Пять трагедий в небе. Вспоминаем известные футбольные команды, разбившиеся в авиакатастрофах. Какая команда разбилась на самолете

Отходил после этого очень долго. Да и до сих пор до конца не отошел. Я сам по себе человек очень эмоциональный, а на том несчастном ЯКе находились не просто кумиры и не просто «Локомотив» – на том борту были знакомые и просто хорошие люди. Первое время даже на улицах в лицах прохожих видел ушедших ребят.

«Он падает». Как разбился самолет с хоккейной командой «Локомотив». Всё о трагедии 10 лет спустя

Днем 7 сентября 2011 года в Ярославле взвизгнули сирены скорых и МЧС. Десятки машин мчались в одном направлении. На несколько минут город как будто замер в оцепенении. И вдруг — новость, в которую невозможно было поверить: «»Локомотив» разбился».

Сегодня исполняется 10 лет с момента крупнейшей спортивной катастрофы современной России, когда на взлете из ярославского аэропорта в Туношне рухнул чартерный Як-42. На борту самолета находился весь основной состав и тренерский штат хоккейного клуба «Локомотив». Из 45 человек на борту выжил лишь один.

К годовщине трагедии журналисты 76.RU собрали все факты о катастрофе. Воссоздали крушение через воспоминания очевидцев. Почему родные погибших до сих пор не верят в официальную версию крушения самолета? И как живут сейчас? Поговорили с семьями погибших хоккеистов и с теми, кто в вечер трагедии разбирал завалы.

(Жертвами катастрофы в том числе стали трое южноуральцев: два хоккеиста — 23-летний Александр Калянин и 24-летний Геннадий Чурилов, а также бортпроводница Надежда Максумова).

Почти все погибшие хоккеисты «Локомотива» похоронены в одном месте

Фото: Александра Мамонтова / 76.RU

Могли улететь в другой день

В августе 2011 года Ярославль активно готовился к международному политическому форуму. К 7 сентября в Ярославль приехали несколько сотен известных политиков и полтысячи журналистов из разных стран мира. Форум транслировали онлайн на нескольких языках. На следующий день, 8 сентября, на мероприятие должен был прилететь Дмитрий Медведев, который тогда был президентом.

— Была прекрасная погода, ярко светило солнце. Идя по улице мимо «Арены», я встретил коммерческого директора «Локомотива» Евгения Чуева. Мы обменялись с ним несколькими словами о форуме и о перспективах «Локомотива» в начинающемся сезоне. Помню ощущение радости и покоя, которое было у меня тогда, — вспоминает бывший пресс-секретарь регионального УМВД Александр Шиханов, который в тот день работал в «Арене».

Первую игру сезона «Локо» должен был сыграть в Минске против «Динамо». В 2011 году бывший пресс-секретарь «Локомотива» Владимир Малков рассказывал журналистам, что в даты проведения форума город был очень загружен. Руководство команды долго решало, в какой день вылетать — во вторник 6 сентября или в среду 7 числа. Решили лететь седьмого.

Днем 7 сентября 2011 года в Ярославле взвизгнули сирены скорых и МЧС. Десятки машин мчались в одном направлении. На несколько минут город как будто замер в оцепенении. И вдруг — новость, в которую невозможно было поверить: «»Локомотив» разбился».

Гибель «малышей Басби»

Команда

Команда «Манчестер Юнайтед» перед последним матчем до авиакатастрофы. 1958 год. Фото: wikipedia.org

Игроков этой команды называли «малышами Басби» — по имени футбольного тренера Мэта Басби, более четверти века возглавлявшего «Манчестер Юнайтед» (его рекорд смог превзойти лишь сэр Алекс Фергюсон). Все они были молоды, талантливы и являлись воспитанниками клуба.

В первой половине 1950-х Басби стал постепенно вводить молодежь в состав, заменяя возрастных ветеранов. «Малыши» не подкачали: МЮ выиграл чемпионаты Англии в сезонах 1955/56 и 1956/57. Благодаря их сыгранности у тренера не было необходимости в покупке новых игроков. В течение четырех лет единственными серьезными приобретениями клуба стали центральный нападающий Томми Тейлор и вратарь Гарри Грегг — последний сыграл важную роль в этой истории.

6 февраля 1958 года МЮ отправился в Белград на матч с местным клубом «Црвена звезда» — шла борьба в Кубке Чемпионов (предшественник Лиги Чемпионов). Объема топливных баков не хватало для прямого перелета, поэтому на обратном пути самолет сделал дозаправку в Мюнхене.

