Начало 1990-х годов, как ни печально это признавать, ассоциируется со многими бандами. Молодые русские» предпочитали малиновые пиджаки, в то время как рядовые члены криминальных или околокриминальных группировок явно выбирали более спортивный стиль.
Немного ностальгии: легендарная мода 90-х в нашей стране и «у них»
Большинство из нас до сих пор испытывают очень смешанные чувства по поводу моды и стиля 1990-х годов. Этот период в бывшем Советском Союзе можно охарактеризовать как время неразберихи и хаоса, в котором преобладали дурной вкус и преувеличение в одежде и прическах. Мы думали, что подражаем западной моде, но так ли это?
После падения «железного занавеса» 1/6 часть мира, не пострадавшая от разнообразия, бросилась скупать все, что попадалось под руку. Мировая мода в 1990-х годах была неоднозначной, но не такой хаотичной, как в бывшем Советском Союзе. В Европе и США были распространены спортивные стили, необычно высокие прически и яркий макияж.
Социальные, политические и экономические потрясения, изменившие жизнь людей, нашли прямое отражение в их одежде. Женщины перестали скрывать свою сексуальность, в моду вошли мини-платья и юбки, узкие брюки и леггинсы, обувь на толстой подошве.
Для мужчин стало модным подчеркивать свой социальный статус, и легендарный «малиновый пиджак» появился в большом количестве. Этот период характеризовался явным отклонением от гиперболизации конца 1980-х годов в сторону очевидного гротеска.
Желание выделиться и «выглядеть как ты» привело к массовому переодеванию в одежду брендов Adidas, Montana и Nike. Это была, по большей части, плохая имитация дома. Кислотные цвета были популярны, а модные цвета могли быть любыми — от леггинсов и платьев до купальников и зимних шапок.
Стиль унисекс, джинсовые рубашки и треники продолжали привлекать молодежь среднего и старшего возраста в 1980-х годах. Форма тела была проигнорирована, и как худенькие девушки, так и пухлые молодые женщины стали демонстрировать леггинсы.
Интерес проявлялся не только к одежде, но и к человеческому телу. Россияне узнали, что такое серьги и татуировки, а также оценили все преимущества яркого макияжа. Что касается причудливой моды конца 80-х годов на ношение нижнего белья поверх одежды, то 90-е годы дали ей небывалый толчок.
Преобладали дурной вкус и вульгарность. Этот образ сопровождался высокими прическами, огромными пластиковыми солнцезащитными очками, разноцветными булавками и лентами, а также большими шкатулками с драгоценностями. Элегантные каблуки были почти забыты, так как женщины предпочли огромные платформы. Мужчины также выглядели менее вычурно, сочетая любой наряд с кроссовками или остроносыми туфлями.
Гранж.
Курт Кобейн, желанный кумир молодежи 90-х годов, оказал огромное влияние на то, как одевались молодые люди в 90-е годы. Его модная одежда вошла в повседневную жизнь и принесла с собой непринужденное, равнодушное отношение к красоте и элегантности.
Застиранная, рваная, поношенная одежда, старая обувь, потертые кожаные куртки — все это носили не только непримиримые рокеры, но и красивые молодые девушки. Гранж перешел с улиц на подиумы и стал главным модным трендом. Наоми Кэмпбелл, ставшая символом гранжа, — одно из самых больших имен в гранжевом движении.
Минимализм.
Возможно, этот стиль не был так интенсивен в моде 90-х, но его элементы были повсюду. Джинсы-скинни, простые рубашки с коротким рукавом и футболки, блузки и облегающие пиджаки — эти вещи были в гардеробах каждого парня и девушки в последнее десятилетие 20-го века.
К концу 1990-х годов минимализм начал медленно проникать в преувеличение. Яркие леггинсы и большие, броские аксессуары стали исчезать с улиц, а «малиновый пиджак» стал признаком дурного вкуса, перешедшим в шутку. Минимализм прочно переплелся с унисексом и постепенно уступил место бисексуальным 80-м.
Некоторые даже умудрялись пришивать фирменные этикетки. Известные бренды не могли быть куплены молодыми людьми, поэтому им приходилось подражать модельерам таким образом.
Чем особенна эпоха
Стиль 1990-х годов вряд ли можно назвать очередной тенденцией. На самом деле, молодые люди только начинают по-другому относиться к моде и выбору предметов своего гардероба. Дизайнеры уже создавали их по другим принципам.
