Создайте серию чисел (от 10 до 25) в случайном порядке. Попросите ребенка дошкольного возраста зачеркнуть определенное число (например, 2) независимо от того, сколько раз оно встречается.
Как подготовить ребенка к школе — советы родителям
Начало обучения в школе — это очень волнительный процесс как для ребенка, так и для родителей. Важно понимать, что это первый шаг к взрослой жизни, потому что ребенок находится в новом обществе и поэтому должен понять и принять правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение проходило без дополнительных проблем. Мы хотим выяснить, что такое школьная готовность, какие существуют типы и критерии.
В прошлом готовность ребенка к школе оценивалась дома на основе определенного уровня знаний. Сегодня педагоги и психологи рассматривают знания не как цель, а как средство для развития ребенка. Ребенок должен уметь использовать эти знания, извлекать и анализировать их самостоятельно.
Говоря о типах готовности к школе, можно выделить следующие:
- психологическая готовность,
- интеллектуальная готовность,
- социальная готовность,
- физическая готовность.
В связи с этим все родители хотят знать, как подготовить своего ребенка к поступлению в первый класс. Как узнать, готов ли он психологически? Как вы можете помочь ему, когда он столкнется с первыми в своей жизни школьными трудностями (а это обязательно произойдет)? Это очень важные вопросы, поэтому давайте как можно тщательнее изучим, как психологически подготовить вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно.
Что нужно уметь к первому классу
Существует список простых навыков, которыми ребенок должен овладеть до начала обучения в школе. Они перечислены ниже:
- Уход за собой. Ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться, а также содержать в порядке свои личные вещи. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен научиться чистить зубы утром и вечером и поддерживать себя в чистоте в течение дня, т.е. поправлять одежду и волосы, когда это необходимо.
- Ребенок должен иметь возможность свободно говорить о себе, своих увлечениях и членах семьи.
- Будьте дружелюбны к другим детям и понимайте, что в общении со сверстниками и взрослыми для вашего ребенка действуют разные правила. Он должен знать, как обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Он должен знать основные правила этикета, т.е. говорить «спасибо» и «пожалуйста».
- Он должен уметь различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы и читать простые тексты.
- Он/она должен быть знаком с русскими народными сказками и знать имена великих русских поэтов и писателей.
- Он/она может различать утро, день и вечер, знает названия месяцев, дней недели и времен года.
- Способность пересказать услышанный или прочитанный текст или составить рассказ по картинке.
- Базовые знания основных геометрических фигур: Квадрат, круг, треугольник и т.д.
- Достаточная выносливость, чтобы ребенок мог сидеть 30-40 минут и внимательно слушать учителя.
- Знание цветов и оттенков.
- Знание чисел от 1 до 10. Называние чисел в прямом и обратном порядке.
- Способность различать одушевленные и неодушевленные предметы.
- Способность сравнивать объекты на основе их размера.
- Возможность найти лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин — что лишнее?).
- Ребенок должен сопоставить предметы в соответствии с определенными общими категориями. Например, чашка, кружка, вилка — это посуда и т.д.
- Знать части человеческого тела и уметь их рисовать.
- Ребенок должен вести себя на равных со сверстниками и отстаивать свою точку зрения. Они не должны вести себя агрессивно по отношению к ним.
- Они должны адекватно реагировать, если кто-то с ними не согласен.
- Они должны быть достаточно здоровы, чтобы посещать школу.
Это означает, что ребенок уже овладел всеми навыками до поступления в первый класс. Конечно, большую роль в этом процессе играют детские сады и родители, поскольку они создают определенные рамки, в которых должно происходить дальнейшее обучение.
С какими стрессами ребенок может столкнуться
Когда ребенок поступает в первый класс, для него естественно волнение, потому что он находится в незнакомой и чужой для него среде.
Все дети, впервые поступающие в школу, испытывают следующие виды тревоги:
- иммунной. Ребенок попадает в большую группу детей и взрослых, которые страдают различными заболеваниями. Кто-то чихает, кто-то кашляет, и это происходит не на открытом воздухе, а в закрытом помещении. Поэтому вполне естественно, что дети контактируют с различными вирусами в классе, в коридоре или в столовой.
- В социальном плане. Школа — это всегда новое сообщество, где каждый готов играть свою роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занять определенное место в обществе.
- Академическая. Это включает в себя не только выполнение домашнего задания, но и спокойное сидение на заданном уроке и поднятие руки, если он хочет что-то сказать или ответить на вопрос учителя.
