Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы.

Поскольку в полку не было мужчин, «женский дух» проявлялся во всем: в чистоте формы, в опрятности и комфорте общежития, в заботе о досуге, в отсутствии грубой и нецензурной брани и в десятках других мелочей. И когда дело дошло до военных миссий.

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

«Ночные ведьмы» — знаменитый женский летный полк, основанный в 1941 году, где служили школьницы, в том числе Александра Акимова, совершившая более 700 вылетов. Молодые летчики подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых иногда превышал 300 килограммов. Каждый из них мог нести около тонны боеприпасов. В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны ей было присвоено звание «Герой Советского Союза». «Она летала чрезвычайно храбро и не боялась ни прожекторов, ни вражеского зенитного огня…». — зачитывает текст цитаты о награде. Известия» публикуют документы из архива Московского авиационного института, где легендарная летчица преподавала до конца своей жизни.

В 1941 году советская армия понесла большие потери. Для военных самолетов срочно требовались пилоты и инженеры. Поэтому в октябре был издан специальный приказ о формировании женских авиационных полков (рис. 1).

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

Легендарный штурман и героиня Советского Союза Марина Раскова лично посещала летные училища и отбирала курсантов для этих частей. Юная Александра Акимова попала в одну из летных эскадрилий. Она стала старшим штурманом 46-го авиаполка гвардейских ночных бомбардировщиков, вошедших в историю как «ночные ведьмы».

— Александра Акимова до войны училась в педагогическом институте, — рассказал «Известиям» директор музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолий Жданов, — на фронте она была сначала штурманом, а потом стала сама пилотировать самолет.

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

Александра Акимова, летчик 46-го авиационного полка ночных бомбардировщиков. Фото.

МАЙ. Ей приходилось тренироваться по 12 часов в день. По словам Анатолия Жданова, это было трудное время: девушек убивали еще до войны, потому что они не умели управлять самолетами.

Машины из фанеры

Обучение проходило на легких самолетах модели У-2 (По-2), которые были разработаны в 1928 году в КБ Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. U-2 был несколько раз модифицирован для использования в сельскохозяйственной, экспресс, медицинской и пассажирской авиации. На первый взгляд, эти машины были малопригодны в бою. Они летали на малой высоте со скоростью около 100 км/ч, что делало их легкой мишенью для противника. Установленный на деревянной раме с фанерными и тканевыми панелями, немцы сначала насмешливо называли его «Рус-Фанер». Но вскоре нацисты были вынуждены изменить свое мнение.

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

Советские летчицы 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков Руфина Гасева и Наталья Меклин на фоне самолета U-2. Фото: ТАСС/Ольга Ширнина/Mediadrumworld.C

— Самолеты По-2 (U-2) отличались удивительной живучестью, рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдержала сотни ударов. Самолеты вернулись в свои аэропорты буквально разбитыми. Простое управление этим ночным бомбардировщиком, унаследованное от его учебного прототипа, позволяло пилоту и штурману уделять больше внимания точности бомбометания.

Поскольку управление этими самолетами не требовало большой физической силы, их пилотировали женщины, а не мужчины.

Александра Акимова совершила свой первый боевой вылет в качестве штурмана U-2 в 1943 году (рис. 2, карта полетов). В это время полк принимал участие в прорыве обороны противника на реке Терек. После этого количество вылетов увеличилось с невероятной скоростью: за одну ночь «ночные ведьмы» совершали в среднем восемь или девять атак на позиции противника.

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

Девушки прикрепляли к самолетам бомбы и грузы, общий вес которых иногда превышал 300 килограммов. Каждый из них мог перевозить до тонны веса за одну смену.

«Однажды экипаж вернулся с задания на самолете с 30 пробоинами, сломанной рамой, поврежденным основным элементом и фюзеляжем, — пишет в своих воспоминаниях одноклассница Александра Акимова Ирина Дрягина, — летчики были уверены, что им придется оставаться «лошадьми» в течение трех дней, но их механики завели самолет за 10 часов!».