В отличие от 1980-х годов, в этот период стало важно быть самим собой. Большее внимание уделялось «интерьерам», индивидуальности и созданию собственного стиля. В этот период стали появляться имиджмейкеры и стилисты. Журналы публиковали множество статей, советуя людям, как выразить свою индивидуальность.
Характерные особенности
Джинсовые гардеробы были очень популярны в 1990-х годах. Эту одежду носили все без исключения. Не только джинсы. Популярными стали комбинезоны, юбки, сарафаны, жилеты, жакеты и шорты.
Для джинсового гардероба 90-х годов был характерен образ куртки и брюк. Эти предметы гардероба носятся исключительно вместе. Из джинсов также изготавливали всевозможную обувь, шляпы и сумки. Неудивительно, что моду 1990-х годов часто называют джинсовой.
В то время стала популярной одежда унисекс. Джинсы часто сочетались с футболками, отдавая предпочтение объемным джемперам и самой удобной обуви.
Однако в этот период стала популярной и определенная театральность. Стали использоваться темные цвета. И в довольно больших количествах. Женская мода имела именно такие характеристики.
Особое внимание уделялось не одежде, а человеческому телу. Он должен быть очень загорелым или, наоборот, слишком худым. Его тело также было очень худым, часто излишне худым.
Многие модницы стали посещать салоны красоты, а также тренажерные залы. Пластическая хирургия стала очень популярной. Возник культ моделирования. Женщины стали восхищаться такими знаменитостями, как Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл.
К 1990-м годам одежда перестала быть столь важной. Одежда уже не имела такого значения, и было трудно произвести впечатление на людей. В результате многие люди начали украшать свое тело. Татуировки и пирсинг стали модными.
Развитие направления на территории России
В России 90х был модным, в европейских странах и в США в середине 1980-х годов. Это было связано с падением «железного занавеса». Они начали ввозить в страну большие партии разноцветных шкафов, которые могли купить только спекулянты. Люди стремились следовать моде, носили всю иностранную одежду.
Этот период запомнился нам джинсами и кожаными мини-юбками, джинсами с разрезами на ботинках и блузками оверсайз с плечами. Яркие женские леггинсы, комбинезоны и нетрадиционные джемперы пользовались большим спросом. Существовали также электронные часы, которые большинство людей носили на запястье.
Объемные кардиганы были еще одной важной тенденцией, которая сейчас возвращается. Кардиганы надевали не только поверх блузок и топов, многие звезды носили кардиганы на пуговицах. Сегодня такие знаменитости, как Кендалл Дженнер, Белла Хадид и Кэти Холмс, демонстрируют потрясающие образы с кардиганами.
Характерные черты
В 1990-х годах джинсы были очень популярной одеждой. Их носили все. Джинсы, юбки, шорты, сарафаны для девочек, комбинезоны для мужчин и женщин.
Затем появились джинсовые костюмы — брюки и пиджаки или жакеты, которые неизбежно носили вместе. Дизайнеры создали сумки, шляпы и даже джинсовую обувь. Не зря этот сезон иногда называют «джинсовым».
Также стали популярны стили одежды унисекс. Джинсы сочетались с футболками, безразмерными джемперами, кроссовками и другой удобной обувью.
В то же время присутствовала нарочитая театральность и насыщенные яркие цвета, особенно для женщин.
В центре внимания было человеческое тело, а не одежда. Она должна была быть бледной или очень желтовато-коричневой, тонкие, а иногда даже очень тонкие силуэты стали неотъемлемой частью современного образа.
Наряду с гимнастическими залами стало необходимым посещение салонов красоты. Косметическая хирургия пользуется огромной популярностью. Существовал культ супермоделей — все они стремились выглядеть как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кейт Мосс.
Одеждой никого не удивишь, поэтому современные люди стали модифицировать свои тела — прокалывать и татуировать, где стиль является предметом очередных дебатов.
Стиль 90-х годов в России
В мире и на территории постсоветских стран, особенно в России, мода второй половины 20-го века была несколько иной. То, что мы считаем модой 90-х годов, было популярно в США и Европе в середине 80-х годов.
Это было связано с падением «железного занавеса» и наплывом яркой одежды, ранее доступной только спекулянтам. Жители бывшего Советского Союза были менее заинтересованы в следовании мировым тенденциям моды, чем в ношении «иностранной» одежды.
