Ушные трубы, которые использовал Бетховен, были оригинальной конструкцией. Они были разработаны Иоганном Непомуком Мельзеном, пианистом и педагогом, который был одаренным изобретателем-механиком и самой известной работой которого является метроном.
Изучаем глухие и звонкие согласные звуки, таблица
Что такое звук? Это наименьший компонент человеческой речи. Он представлен в виде букв. Звуки отличаются от букв в письменной форме наличием скобок в первой и используются в фонетической транскрипции. Буква — о, звук — о. Транскрипция показывает разницу между написанием и произношением. Апостроф указывает на мягкость произношения…..
Звуки подразделяются на:
- Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
- Согласные звуки русского языка выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.
Согласные делятся на: Гласные звуки подразделяются на:
- глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата,
- твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.
Буквы, обозначающие согласные звуки
Глухие
Тихие, их трудно произносить. Голосовые связки не препятствуют потоку воздуха из легких, и звук производится путем изменения формы губ и положения языка.
Куфа по-русски: к, п, с, т, ф, х, ц, ш. Проще всего запомнить предложение, а не серию букв: «Стёпка, хочешь выпечки? Фи!», в котором все согласные включены.
Пример, где все согласные звуки онемели: Петух, Соты, Ручка.
Это интересно! Как сделать фонетический анализ слова: Пример фонетического анализа
Звонкие
При формировании форма языка напоминает форму, которая производит безголосые согласные, но добавляются вибрации. Фонетические согласные производят активную вибрацию конъюнктов. Вибрация искажает форму волны звука, и звук попадает в ротовую полость в виде звука, а не чистого воздуха. Затем он подвергается дальнейшей трансформации с помощью языка и губ.
Резонирующими согласными являются: b, c, d, e, g, h, y, l, m, n, r.
При их произнесении в гортани ощущается явное напряжение. Также почти невозможно произнести их четко шепотом.
Слова, в которых звучат все согласные: Рим, Прайд, Эш, Лиман.
Обзорная таблица согласных (непроизносимых и фонетических).
Зв. | б’ | б | в’ | в | г’ | г | д’ | д | ж | з’ | з | й | л | м | н | р |
Гл. | п’ | п | ф’ | ф | к’ | к | т’ | т | ш | с’ | с | х | ц | ч | щ |
В связи с изменением звучания русский язык обогатился различными словами, которые похожи по написанию и произношению, но имеют совершенно разное значение. Например: дом — том, суд — зюд, код — год.
Произносимые и звучащие согласные
И ведь что интересно.
Вспомните: Геша и Лелик впервые приходят к вождю. Геша улыбается и показывает палку, полную ценных монет. А вы видите, что у Лелика в берете полно шариков.
- Во-первых, дитям — мороженое, бабе — цветы. И главное — не перепутать. Во-вторых, за чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.
А ведь наши фермы не предназначены для прогулок. А где, спросите вы, ему гулять? У вас отдельная квартира — туда и пешком!
И да, развращающее влияние Запада еще не исчезло. Варвара Сергеевна Плющ это подтверждает: «Ваш муж стал другим человеком, когда вернулся!».
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
- Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен.
Как бы я хотела, чтобы ты умер! Хотел бы я увидеть тебя в гробу в белых тапочках! Чтоб ты жил на свою зарплату!
Время — это деньги! Как говорится, если видишь деньги, не теряй времени. Делай железо, не отходи от кассы!
Давай, пойдем к боссу! Я не могу так идти. Сначала я должен принять ванну и выпить чашку кофе. Ты прими ванну, выпей кофе, выпей чашку чая. Поехали!
«Бриллиантовая рука». «Михаил Светлов». Цитаты. Фразы.
А ЧТОБЫ НАСТРОЕНИЕ БЫЛО ЕЩЕ ЛУЧШЕ, НЕСКОЛЬКО МОИХ ЛЮБИМЫХ ЦИТАТ ИЗ «БРИЛЛИАНТОВОЙ РУКИ». ЕСЛИ ВЫ НАЙДЕТЕ ЕЩЕ КАКИЕ-НИБУДЬ И ДОБАВИТЕ ИХ, Я БУДУ РАДА ЭТО СДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЕ ИЗ НИХ — НИЖЕ.