В этом случае полезной будет предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому вам следует отдать ребенка в ясли или детский сад как минимум за год до начала обучения в школе, если он еще не посещал их. Здесь он столкнется с теми же ситуациями, что и в школе (группа детей, разные социальные роли, та же учебная тревожность, только в более легкой форме).
Элизабет Фалина — клинический психолог, семейный психолог и нейропсихолог. Эксперт по работе с детьми и семьями, она является автором таких программ, как «Megamind — школа внимания», «Megamind — школа общения» для детей от 6 до 10 лет и образовательной программы «Ветер перемен» для подростков.
Со скольких лет начинать
Когда следует начинать психологическую подготовку ребенка дошкольного возраста? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые сомневаются, что немного раньше — 1,5-2 года. И уж точно все удивятся, услышав мнение детского психолога — о подгузниках.
Однако это не означает, что первые шесть лет жизни ребенка дошкольного возраста должны состоять исключительно из учебных занятий и регулярных уроков. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и постепенным. Без стрессов и чрезмерных требований — иначе бедный первоклассник потеряет желание учиться уже к 1 сентября.
Рекомендация родителям. Каждый год в жизни ребенка-дошкольника отмечен развитием определенной психической направленности. Изучите его. Например, в один год он должен начать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнить словарный запас. В 3 года — чтобы познакомить его с окружающим миром. В 4 года — нужно начинать вовлекать его в социальную адаптацию. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 лет все это нужно привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.
Составляющие элементы
Эксперты выделяют 4 типа психологической готовности к школе.
Личностно-социальная
Готовность к общению и взаимодействию. Прежде всего, со взрослыми:
- Понимать авторитет учителя, уважать его и беспрекословно подчиняться ему,
- не бояться,
- принять их как личность,
- чувствовать и держаться на расстоянии,
- Делайте то, что он говорит.
Как можно сформировать эту готовность: Расширяйте круг общения с малознакомыми взрослыми, прививайте базовые навыки уважения к старшим. Приглашайте друзей к себе домой, вовлекайте ребенка в общение с врачом в поликлинике, продавцом в магазине или другими родителями на детской площадке.
Во-вторых, будьте готовы общаться и взаимодействовать со сверстниками:
- Способность работать в команде,
- быть дружелюбным и неконфликтным,
- знают о поддержке друг друга,
- имеют представление о дружбе.
Как смоделировать эту готовность: не пренебрегайте детским садом, поощряйте общение с другими детьми на прогулках, приглашайте маленьких друзей к себе домой, учите их ролевым играм, берите их на общественные мероприятия.
Ребенок, посещавший детский сад, личностно и социально-психологически гораздо лучше подготовлен к школе, чем ребенок, оставшийся дома.
Эмоционально-волевая
Готовность к выполнению учебных заданий. Трудности могут испытывать как те, кто до школы активно занимался с репетиторами и посещал центры поддержки, так и те, кто не был обременен дополнительными занятиями. Первые будут глубоко разочарованы, потому что им не будут интересны уроки. Для последних процесс обучения будет затруднен: они не будут понимать задания, а посещение 40-минутных уроков превратится в испытание.
Как организовать подготовку:
- Научите их уважать распорядок дня,
- Научите ребенка быть прилежным,
- Не перегружайте их слишком большим количеством уроков,
- «Запишите их в школу будущего первокурсника»,
- Помните, что игра — это самая важная форма деятельности в дошкольном возрасте.
Когда ребенок поступает в школу, его следует приучать к чередованию занятий. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такая ротация готовит их к чередованию уроков и перемен.
Интеллектуальная
Готовность к умственному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Это не значит уметь читать и писать, говорить по-английски и знать наизусть цитаты из «Евгения Онегина». Речь идет об умении логически мыслить — к этому времени уже должна быть заложена основа аналитического мышления.
Какое это может быть образование:
- Обучение решению простейших логических детских головоломок,
- Разгадывайте вместе детские загадки, пародии и кроссворды,
- Чаще задавайте вопрос «Почему?»,
- Играйте вместе в развивающие настольные игры,
- купить Лего, строительные блоки и головоломки,
- Развивать мелкую моторику (лепка, рисование, декоративно-прикладное искусство, песочная терапия).
Тесты IQ для шестилетних детей показывают, насколько хорошо они подготовлены к школе в умственном и психологическом плане.