Этот период характеризовался в основном джинсами, кожаными и джинсовыми мини-юбками, высокими блузками и джемперами, цветными леггинсами, комбинезонами, разноцветными вязаными джемперами и электронными часами.
Стилевые направления эпохи
Гранж.
Курт Кобейн и группа Nirvana определяются как гранж. Они произвели революцию не только в мире музыки, но и в мире моды. Следуя примеру Курта, фанаты стали носить свободные джемперы, безразмерные мужские брюки (сейчас их называют джинсами-бойфрендами), приталенные кардиганы, клетчатые рубашки, мотоциклетные куртки, треники и тяжелые ботинки.
Таким образом они выражали свое безразличие к индустрии моды. Гранж был беспорядочным, слои и негабаритная одежда, пледы и джинсы.
Гранж был традицией подиумной моды, его можно было увидеть у Вивьен Вествуд, Марка Джейкобса и Карла Лагерфельда.
Минимализм.
Минимализм зародился в 1960-х годах, но достиг своего пика в конце 20-го века. Многие дизайнеры полагались на консерватизм и простоту форм и цветов. Они уделяли пристальное внимание строгому крою и простым силуэтам.
DonnaKaran и CalvinKlein считаются самыми важными представителями этого стиля, который позже эволюционировал в стиль унисекс с добавлением минимализма. Со временем унисекс превратился в бисексуал, что популярно и сегодня.
Если гранж пришел с улиц на подиумы, то с минимализмом все произошло наоборот. Благодаря усилиям дизайнеров повседневная одежда включала в себя лаконичные джинсы, белые футболки и майки, обувь на плоской подошве, куртки и небольшие аксессуары.
В фильме стиль минимализма изобразили подруги Рейчел и Моника, Х-фолдерша Динас Кали и Шэрон Стоун из «Основного инстинкта».
Рейв и неон
В музыке на смену гранжу пришло новое направление — рейв. Это была электронная музыка, неотъемлемой частью которой были бесконечные вечеринки и наркотики. Это неизбежно отразилось на модных тенденциях в одежде. Популярными стали кислотные цвета, винил и пластик, супермини, футболки, майки, психоделические рисунки, обувь на огромной платформе, разноцветные волосы и макияж.
На подиумах эту тенденцию было трудно заметить, но на улицах города стили были более чем активны. Синие, зеленые и оранжевые волосы, 15-сантиметровые платформы и виниловая одежда — также были популярны в России.
Спортивный шик
В середине 1990-х годов возникла другая тенденция, и шины стали самым популярным предметом одежды. Носимая с кроссовками, блестящими футболками, мини-юбками и платьями, эта тенденция также начала побеждать.
Затем появились стили гранж, милитари, кэжуал и спорт-шик. Расслоение одежды, отсутствие нарочитого вкуса и смешение стилей стало вызовом и проявилось в духе противоречия и смелом самовыражении молодежи. Это относится к технологическим разработкам 1990-х годов, которые сделали моду доступной для всех.
Одежда из кожи
Кожаная одежда была так же популярна, как и джинсы. Девушки носили все: кожаные куртки, юбки и жилеты. Самыми ценными считались черные кожаные куртки с множеством замков и заклепок. Главные российские модницы сочетали кожаные юбки с кожаными куртками, а завершали образ колготки с люрексом.
В 1990-х годах кожа была так же популярна, как джинсы.
Спортивные костюмы
Спортивные шкуры предпочитали как мужчины, так и женщины, которые могли носить их на встречи и на работу. А завершали такие образы как тренчи, так и классические каблуки.
Спортивные костюмы были популярны как среди женщин, так и среди мужчин.
Различные цвета форм были не хуже ремней. С ними были модницы, которые предпочитали носить яркие олимпийки. А если на них был «Адидас», то он был бесценен.
Уличный художник Старого Арбата в 1991 году.
Болоньевые куртки
Что касается верхней одежды, то наряду с джинсовыми и кожаными куртками в моду вошли болоньевые куртки, которые женщины носили в зимние месяцы.
Минск, 1992. Женщина в болоньевой куртке.
Когда наступила весна, современные женщины предпочли инвестиционные кабаре. Если они не могли финансово позволить себе макинтош, они продолжали носить болонскую куртку весной.
Продавцы на дороге на Арбат в 1995 году.