Пилоты дважды не смогли взлететь из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Но вместо ночевки в Германии летчики предприняли третью попытку. Однако к тому времени начался сильный снегопад. Ближе к концу взлетной полосы скопилось много снежной каши, что сыграло фатальную роль: самолет не смог разогнаться и взлететь. Он пробил забор в конце взлетно-посадочной полосы, задел левым крылом стоящий рядом дом и врезался в соседний.

На борту находились 44 человека. 21 из них погибли мгновенно, еще двое — позже (один по пути в больницу, другой — спустя две недели лечения). Среди них были игроки, тренеры, журналисты.

Жертв могло быть и больше: опасаясь возможного взрыва топлива, командир приказал пассажирам и членам экипажа выбраться из самолета и отойти на безопасное расстояние. Но вратарь Гарри Грегг не послушался и помогал раненым. Он вытянул из-под обломков своего тренера, нескольких одноклубников, а также беременную жену югославского дипломата и ее дочь. Ему помогал и защитник Билл Фоулкс.

Статья по теме:  Почему восточным мужчинам нравятся русские женщины. Что нравится восточным мужчинам в русских женщинах

Деревянный мемориал в Мюнхене в память о команде

Деревянный мемориал в Мюнхене в память о команде «Манчестер Юнайтед», погибшей в авиакатастрофе в 1958 году. Фото: wikipedia.org

«Хвост самолета просто исчез. Я выбрался наружу так быстро, как только мог, и побежал прочь. Потом развернулся, понял, что самолет не взорвется, и вернулся обратно. Вдалеке я видел, как пылает хвостовая часть самолета, и на обратном пути наткнулся на тела. Роджер Берн все еще пристегнутый к своему креслу, Бобби Чарльтон, неподвижно лежавший на другом сиденье, и Деннис Вайоллет. Потом ко мне подбежал Гарри Грегг, и мы попытались понять, чем мы можем помочь», — вспоминал Фоулкс.

Команда была уничтожена. Восемь футболистов погибли мгновенно, еще один умер в больнице. Двое получили травмы, не позволившие им в дальнейшем играть в футбол.

Столкновение в небе над Украиной

Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Днепропетровская область, Украина. Фото: wikipedia.org

Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Днепропетровская область, Украина. Фото: wikipedia.org

11 августа 1979 года ташкентский клуб «Пахтакор», выступающий в Высшей лиге чемпионата СССР, отправился в Минск на матч с местным «Динамо». В самолете Ту-134 летели 17 игроков и тренеров этой команды, а также другие пассажиры.

Трагедия случилась на высоте 8400 метров у города Каменское (ранее Днепродзержинск) в Днепровской области Украины, где Ту-134 столкнулся с самолетом, летевшим по маршруту Челябинск — Кишинев.

К трагедии привела цепь случайностей и ошибок. В этом месте проходило большое число воздушных трасс, поэтому авиадиспетчерам часто приходилось вести более десятка самолетов одновременно. В день трагедии на один из участков поставили 20-летнего Николая Жуковского. Контролировать его работу поручили диспетчеру 1-го класса, 28-летнему Владимиру Сумскому, хотя по инструкции следить за малоопытным специалистом должен был сам начальник смены.

Именно Жуковский допустил ряд ошибок. Например, он дал команду экипажу самолета с «Пахтакором» на борту занять высоту 8400 метров, но на ней уже шел другой лайнер. При этом он не проверил, где находились эти самолеты.

В этот момент в ситуацию вмешался Сумский, который понял, что сейчас два самолета могут столкнуться. Он приказал экипажу, летящему в Минск, подняться до 9 тысяч метров. Но эту команду выполнил другой самолет. Диспетчер принял голос его командира за сигнал с борта, перевозившего «Пахтакор». При этом он не дождался подтверждения того, что экипаж нужного самолета понял его команду.

В итоге «белорусский» самолет врезался в «молдавский». Последний от удара развернуло вправо, а летевший в Минск — влево, после чего лайнеры столкнулись хвостами. При этом «молдавский» левым двигателем снес «белорусскому» киль, а ему самому оторвало правое крыло.

Самолет, летевший в Кишинев, сразу развалился в воздухе на несколько частей. Пилоты «белорусского» рейса, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте около 4 км лайнер потерял управление, перешел в пике и рухнул на землю.

