Перформанс что это такое простыми словами примеры. Перформанс что это такое простыми словами примеры.

Перформанс — это необычная и креативная форма современного искусства. Художник представляет зрителям в режиме реального времени интересный, иногда шокирующий спектакль, в котором он сам играет главную роль.

Театральный перформанс и перформативный театр: где грань между двумя видами искусства

Основная идея перформанса заключается в том, что произведение искусства — это не только конкретный объект, но и сам творческий акт может стать произведением искусства. В центре внимания — реальные действия художника или группы художников в определенном месте и в определенное время. Выступление состоит из четырех основных элементов: Время, место, тело художника и отношения между художником и зрителями. Это главное отличие перформанса от визуального искусства, где работа определяется объектом. Искусствовед и философ Надежда Маньковская в своей энциклопедии «Культурология XX» определяет перформанс как «искусство момента». Century определяет перформанс как «искусство момента, балансирующее на границах бытия и небытия». Действие происходило здесь и сейчас и обычно не предполагало повторений.

Корни искусства перформанса уходят в уличные выступления футуристов, дадаистов и театра Баухаус, которые вызвали художественную революцию. Сам термин «перформанс» был впервые применен к работе Джона Кейджа «4′33» в 1952 году, когда пианист вышел на сцену и просидел за роялем четыре с половиной минуты, не произнося ни звука.

Искусство перформанса возникло как независимое движение в 1960-х годах и нашло отражение в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно и Йозеф Бойс.

В 1971 году Бурден создал перформанс под названием «Выстрел». Для этого нужно было выстрелить в левую руку художника с расстояния пяти метров. После этой работы Бурден был отправлен к психиатру. Три года спустя, в галерее Рональда Фельдмана, художник провел 22 дня без еды и питья, молча лежа на треугольной платформе. Это выступление называлось «Белая жара».

Одна из самых известных представительниц этого искусства, Марина Абрамович, создала свою первую работу «Ритм 0» в 1974 году. 72 объекта лежали на столе, чтобы посетители могли использовать их по своему усмотрению и взаимодействовать с самой исполнительницей. Некоторые из этих предметов могут доставлять удовольствие, другие — причинять боль. На столе лежал даже пистолет с одной пулей. В течение шести часов зрители могли по своему желанию манипулировать телом и движениями Марины. И если сначала действия зрителей были безопасными, то потом у зрителей появилось желание навредить исполнителю.

Статья по теме:  Спарта (город). Где была спарта на современной карте

«Перформанс — это момент, когда артист взаимодействует с аудиторией в определенный момент. Это не театр. Театр — это повторение. С другой стороны, производительность — это реальность. В театре нож не настоящий, кровь не настоящая. В перформансе кровь, нож и тело художника реальны. Перформанс — это уникальная форма искусства, которая является временной, она приходит и уходит. Я хочу, чтобы зрители присутствовали, потому что работа художника делается для зрителей. Без аудитории это бессмысленно.

В отличие от театральных постановок, перформанс делает зрителей участниками, даже соавторами. Это вид искусства без повторений, непредсказуемый и хаотичный. Однако с развитием современного театра появляется все больше элементов перформанса, и грань между театральными постановками и перформансом становится размытой. Если в прошлом классическое представление происходило на сцене в пространстве и времени и требовало повторения и сохранения дистанции между актером и зрителями, то сегодня зрители могут стать частью происходящего на сцене. Наконец, принцип реинкарнации не всегда соблюдается: Актер может рассказать свою собственную историю из жизни.

Как отличить перформанс от театральной постановки

Доцент, факультет медиа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

Театральное искусство неоднородно: оно постоянно менялось на протяжении 26 веков своего существования. По этой причине невозможно говорить о «стандартной» постановке, особенно в эпоху сценического театра, которая началась в конце XIX века.

После того как театр перестал подчиняться исключительно автору, а режиссура стала самостоятельной профессией как движущая творческая сила, режиссерское искусство претерпело многочисленные, даже революционные изменения.

Появились не только новые жанры, но и изменился язык сцены, принципы актерской игры, техника постановки и многое другое. Таким образом, сегодня все больше больших художественных событий, впечатляющих творческих побед происходит не на классической большой сцене, а за ее пределами, поскольку театр старательно уходит от хрестоматийного повествования, ищет новые формы, проникает в соседние области, спускается в подвалы и добирается до чердаков….. Театр становится своего рода клептоманом, заимствуя у соседних искусств (а иногда и не только у искусств) то, что он может найти полезным.

Искусство перформанса (которое обычно восходит к футуристам или дадаистам с их «Кабаре Вольтер») также слилось с меняющимся театральным процессом.