Мотивационная
Это один из самых важных психологических аспектов готовности к школе. Речь идет о формировании позитивного отношения к:
Советы родителям
Психологи дают ценные советы родителям дошкольников о том, как сформировать психологическую подготовку детей к школьной жизни, чтобы в дальнейшем они были успешны в учебе:
- Поиграйте с ребенком в «школу», поговорите о ней, пусть он пообщается с теми, кто уже ходит туда.
- Обязательно запишите его в «школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и своим распорядком дня.
- Научить преодолевать трудности, выполнять задания и не сдаваться на полпути.
- Читайте вместе, обсуждайте книги и делитесь опытом. Предпочитает рассказы о школьной жизни.
- Предоставьте своему ребенку больше свободы и независимости, чтобы он чувствовал себя в безопасности без вас.
- Развивающих настольных игр и логических детских головоломок достаточно, чтобы подготовить его умственно и психологически. Не переусердствуйте с занятиями — это может обескуражить их.
- Развитие когнитивной сферы: память, мышление, воображение, внимание.
Самая важная рекомендация для родителей дошкольников: от рождения до первого сидения за партой — это долгий путь психологической подготовки. Поэтому его следует начинать как можно раньше. В то же время следует помнить, что не стоит обременять их развивающими мероприятиями и личными сиделками.
Это означает, что ребенок уже овладел всеми навыками до поступления в первый класс. Конечно, большую роль в этом процессе играют детские сады и родители, поскольку они создают определенные рамки, в которых должно происходить дальнейшее обучение.
Как правильно подготовить ребенка к 1-му классу
По мнению экспертов, к подготовке следует подходить заранее, разумно распределив задачи, которые необходимо выполнить в течение года. В отличие от детского сада, в школе за вашим ребенком не будут так пристально наблюдать, поэтому стоит заранее подумать о том, насколько он самостоятелен.
Психолог Екушевская предлагает оценивать самостоятельность ребенка, задавая ему следующие вопросы:
— Выполняет ли ребенок домашние обязанности — убирает ли он свои игрушки, поливает ли цветы, ставит ли посуду в раковину, складывает ли свою одежду в шкаф; — помнит ли он, что нужно чистить зубы или мыть руки перед едой; — может ли ваш ребенок одеться без посторонней помощи, взять свою сумку, вспомнить, куда он положил то или иное? — Чувствует ли ребенок себя комфортно, когда родителей нет рядом? — Знает ли он своих сверстников самостоятельно, умеет ли общаться? — Может ли он самостоятельно справиться с задачей/действием? — Доводит ли он/она дела до конца?
Если вы чувствуете, что до независимости еще далеко, вам стоит подумать об этом заранее.
Второй важный момент заключается в том, что ребенок должен спокойно относиться к идее посещения школы. «Все незнакомое пугает и настораживает. Школа — одна из них, — объясняет Екушевская. Чувство неуверенности можно преодолеть, посмотрев фильмы о школьной жизни, поговорив с родителями об их школьной жизни (что было в первый месяц учебы, как они нашли друзей и т.д.), купив школьные принадлежности (школьный портфель, тетради и т.д.), ознакомившись со зданием школы, куда семья хочет записать своего ребенка.
Третий момент — у ребенка должно быть желание учиться и узнавать новое.
«Школа должна быть интересной для ребенка. Поэтому если его подготовить к первому классу до начала учебного года, может произойти обратный эффект. То же самое происходит, если вы вообще не занимаетесь с ребенком дошкольного возраста, если вы не говорите с ним о переходе. Ведь если дошкольник не знает основ, он ничего не поймет на уроке, а это приводит к унынию», — говорит педагог Мушта.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой
По мнению педагога Нины Мушта, наличие навыков и компетенций должно в основном относиться к внепредметным знаниям. «Дети дошкольного возраста должны уметь отвечать на простые вопросы о себе и своей семье (имя и фамилия, имя и фамилия родителей, профессия и место работы, домашний адрес и телефоны членов семьи), Что касается предметных навыков, то дети в первом классе не обязательно должны уметь делать арифметические действия в уме, знать таблицу умножения, хорошо читать и писать. В этом возрасте достаточно знать названия животных, различать времена года, считать до десяти, разбивать слова на слоги, рисовать линии и формы, называть цвета.
