Змей (в Торе). Змей искуситель кто это

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Бытие 2:16,17)

Змей (в Торе)

Змей впервые появляется в рассказе об Адаме и Еве, где он соблазнил Еву вкусить от запретного плода с древа познания добра и зла, а она склонила к грехопадению Адама, за что Адам и Ева были изгнаны из Сада Эдемского. Адам нарек свою жену Хавва; это имя обычно связывается со словами хай, хаим (`живой`, `жизнь`), но в раввинистической экзегезе оно связано с арамейским хевия (`змея`; ср. корень хвт в имени финикийского бога-Змея), ибо Змей был ее совратителем, а она стала «змеем»-совратителем Адама.

В наказание за этот поступок Бог обрек Змея ползать на брюхе, питаться прахом, а также положил вечную вражду между ним и человеком 2. Библия сравнивает злоязычие с ядом аспида 3. В одном из аггадических мидрашей Сатана послал Змея соблазнить Еву 4 , в другом — Змей сам хотел привести Еву к грехопадению, потому что вожделел к ней 5 .

В Талмуде позволяется убить змея даже в субботу 6. Но так как ядовитые змеи, как правило, не нападают на человека первыми, законоучители постановили, что чтение Амиды нельзя прерывать, «даже если змея обвилась вокруг ноги» 7 , если она не собирается ужалить молящегося (ТИ., Бр. 9а). В то же время для избавления от мышей в некоторых домах держали ручных змей 8 .

Идентификация Змея

В Израиле обитают 32 вида змей, 18 из них не ядовиты, а из 14 ядовитых лишь семь опасны для человека. Библейское название ядовитых змей — сараф. В Библии упоминаются четыре вида змей (все — ядовитые): цефа (или цифони), эфэ, шфифон и петен. Библейская цефа отождествляется с израильской гадюкой — это единственный вид ядовитых змей, обитающий в населенных местах страны. Она откладывает яйца, в то время как все остальные виды гадюк — живородящие. Эфэ упоминается в Библии как опасная пустынная змея 9. По-видимому, это змея вида Echis, две разновидности которого обитают в пустынных районах страны. Яд этой змеи очень опасен, хотя она редко жалит людей, поскольку живет в отдалении от населенных мест.

Септуагинта отождествляет шфифона со змеей вида Cerastes, одна из разновидностей которого обитает в Негевe. Эта змея зарывается в песок и подкарауливает жертву. Петен — это, вероятно, египетская кобра, она не водится в Израиле, но, возможно, иногда достигает Южного Негева. Это наиболее опасная змея во всем районе 10. Кобру использовали заклинатели змей; Библия отмечает, что она не всегда послушна дрессировщику 11. Черный петен (Walterinnesia aegyptia) — опасная ядовитая змея, обитает в Иудейской пустыне.

В постбиблейских источниках упоминаются три вида ядовитых змей — хаварвар, арвад и ахнай, однако их идентификация затруднительна.

Медный змей

Медный змей (нехаш нехошет, «нехуштан» 12 ) — символ, который Моше по повелению Бога сделал и поместил на знамя 13 во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта. Этот символ должен был спасать народ от укусов ядовитых (срафим — буквально `обжигающих`) змей, которых Бог наслал на израильтян за то, что они роптали на Него. Существовало поверье, что ужаленный, взглянувший на Медного змея, остается жив.

Хотя в Пятикнижии Медный змей не являлся объектом культового поклонения, царь Хизкияhу (начало 8 в. до н. э.) повелел разбить его изображение во время проведения религиозной реформы 14. Очевидно, к этому периоду Медный змей, стал связываться с идолопоклонством 15 .

Мишна объясняет, что сам Медный змей не приносил исцеления — он лишь служил указанием на то, что израильтяне исцелятся, если поднимут взгляд вверх и подчинят свое сердце воле Бога. Вместе с тем законоучители одобряли поступок Хизкияhу, так как со временем Медный змей превратился в объект языческого почитания.

«Адам прожил сто тридцать лет, и у него родился сын по его подобию, по его образу, и он назвал его Сиф. После рождения Сифа Адам жил еще восемьсот лет, и в эти годы у него рождались сыновья и дочери». (Бытие 5:3-5)

Откуда взялся змей в раю?

Змея, как и других зверей полевых, создал Бог. Он наградил его особым отличием, быть хитрее остальных сотворенных зверей. Первые главы книги Бытие подробно рассказывают что змей-искуситель — змей, возможно с конечностями, которые после наказание отнял Господь. Факт того что змеи ползают, при этом не издают звука — доказательство наказания Бога, он обрек его на вечные скитания, поселил вражду между ним и людьми. Змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Статья по теме:  Как сказать про девственность. Как ответить на вопрос ты девственница

Злая кобра

Кто обманул Адама змей или Ева?

