Мощный приход Песни, пляски и угар: что вытворяют в американских церквях чернокожие. В какой церкви поют и танцуют

Вслед за ним свой реквием пишет Антуан Брюмель. В отличие от Окегема, Брюмель включает инструменты и использует знаменитый мотив Dies Irae («День гнева»), который знаком каждому школьнику.

Плачь и танцуй: краткая история похоронной музыки

Как изменялась похоронная музыка за последние три тысячи лет? Почему у одних принято упиваться горем, а у других — танцевать тверк на гробах? В мировых традициях проводов усопшего много общего, но еще больше различий.

Современный житель мегаполиса перестал нуждаться в обрядах. Изменение сознания, випассана и даже поход в церковь — занятие на любителя. Но всё меняется, когда человек сталкивается лицом к лицу со смертью: экзистенциальный ужас вынуждает прибегнуть к последнему ритуалу даже скептичных рационалистов. Как справиться с шоком и снять эмоциональную блокировку — с помощью рыданий или танцев до упаду, — в каждой культуре решается по-своему.

Как утверждает американский археолог Брайан Хейден, история ритуала насчитывает более ста тысяч лет. Ритуал — это синкретическое действие, включающее несколько видов искусства, в том числе музыку. Если в охотничьих обрядах музыка и танец равноценны, то в похоронных ей выпадает главенствующая роль. Здесь она выполняет целительные функции, поэтому на сегодняшний день лучшие исследования этого феномена принадлежат музыкальным терапевтам. Но кто впервые заметил, что грустная музыка для этого более эффективна?

Похоронные процессии

Древнегреческий обряд прощания с усопшим был наполнен самой разнообразной музыкой. Главным жанром похоронной процессии считался трен (θρήνοι). Гомер еще в VIII веке до н. э. рекомендовал музыку как лекарство против грусти; ему же и принадлежит самый ранний дошедший до нас трен — плач по Гектору, запечатленный в 24-й песне «Илиады».

Гомер, «Илиада», песнь XXIV, выкуп Гектора

Никто не знает, как в точности звучал и какую структуру имел трен, поэтому современные композиторы переосмысляют этот трагический жанр в духе времени.

Кшиштоф Пендерецкий «Трен памяти жертв Хиросимы»

Похоронные произведения с древних времен исполняли профессиональные плакальщицы. В Ассирии группа из нескольких таких исполнительниц вместе с музыкантами возглавляла траурное шествие. Похожие обычаи надолго закрепились в традициях многих народов, в том числе и в России.

В Древней Греции славились плакальщицы из Карии (современная Турция). Благодаря их мастерству похоронные песни называли карийским пением (καρικόν μέλος).

Впоследствии карийские песни стали исполнять, аккомпанируя на специальных тренетических авлосах — духовых инструментах с особым скорбным звуком. В Древнем Риме плакальщицы назывались прэфиками (praefica), свои «трены» они исполняли под музыкальное сопровождение авлосов и лир.

Фигура плакальщицы из Тангары, конец VII века до н. э.

Статья по теме:  7 лучших историй о людях, которые инсценировали свою смерть. Кто инсценировал свою смерть

Похоронные плачи существуют по всему миру и сейчас. Китайская традиция называется кусан, и в ней есть три вида плача: рыдание со слезами, беззвучные слезы и рыдание без слез. В Киргизии исполнителей ритуальных песен называют «кошокчу», их приглашают не только на похороны, но и на свадьбы (проводы невесты), рождение ребенка и другие значительные события в жизни людей. Женский плач называется кошок, а мужской — жоктоо.

Кыргызский траурный кошок

В исламе траурные песни не одобряются: как правило, усопшему приписываются достоинства, которых он не имел, а плакальщицы ведут себя слишком вызывающе с точки зрения верующих.

Однако существует компромисс, благодаря которому плачи всё-таки исполняют, но с меньшим эмоциональным напряжением: мулла, приглашенный на чтение заупокойной молитвы, обязан сообщить семье, что громко оплакивать усопшего нельзя, но это не означает полного запрета.