- НИНА ГРЕБЕШКОВА • Я все поняла! У тебя там не закрытый, а открытый перелом! • Как же он смог?! Как же я сразу не поняла. Его пытали!
Это не моя вина! Оно пришло само! — «Ксива»?! «Хаза». «Клиент»? Мой халат почти такой же.
ДИАЛОГ. ДРУГИЕ фразы из «Бриллиантовой руки» — Сеня, что у тебя там?! — Золото, бриллианты!
— Сеня, откуда у тебя все это? — ОТКУДА ВСЕ ЭТО — ОТСЮДА? — Оттуда. Нам все равно.
— Мне нужна ванна, чашка кофе. Я тебе ванну, я тебе кофе, я тебе чашку чая, пойдем к начальнику.
— У тебя такое же звание, как у Миши? — Какое? — Лейтенант — Да, — лейтенант, я первый лейтенант.
— Товарищ лейтенант, можно я не буду обращаться к вам по званию в присутствии вашей жены?! — Нет, я не могу. Я должен посоветоваться с начальником! С Михал Ивановичем? — Да, с Михал Ивановичем!
— Папа, у тебя есть свет? А… Ты что, глухонемой? — Да, я глухонемой. Тогда я понимаю.
— Может, тебе стоит… — Не делай этого! — Может, стоит? — Не делай этого! — По крайней мере, позволь мне… Попробуйте. Вас назначили на эту операцию. Приступайте.
Далее следует непереведенный каламбур на местные идиомы.
В темно-синем лесу, где трепещут барсуки, где листья падают с ведьминых дубов, кролики косят траву на поляне в полночь, напевая какие-то странные слова
Нам все равно, нам все равно, мы боимся волка или совы Нам все равно, мы косим волшебную траву в самый темный час.
Нам все равно, нам все равно Мы верим в старую поговорку Тот, кто косит траву три раза в год в час наибольшего страха, становится храбрым.
Нам все равно, нам все равно Мы будем храбрее льва Мы будем достойны в самый темный час Все раны будут нашей травой.
♪ Все покрыто зеленью, это остров несчастья в океане. Есть остров несчастья в океане ♪ Весь покрытый зеленью, весь остров несчастья ♪
Там живут несчастные люди, дикие. ♪ Лицо ужасно, а внутри доброта. ♪ Лицо ужасно, а внутри добро. Там живут несчастные люди, дикие.
Судя по всему, мать родила ее в понедельник. Что они не делают — не работают. То, что они не делают, это не работа. Понедельник — это день, когда ее мать родила ее.
Ни крокодил, ни кокос, ни кокос не растет Они плачут, они молятся Богу, они не проливают слез. Они плачут, они молятся Богу, они не проливают слез. Ни крокодила не поймать, ни кокоса не вырастить.
Когда такое случается С ночи до рассвета Несчастные дикари плачут И бедняки рыдают И проклинают несчастье, В день, который никто не знает В каждом году.
Помогите мне! Помогите мне! В желтой ночи они плачут. Видишь, сердце потеряно, Потеряно в жгучей лаве любви.
Глухая тетеря
Как часто мы смеемся в шутках, в анекдотах и шутках над таким физическим недостатком, как глухота. И в произведениях художественной литературы, театра и кино нередко комический персонаж страдает глухотой. «Глухая птица», «глухой бутон», «глухой священник не произносит мессу дважды», «он глухой, даже если пописать ему в ухо», «медведь наступил ему на ухо» — вот далеко не полный перечень оскорблений, которыми осыпают глухих людей.
Кстати, слово «глупость» происходит от латинского выражения «ab surdo», что означает, что глухой человек слышит все, кроме глупостей и абсурда. От латинского surdus (глухой) происходит выражение «in the surde» — тайно, тихо, не привлекая внимания. Глушилка — это небольшое устройство, используемое для приглушения звука музыкального инструмента.
В Древней Греции и Риме к глухим относились как к равным слабым, поскольку глухота, даже приобретенная, лишала права на наследство и наследие. Только в пятом веке нашей эры Рим отменил некоторые из этих запретов для позднооглохших. Но глухие от рождения оставались без прав. В Спарте по закону Ликурга глухонемых сбрасывали с высокого утеса в море, а в Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу.