С ноября 1943 года полк «Ночные ведьмы» поддерживал высадку десанта на Керченском полуострове и участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944 года воевал в Белоруссии и помогал освобождать Могилев, Минск и другие города.

Вышивка между боями

В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от ее действий напрямую зависела жизнь всего экипажа. Например, осенью 1943 года во время ночной бомбардировки самолет, в котором она была штурманом, был сильно поврежден — ей пришлось совершить аварийную посадку в зоне, полной снарядов. Однако ему удалось найти подходящую посадочную площадку. Во время посадки пилоты сильно ударились головами о приборные панели. Несмотря на полученные ранения, им удалось добраться до аэропорта всего за два дня бомбардировок.

Ночные ведьмы» будут помнить декабрь 1944 года до конца своих дней. В то время полк действовал в Польше и принимал участие в освобождении Августова и Варшавы. За одну из зимних ночей летчики полка совершили 325 боевых вылетов, сама Александра Акимова совершила 16. За храбрость и мужество штурман была награждена Сталиным.

Во время войны женщины-пилоты ни в чем не уступали мужчинам. Однако, как рассказал газете «Известия» Александр Макушин, историк Фонда исторического патриотизма, в повседневной жизни им было гораздо сложнее.

Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

— В дневниках летчиц 46-го полка упоминается, что в начале войны не было даже специальной женской формы, но девушкам выдавали сапоги и платья большего размера, — говорит эксперт, — форму приходилось подрезать и менять. Но женщина всегда остается женщиной, и даже на войне они хотели выглядеть хорошо.

Статья по теме:  6 преимуществ девушек маленького роста, о которых они не догадываются. Что значит миниатюрная девушка

«В Беларуси мы начали активно «болеть» вышивкой, и это продолжалось до конца войны», — вспоминает в своем дневнике летчица Наталья Меклин. О, какое прекрасное забвение мы создали, разрезая голубое трикотажное белье и вышивая цветы на тонких летних брюках! Из него можно сделать вырез, а наволочка пойдет в дело. Болезнь, как ветрянка, охватила весь полк.

Как стали летать

Идея создания специального женского летного полка принадлежит известной летчице Марине Расковой.

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

Столкнувшись с катастрофической нехваткой солдат, она сумела убедить высшее руководство Советского Союза и Народный комиссариат обороны в том, что женское авиационное подразделение может выполнять полноценные боевые задачи. Идею Расковой поддержали тысячи советских женщин-летчиц из аэроклубов, летных училищ и транспортной авиации; они регулярно отправляли письма в правительство с просьбой отправить их на фронт.

8 октября 1941 года Народный комиссар обороны СССР издал приказ «О формировании женских летных полков ВВС Красной Армии», и майору Расковой было поручено отобрать кандидаток. После ускоренного обучения был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Позже он был переименован в 46-й авиационный полк охраны ночных бомбардировщиков, который вошел в историю как «Ночные ведьмы». Командиром воздушно-десантной группы была майор Евдокия Бершанская.

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

46-й гвардейский полк стал единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Здесь служили только женщины, причем на всех должностях — от пилотов и штурманов до инженеров и политических лидеров.

Небесные тихоходы

Начало службы в военном авиационном полку для девушек было непростым. Подходящей униформы не было; нам приходилось носить убогую, непомерно большую мужскую форму. Кроме того, техника, на которой нам приходилось летать — двухместные самолеты «По-2» (Поликарпова) 1920-х годов — оставляла желать лучшего. Отсутствие радиосвязи и примитивное состояние приборов не мешало пилотам сталкиваться с очевидными опасностями ночных полетов, иногда летая вслепую. Благодаря своей деревянной конструкции биплан был очень маневренным, летал низко и был трудно обнаруживаем вражескими радарами. Однако из-за отсутствия защиты он был уязвим даже для пистолетного огня.

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

Самолет не был вооружен. Пилоты прикрепили бомбы под крыльями самолета. После поражения они должны были вернуться на базу, чтобы дозаправиться и купить новые ракеты. В течение ночи девушки могли совершить до 15 вылетов. Целями были немецкие военные базы, склады снабжения и укрепления.