Фрагмент памятника футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Днепропетровская область, Украина. Фото: wikipedia.org

Фрагмент памятника футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Днепропетровская область, Украина. Фото: wikipedia.org

Погибли все пассажиры и члены экипажа двух судов — всего 178 человек. По числу жертв это была самая крупная авиакатастрофа в СССР среди столкновений в воздухе и одна из самых крупных в мире.

На суде оба диспетчера получили по 15 лет заключения в колонии общего режима. Владимир Сумский отсидел 6,5 лет, после чего вышел за хорошее поведение. В начале нулевых годов жил в Харькове. Жуковский покончил жизнь самоубийством.

«Пахтакор» оказался полностью обескровлен. Тогда советская Федерация футбола решила помочь команде. В регламент чемпионата СССР внесли статью, по которой в течение трех лет «Пахтакор» независимо от результатов сохранял место в Высшей лиге. Правда, на практике этот пункт применили лишь однажды, в 1981-м, когда команда заняла последнее место. Кроме того Федерация обратилась к другим клубам с просьбой помочь «Пахтакору» игроками. Из Беларуси в Узбекистан отправился нападающий Петр Василевский. Спустя полгода он вернулся в Минск и в 1982-м помог «Динамо» стать чемпионом Союза. А вот московский динамовец Андрей Якубик стал настоящей легендой клуба.

«Самым сложным было слышать, как мои друзья звали на помощь, но я не мог ничего сделать. Я не мог встать. Было очень темно, я ничего не видел. Теперь благодарю Бога за то, что не видел, как умирает моя команда», — говорил Фолман.

«Та трагедия случилась будто вчера»

— Какими были ваши первые шаги как президента КХЛ?

— Тут подключились очень многие. Главной темой было заново собрать команду в Ярославле. Другие клубы КХЛ сами выражали готовность делегировать своих лучших хоккеистов в «Локомотив». Сами ребята хотели ехать, рвались играть. Некоторые говорили, что готовы даже на минимальную зарплату. Даже на один год нельзя было прервать существование «Локомотива».

Для президента клуба Юры Яковлева это было страшное горе. И ведь предполагалось, что он полетит на этом самолете. Для него это было особенно тяжело. К своим хоккеистам он относится как к детям.

Руководство города, области были готовы к любым вариантам. Все хотели, чтобы «Локомотив» не исчезал с хоккейной карты.

Статья по теме:  Недовольный мальчик в пижаме — описание и значение мема. Мем какой пацан.

В итоге было принято решение сделать перерыв. Не играть в КХЛ. Готовить команду к следующему сезону.

Я очень хорошо помню, как через год проводился матч памяти «Локомотива». Та игра сначала проходила в абсолютной тишине. Полный стадион почти половину периода глухо молчал. Тот момент, когда люди отдавали дань ушедшей команде, тоже никогда не уйдет из памяти.

Потом трибуны ожили, стали болеть за хоккей. И это было возвращение «Локомотива» в КХЛ.

Та трагедия случилась 10 лет назад. Но для меня это было словно вчера.

«Как хрупка человеческая жизнь»

— Когда остановили матч в Уфе, куда вы сразу поехали?

— Тут же нет никаких регламентов. Действовали по ситуации. Уже на следующий день полетели в Ярославль, где оставались до похорон.

Нужно было позаботиться о немедленной помощи семьям. Мы знаем, какими тяжелыми бывают иногда отношения между родственниками.

Не хочу называть имен, но за редким исключением все делалось очень по-человечески. Находились какие-то компромиссные решения по финансам, наследству.

Не забывайте, что шла борьба за жизнь одного из игроков «Локомотива» — Александра Галимова. И еще выжил бортинженер самолета.

Пять трагедий в небе. Вспоминаем известные футбольные команды, разбившиеся в авиакатастрофах. Какая команда разбилась на самолете 2

Мы мобилизовали все медицинские силы в России и за рубежом, чтобы спасти Сашу. К сожалению, сильнейшие ожоги оказались несовместимыми с жизнью.

Галимов жил до 11 сентября. Он боролся до последнего. И это в диком напряжении держало всю страну. Даже тех, кто никогда не интересовался хоккеем.

Эта трагическая история показала, как все-таки хрупка человеческая жизнь.