По мнению педагога, гораздо важнее, чтобы у детей сформировались основные поведенческие и культурные навыки к 1 классу, когда дошкольники умеют общаться со сверстниками, знают основные правила поведения в обществе и готовы слушать и выполнять указания взрослого.
Психолог Екушевская также подчеркивает, что развитие конкретных навыков (измерения, чтения, письма и т.д.) бесполезно, если ребенок психологически не готов к школе. По словам эксперта, проработка навыков общения, эмоционального интеллекта и самоорганизации поможет ускорить психологическую подготовку.
Для того чтобы ребенок мог общаться со сверстниками и учителями и связно выражать свои мысли, родители должны создавать ситуации, в которых дошкольник будет много общаться со сверстниками и взрослыми разного пола, возраста и характера, чтобы он мог играть разные роли и учиться общаться с разными типами людей.
Для развития эмоционального интеллекта (понимание собственных эмоций и эмоций других людей, умение контролировать эмоции и интерпретировать поведение других людей), по мнению психолога, важно, чтобы дети «пережили» как можно больше эмоций и чувств до школы. «Это поможет им подготовиться к различным ситуациям, которые могут возникнуть в школьное время», — объясняет эксперт Екушевская.
Умение организовывать себя (знать, что такое время и как его распределить) имеет решающее значение для планирования и выполнения домашних заданий. Четкий распорядок дня и задания (например, приготовление омлета в определенное время) со стороны родителей помогают в отработке этого навыка. Эти навыки формируют фундамент для дальнейшего развития, на котором строятся технические навыки, такие как письмо, решение элементарных логических задач и чтение.
Однако, как отмечает психолог Екушевская, перед поступлением в школу необходимо уточнить у учителей, какими навыками обычно обладают дети с первого класса. В одних странах дети владеют базовыми навыками, в других — большинство учащихся умеют писать, решать задачи и читать.
Психолог объясняет, что письмо обычно определяется как правильное держание руки для нахождения букв, обведение простых контуров, рисование линий и геометрических фигур, а также раскрашивание картинок без переусердствования.
«Решение простых логических задач включает в себя умение группировать и разделять объекты, находить различия или сходства, ориентироваться и, конечно же, считать», — отмечает эксперт. В некоторых учебных заведениях первоклассники также решают простые задачи на сложение и вычитание, упорядочивают числа от наибольшего к наименьшему и рисуют геометрические фигуры.
— Какую психологическую помощь могут предложить сами родители? Не кричать, когда их ребенок делает домашнее задание, не переживать, что он что-то пропустил, не позвонил, с кем-то поссорился. Есть ли эффективные советы для родителей?
Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий
Татьяна считает, что первые месяцы школьной жизни — очень сложное время. Мнение Татьяны очень важно для нас, потому что она видит проблему с другой стороны и делится своим опытом и наблюдениями. Татьяна, как и многие другие учителя, придерживается мнения, что успешная адаптация возможна только через сотрудничество: «Было бы хорошо, если бы родители помогали детям на первом этапе знакомства друг с другом. Это могут быть совместные экскурсии, посещение гостей и многое другое. Социальные контакты вне школы помогут и детям, и их родителям лучше узнать друг друга, узнать об интересах и увлечениях одноклассников.
Что касается системы отсутствия оценок в начале обучения, Татьяна советует не ставить оценки своему ребенку. «Когда дети идут в школу, они слышат: «Если будешь ходить в школу, получишь пятерку» — и этими словами мы разрушаем все. Маленький ученик с первых дней ожидает оценки, а ее нет; родственники всегда спрашивают его, чему он научился в школе сегодня, и это неправильный вопрос. Вы должны попытаться реорганизовать себя. Научитесь задавать правильные вопросы. Что интересного было сегодня в школе? Что вы узнали?»
Первоклассники знают свои первые чувства
«Родители часто спрашивают: «Что должен знать и уметь ребенок в первом классе?». Вопрос риторический. Да, было бы замечательно, если бы ребенок умел читать. Но это не самое главное, на мой взгляд. Познавательный интерес, перспектива, желание и способность работать, умение задавать вопросы и многое другое — вот что важно! К сожалению, бывают случаи, когда ребенка «тренируют», все учебники для первого класса, что остается первокласснику — ему скучно на уроках. Часто такие ученики теряют мотивацию к учебе, и восстановить ее впоследствии очень сложно. Существуют и обратные ситуации: Ребенок «слабый», ему нужно больше времени, чем другим, чтобы выполнить работу. Дома они торопят, ругают тебя и сравнивают с одноклассниками, которые все делают быстро и без усилий. Ребенок попадает в состояние академической неудачи, из которого очень трудно выбраться. Это требует разумной поддержки со стороны родителей и учителей.