Кошок по Чингизу Айтматову
Традиционный кошок

Христианская этика редко поощряла выражение эмоций, и ритуал прощания с усопшим не стал исключением.

Иоанн Златоуст утверждал, что плачи над покойным усиливают скорбь и разжигают огонь горя, а это непозволительный эгоизм для христианина, который должен заботиться о качественных проводах усопшего и спасении его души.

Также он был весьма недоволен традицией нанимать на похороны плакальщиц и угрожал отлучить от церкви тех, кто пользуется такими услугами.

То же самое предписывала Александрийская церковь: следовало «…держаться в церкви, в монастыре, дома молчаливо, спокойно и достойно, как подобает тем, кто веруют в истинность Воскресения».

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Мы здесь благодаря вере

К тому времени как африканцы появились на территории, которая позже стала Соединенными Штатами Америки, они растеряли огромную часть своей культуры и духовного наследия. Причиной было либо то, что они лишались связи со своим сообществом и предками, либо жестокая система рабовладения начала колониального периода, разлучавшая семьи.

По одной из версий, христианство африканцы уже привезли с собой, оно уже было распространено в некоторых регионах Африки. В частности, следы христианского мистицизма на севере материка ученые датируют концом II века, а часть царств в долине Нила была христианской уже к VII веку.

Иисус на входе в Иерусалим, фреска

Это неудивительно, ведь Африка была одним из первых континентов, на которых распространилось учение Христа. В Евангелии от Матфея святое семейство, чтобы избежать избиения младенцев, бежит в Египет, или «страну Хама», и находит убежище среди его чернокожих жителей. Именно поэтому черным рабам было особенно оскорбительно то, что, угнетая их, белые рабовладельцы охотно ссылались на Священное Писание.

«Меня либо убьют, либо выгонят из города» Они добились права считаться людьми, создав два журнала. Битва идет до сих пор

«Меня либо убьют, либо выгонят из города» Они добились права считаться людьми, создав два журнала. Битва идет до сих пор

Согласно Евангелию, Хам — сын спасшегося от потопа Ноя — был не самым приятным человеком. Увидев своего пьяного отца спящим, он не прикрыл его наготы, а пошел рассказать об увиденном братьям. В христианстве его поступок стал трактоваться как грех — неуважение к отцу, хамство. Есть множество трактовок этой истории, но важно то, как она закончилась.

Статья по теме:  Выходит замуж за Львов и обожает татуировки: 7 фактов из биографии Кети Топурия. Кэти топурия так же как все

За грех Хама расплатился его сын Ханаан, а вместе с ним и все африканские рабы. По преданию, Ной проклял внука, сказав: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:25). Именно эту строку из Писания использовали в качестве аргумента белые теологи — защитники рабовладельчества.

Гори, гори ясно Американские нацисты устроили репетицию гражданской войны и хотят еще

Библию в оправдание своих действий нередко использовали творцы зла. Однако до послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: «Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно в Христе Иисусе», рабовладельцы, видимо, не дочитали.

Фото: Lucas Jackson / Reuters

Белые рабовладельцы быстро забыли, что сами бежали из Европы от религиозного преследования, и потому вплоть до отмены рабства многие «черные» христианские церкви были вне закона. Так же, как первые христиане, христиане-рабы собирались в подполье, в так называемых тихих пристанищах (hush harbors). Для координации своих планов они использовали тайные коды — в частности, ставшие классикой духовной культуры афроамериканцев песни «Steal Away to Jesus» и «Gospel Train».

Пой, танцуй и держись подальше от белых

История «черных» церквей неразрывно связана с движением за отмену рабства. Она была подспорьем и поддержкой тем, кто боролся за свои гражданские права. Многие знаменитые борцы за свободу афроамериканцев, в том числе Мартин Лютер Кинг-младший, были священниками.