«Наши женщины-пилоты были такими храбрыми, потому что, как только они присоединились к этому подразделению, они уже выполняли сложные боевые задачи, которые иногда превосходили задачи мужчин. В силу особенностей самолета они выполняли разведывательные полеты, а кроме того, осуществляли ночное бомбометание, подлетая очень тихо на малой высоте и выходя на цель, рискуя жизнью, но уничтожая указанные командованием боевые объекты», — сказал Кожкин, военный политолог.

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

При приближении к цели пилоты выключали двигатели и почти бесшумно скользили к месту сброса бомб. Был слышен только легкий шелест ветра под крыльями биплана, который напоминал звук метлы. По этой причине немцы называли советских летчиков «ночными ведьмами».

Подвиги «ночных ведьм»

Самолеты обычно несли около 300 килограммов бомб. Многие женщины-пилоты иногда предпочитали сделать несколько дополнительных выстрелов из парашютов и пулеметов, чтобы отразить атаки противника с земли.

Девушки участвовали в самых крупных и важных операциях Красной Армии: в борьбе за Кавказ (2920 вылетов), освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска (4623), Крыма (6140), Белоруссии (400), Польши (5421) от немецких захватчиков, воевали и в Германии (2000).

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

Всего за время войны было совершено около 23 672 боевых вылетов и сброшено более 3 000 тонн бомб и 26 000 зажигательных снарядов. Совместными усилиями ночных бомбардировщиков 46-го гвардейского полка было уничтожено или повреждено 17 водных переправ, девять железнодорожных линий и две железнодорожные станции, 38 складов, 176 единиц немецкой бронетехники, 86 огневых позиций и 11 прожекторов. Кроме того, летчики доставили советским солдатам 155 единиц продовольствия и боеприпасов.

«Наши женщины в небе сделали достойную, мужскую работу. Конечно, их помнят, любят, ценят и уважают. Сегодня, спустя 77 лет после победы, мы вспоминаем «ночных ведьм» с той же любовью и нежностью, что и сразу после войны», — говорит Андрей Кожикин.

«Ночные ведьмы»: бессмертный подвиг единственного в мире женского подразделения бомбардировщиков

Вечная память летчикам «Sky Walkers»!

Гвардии первый лейтенант Раиса Аронова — 960 боевых вылетов.

Гвардии первый лейтенант Вера Белик — 813 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Руфина Гашева — 848 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Полина Гельман — 869 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Евгения Жигуленко — 968 боевых вылетов.

Лейтенант Татьяна Макарова — 628 боевых вылетов.

Лейтенант Наталья Меклин — 980 боевых вылетов.

Майор Евдокия Никулина — 740 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Евдокия Носаль — 354 боевых вылета.

Гвардии лейтенант Зоя Парфенова — 680 боевых вылетов.

Лейтенант Евдокия Пасько — 790 боевых вылетов.

Капитан Надежда Попова — 852 боевых вылета.

Лейтенант Нина Распопова — 805 боевых вылетов.

Капитан Лариса Розанова — 793 вылета.

Лейтенант Евгения Руднева — 645 боевых вылетов.

Лейтенант Екатерина Рябова — 890 вылетов.

Гвардии капитан Ольга Санфирова — 630 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Ирина Себрова — 1004 вылета.

Гвардии капитан Мария Смирнова — 950 вылетов.

Лейтенант Магуба Сыртланова — 780 вылетов.

Гвардии лейтенант Нина Ульяненко — 915 боевых вылетов.

Лейтенант Антонина Худякова — 926 боевых вылетов.

Гвардии капитан Марина Четнева — 810 боевых вылетов.

Гвардии первый лейтенант Александра Акимова — 680 боевых вылетов.

Машины из фанеры

Обучение проводилось на легком самолете модели У-2 (По-2), который был разработан в 1928 году конструкторским бюро Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. U-2 был несколько раз модифицирован для использования в сельском хозяйстве, почтовой службе, медицине и пассажирской авиации.На первый взгляд, эти машины были малопригодны в бою. Они летали на малой высоте со скоростью около 100 км/ч, что делало их легкой мишенью для противника. Построенный на деревянном каркасе с фанерными и тканевыми панелями, немцы сначала насмешливо называли его «Rus-Faner». Но вскоре нацисты были вынуждены изменить свое мнение.

