Вы получаете силу бренда и ожидание аудитории. К вам приковано больше внимания, и вам проще добиться внимания слушателей. Вы получаете дополнительную аудиторию этого лейбла. Часто лейблы перемешивают аудиторию, делают кросс-компании, чтобы артисты получали аудиторию друг друга.
- Возможности доверительного общения с другими людьми в индустрии. В том числе с артистами. Лейблу проще организовать для вас совместную запись с другим артистом, чем если вы будете делать это сами. К связям можно отнести и общение с радиостанциями и СМИ. На радио понимают, что за этим артистом стоит лейбл, команда. И если радиостанция возьмёт песню, то её поддержат и другие, у песни больший шанс стать популярной.
- Снижение рисков. Большую часть финансовых рисков на себя берёт лейбл. Деньги, которые попадают к вам — чаще всего ваши, и вы можете их свободно тратить (если это не аванс, в этом случае деньги предстоит отбить). Если вы независимый артист, вам нужно думать о том, как эти деньги реинвестировать в дальнейшие съёмки клипов, производство, маркетинг и так далее.
- Больше времени на творчество. Вы имеете возможность заниматься только творчеством, выступлениями, не занимаясь при этом административной частью.
- придется делиться прибылью. С каждого выступления вы будете получать меньший процент. Но при этом сама сумма может быть гораздо больше, чем если бы вы работали в одиночку. Например, у вас было одно выступление в месяц за 100 000. Сейчас вы выступаете каждую неделю за 200 000. Да, вы отдаете процент лейблу, но денег в итоге больше
- Работая с лейблом, вы не все контролируете. Часть решений вы передаёте другим людям, которые подчиняются директору лейбла, собственнику или инвестору. При этом степень потери этого контроля зависит от структуры лейбла, его внутренней культуры, политики. Но в любом лейбле этот нюанс в большей или меньшей степени присутствует. Помимо ваших интересов появляются ещё интересы собственников.
- Наличие обязательств перед лейблом. У вас меньше гибкости в плане отдыха и выбора проектов. Если хотите взять паузу — это может противоречить условиям контракта. Но все зависит от ваших договоренностей. Где-то у артиста большая автономность, где-то его сковывают в рамки и обязательства. Однако обязательства в любом случае будут.
- Ограничения в творческом плане. То чего боятся многие артисты. Характер ограничений может быть разный — от мягкого совета, до категоричного «нет, делай так!». Не всегда это актуально, где артистам предоставляется полная автономность
- Потеря части прав. В зависимости от условий договора — после ухода из лейбла вы можете остаться без своих песен, не сможете их исполнять и зарабатывать.
Можно ли обойтись без лейбла?
- У вас останется меньше времени на творчество.
- Вам необходимо самому иметь административные навыки, для того, чтобы организовать команду либо иметь рядом человека, которому вы доверяете и который обладает административными навыками.
- Путь до вашей цели быть длиннее в разы. Хотя, есть и другие примеры
- Все риски на вас
В самом простом варианте: компания и артист договариваются о разделе прибыли из всех источников. Соотношение зависит от текущего состояния артиста и возможностей компании. 50% на 50% — обычно очень хороший вариант, но такое случается редко. Обычно компания получает большую долю: 70% к 30% или 90% к 10% (для молодых художников). Контракт можно сделать более гибким, например, изменить долю прибыли таким образом, чтобы артист получил обратно вложенные деньги. Например, начать с 90 % к 10 % в пользу лейбла, с фиксированной суммой для первоначальных инвестиций. Как только прибыль покрывает инвестиции, начинается этап 70% на 30%. После достижения следующей финансовой цели (или определенного периода времени) процент снова меняется. И так далее.
Размер авансового платежа — еще один момент, который можно обсудить. Будет ли он или нет? Насколько большим он будет? Как правило, чем выше первоначальный взнос, тем хуже условия по процентной ставке. В конце концов, в этом случае большая часть риска ложится на этикетку.
Аванс не является платой, вы должны его вернуть. Возмещение производится из вашей доли. Например, вы получаете 1 000 000 рублей авансом. Вы работаете в соотношении 70% к 30% в пользу этикетки. Вы должны выплатить этот аванс из своего заработка, а затем получить деньги. В данном примере ваша общая прибыль должна составить 3 333 333 рубля. 30% от этой суммы составляет ровно 1 000 000 авансов. И только тогда вы начнете получать прибыль.
Вы можете попросить гарантированную минимальную зарплату, если у вас нет выступлений в каждом месяце. Согласится компания или нет, зависит от ее заинтересованности в вас.