Ева и Адам знали о последствиях запрета вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Но искушение змея оказалось сильнее запрета, Ева сорвала и попробовала запретный плод сама и дала мужу, он тоже вкусил его, несмотря на запрет и предупреждение о последующей неминуемой гибели (Бытие. Глава 3). Змей подтолкнул к совершению греха, но плоды вкусили они по своей воле, зная, что тем самым ослушаются отца. Основная мысли дерева добра и зла ведет к тому, что добро — это послушание, зло — непослушание, Адам знал о последствиях, но все равно принял плод. Ева преподнесла плод так красочно, как описал его змей, он внушил что плод обладает силой, способной приравнять к Богу. Адам добровольно принял из рук жены плод, тем самым разделив с ней греховные помыслы.

Змей описал дерево и плоды красочно и заманчиво, Адам и Ева смотрели на древо другими глазами, ощутили похоть плоти (плоды для пищи), похоть очей (приятно глазу). Вместо прежних мыслей о Боге, головы затуманились пожеланиями, помыслами о запретном плоде.

Яблоко в руке

После вкушения плода, нагота Адама и Евы стала стеснять их, они не смогли предстать перед Господом в таком виде, стали стыдится. Возможность максимально приблизится к Богу лишила их здравого смысла. После содеянного, они полностью осознали, что нарушение запрета ведет к неминуемой расплате. Непослушание Отцу не осталось безнаказанным, Господь изгнал людей из райского сада.

Примеры в истории, когда человека искушал “змей”

Адам и Ева — первые кто поддался на искушение, но не единственные. История знает множество примеров, искушения человека “змеем”, но не всегда «змею» удавались его помыслы. Самый яркий пример поражения Дьявола — искушение Христа в 40-дневный пост после крещения, в пустыне. Дьявол пытался соблазнить Христа тремя обольщениями (голодом, гордыней, верой), как любого человека. Надеялся что двойственность натуры Христа не выдержит натиска и соблазна. Христос не поддался на искушения, стойко выдержал соблазны, на все уловки находил мудрые ответы. Дьявол прекратил тщетные попытки. Такой яркий пример показывает, что какими бы сладкими не были речи дьявола, нужно свято верить в Господа и в свои силы, не поддаваться на искушения.

Пустыня искушений

Змей-искуситель в современном обличье

«Змей искуситель» не оставил своих попыток склонять человечество к греховным мыслям. Ежедневно человек стоит перед выбором в различных ситуациях, Дьявол постоянно старается искушать людей совершить грех. Господь дал людям свободу выбора, первородным грехом показал последствия того, что непослушание будет наказано. Человечество не вняло ему, не думает о последствиях содеянного. Человек, искушается и обольщается собственной похотью, похоть рождает грех, а грех рождает смерть.

Важно уметь устоять перед соблазнами и “не убить” в себе веру в Бога.

Грехопаде́ние — общее для всех авраамических религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Бога, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности, основанное на 3-й главе книги Бытие 1 .

Кем же он был – змей?

Был ли тогда змей Сатаной? Несмотря на то, что Библия говорит нам, что: «…сам сатана принимает вид Ангела света , или «притворяется ангелом света» (2 Коринфянам 11:14), есть некоторые трудности, которые не позволяют нам думать, что нечто подобное могло произойти в Эдемском саду. Теолог Генри C. Тессен пишет:

Статья по теме:  Как правильно поставить цели на год и достигнуть их. Как ставить цели на год

«… змей не является ни образным описанием Сатаны, ни Сатаной в виде змея. Настоящий змей был орудием в руках Сатаны. Это очевидно из описания этого пресмыкающегося существа в Бытие 3:1 и проклятия, возложенного на него в 3:14 …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ». 3

Библия говорит нам об этом, как раз перед тем, как Иуда вышел из горницы, чтобы пойти и предать Иисуса — «вошел в него Сатана» (Иоанна 13:26–27). Подобным образом демоны в определенных условиях могут входить в человеческие тела или в тела животных. Так случилось, например, когда Иисус избавил человека от легиона бесов, и они вошли в стадо свиней, а затем сбросились с крутизны в море (Марка 5:1–13). Поэтому мы вполне естественно можем сделать вывод, что в этом случае Сатана занял и использовал тело определенного змея, чтобы исполнить свой коварный замысел и искусить Еву.

Ясно также, что совершенно неуместно использовать эвфемизмы о змее, например, называя его «олицетворением зла», или считая всю историю «мифом» и «богословской поэзией». Библия описывает эту историю, как личную встречу Евы и Сатаны, и эта встреча так же реальна, как и встреча Христа и Сатаны в пустыне.

Определение змея, как того, чье тело было использовано Сатаной, вызывает дополнительные вопросы, например: говорит ли Сатана вслух?

Сатана говорит?

Когда Сатана искушал Иисуса, он делал это с помощью слов. Иисус отвечал ему и об этом разговоре записано как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки (Матфея 4:1–11; Луки 4:1–13), хотя нам не сказано ни в одном из этих мест, в каком именно виде появился Сатана в этом случае перед Иисусом.

Реформатор Мартин Лютер (1483–1546).