Статья по теме:  Гадкий утёнок» читательский дневник. Кто смеялся над гадким утенком?

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 2

Советские летчицы 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков Руфина Гасева и Наталья Меклин на фоне самолета U-2.

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 3

Атака на девять точек: Берлинская операция началась 75 лет назад

Союзники хотели взять город первыми, а немцы планировали обратить конфликты внутри коалиции в свою пользу.

По-2 (U-2) выделялся своей удивительной живучестью.рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников.Стрелять в них было нелегко. Конструкция из дерева и фанеры, призванная упростить и удешевить производство, выдержала сотни ударов. Самолеты вернулись в свои аэропорты буквально разбитыми.Простое управление этим ночным бомбардировщиком, унаследованное от его учебного прототипа, позволяло пилоту и штурману уделять больше внимания точности бомбометания. Поскольку управление самолетами было менее физически сложным, на них чаще летали женщины, чем мужчины. Александра Акимова совершила свой первый боевой вылет в качестве штурмана У-2 в 1943 году (рис. 2, карта полетов). В это время полк принимал участие в прорыве обороны противника на реке Терек. Затем количество вылетов увеличивалось с невероятной скоростью: за одну ночь «ночные ведьмы» совершали в среднем от восьми до девяти атак на позиции противника.

123

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 4

На вечную память: фотографии военных корреспондентов «Известий» выставлены в Интернете в Музее Победы
Редкие фотографии военных корреспондентов включены в виртуальную выставку к юбилею

Девушки прикрепляли к самолетам бомбы и грузы, общий вес которых иногда превышал 300 килограммов. Каждый из них мог перевозить до тонны веса за одну смену.«Однажды экипаж вернулся с задания на самолете с 30 пробоинами, сломанным шасси, поврежденным основным элементом и поврежденным фюзеляжем», — пишет в своих воспоминаниях Ирина Дрягина, одноклассница Александры Акимовой. «Пилоты были уверены, что им придется оставаться «лошадьми» в течение трех дней, но их механики вернули самолет в рабочее состояние в течение 10 часов!». С ноября 1943 года полк «Ночные ведьмы» поддерживал высадку десанта на Керченском полуострове и принимал участие в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944 года воевал в Белоруссии и внес свой вклад в освобождение Могилева, Минска и других городов.

Вышивка между боями

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 5

День «Д» и следующий день: рассекреченные документы Ялтинской конференции

Как была обеспечена знаменательная встреча лидеров антигитлеровской коалиции 75 лет назад

В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от ее действий напрямую зависела жизнь всей оккупации. Например, осенью 1943 года во время ночного бомбового налета самолет, в котором она была штурманом, был сильно поврежден — ему пришлось совершить аварийную посадку на местности, которая была буквально изрешечена снарядами. Однако ему удалось найти подходящее место для посадки.Во время посадки пилоты сильно ударились головами о приборные панели. Но, несмотря на полученные ранения, им удалось добраться до аэропорта всего за два дня бомбардировок. Ночные ведьмы» будут помнить декабрь 1944 года до конца своих дней. В то время полк действовал в Польше и принимал участие в освобождении Августова и Варшавы. За одну зимнюю ночь летчики полка совершили 325 боевых вылетов, сама Александра Акимова совершила 16. За храбрость и мужество штурман была награждена Сталиным. Во время войны женщины-пилоты ни в чем не уступали мужчинам. Однако, как рассказал «Известиям» Александр Макушин, историк Фонда исторического патриотизма, в повседневной жизни им было гораздо сложнее.

123

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 6

Братство конца: 75 лет назад союзники встретились на Эльбе

Встреча Восточного и Западного фронтов стала высшей точкой американо-советского сотрудничества во время войны.