Насмешливое отношение к глухонемым встречается и в эпиграмме древнегреческого поэта Никархоса (I век н.э.):
Однажды в суд был вызван глухонемой, но глухой человек.
Судья, выносивший приговор, был еще глуше.
Первый человек потребовал плату за пять месяцев за дом, который он снимал,
Он сказал, что не спал всю ночь.
«Почему вы так спорите?» — сказал им беспристрастный судья,
Она мать для вас обоих — вы оба ее кормите».
(Ф. Петровский)
Прошло пятнадцать веков, утрачены многие бесценные произведения античной поэзии, живописи и скульптуры, но шутка о разговоре глухих пережила века. Так гласит надпись французского юриста и поэта Поля Пеллисона (1624-1693):
Глухой человек назвал глухого
Глухой судья решил спор между ними.
«Он забрал оба моих улова!
кричал истец. — Он вор, он вор!».
Но ответчик был непреклонен:
«Мой брат сам вспахал все поле».
Судья постановил, что брак был законным,
и отпустил их по домам.
(Перевод В. Васильева)
Век Просвещения с его гуманным отношением к человеку закончился, но шутка о разговоре с глухим продолжала веселить публику. Так это выглядит в версии Александра Сергеевича Пушкина:
Глухой человек вызвал глухого человека в суд,
Глухой закричал: «У меня корова с него свалилась!» —
«Помилуйте!» — вскричал в ответ глухой.
«Эта пустыня еще принадлежала моему покойному деду».
Судья постановил: «Не должно быть разврата,
Юноша должен жениться, даже если в этом виновата девушка».
Даже сегодня шутка о разговоре двух глухих мужчин очень забавна:
— Ты идешь на рыбалку?
— Нет, я на рыбалку!
— Ой… Я думал, ты на рыбалке!
«Абсурдные» ситуации, то есть ситуации, возникающие при общении с глухими людьми, были популярной литературной темой на протяжении веков.
В романе Франсуа Рабле (1494-1553) эпохи Возрождения «Гаргантюа и Пантагрюэль» добрый великан Пантагрюэль и его спутник Панург спорят о том, как понимать глухонемых женщин. Ему советуют дать слово Паннургу: «…Я боюсь двух вещей. Во-первых, что бы ни увидели женщины, они непременно вообразят, подумают и выдумают, что это имеет отношение к священному фаллосу. Какие бы движения они ни делали, какие бы знаки ни подавали и какие бы позы ни принимали, все они толкуются в одном направлении и приводят все в пугающее смятение. В результате мы оказываемся обманутыми, потому что женщины будут думать, что все наши знаки носят эротический характер. Я хотел бы напомнить вам об одном случае, который произошел в Риме через двести шестьдесят лет после основания города. Молодой патриций встретил на холме Целия римскую мать по имени Верона, которая была глухой от рождения. Не зная, что имеет дело с глухонемой, молодой человек сопроводил свою речь типично итальянскими жестами и спросил ее, какого сенатора она встретила по дороге на холм. Она не поняла его и предположила, что он говорит о чем-то, что всегда волновало ее и что молодой человек, естественно, мог бы адресовать женщине. Тогда она знаками заманила его в свой дом — а в сердечных делах знаки бесконечно очаровательнее, эффективнее и значимее слов — и знаками дала ему понять, что эта игра доставляет ей удовольствие. В конце концов, не говоря ни слова, они хорошо провели время.
Глухая тетеря
Глухая девочка — Здравствуй, кума! — Я была на рынке. Ты глухая? — Я купила петуха. — Пока, Кума! — Она дала мне пять альтов. Русский анекдот. Как часто мы смеемся над таким физическим недостатком, как глухота, в шутках, фразеологизмах и анекдотах. А в художественных
326 БЕЛАЯ МЕДИТЕРРАНСКАЯ КРЕПОСТЬ Какое хорошее название они выбрали для растения, подразумевающее чистоту, незапятнанность ничем (ни сорняком, ни вонючим клопогоном) и благородное определение — белый, цвет невинности и чистоты. Но если посмотреть на саму траву, то она самая обыкновенная.
