Подростковый возраст — это не только время активного полового созревания, но и серьезный кризис в личностном развитии человека. Подростки стремятся к независимости. Они развивают осознание своего места в обществе, изучают правила и нормы поведения в обществе, формируют свое отношение и внутреннее поведение.
7 проблем современного подростка — беседа с психологом
В конце концов! и послушные и примерные мальчики и девочки становятся наглыми, дерзкими и отрицают все, чему их учили дома. Что мне делать? Психолог Петр Дмитриевский объяснил ПРАВМИРУ, как понять подростка.
В конце концов! и послушные и примерные мальчики и девочки становятся наглыми, дерзкими и отрицают все, чему их учили дома. Что мне делать? Психолог Петр Дмитриевский объяснил ПРАВМИРУ, как понять подростка.
Психология подростка
Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, нахальными и часто отрицают все, чему их учили дома. Конечно, есть дети, которые даже в переходном возрасте только радуют своих родителей, но это меньшинство. Петр Дмитриевский, психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Психолого-педагогического университета города Москвы, рассказал Правмиру о наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года.
Петр Дмитриевский родился в Ленинграде в 1975 году. В 1999 году окончил Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете. Он работал переводчиком с японского языка в Федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит молодежным клубом храма Святых мучеников Космы и Дамиана в Шубине, Москва. В 2009 году получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на кафедре гештальт-терапии с детьми и семьями МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ.
— Питер, какие самые распространенные жалобы родителей, которые обращаются в ваш центр, на своих детей-подростков?
— Наиболее распространенной жалобой является то, что они «ничего не хотят». То есть у родителей складывается впечатление, что их ребенок не интересуется ничем важным, он очень пассивен.
Мы пытаемся выяснить, почему подросток стал менее любопытен к окружающему миру. Иногда после одного или нескольких разговоров выясняется, что любопытство все еще присутствует, но то, что интересует подростка, не соответствует системе ценностей родителей.
Конечно, интернет во многом изменил контекст развития подростков, и многие родители обеспокоены тем, что их ребенок проводит слишком много времени за компьютером. Мы выясняем, что именно подросток ищет в Интернете или в компьютерных играх — иногда ситуация сразу же разряжается и члены семьи находят общий язык, но иногда проблема оказывается серьезнее, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется длительная и болезненная работа с семьей.
Для многих детей нового поколения общение через Интернет почти полностью заменяет реальную жизнь, и компьютер становится для них единственным способом снять стресс и переработать сложные переживания.
Еще одна распространенная проблема, с которой к нам обращаются родители, — это трудности их ребенка в общении с одноклассниками. Это относится как к застенчивым, тревожным детям, так и к импульсивным, физически очень сильным детям, которым трудно регулировать свое поведение из-за их импульсивности. Эти подростки часто признаются на консультациях, что не могут себя контролировать. Их поведение доставляет неудобства одноклассникам и учителям, а также раздражает их самих.
У нас есть специальные группы, где дети учатся строить отношения со сверстниками с помощью серии игр и упражнений в течение двух месяцев под руководством двух психологов. На первых занятиях многие стесняются, потому что боятся, что другие отвергнут их, если они поделятся своими чувствами. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.
Особенности возрастной психологии
— Не связана ли узкая, антисоциальная личность подростка с одиночеством, которое он испытывает дома? В конце концов, при современном темпе жизни такое внутреннее одиночество не редкость даже во внешне благополучных семьях. Родители отправляют ребенка в хорошую школу, на уроки, в кружок, ни в чем ему не отказывают, но они так устают от работы, что даже в выходные не находят сил с ним общаться, им не интересен его внутренний мир.
— Такое случается, и я не думаю, что это признак нашего времени. Близость — между супругами, родителями и детьми — всегда требовала умственных усилий, и человеческий инстинкт заставляет избегать напряжения. И чем больше усилий требуется для общения друг с другом, тем чаще люди хотят этого избежать.
С подростком дело обстоит иначе — он переживает возрастной кризис, фазу перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с самим собой и с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые чувствуют себя бессильными и отстраняются перед лицом изменений, грубости и нестабильного поведения своего ребенка. И нагрузка, похоже, имеет вескую причину — они стараются сделать то же самое для него.