В дневниках летчиц 46-го полка есть информация о том, что в начале войны не было даже специальной женской формы, а девушкам выдавали сапоги и одежду большего размера», — говорит эксперт.Эксперт сказал.Обмундирование приходилось перевозить и менять. Но женщина всегда остается женщиной, и даже на войне они хотели выглядеть хорошо.. «В Белоруссии мы начали активно «заболевать» вышиванием, и это продолжалось до конца войны», — вспоминает в своем дневнике летчица Наталья Меклин. О, какое прекрасное забвение мы создали, когда рассекали голубое трикотажное белье и вышивали цветы на тонких летних брюках! Из него можно сделать одеяло, а наволочка пойдет в дело. Эта болезнь, как ветрянка, поразила весь полк».

«Летает исключительно смело»

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 7

Ключ к Балтике: как Красная Армия завоевала Гданьск и Гдыню.

Ликвидация важного центра сопротивления в Восточной Померании и захват важных военно-морских баз позволили штурмовать столицу Третьего рейха.

По словам историка Александра Микушева,ночные ведьмы» пользовались дурной славой среди немцев. Для фашистов было особенно важно сбить летчика из этого полка. Но сами девушки были кем угодно, только не трусихами. Об их готовности умереть за свою страну свидетельствует тот факт, что в середине 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая нести дополнительные 20 кг бомб.К маю 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны ей было присвоено звание «Герой Советского Союза». В тексте представления к награде упоминается штурман: «Она летает исключительно смело, не боясь ни прожекторов, ни зенитного огня противника… Лично он совершил 680 боевых вылетов во время боевых действий, налетав 805 часов. Он сбросил 94 тонны бомб для уничтожения вражеской механизированной пехоты и личного состава. В результате точного обстрела лагеря противника было уничтожено 122 огневые позиции, 178 взрывов и повреждены две дороги противника, взорваны две свалки боеприпасов, уничтожен огонь трех артиллерийских батарей» (Рисунок 3, Описание боя).

Статья по теме:  Гроб на колесиках: 22 страшилки из нашего детства. Как можно назвать страшный рассказ

123

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 8

«Мы должны постараться отметить 75-ю годовщину победы на Красной площади».
Диктор Игорь Кириллов — на уроках о короне, самом счастливом дне и великом русском языке.

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство летчиков демобилизованы.Потери в бою составили 32 человека. Хотя они погибли в тылу врага, никто из них никогда не считался пропавшим без вести.Хотя Александра Акимова была выдвинута на звание Героя Советского Союза, в советское время она так и не была награждена.По словам Анатолия Жданова, документы были потеряны где-то в Москве.Свое высокое звание она получила только в 1994 году по просьбе Совета ветеранов. Но это уже было звание Героя Российской Федерации (рис. 4). Однако для нее было очень важно знать и понимать, что страна признает ее достижения.

123

После окончания войны Александра Акимова преподавала в МАИ. Она умерла 29 декабря 2012 г. Биографии «ночных ведьм» прочно вошли в национальную культуру. Издавались книги, им посвящались мемуары пилотов, писались стихи, был снят художественный фильм «Ночные ведьмы в небе». Награды были найдены и для других пилотов. В годы войны 24 воина полка были удостоены звания «Герой Советского Союза».

Фронтовое бабье счастье

Беседы с Ириной Вячеславовной, длившиеся менее месяца, легли в основу повествования. Они говорили обо всем: о друзьях по борьбе, о женских страхах и гордости. И не счастье случайной женщины на фронте.

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 9

«Офицеры, инструкторы, пилоты, курсанты и офицеры снабжения — все были мужчины. Поначалу их плохое настроение казалось показным и объяснялось их удивлением от того, что такую полностью мужскую должность занимают женщины. Но иногда это проявлялось жестоко. Насмешки над девочками, которые щеголяли своей мешковатой формой, надетыми на их хрупкие тела, своими ботинками 43 размера, которые никто не хотел менять. Как неловко они забирались в кабину своих маленьких самолетов. Как мало они знали уставы и воинский этикет», — пишет в своей книге Ирина Ракобольская.