Яснотка белая (глухая крапива)
Белая чечевица (валежник) — многолетнее травянистое растение рода Spongifera с прямостоячим, четырехгранным, полым и неразветвленным стеблем высотой 30-60 см. Корневище горизонтальное, лазящее. Листья сердцевидные или яйцевидные, противоположные, стелющиеся,
Глухой «Я глухой. Я привык к этому, я понимаю, что они говорят, могу сказать что-то сам и без проблем объясняюсь со своими людьми». Я дважды была замужем, оба раза удачно — у меня родился сын. Теперь я снова вдова, и я думала, что так и останусь.
Но говорить громче либо бесполезно, либо даже вредно: если ваш собеседник — слабослышащий со слуховым аппаратом, чрезмерное повышение тона приводит к помехам.
Не следует говорить что-то на разговорном языке, не переведя это на язык жестов, отворачивать лицо от собеседника. Мы, слышащие люди, привыкли, что собеседник не упускает суть истории, когда мы отворачиваемся, чтобы затушить сигарету или наклоняемся, чтобы завязать шнурки, но для того, кто воспринимает вербальный язык через губы, зрительный контакт имеет решающее значение.
Неприятно смотреть, как кто-то ведет беседу на языке жестов — хотя я думаю, что для хорошо обученного человека это очевидно, ведь мы говорим не о цирковом представлении.
— Трудно ли было выучить язык жестов? Есть ли какой-то конкретный метод обучения этому языку, который вы считаете особенно эффективным?
— Я все еще учусь. Было бы неправильно говорить, что слышащий человек может «научиться» РЛЯ, особенно если он не общается с носителями языка (глухими и слабослышащими) 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Я начал, как я уже сказал, с видео из Интернета, но быстро понял, что они оставляют много вопросов без ответа и невозможно получить от них какие-либо разумные знания. Тогда мы с Полиной, моей подругой, начали искать курсы в городе. Нам повезло: в Краснодаре волонтеры из ЦРТК («Движение глухой молодежи Кубани») как раз предлагали бесплатные курсы РПЛ, где проходили самую простую лексику и грамматику. Они длились всего шесть месяцев. Но за это время я нашел несколько знакомых носителей языка, которые могли ответить на мои вопросы, поэтому я смог продолжить пополнять свой словарный запас через Интернет.
Когда я переехала в Санкт-Петербург, я прошла обучение в школе жестового языка «Образ». Это заняло два года — я успела посетить несколько тематических форумов, поработать волонтером на фестивале «Невербальный театр NT» в качестве переводчика — я старалась практиковать язык как можно больше, когда были силы. Сейчас я планирую получить официальную квалификацию переводчика — либо на программе «Теория и практика устного перевода на русский язык» в МГЛУ, либо в Сурдопедагогическом центре Г.Л. Зайцевой.
В целом, я посвящаю языку жестов очень много времени. Иногда я могу отложить занятия, сделать перерыв и вернуться через два месяца, но тогда мне приходится многое повторять с самого начала. Весь процесс изучения языка жестов сам по себе является особой методикой. Между языком жестов и разговорным языком так много различий, что в разных школах разные методы обучения.
— Расскажите вкратце о специфике жестового языка. Что трудно передать, а что легко?
— Важно понимать, что жестовый язык — это не конкретный язык, а разновидность языка. Есть славянские языки, есть романские языки, есть германские языки, а есть жестовые языки. Их много, и между ними есть много различий, это часто упускается из виду.
Во-вторых, если говорить о том, что качественно отличает жестовые языки как группу, то это, конечно, трехмерное измерение. Жестовые языки активно взаимодействуют с пространством. Поэтому рассказ, например, о том, как кто-то упал со стула, на РАЛ займет меньше времени, чем на разговорном русском, но будет очень выразительным. Что касается сложности, то это зависит от языка; я знаю только РРЯ, поэтому буду говорить о нем.
Есть несколько странных лакун: нет, например, отдельных жестов для части родовых понятий, таких как «мебель», «овощи», «фрукты» (строго говоря, в петербургском диалекте они есть, а в остальном РЖЯ нет).