Что должен уметь школьник?
Ментальная подготовка — самое важное, но что должен уметь ребенок перед поступлением в школу? Должен ли будущий первоклассник уметь читать и писать и какими навыками счета он должен обладать? Мы попытались ответить на эти вопросы в статье «Что должен знать студент?».
Учиться нелегко!
Уважаемые родители первоклассников! Команда «Белый кролик» желает вам и вашим детям больших успехов в подготовке к школе, мы рады помочь!
Дети очень любопытны по своей природе. В 4 года они любознательные философы, в 4,5-5 лет им интересно многое. Самое главное в процессе раннего развития и дошкольного детства — не испортить его.
Нужно вернуть ценность образования
— Какую психологическую помощь могут предложить сами родители? Не кричать, когда их ребенок делает домашнее задание, не переживать, что он что-то пропустил, не позвонил, с кем-то поссорился. Есть ли эффективные советы для родителей?
— Если вы устали на работе, если вам тяжело, если вам тяжело, не беспокойте ребенка о том, как прошел его день в школе, сначала восстановитесь.
Если вы чувствуете, что готовите, уйдите, выпейте стакан воды, займитесь тем, что вам нравится делать. Пока вы не почувствуете, что у вас есть силы продолжать разговор с ребенком. Если необходимо, попросите другого члена семьи подменить вас. Если это невозможно, дайте всем отдохнуть. Если вы не можете остановиться и кричите на своего ребенка, попросите у него прощения, в этом нет ничего плохого.
— Я думаю, что самая большая проблема для многих родителей — это домашние задания их детей и домашние задания их детей.
— В общем, каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. По возможности, объяснение материала ребенку должно быть возложено на учителей. Существующие и возобновляемые механизмы ухода за детьми вне школы очень выгодны для семей. Долг родителей — любить своих детей. Они не учителя, они не воспитатели. Им не нужно знать, как объяснять и преподавать материал. Научите своего ребенка обращаться к учителю, когда он чего-то не понимает, и просить его объяснить еще раз. Научите ребенка говорить, если он что-то не понял, не расслышал или у него что-то не получается. Однако материал должен быть передан непосредственно учителю.
— Какие вопросы родители могут задать своему ребенку, чтобы определить, готов ли он психологически к школе? Есть ли какой-то быстрый тест?
— Самый простой способ — спросить: «Ты хочешь пойти в школу? «Если ребенок говорит «да», то почему? Не почему, а зачем? Играть с детьми, общаться — это одно, потому что все далеко, это другое. Или: Я хочу научиться чему-то новому. Зачем вам нужно знать что-то новое? Что вы будете делать с этим знанием?
— У меня сложилось впечатление, что мало кто отвечает так, как можно было бы ожидать с точки зрения психологической готовности. Дети обычно ходят в школу мотивированными. Они хотят учиться и понимать, почему. Другое дело, что это проходит через несколько лет обучения в школе…..
— И почему?
— Первый класс — это в большинстве случаев повторение пройденного во многих школах, если только это не специализированные школы с расширенной учебной программой, плюс эйфория от новой обстановки. Второй класс уже более сложный, с новой информацией и новыми знаниями. К концу второго класса мы имеем успешного или неуспешного ребенка. В конце третьего класса многие дети спрашивают себя: «Зачем мне нужна эта школа? Учитывая, что образование не имеет ценности и пропагандируются легкие деньги, детям совершенно непонятно, зачем им ходить в школу, зачем им идти в колледж, они станут блоггером, рэпером, будут получать много денег, для этого не нужно ходить в школу.
— Родители, вероятно, не могут справиться с этой тенденцией самостоятельно, не так ли? Это должна быть общая политика в стране. Создать стимулы для обучения не так сложно, как их поддерживать. Сознательное обучение начинается в возрасте 14 лет. Либо ребенок хочет учиться, либо он знает, что будет делать дальше, либо он окончательно убежден, что это не нужно, что это все ерунда, и тогда вы ведете ребенка за руку до девятого класса, чтобы он хоть как-то закончил школу.
По мнению экспертов, к подготовке следует подходить заранее, разумно распределив задачи, которые необходимо выполнить в течение года. В отличие от детского сада, в школе за вашим ребенком не будут так пристально наблюдать, поэтому стоит заранее подумать о том, насколько он самостоятелен.