В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима», описание разговора Христианина и битва с Аполлионом для многих Христиан, которые испытали подобное в своей духовной жизни, не является чем-то удивительным. Говорят, что Мартин Лютер считал битву с Сатаной настолько реальной, что однажды Лютер запустил в него чернильницей.

Относительно искушения Евы, христианский писатель и толкователь, Д. Освальд Сандерс, пишет:

«Существует предположение, что так же как произнесение речи Валаамовой ослицей было божественным чудом, так же и разговор змея был сатанинским чудом». 4

Откуда взялся Сатана?

Бог решил не рассказывать нам много о происхождении и отступничестве Сатаны. 5 Из Библии нам известно, что он является главой падших ангелов (называемых демонами или бесами), а также самым главным врагом Бога и человека (Иова 1:6–12; 2:1–6; 1 Петра 5:8).

Падение Сатаны было следствием его гордости (1 Тимофею 3:6), и надо понимать, что это событие произошло после шестого дня сотворения, когда «…увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:31), но до грехопадения человека, о котором записано в Бытие 3.

Что касается его настоящего места пребывания, то неверно думать о Сатане как о «властелине Ада», так как Библия ничего подобного не говорит. Наоборот Иисус назвал его «князем мира» (Иоанна 12:31: 14:30; 16:11). Библия также называет его «богом века сего» или «мира сего» (2 Коринфянам 4:4) и «князем, господствующем в воздухе» (Ефесянам 2:2). В Библии говорится как он «ходил по земле и обошел ее» (Иова 2:2; 1 Петра 5:8), а также о его делах в «поднебесной» (Ефесянам 6:11–12).

Это было, возможно, как раз к тому моменту, когда Адам с Евой очистили себя покаянием. В любом случае, мы видим, что Авель не был уличен в тех недобрых качествах души, которые были присущи Каину.

Что сказал Иисус

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Статья по теме:  Американское воспитание детей. Как воспитывают детей в америке

О каком событии, которое включает ложь и убийство от начала, мог говорить Иисус?

Мэтью Генри, толкователь Библии, живший в 18-ом столетии, прокомментировал этот отрывок так:

«Он Сатана является большим пропагандистом всякого рода лжи. Он лжец, все его искушения совершаются, когда он называет зло добром, а добро злом, и обещает свободу в грехе». 1

В конце концов, усилия змея привели к смертному наказанию, которое было наложено не только на Адама и Еву, но и на весь род человеческий. Поэтому слово Иисуса « человекоубийца », безусловно, относится к тому, кто искусил Еву.

Таким образом, поступок змея, является таким поступком, который Иисус приписывает «диаволу» в Иоанна 8:44. Кроме того, нам не известно ни о каком другом записанном событии в истории человечества, которое лучше соответствовало бы этому описанию диавола, чем описание искушения змеем в Бытие 3.

Еще одна связь между змеем из книги Бытие и Сатаной, мы находим в книге Откровение 12:9 и 20:2:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Бог изгнал из рая Адама и Еву

Бог же сделал для Адама и Евы кожаную одежду и повелел носить ее. Он не дал им остаться в саду и изгнал из рая.

Бог не захотел, чтобы Адам и Ева, которые после искушения змея получили мудрость и познание добра и зла, отведали еще и плодов с дерева жизни, приобретя тем самым еще и бессмертие.

И чтобы люди не могли уже жить вечно, Бог прогнал их из рая, поставив херувима с пламенным мечом оберегать дорогу к дереву жизни.

Серафим с огненным мечем преграждает дорогу к дереву жизни

В событиях грехопадения достаточно много странностей. Ведь Адаму и Еве до того, как они провинились пред Господом, не возбранялось питаться плодами с дерева жизни, и тем самым получить бессмертие.

Но они, поддавшись искушению, выбрали одно-единственное в раю недозволенное древо, плоды которого привели к потере бессмертия и первородному греху для всех их потомков.

В Библии говорится, что вкусив запретный плод, Адам и Ева содеяли грех неповиновения. За это Бог должен был их покарать изгнанием из рая.

Такова связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.

Возвратиться к Богу падший человек был не в состоянии. Но что невозможно для человека возможно для Бога.

Много позже произойдет событие, с которого начнется новая эра в истории человечества, в котором примирение с Богом стало возможно для каждого, кто его жаждет, стремится его приобрести и не может более жить без него.

Кем же он был – змей?

«… змей не является ни образным описанием Сатаны, ни Сатаной в виде змея. Настоящий змей был орудием в руках Сатаны. Это очевидно из описания этого пресмыкающегося существа в Бытие 3:1 и проклятия, возложенного на него в 3:14 …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ». 3

Ясно также, что совершенно неуместно использовать эвфемизмы о змее, например, называя его «олицетворением зла», или считая всю историю «мифом» и «богословской поэзией». Библия описывает эту историю, как личную встречу Евы и Сатаны, и эта встреча так же реальна, как и встреча Христа и Сатаны в пустыне.

Оцените статью
РесницаМания