Существуют очевидные проблемы с абстрактной и узкоспециализированной лексикой. Очевидно, потому что в языке нет места для слов из тех областей, в которые общество не пускает своих носителей.
— Вы говорите, что ранние работы не очень хороши. Напротив, какими видео вы гордитесь? Какие из ваших видео вы бы порекомендовали посмотреть в первую очередь?
— Мне очень нравятся клипы на «gory gory gory gory» Монеточки и «Tvitar» Палины. Во-первых, они были отлично отрепетированы, не нарушая ритма. Во-вторых, обе песни имеют определенный социальный фон, связанный с тем временем, когда были опубликованы произведения, и важно было донести это до глухих и слабослышащих. Песня Монеточки — о сибирских пожарах, видео песни Палины на белорусском языке было опубликовано под хэштегом #жывебеларусь. В-третьих, они кажутся мне самыми красивыми среди новых песен, чисто визуально.
— Вы упомянули, что писали магистерскую диссертацию по RLJ, как она называлась? Как на нее отреагировали ваши профессора?
— Моя магистерская диссертация была посвящена словам с количественным значением в РЖЯ и русском словесном языке. Там были всякие «нас трое», «пять часов», «толпа» и т.д. Я рассматривала, чем такие конструкции похожи и чем отличаются. Честно говоря, мне это удалось только благодаря усилиям и нервам моего научного руководителя Татьяны Семеновны. Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете на специальности, которая не имела никакого отношения ни к языку жестов, ни к сурдопедагогике, ни к дефектологии. Моим предметом было редактирование и критика. Этот предмет удивил многих, но в итоге я получила пятерку.
— Давайте поговорим немного больше о кинематографе. Ваша команда состоит из вас и кинооператора, верно? Кто она?
— Да, нас двое — я и оператор Вика Турчаненко. Вне проекта она работает учителем русского языка и литературы и увлекается фотографией. Она присоединилась к проекту, когда я попросила ее помочь создать видеоролик — результат ей понравился, и мы стали постоянно снимать вместе.
В Краснодаре нас было еще несколько человек. Были Полина, Аня и Даяна, с которыми мы вместе снимали видео, были разные операторы и видеооператорши: Люда, Настя, Богдан. Очень приятные люди, с которыми было приятно работать, но проект двигался вместе со мной, поэтому количество людей в команде менялось.
— Как вы работаете над визуальными деталями видео: Фон, цвета, освещение?
— Обычно у меня есть идея, в зависимости от настроения песни. Обычно это монохромный фон или что-то естественное. Когда я знаю, что хочу видеть в клипе, мы решаем, снимать в студии или нет. Это также зависит от погоды. Однажды мы снимали меня на улице в легком плаще в холодном декабре, и это было сложно, с тех пор мы стараемся так не делать. Мы находим подходящую студию, приезжаем и снимаем в определенный день. И все.
На самом деле, я бы хотел сделать что-то более сложное, но опять же, все зависит от ресурсов, особенно материальных. У нас нет ни стедикама, ни реквизита, ни ассистентов, только чистый энтузиазм, камера и наши собственные деньги. Я очень надеюсь, что в будущем мы найдем в себе силы поднять уровень и сделать более зрелищные видео.
Меня вдохновляет желание просто сделать что-нибудь классное, что понравится мне и Вике и, возможно, кому-нибудь еще. Когда это нравится кому-нибудь еще — это популяризирует жестовый, что очень круто.
У нас также есть постоянные зрители, которые с нетерпением ждут каждое видео и потом присылают приятные комментарии о нем — это здорово! Мы любим таких подписчиков.
— Посоветуйте, пожалуйста, полезные ресурсы для изучения РЖЯ.
— Я уже рассказывал вам об Образе. В Москве есть театр глухих актеров «Недослов» — они ставят пластические пьесы и пьесы на языке жестов, записи некоторых постановок можно найти на их канале YouTube. Есть еще глухая девушка, профессиональный иллюстратор Екатерина Авдейкина, которая рисует различные комиксы о жизни глухих людей в России, как мне кажется, с очень хорошим содержанием. Также вам понадобится словарь.