Стрессоустойчивость у первоклассника
Нередко родители и другие люди обременяют своего будущего первоклассника чрезмерными ожиданиями и поощрениями на следующие несколько лет обучения в школе. Ребенок часто слышит предложения типа: «Ты должен получать хорошие оценки/ всегда хорошо учиться/ быть прилежным и послушным учеником/ ты должен рано вставать/ никто не будет ждать тебя в школе!
На ребенка могут быть возложены большие надежды и требования родителей, что может привести к цеплянию, замкнутости и нестабильной самооценке. Поэтому родители должны быть рядом с ребенком в этот трудный период адаптации к новой среде и оказывать ему максимальную поддержку. Возьмите это за правило: может случиться так, что ребенок не может что-то сделать и совершает ошибки — это совершенно нормально. Сделайте ему поблажку — он пришел учиться, а не знать все сразу. Ни в коем случае, особенно в первые месяцы учебного года, не давите на ребенка, не сравнивайте его с одноклассниками и помогайте, даже если что-то систематически не получается.
Чтобы повысить толерантность первоклассника к тревоге, психологи рекомендуют следующие моменты:
— Обеспечьте спокойную обстановку
У родителей могут быть негативные воспоминания о школе, но вы должны постараться не передавать это отношение к образованию при ребенке — все это чувствуют и понимают. Вместо этого мотивируйте своего ребенка позитивными рассказами о будущем школьном образовании, научите его тому, что знания — это сокровище и основа жизни, дайте ему уверенность и надежность в том, что его ждет.
— Развивать независимость с детства
Постоянный контроль — это нехорошо и может только травмировать вашего ребенка. Воспитывайте в них самостоятельность, чтобы они могли сами выполнять простые домашние задания, а затем выполнять домашние задания, чтобы можно было оценить их реальный уровень знаний и узнать, где их слабые места или чего они не знают. Помощь в выполнении домашнего задания необходима только в том случае, если ваш ребенок действительно в ней нуждается.
— Будьте рядом со своим ребенком
Постарайтесь найти золотую середину, слушайте указания учителя и следуйте им, но не пренебрегайте идиосинкразией и интересами вашего ребенка. В непонятных ситуациях или нерешенных школьных проблемах проясняйте ситуацию и в первую очередь слушайте своего ребенка, старайтесь быть для него другом, чтобы он всегда мог рассчитывать на вас и вашу поддержку.
В начале школьной поры все первоклассники очень радуются, потому что все вокруг такое интересное и новое, что им хочется идти в школу. Но это лишь временное явление. Тогда желание рано встать, пойти в школу, сесть за парту и сделать домашнее задание утихнет, и возникнут первые трудности. Постарайтесь поддерживать огонь в глазах нового ученика и мотивировать его к обучению. Вы можете делать это с любой мотивацией.
Рекомендации родителям от детского психолога
Подводя итог, можно сказать, что самыми главными помощниками в успешной психологической подготовке ребенка к школе являются родители, и именно от них в основном зависит, как будущий первоклассник начнет новый этап в своей жизни. Маме и папе следует снизить свои ожидания от ребенка, быть терпеливыми и менее напряженными и, самое главное, подружиться с ним, поддерживать и поощрять его и постараться создать для него спокойную и приятную обстановку.
Если родители не могут сами помочь ребенку с психологической подготовкой к школе, хорошим решением будет обратиться к детскому психологу. Психолог может провести всесторонний анализ психического состояния ребенка и снять любые страхи перед поступлением в школу. Не пренебрегайте ранней нейропсихологической диагностикой будущего первокурсника. Нейродиагностика позволит вам определить уровень готовности ребенка к школе, выявить его сильные и слабые стороны и дать родителям четкое представление о том, в каком направлении им нужно двигаться, чтобы их ребенок не испытывал трудностей на этапе обучения. Помните, чем раньше выявлены ошибки, тем легче их исправить. Подготовка к школе — очень важный этап и требует полного внимания со стороны родителей. От готовности к школе зависит будущее обучение вашего ребенка. Это как минимум 11 лет в жизни вашего ребенка.
Как подготовиться: говорить только хорошее об учителях, проявлять интерес к учебному процессу, работать над достаточной самооценкой. В случае детских травм и внутренних комплексов рекомендуется обратиться к психологу.