Каковы были их внутренние мотивы, побудившие их отправиться совсем молодыми, от 18 до 23 лет, на страшную войну, где есть раны и кровь, смерть и ужас, и взять на себя роль, которую может взять на себя не каждый мужчина? Горькие личные обстоятельства? Вынужденность правительства, которое накануне Великой Отечественной войны и в первые ее месяцы потеряло почти половину своей армии?

Ритана Армени ищет ответы на эти вопросы на самых первых страницах своего документального фильма. Она находит их сразу после своей последней встречи с Ракобольской, ветераном Великой Отечественной войны. В тот момент, когда она узнала о смерти Ирины дома от «Гардиан» в Англии.

«А в России, — с грустью замечает она, — крупные издания не откликнулись на эту печальную смерть статьями.

«Я хотел рассказать историю Ведьм Ночи не для того, чтобы прославить их или воздать должное их героическому прошлому, а для того, чтобы сделать заявление, проверенное на поле боя. Девиз «женщины могут все» имеет большое значение в сегодняшней жизни. Да, особенно в сегодняшней жизни… Я обязательно отнесу свою книгу на могилу Ирины Ракобольской. Она ведьма, она сможет прочитать его».

Состав полка

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и прибыл 27 мая. В то время она состояла из 115 мужчин, большинству из которых было от 17 до 22 лет.

летчицы герои вов

В годы войны 24 военнослужащих полка были удостоены звания «Герой Советского Союза».

Один летчик был удостоен звания «Герой Республики Казахстан»: гвардии лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 вылетов.

Если бы мы могли собрать цветы со всего мира и положить их к Вашим ногам, мы не смогли бы даже выразить свое восхищение советскими летчиками!

— писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».

Потери

В бою полк потерял 23 человека и 28 самолетов. Хотя пилоты попали в тыл врага, никто из них не пропал без вести.

После войны комиссар полка, Евдокия Яковлевна Рачкевич, потратила собранные полком деньги на объезд всех мест, где были потеряны самолеты, и на поиск могил всех погибших.

Ночь на 1 августа 1943 года, когда одновременно были потеряны четыре самолета, стала самой трагичной в истории полка. Разозленные постоянными ночными бомбардировками, немецкие Люфтваффе перебросили группу ночных истребителей в район действий полка. Это стало полной неожиданностью для советских летчиков, которые не сразу поняли, почему вражеская зенитная артиллерия сбивает их самолеты один за другим. Когда они поняли, что их обстреливают ночные истребители Messerschmitt Bf.110, они прекратили полет, но перед этим немецкий летчик-ас, которого в то утро только что сделали кавалером Железного креста, Йозеф Коциок, сумел сбить в воздухе три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов, вместе с их экипажами.

Еще один бомбардировщик был потерян в результате огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли Анна Высоцкая, пилотируемая Галиной Докутович, Евгения Крутова, пилотируемая Еленой Саликовой, Валентина Полунина, пилотируемая Глафирой Кашириной, и Софья Рогова, пилотируемая Евгенией Сухоруковой.

Однако, помимо боевых действий, были и другие потери. 22 августа 1943 года Валентина Ступина, начальник разведки полка, умерла в госпитале от туберкулеза. 10 апреля 1943 года один из самолетов в темноте приземлился прямо на другой. В результате пилоты Полина Макагон и Лида Свистунова погибли мгновенно, а Юлия Пашкова скончалась от полученных травм в больнице. Выжила только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила серьезные травмы — у нее были сломаны ноги, но после нескольких месяцев пребывания в госпитале девушка вернулась на действительную службу, хотя незажившие кости сделали ее инвалидом 2-го класса. Аварии во время обучения также убивали экипажи еще до отправки на фронт.

Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 10

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 11

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 12

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 13

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 14

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 15

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 16

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 17

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 18

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 19

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 20

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 21

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 22

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 23

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 24

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 25

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 26

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 27

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 28

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 29

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 30

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 31

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 32

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 33

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 34

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 35

Николай Стариков. Кто такие ночные ведьмы. 36

Оцените статью
РесницаМания