Перформанс — это жанр перформанса, возникающий на пересечении театра и всевозможных элементов визуального искусства, танца, музыки, видеоарта, кино и так далее. В зависимости от того, какой из компонентов преобладает, представление принимает ту или иную форму. Он может превратиться в действие или событие, стать объектом искусства «социального поворота» или предельным воплощением репрезентации, не говоря уже о таком редком жанре, как «документация и реконструкция».

Статья по теме:  Любовь и кровь: настоящая история Бонни и Клайда, которых Голливуд сделал героями. Кто такие бонни и клайд

Другими словами, искусство перформанса так же многослойно, как и постановка. Эти виды искусства всегда развивались по отношению друг к другу и всегда приобретали общие черты. Это очень тонкая грань, и поэтому трудно определить, когда перформанс «вышел» на драматическую сцену, потому что в театре двадцатого века легко обозначить определенные сценические действия как перформанс (и наоборот).

Двадцать лет назад, например, на европейских сценах возникла тенденция, которая продолжается и по сей день: Никогда прежде театр не уделял столько внимания человеку с его физическими и психическими недостатками и не выпускал его в «атеистический мир».

Марина Давыдова пишет в статье о немецкой танцовщице Саше Уолш: «Мы все — квинтэссенция пепла. Энциклопедия ошибок. Хозяева тела и рабы тела. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печени и селезенки, как в очень ненадежном строительном наборе, находится наше рудиментарное сознание, наши мысли и ожидания.» Проще говоря, эта цитата выражает идею тонкой грани между театром и спектаклем. В дополнение к этой цитате приведу выдержку из статьи в театральном журнале «Петербург» под названием «Тело возвращается и исчезает»: «Упадок метафизического принципа в театре закономерно привел к повышенному вниманию к анатомии человека как единственной представленной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему и страдающему, как проходу и единственному ключу к внутреннему миру человека и препятствию к его раскрытию. И физическое преувеличение, а также преувеличенное уродство фактуры (с К. Лупа, Л. Персеваль, Р. Кастеллуччи) сигнализируют о кризисе нашей идентичности».

Павел Руднев

Российский театровед, театральный критик, художественный руководитель, доктор искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина.

Границы между представлением и зрелищем уже размыты. Сегодня у нас есть только память о жанре — Михаил Бахтин связывал этот термин с историей жанра. Осталось только воспоминание о том, что эти два вида искусства когда-то были отдельными. Однако мы должны помнить, чем они отличались друг от друга.

Статья по теме:  Поучительные притчи с моралью о жизни. Ее жизнь как легенда

Первое отличие заключается в том, что спектакли повторяются. Каждая итерация — это новый этап в развитии. Перформанс создается для воспроизведения уникального эффекта, поскольку аномалия, лежащая в основе этого вида искусства, возможна только тогда, когда зрители неподготовлены и видят действие впервые. В течение некоторого времени в перформанс-арте появилось такое явление, как реенактмент, то есть повторение перформансов.

Теперь не только театральная практика превращается в перформанс, но и перформанс превращается в драматический театр.

Сама возможность повторения старых спектаклей с другими исполнителями делает перформанс в этом смысле театром спектакля.

Другое и более важное различие между театром и перформансом — это реинкарнация. Это даже основа драматического театра. Теория театра такова, что актер не может воплотить себя, есть некая пустота — даже если она проявляется в смене костюма — но он существует. В спектакле необходимо иметь роль и перевоплощение. Хотя двадцатый век попытался устранить эту часть театральной эстетики. Бертольт Брехт, Ежи Гротовский, Антонен Арто — все они говорили об эффекте реинкарнации как о действии с немедленным воздействием. Другими словами: В драматическом искусстве мы сталкиваемся с условным существованием актера, с условиями, которые возникают сами собой. В пространстве перформанса не предполагается никакой роли — художник действует своим телом, своими эмоциями, это его личное действие, он не остается в роли. У него свои отношения с публикой и пространством. Высказывание художника развивается во времени, пространстве и действии. Перформансист существует в независящем от него пространстве.

Однако, когда появилось такое понятие, как «исполнительское искусство», театр начал кардинально меняться. Находясь в сфере современного театра, мы уже понимаем: то, что делает артист, — это роль или это личное высказывание и волеизъявление. Раньше в театре мы чувствовали себя в безопасности и знали, что с телом артиста во время спектакля ничего не случится, но сегодня безопасности больше нет.

Создаются целые театральные системы, которые предполагают существование художника в условиях спектакля. Это так называемый современный театр свидетелей, своего рода документальный театр, в котором художник рассказывает историю о себе. Существует также инклюзивный театр, где человек с ограниченными возможностями работает вместе с артистами и изображает самого себя (у него нет конкретной роли). В современном мире искусства становится все труднее провести различие между театром и перформансом.

Основными различиями между театром и спектаклем являются

Оцените статью
РесницаМания