Бегство от проблем делает их еще хуже. Важно, чтобы родители нашли в себе силы вести диалог, учитывая такую особенность возраста, как стремление к большей независимости. Желание естественное — в возрасте 12-13-14 лет большинство людей больше заинтересованы в общении со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, на поиск своего пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он нуждается в поддержке родителей, даже если он этого не осознает, и сталкиваться с границами, которые установили его родители.
Без таких границ невозможно вырасти. Поэтому воспитание подростка не может ограничиваться поддержкой и ласковыми словами — не менее важно договориться с ним о том, что можно, а что нельзя, у кого какие обязанности в семье. Объясните им, что совместное проживание в одной комнате влечет за собой ответственность и необходимость договариваться. Важно, чтобы родители не путали стабильность и ясность с унижением и жестокостью.
Фото: furper, photosight.ru
— В начале года несколько подростковых самоубийств подряд потрясли всех. Родители некоторых из этих подростков даже не знали, что у их детей серьезные проблемы.
— По наблюдениям знакомых мне суицидологов, значительного роста самоубийств не произошло, только увеличилось освещение в СМИ таких трагических случаев в последующие дни. Это очень опасно, потому что подростки склонны к подражанию.
Я не могу сказать наверняка, но вполне возможно, что молодой человек не сделал бы этот последний роковой шаг, если бы не услышал в новостях о чужом самоубийстве. Но какова бы ни была причина самоубийства, оно никогда не бывает спонтанным. Любой психиатр скажет вам, что для появления суицидальных мыслей требуется время.
Поэтому когда родители и учителя после трагедии говорят, что ничего не заметили, их, конечно, жаль (особенно родителей!), но нужно было приложить определенные усилия, чтобы не заметить признаки психического кризиса у ребенка в первую очередь. В семье это иногда бывает трудно, и тогда важно, чтобы молодого человека могли поддержать взрослые в школе.
Почему умение договариваться стало одной из приоритетных задач воспитания и образования
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» — это изречение можно в полной мере отнести к основной цели медиации в образовании: сделать школу безопасным и приятным местом для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей и учителей).
Откуда берется потребность в такой услуге?
Во-первых, растет социальное расслоение населения, что сильно затрудняет реализацию принципа равных возможностей для развития личности в социальном контексте (что усиливает общие социальные конфликты и антагонизмы).
Во-вторых, усиливаются миграционные процессы, что приводит к межэтническим и межрелигиозным проблемам.
В-третьих, к сожалению, растет число антисоциальных явлений среди детей (наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, девиантное поведение среди детей и молодежи, преступность — действия, наносящие вред как отдельному человеку, так и обществу в целом).
В-четвертых: в современном обществе семья как институт социализации личности, к сожалению, часто играет слишком малую роль. Родители не контролируют поведение детей; они не всегда пользуются авторитетом у своих детей; существует разрыв между поколениями: дети-родители-родители (бабушки и дедушки).
Поэтому создание медитативных услуг стало одним из приоритетов современного воспитания и образования.
От возраста не зависит
Маленькие дети — маленькие заботы, большие дети — большие заботы» — эта известная русская пословица давно утратила свой смысл, а мнение о том, что проблемы детей увеличиваются с возрастом, ошибочно.
Каждый ребенок проходит через различные кризисы в своей жизни. Когда родители находятся рядом с ними и помогают им решать проблемы, они вместе с ними учатся преодолевать трудности. Эта способность сохраняется и во взрослом возрасте.
Кризисы особенно ярко проявляются у подростков, с их протестами и конфликтами, нежеланием слушать взрослых и ориентацией на мнение других «знатоков жизни», завышенными представлениями и реальными возможностями, взглядом только на «черное и белое».
Как мы, родители, можем поддержать своего ребенка-подростка, придерживаясь принципа «Не навреди»?
Для начала нам нужно понять, кто такой современный подросток.
Современный подросток — это человек, переживающий возрастной кризис. Кризис — это когда что-то старое должно исчезнуть, а что-то новое должно появиться. Для подростка кризис наступает тогда, когда модели поведения из детства, включая послушание и следование воле взрослых, должны быть заменены взрослыми моделями поведения.
Взрослый ребёнок?
Вот тут-то и проявляется первая особенность современного подростка — его нежелание взрослеть!
В последние десятилетия в нашем обществе укрепилась модель «детоцентризма», когда ребенок стал причиной существования семьи, «визитной карточкой» родителей. Детство сегодня — это огромная инфраструктура: детские СМИ, политика, бренды. А подростки очень хорошо помнят свое детство. В то же время подростки недостаточно понимают, почему они должны идти в банк и, например, что-то платить. Для них мир взрослых — это далекая реальность.