Многими активистами движения за гражданские права чернокожих в США были священнослужители: Джеймс Лютер Бивел, Ральф Абернати, Клод Уильям Блэк и другие. Самым выдающимся из них был баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг-младший. Он был убит снайпером в апреле 1968 года.

Первое объединенное афроамериканское сообщество — «Свободное африканское общество» — возникло в Филадельфии 1787 году. Оно устанавливало контакты с религиозными организациями в других городах. Спустя пять лет члены Общества приступили к строительству первой независимой «черной» церкви. К этому времени большое количество штатов на севере США уже отказывались от рабства, и закон им препятствий не чинил, чего нельзя сказать о юге страны, где власть плантаторов еще была чрезвычайно велика.

Попробуй докажи Обвиненный в жестоком убийстве чемпион поставил США на колени и вышел на свободу

Лишь спустя столетие, в 1865-м, когда закончилась Гражданская война и рабству был положен конец, черные по всей стране перестали скрываться в «тихих пристанищах». И все же бывших рабов не пускали в церкви наравне с белыми: им, например, надлежало сидеть на отдельных скамьях. Не все черные готовы были мириться с сегрегацией в Доме Божьем, и «черные» церкви стали быстро распространяться в США.

Священнослужитель во время молитвы

Священнослужитель во время молитвы

Фото: Joshua Lott / Getty Images

Впрочем, причиной разделения была не только сегрегация и расизм, свою роль играли и особенности богослужения. «Черные» службы проходили совсем в другом темпе, нежели «белые». Они отличались эмоциональностью, в них были вплетены элементы африканской культуры, рассказы о страданиях черных рабов и особый южный колорит. Священник не просто читал проповедь, он пел хвалебную песню Богу, а прихожане пели вместе с ним и поддерживали его репликами из зала.

В 1986 году, чтобы избавиться от влияния белых на афроамериканские церкви, было организовано Национальное баптистское собрание. Спустя десять лет в нем уже числилось три миллиона чернокожих американцев. Второй по величине «черной» христианской организацией стала Африканская методистская епископальная церковь. В дальнейшем число таких организаций лишь росло.

«. время сетовать и время плясать» (Екклесиаст 3:4); «Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетования» (Плач Ирмияhу 5:15).

Кто может петь на клиросе

Кто может петь на клиросе

На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

Статья по теме:  Дом Дракона 1 сезон. Сериал про мать драконов как называется

Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

Руководит профессиональным хором регент, а народным хором – псаломщик.

Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику, который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать, отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

Кэти Перри

7 звезд, которые начали карьеру в церковном хоре

Родители певицы были проповедниками Евангельской церкви, поэтому она и ее брат с сестрой пели в церковном хоре. В 16-летнем возрасте Кэти даже записала первый сольный альбом с христианскими песнями, но он был популярен только среди прихожан ее церкви.

Отец и мать были против того, чтобы дети слушали современные песни, но их Перри услышала благодаря школьным друзьям. После этого девушка решила начать профессиональную музыкальную карьеру и даже прошла короткий курс итальянской оперы в Музыкальной Академии в Нэшвилле, а также стала записывать собственные композиции. Весь мир узнал о новой исполнительнице в 2008 году после выхода хита I Kissed a Girl.

Джастин Тимберлейк

7 звезд, которые начали карьеру в церковном хоре

Джастин родился в семье, где все члены придерживались баптистских традиций. Дедушка певца был священником в церкви, а отец дирижером в религиозном хоре. Заметив, что ребенок хорошо поет, родители решили отдать его в религиозный вокальный кружок при храме.

Тимберлейк, как и многие другие мировые звезды, начал свою настоящую музыкальную карьеру с детского шоу «Клуб Микки Мауса». Именно здесь он познакомился с Кристиной Агилерой, Райаном Гослингом и будущей девушкой Бритни Спирс. В 1995 году Джастин стал солистом популярной группы ‘N Sync.

Оцените статью
РесницаМания