Почему малышу неинтересно?
Естественное любопытство не развивается, когда родители убеждены, что ребенок всегда должен быть занят, и предоставляют серию идей, не ожидая, что ребенок чего-то захочет. На самом деле, эти родители не надоедают своим детям, а скука — это важно. При скуке вы обнаружите, что ребенок интересуется тем, чего он хочет. Вторая история заключается в том, что родители игнорируют интересы ребенка и всегда озабочены тем, что, по их мнению, ребенок должен знать. Третья история — это когда ребенок заинтересован, задает вопросы и нуждается в ответах, но многие родители игнорируют эти вопросы, потому что они заняты, устали или им неинтересно, и не поддерживают познавательную активность. Детское «почему» никуда не девается.
Психологическая готовность ребенка к школе
Слишком часто дети психологически не готовы к школе. Это может быть связано как с условиями детского сада, так и с идиосинкразией ребенка. Важно, чтобы родители честно задумались о том, насколько развита у ребенка когнитивная сфера: мышление, восприятие, внимание, воображение, память. Развита ли у ребенка способность контролировать свое поведение? Развиты ли у ребенка навыки самообслуживания и общения. В какой степени у ребенка развита мотивация к обучению, он психологически зрелый и имеет достаточную самооценку? Хорошо, если его самооценка достаточно высока — тогда ребенок уверен в своих силах и ему легче преодолевать различные проблемы. Дети с низкой самооценкой могут испытывать большие трудности.
Ребенок, который психологически готов, сочтет новую среду стрессовой и сможет с ней справиться. Если они не готовы, переход в школу вызывает тревогу, которая затем усиливается физически: Чем более тревожен ребенок, тем хуже работает его мозг и тем хуже его оценки.
Чтобы уменьшить стресс, связанный с походом в школу, и развить стрессоустойчивость, необходимо позаботиться о психологической готовности вашего ребенка в последний год перед началом учебы. Познакомить и подготовить ребенка к школьной жизни, которая намного строже, чем в детском саду. Вставайте в определенное время, одевайтесь, завтракайте, даже по выходным. Играйте в школе. Чем больше ребенок знает о новом этапе жизни, тем легче ему будет его прожить. В то же время не забывайте о познавательной активности: расширяйте его кругозор, берите его на прогулки, представляйте ему новые возможности, но не настаивайте и не заставляйте его делать это.
Учебная мотивация
Часто родители моделируют мотивацию ребенка к обучению для подготовки к школе через оценки: Вы будете хорошо учиться в школе и, прежде всего, получать пятерки. Поначалу такой подход может показаться заманчивым, но к 4 сентября ребенок понимает: чтобы получить пятерку, нужно что-то делать, а это не всегда легко. Детям приходится нелегко, потому что они не находят таких условий ни дома, ни в детском саду. Это также оказывает сильное влияние на их желание учиться в целом. Важно мотивировать, говоря, что будут оценки, но на самом деле школа — это место, где ребенок может узнать что-то новое и интересное.
Иногда родители выбирают школу, учителя или престижную учебную программу, не задумываясь о том, будет ли их ребенок чувствовать себя там комфортно. Если школьная среда не соответствует способностям ребенка или учитель слишком осуждает его, ученик постоянно страдает от неудач и стресса. В результате теряется интерес к учебе.
Нередко дети в 1, 2 и 3 классах не хотят ходить в школу из-за плохих отношений с учителями или учениками. Некоторые учителя отводят роль аутсайдера конкретному ребенку в классе. Обычно такой ребенок уже имеет некоторые особенности, например, у него низкий когнитивный уровень или он хулиган, который привык, что дома ему позволяют делать все, что он хочет. Такие дети мешают учителям на уроках. К такому ученику нужно проявлять уважение и стараться вызвать его интерес. В классе это может сделать только учитель. В начальной школе учительница — это мать. Дети восхищаются им. То, как он общается с учениками, перенимают и повторяют дети.
В первом классе речь идет о том, чтобы научить родителей, что домашнее задание нужно делать и что оно может быть не таким интересным, но нужно набраться терпения. Если родители давят без объяснений, они могут переусердствовать, и мотивация к обучению снизится, а учеба станет обузой.
Здоровый ребенок в здоровой среде будет иметь высокую познавательную мотивацию и огромное желание учиться. Если родители замечают обратный эффект, им следует искать три вышеупомянутые причины и при необходимости обратиться к специалистам.