И отстаивая свои права во взрослой жизни, современные подростки сосредотачиваются на своих правах, игнорируя обязанности и ответственность, и прячутся за ситуациями «….». Я еще молод», «… он еще ребенок».
Поэтому, дорогие родители, вовлекайте молодого человека в реальность взрослой жизни: поручайте ему домашние дела, заботьтесь о старших родственниках, присматривайте за младшими братьями и сестрами; привлекайте его к обсуждению проблем дома и семейной жизни; выслушивайте его, поддерживайте его в принятых решениях; спрашивайте его совета; ищите его помощи и поддержки.
Прагматизм — следующая характеристика современных подростков. Не думайте, что они не хотят учиться. Они хотят учиться, и они учатся, но не всему, а тому, что они могут использовать в своей жизни, и желательно прямо сейчас. Их не волнует география — им просто нужно купить билет на самолет, который доставит их в пункт назначения, а навигатор поможет им в автомобильном путешествии. Они не слушают музыку холодных цифр, если только нет необходимости подсчитать стоимость покупки или выгоду от небольшой сделки. Они заботятся о русском языке лишь настолько, чтобы написать сообщение в социальной сети. Их интересуют только задачи прикладного характера. Они даже выбирают свою будущую профессию с расчетом на будущую работу и хорошие деньги. Самая известная работа для них — это собственный бизнес.
Дорогие родители, мы обязаны научить современную молодежь необходимости базовых знаний как основы образованного человека, для практического успеха во всех областях современной профессиональной жизни и для воспитания интереса к людям для других и для себя.
Ищет выгоду из дружбы с родителями
На смену строгим консервативным мамам с их любимым «нельзя» приходят либеральные мамы. Самые прогрессивные из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мать позволяет своему ребенку многое, но решение принимает сама и заранее. Например, «Что ты хочешь, сын мой — яблоко или грушу?». Это не выбор чипа. Но отношения в таких семьях все равно хорошие, потому что ребенок уверен, что к его мнению прислушаются.
Подросток не чувствует давления, как раньше, и не отвергает своих родителей. В результате получаются не авторитарные отношения, а отношения мира, дружбы и жевания жвачки (но не жевательной резинки, потому что это вредно для здоровья), от которых дети выигрывают, в том числе и в материальном плане. Они везде ходят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребенок часто ассоциирует то, что покупают родители, непосредственно с тем, насколько это ему нравится.
Увлекается сразу всем, но поверхностно
Все мы помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал школу. Или идиот, который в жизни всегда получал одни пятерки, но по какой-то причине всегда получал тройки с минусом. Считалось, что чем лучше ты учишься, тем меньше ты приспособлен к реальной жизни.
Возникает совокупный архетип — Леонардо, о котором мечтает каждый родитель: спортивный, умный, дружелюбный и в то же время способный постоять за себя. Современный подросток полон поверхностных знаний, но широта знаний огромна. Этот озорной ребенок полон актуальных проблем, но мало ориентируется в них. Он рыщет в социальном пространстве, как водяная змея, зная только, как бросить следующую ложку и установить прочную социальную связь.
Круче, чем велосипед: 4 транспортные инновации, которые порадуют вашего ребенка
В современном мире, если подросток серьезно увлечен чем-то одним, например, компьютерами и гаджетами, он уже гик — и его сверстники теряют интерес. Хотя несколько лет назад это выглядело круто. Кроме того, сейчас уже не модно любить определенный тип музыки. Подростки называют себя меломанами, что означает, что они ничего не знают о музыке. Они живут только на синглах из плейлиста «100 лучших песен прошлого года».
Социализируется в сети
Современные дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. В прошлом, если социализация в школе не удавалась, ребенок был несчастен (вспомните фильм «Чучело»). Теперь, даже если в школе ребенок — никто, в сетевом мире он — Повелитель Драконов, и его обожают окружающие. Ни у кого нет этого ужасного чувства одиночества.
С другой стороны, вся жизнь сегодня направлена на принцип постоянного общения в социальных сетях. И это трудно. В СССР нам было гораздо проще быть крутыми — достаточно было, например, носить форму. Сейчас все изменилось: популярность — это прежде всего ваша социальная активность, даже в Интернете.
Современные подростки какие они
Тех, кто родился после 2000 года, называют столетними людьми. Детство сегодняшнего поколения во многом кардинально отличается от детства предыдущих поколений.