Все можно обсудить. Вы можете предложить контракт, по которому художник получает разные доли из разных источников прибыли. Например, 50% от концертов и 30% от распространения. Нет никаких правил.
Привязанность к лейблу будет мотивировать вас выпускать материал своевременно
Чем лучше вы выступите перед этикеткой, тем лучшие условия вы получите. В этом есть смысл: инвестирование на ранних стадиях слишком рискованно. Большинство лейблов заинтересованы в артистах, у которых уже есть жизнеспособная модель и хорошее позиционирование, когда речь идет только о масштабировании проекта.
Составление письма
Основная часть письма должна содержать краткую информацию о вас, вашей работе/проекте и ваших полномочиях. Контактная информация должна быть указана ниже. Будьте кратки и включайте только самую важную информацию.
Тема : Демо — Название…
Сообщение. Меня зовут ___________, и я хотел бы представить вам свой трек. Творческий псевдоним : __________ Название : _____________ Жанр : ____________
Ниже приведена ссылка на сайт обмена музыкой или другие ссылки на ваши музыкальные и социальные сети. Искренне, ____________ Тел: E-mail:
Уведомление. Лучшим почтовым сервисом для таких рассылок является mailchimp.com, который позволяет создавать презентабельные письма со стандартным текстом, вставлять изображения и ссылки. Также имеется очень полезная функция контроля за активностью чтения букв.
В заключительном пункте этой статьи будет рассмотрен еще один способ общения с меткой. Это более трудоемкий, но очень эффективный способ.
Свой первый релиз я организовал таким образом — написал письмо на швейцарский лейбл Unreleased Digital, где в то время (2008 год) выходил мой кумир Dinka. ✍️
Вы не можете себе представить, как высоко я подпрыгнул, когда получил свой первый контракт с ними. Первая публикация и мгновенные кумиры! Ниже приведены некоторые общие советы и фотография моего первого контракта на выпуск альбома Victor Slate — Summer Lights EP (UDR055-9).
Чего делать не нужно:
- Не отсылайте CD, Wav’ки или MP3 демки без предварительного 1-го предпрослушивания. Soundcloud — идеальный способ прослушать ваш трек и избавить A&R-менеджеров лейбла от ненужных действий скачать/удалить.
- Не отправляйте более 2-3 треков. Не надо отсылать для знакомства с вашим творчеством всю свою бесчисленную коллекцию не изданного материала, накопленную с начала 2000-х. Такие письма либо удаляются сразу (особенно если они без превью на Soundcloud), либо менеджер лейбла слушает первый трек. Возьмите 1 свой лучший трек и попытайте свою удачу.
- Не упоминайте, что трек еще не закончен. Присылайте финальные или близкие к финалу версии. Никто не станет выпускать черновик. Не тратьте чужое время впустую.
- Не делайте массовую email рассылку. Запомните правило: 1 лейбл = 1 приватная ссылка на Soundcloud. В противном случае попадете в черный список.
- Не извиняйтесь перед лейблом за то, что трек без мастеринга. Ваш трек должен быть отмастерен перед отправкой. Мастеринг — это просто и быстро. Lightmuzik Mastering — идеально подойдет для этой цели.
- Не упоминайте свой возраст. Особенно, если вам 38 лет
- Не отправляйте ремиксы/каверы на чужие композиции. Вероятность того, что лейбл решил заняться очисткой прав на оригинал сводится к 0.
- Не рассказывайте слишком много в первом письме. Сохраните пару тайн на потом.
- Кратко описывайте свою композицию. Не надо писать 3-х страничный рассказ о своем детстве. 2-3 строки помогут менеджерам узнать, как вы видите свой трек и к чему стремитесь.
- Когда дело доходит до визуального представления вашего трека — покажите всю свою творческую страсть. Изобразите настроение трека в виде обложки к нему. Это поможет дополнить повествование о треке и сделать его прослушивание незабываемым.
- Наличие снятого видео может помочь выглядеть вашей работе более завершенной, но с другой стороны безвкусное видео может испортить всё впечатление от прослушивания даже хорошего трека.
- Используйте предпрослушку треков через Soundcloud — это лучший вариант.
- Если вы не уверены в качестве своего трека (баланс, громкость, эквализация и т.д), то LightmuZik Mastering помогут вам сделать профессионально звучащий трек.
- Лесть от чистого сердца вполне может помочь. Покажите, что вы реально знаете и любите этот лейбл и что его отказ в выпуске ваших треков причинит вам глубокую моральную боль. =)
- Если вы получали поддержку от крупных имен или выступали на крупных фестивалях, определенно стоит об этом упомянуть.