Новый сленг современных подростков
Особые» слова всегда существовали в языке. Молодое поколение пытается закодировать свой язык таким образом, чтобы взрослые и «чужаки» не могли их понять. И это нормально, как уверяют нас психологи.
Вот примеры сленговых слов, популярных среди современного поколения молодежи. Большинство из них появилось благодаря Интернету: Когда люди переписываются, они хотят упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не остался только в Интернете. Эти слова быстро перешли в разговорную речь молодежи.
Мы не должны ругать молодых людей за такое поведение и за то, что они «уродуют» свой язык. Сленг — это нормально. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным разговором. В то время как уместно и естественно сказать друзьям: «Я иду за покупками», неуместно извиняться перед учителем за невыполненное домашнее задание.
Прогрессивность и толерантность
Социальные установки и правила меняются. По этой причине традиционные модели воспитания молодежи сегодня устарели.
Все чаще можно встретить мальчиков или девочек, которые уже в пятнадцать лет задумываются о социальных проблемах, сознательном потреблении, антимилитаризме и гуманитарных ценностях. Все больше молодых людей ставят под сомнение значение традиционных гендерных ролей (женщины как «хранительницы домашнего очага», мужчины как «главы семьи»).
Современное образование молодежи также должно включать уроки толерантности и искоренения гендерных стереотипов.
Клиповое мышление подростков
Технологии, к которым молодые люди имеют доступ в современном мире, казались фантастическими двадцать лет назад.
Столетние люди не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли получать потоки терабайтов разноцветной информации одновременно: Видео, фотографии, тексты, анимация.
В течение дня современный подросток получает множество ярких впечатлений. Он прокручивает ленту новостей, смотрит Stories в Instagram, слушает новости по телевизору во время обеденного перерыва и слушает музыку в наушниках во время поездки в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительным моментом является то, что современные молодые люди способны работать в режиме многозадачности и реагировать быстрее. В этой статье мы обсудим, как еще больше снизить риски.
Быстрый темп
Современные дети тратят мало времени на выполнение функциональных задач.
Калькулятор, автокорректор и Google всегда под рукой. Вся информация доступна мгновенно, ошибки исправляются сразу, а вычисления в столбик ушли в прошлое, разве что в начальной школе. Если вы хотите узнать, сколько тонн весит синий кит, вам не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google сообщает вам об этом за 0,65 секунды.
Подростки привыкают к быстрому темпу. Им трудно писать длинные эссе от руки, читать длинные параграфы в учебниках и посещать длинные, монотонные лекции.
Психологи утверждают, что в 2000 году средняя продолжительность внимания подростка составляла 12 секунд, а к 2012 году она снизилась до 8 секунд.
Проблемы современных подростков
Время, когда ребенок становится подростком, является одним из самых сложных для родителей. У всех разные способы пройти через это «трудное время». Давайте перечислим наиболее распространенные проблемы и попытаемся найти решение.
Сложности с общением в реальной жизни
Родители во всем мире обеспокоены зависимостью современных подростков от социальных сетей. Согласно исследованиям, современным детям и молодым людям труднее знакомиться и общаться в реальной жизни. Виртуальное общение абсолютно захватывает и кажется более увлекательным, чем реальная жизнь.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Вы можете встретить сверстников со всего мира, практиковать иностранные языки и завести друзей в других городах. Но общения в Messenger недостаточно для успешной социализации подростка. Чтобы интегрироваться в общество и сделать успешную карьеру, необходимо уметь общаться в реальной жизни.
Решение
Не пытайтесь лишить ребенка доступа к социальным сетям и запретить ему отправлять сообщения. Подросток злится и видит во взрослых врагов. Поступая так, вы рискуете разрушить самое важное — связь между вами и вашим ребенком.
Вместо этого покажите подростку, как общаться в реальной жизни:
- устраивайте экскурсии и походы в музеи,
- предложите записаться в новую секцию или приобрести курсы дополнительного образования,
- отправьте подростка в летнюю языковую школу или лагерь,
- вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью.
Классные и интересные мероприятия со сверстниками помогут вашему подростку вписаться в общество и почувствовать себя его частью. В онлайн-школе Фоксфорд, например, мы регулярно организуем поездки и встречи, где дети со всего мира собираются вместе, общаются и проводят совместные мероприятия.