- Вполне хорошо будет, если Вы упомянете 2-3 чужих трека, которые вдохновляют вас как артиста. Вполне вероятно, что A&R менеджер лейбла разделит ваши вкусы к музыке и охотнее послушает ваш трек.
Как группа или исполнитель попадают на лейбл
Посмотрим, что будет с группой Square Circles, которая хочет подписать контракт с лейблом. Прежде чем музыканты подпишут контракт со звукозаписывающей компанией, их должны разыскать представители звукозаписывающей компании.
Те, кого находит Balls Records, идут на концерт, где выступает наша группа. Люди из A&R были в восторге от выступления группы и убедили руководство компании подписать контракт с Square Circles. Это начинает процесс введения группы в музыкальную индустрию и задействует все остальные отделы звукозаписывающей компании.
Следующим шагом для группы станет запись альбома. A&R-менеджер находит продюсера, с которым разрабатывает концепцию альбома и отбирает песни для него. Balls Records предоставляет группе бюджет, из которого оплачиваются услуги студийных техников, звукорежиссеров, музыкантов и аренда студии звукозаписи. В свою очередь, представитель A&R планирует график записи.
В то же время в работу вовлечены и другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records имеет бюджет на рекламу, оформление альбомов, публикацию и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, лирики и художники работают, отдел A&R сотрудничает с отделами маркетинга, распространения и PR, планируя дату выхода альбома.
Для музыкальной компании важно, чтобы Square Circles была адекватно представлена на федеральном, государственном и местном уровнях. Отдел развития артистов бронирует концертные площадки и планирует выступления. Одновременно готовится рекламный тур, который также включает выступления музыкантов на телевидении и радио. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в СМИ полностью зависят от бюджета.
По мере приближения даты выхода альбома отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно убедиться, что релиз альбома получит заслуженное внимание. Все отделы работают согласованно, чтобы будущий альбом Square Circles продавался как можно большим тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько хорошо и эффективно работают все участники процесса — от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.
Какова цена песни, сингла или альбома?
По данным Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA), многие факторы могут повлиять на конечную стоимость песни, альбома, сингла или целого компакт-диска. По сравнению со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков практически ничего не стоит.
Подпись художника включает в себя множество самых разнообразных работ. Музыкальная индустрия — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.
Почему лейблы никуда не денутся
Несмотря на рост потоковых сервисов и постоянные сообщения об изменении потребления музыки, лейблы не собираются уходить. Музыкальная индустрия устроена таким образом, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.
Компании живут за счет распространения музыки: чем больше каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и потоковые сервисы живут за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, им нужны слушатели. Постоянные и новые слушатели не придут, не услышав новой музыки.
В то же время, без радиостанций и потоковых платформ слушатели не узнали бы о новых релизах и исполнителях. А без этого невозможно было бы продавать альбомы.
Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает время на радио. Покупка эфирного времени гарантирует, что определенное количество песен из альбома будет выпущено. Чтобы продать альбом и получить прибыль, компании важно транслировать песни как можно чаще. Поэтому лейблы готовы пойти на все, чтобы увеличить свои продажи.
Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки
Чем сложнее становилось подписать контракт с крупной звукозаписывающей компанией, тем больше появлялось независимых лейблов. Однако независимых лейблов не так много.
Создать свой собственный лейбл несложно — гораздо сложнее сделать так, чтобы он развивался. Поиск новых артистов, запись музыки, разработка рекламных идей и маркетинговых стратегий, а также общение со СМИ — все это невероятно сложно, когда лейбл состоит всего из нескольких человек. В небольших звукозаписывающих компаниях функции многих отделов часто берет на себя один человек.
Но это не значит, что независимый музыкальный лейбл не может быть успешным. Просто для этого нужно приложить гораздо больше усилий.
Согласно справочнику Record Labels & Companies Guide, независимые лейблы могут быть успешными, если они ориентированы на определенный жанр музыки или местный рынок. Часто крупные лейблы упускают из виду интересных местных артистов, что открывает дорогу независимым лейблам.
SubPop, независимый лейбл, стал успешным, сосредоточившись на панк- и гранж-сцене Сиэтла. GoKart Records зарабатывает на той же нью-йоркской сцене. Alligator Records занимается исключительно блюзом, а Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.
Рост Интернета также играет на руку независимым лейблам. Небольшие звукозаписывающие компании продают свою музыку через Интернет, не прибегая к традиционным методам распространения через музыкальные магазины.
В то же время музыкантам легче распространять свою музыку через Интернет при поддержке независимых лейблов, с которыми они сотрудничают. Такие сайты, как College Music Journal, являются платформами, объединяющими независимые лейблы и начинающих музыкантов.