Невнимательность
Сегодняшним детям удобно работать с технологиями. Однако бездумное переключение ссылок в Интернете, поток не связанных между собой новостей и рекламы, непонятные медиатексты приводят к фрагментации сознания подростка. Мир ребенка превращается в калейдоскоп различных событий и фрагментов информации.
Последствиями этого могут быть рассеянность, плохая память и отсутствие концентрации. В наше время молодым людям трудно читать длинные тексты, поэтому в Интернете стало популярным указывать примерное время чтения материала. Если текст длинный, принято либо указывать в начале, что это «долгое чтение», либо извиняться за «длинные буквы». Эти детали наглядно иллюстрируют феномен мышления в клипах.
Клишированное мышление делает современную молодежь уязвимой для различных манипуляций и одностороннего влияния. Примером тому служат бесчисленные эмоциональные статьи на острые социальные темы и политические повестки дня.
Решение
- Включите в процесс воспитания регулярное чтение. Для выработки усидчивости при чтении рекомендуется ставить будильник. Сначала можно отрываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове современного подростка.
- Устраивайте дискуссии, учите искать альтернативные точки зрения и подвергать сомнению услышанные факты. Так подросток не будет слепо верить всему, что пишут в Сети.
- Введите в семейное правило день отдыха от информации. В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.
Резюме
Современные дети и молодежь действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не значит, что они хуже или лучше. Просто другой. Проблемы и особенности сегодняшней молодежи необходимо учитывать при воспитании нового поколения.
В современном подростке мы узнаем независимую личность, человека, который по-прежнему сильно нуждается в нас, но изо всех сил старается этого не показывать. Ребенок, который, возможно, уже больше вас, нуждается в такой же заботе, внимании и поддержке, как и малыш, который только начинает ходить.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Позвоните нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите по адресу externat@foxford.ru.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Позвоните нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите по адресу externat@foxford.ru.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Позвоните нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите по адресу externat@foxford.ru.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Позвоните нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите по адресу externat@foxford.ru.
Бесплатный курс семейного образования для родителей
Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5-11 классах. Мы расскажем вам, как поощрять самостоятельность вашего ребенка, найти баланс между учебой и увлечениями, а главное — меньше волноваться.
Бесплатный доступ к домашней школе в течение 7 дней
У нас вы можете учиться в своем собственном темпе, сосредоточиться на своих любимых предметах и общаться с одноклассниками со всего мира.
Попробовать бесплатно
Психологические особенности переходного возраста
Подростковый возраст характеризуется физическими, умственными и эмоциональными изменениями. Взросление требует много сил и энергии. Подростковый организм становится удивительной «химической лабораторией». Интенсивные изменения происходят и в психике ребенка. Фокус внимания смещается с авторитета родителей на сверстников и на такие вопросы, как, например, насколько хорошо он умеет работать с другими, не является ли он «черной овцой», каков его характер и темперамент.
Один из самых актуальных вопросов переходного возраста — это принятие себя, своей внешности, своего поведения, своих чувств и желаний. На протяжении всей жизни мы так или иначе сталкиваемся с этой проблемой, но у подростков она проявляется еще сильнее.
Возникает множество конфликтов, как внутренних, так и внешних. Например, существует конфликт между тем, чего хочет молодой человек, и тем, чему его учили. Он может осознать, что его привлекают вещи, которые не одобряют его родители. Он начинает задаваться вопросом, хороший ли я человек, если у меня есть такие желания, примет ли меня моя семья и общество таким, какой я есть.
Страх отказа — один из самых больших страхов, который есть у человека, и становится одним из самых актуальных в переходный период. По этой причине молодые люди часто попадают под влияние опасных компаний или рискуют ввязаться в деструктивные отношения.
Елена Клен Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
К особенностям подросткового возраста относятся низкая способность к самоконтролю и оценке последствий действий (из-за отсутствия опыта), рискованное поведение и высокая эмоциональность. Наиболее распространенными характеристиками подросткового возраста являются:
- низкая самооценка;
- замкнутость и стеснительность;
- снижение успеваемости в школе;
- ухудшение спортивных результатов;
- конфликты с родителями и учителями;
- вовлечение в рискованные ситуации (зачастую подвергают себя опасности ради получения удовольствия или опыта);
- может появиться интерес к никотину, алкоголю или наркотикам;
- повышается риск суицидов.
Как общаться с подростком: советы родителям
1. Принимайте его чувства
Не перегружайте его манипуляциями, а говорите обо всем, что происходит с вами и с ним. Например: «Ты сейчас злишься, потому что я отнимаю у тебя время, но мне действительно нужна твоя помощь» или «Меня напрягает, когда ты опаздываешь с друзьями». Таким образом, вы показываете подростку, что он имеет право испытывать разные чувства по отношению к вам или ситуации и что это нормально.
2. Сделайте дом безопасным местом
Ваш подросток должен чувствовать себя в безопасности в своем доме. Это самый важный критерий для здоровых отношений с ним. У него много проблем: конфликты со сверстниками, отношения с учителями, беспокойство о своем статусе и положении в обществе. Если вы нагружаете ребенка делами и обязанностями с порога, вы способствуете тому, что он не хочет идти домой. Постарайтесь не нагружать его взрослыми проблемами.
Если возникает конфликт, предоставьте им средства для его разрешения. Не манипулируйте и не угрожайте возмездием, но будьте с ним на одной волне («Это не ты плохой парень, это ситуация плохая»), доверяйте ему и помните, что однажды у него будет своя семья, где он будет воспитывать своих детей так же.
3. Не шутите над внешностью
Не смейтесь над его физическими изменениями. Это очень актуальная тема для подростков. У каждого ребенка есть свое собственное «расписание» взросления: Никогда не сравнивайте его с аналогами.
4. Предоставьте самостоятельность (в разумных пределах)
Подростки требуют большей независимости и ответственности. Важно, чтобы они чувствовали, что могут общаться «на уровне глаз», но при этом знали определенные границы и правила поведения по отношению к взрослым.
Узаконить его взрослость, дать ему право на ошибки, позволить ему принимать решения и брать на себя ответственность. Четко и честно обозначьте границы. Это поможет вам договориться с подростком и облегчить его вхождение в мир взрослых.
Анастасия Дубровская Психолог на телеканале Доктор 24
Важно, чтобы они знали, что можно и чего нельзя делать, как им следует вести себя в обществе. Границы не имеют ничего общего с запретами, наказаниями и чрезмерной защитой. Слишком жесткие границы не оставляют места для самостоятельности (что очень важно на переходном этапе), а отсутствие или нечеткость границ дезориентирует их.
Подросткам нужны границы и четкие правила (особенно в отношении этики, заботы о здоровье и этики в отношениях). Границы должны устанавливать ориентиры и обеспечивать поддержку.
Любовь Климова Сексуальный педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».
5. Любите ребенка
Переходный возраст часто воспринимается как драматическая фаза в отношениях между родителями и детьми: много конфликтов, сильные чувства и обиды. Некоторые взрослые сравнивают детей со своими ожиданиями, часто основанными на воспоминаниях о том, какими они сами были в их возрасте. Обычно дети не реагируют на этот образ.
Родителям трудно понять и принять резкие изменения в характере ребенка, а подросток находится под воздействием коктейля гормонов.
Важно, чтобы подросток всегда чувствовал, что благодаря родителям у него достаточно сил, чтобы идти своим путем. Им нужно знать, что их любят и принимают такими, какие они есть.
На какие темы говорить с подростками
- Половое воспитание. Хорошо, если с детского возраста родители смогли поговорить с ребенком о различии между людьми. С подростками затрагивайте темы, как происходит половое созревание (при этом важно говорить про противоположный пол: мальчикам про менструацию, девочкам про эрекцию и поллюции). Говорите о гигиене тела, о важных составляющих здоровых отношений (личные границы, согласие, дружба, любовь).
- Ценности. Используйте ситуации из жизни, чтобы обсудить их, узнать мнение подростка. Спрашивайте, что ему кажется важным в жизни. Не навязывайте, а обсуждайте. Принимайте во внимание, что у ребенка может сформироваться собственное мнение, отличное от родительского.
- Эмоции. Помогайте ребенку учиться анализировать свое состояние и чувства, находить решения, как справляться с ними приемлемыми способами.
Будьте осторожны с вопросами, которые он задает. Дайте необходимую информацию о том, что с ним происходит. Не должно быть запретных тем. Подросток должен знать, что если он задаст вопрос родителю, то получит ответ и на него не будут кричать.
Даже если подросток отстраняется, избегает контактов и до него трудно достучаться, важно поддерживать диалог и пытаться установить доверие. Какими бы колючими и отстраненными ни казались подростки, они нуждаются в близости и любви своих родителей.
Любовь Климова Сексуальный педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».