Мы потеряли не только российских игроков. Погибли представители девяти стран. Многие ребята с тяжелейшей судьбой, как усыновленный мальчик Стефан Лив, ставший вратарем…

Все стремились в тот «Локомотив». Там собрались замечательные парни. История с Иваном Ткаченко, который перед вылетом оказал благотворительную помощь тяжело больной девочке…

Ваня никогда об этом не рассказывал. Он делал это не для того, чтобы казаться благородным. Он просто был благородным человеком.

Этого порой не хватает нашим хоккеистам, особенно молодым. Но тогда те истории заставили всех задуматься об отношении к жизни и друг к другу, а также к делу, которым ты занимаешься.

Пока люди выходили на улицы города, силовики оцепили морг, в который должны были привезти тела. Через четыре часа после катастрофы, в восемь вечера, появилась предварительная информация о 45 человеках, которые находились в самолете Як-42.

«Вода горела»

Через пять минут после авиакатастрофы дежурившие в аэропорту полицейские уже были на месте падения самолета. Як-42 рухнул в реку Туношонку в нескольких километрах от аэропорта.

— Там всё было в огне — горели река и трава, стоял запах топлива и жженой земли, валялись обломки самолета, в воде плавали кресла, останки тел, хоккейная экипировка, майки «Локомотива». Я дал своим сотрудникам команду убрать всех от места катастрофы, так как была угроза взрыва. Мы с напарником увидели в реке живого человека. Это был Александр Сизов. Он стоял по грудь в воде, примерно в трех-четырех метрах от берега, и держал на руках тело — судя по форме, одного из членов экипажа. Вокруг него все горело. Вода горела. Он находился в шоковом состоянии. Мы прыгнули в реку и помогли ему выбраться на берег. В какой-то момент он отпустил того, кого держал, и тот ушел под воду. Мы попытались его найти, но не получилось. Пытались найти других выживших — вокруг был дым, в воде муть, мы вытаскивали на ощупь останки тел. Вроде находишь кресло — а в нем только нога или рука… Никого живого больше не было. Вскоре прибыли спасатели, тоже начали извлекать тела. Через некоторое время вдалеке услышали крик, что нашли еще одного живого человека. Это был Александр Галимов, — вспомнил Александр Трудоношин.

Информация о крушении самолета облетела Ярославль за считаные минуты

Информация о крушении самолета облетела Ярославль за считаные минуты

Фото: архив УМВД России по Ярославской области

В это время в городе подняли по тревоге силовые и спасательные службы. Десятки машин с сиренами мчались в сторону Туношны. По Волге к месту крушения продвигались спасательные лодки и катера. В воздух над Ярославлем поднялся вертолет МВД России.

— Среди обломков сновали спасатели и сотрудники органов внутренних дел. Обнаруженные тела погибших относили в ложбинку чуть в стороне от места падения. Там лежало около десяти человек. Тела были почти не повреждены, на них было только белье и носки — вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела. Смотреть на них было почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие — молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные. Лица не узнавались под слоем копоти, — рассказал бывший пресс-секретарь УМВД Александр Шиханов.

Накрыли хоккейными свитерами тела

Шиханов вспоминает, что на земле среди обломков валялось много свитеров с логотипом хоккейного клуба. Казалось, что они выпали из сумок спортсменов.

— Немного походив по месту аварии, я понял, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Были сильно покалеченные, обгоревшие, — добавил Александр Шиханов.

Через час после крушения, в 17:00, о случившемся доложили начальнику МВД России. В Туношне стало собираться все больше людей — зевак, родных хоккеистов и журналистов. Очевидцы вспоминают, что тогда в Туношне было слышно, кажется, все языки мира — иностранные журналисты, приехавшие на политический форум, рванули к месту авиакатастрофы.

Статья по теме:  Честер Беннингтон. Почему солист линкин парк повесился?

— Из «Арены-2000» приехали представители администрации президента. Полного понимания происходящего ни у кого еще не было. Но версия о теракте отпала практически сразу. Было очевидно, что причины аварии в другом, — вспомнил Шиханов.

Из-за прибывающих людей в Туношне усилили оцепление. В тот день на месте авиакатастрофы работало более 600 полицейских.

Почти сразу начался дождь, который не прекращался несколько дней. Народ толпами поехал к арене с цветами, атрибутикой, свечами. В транспорте и на улицах только и слышно: «Как? Почему? Я не верю». Вместе с природой плакал буквально весь Ярославль.

Накрыли хоккейными свитерами тела

Шиханов вспоминает, что на земле среди обломков валялось много свитеров с логотипом хоккейного клуба. Казалось, что они выпали из сумок спортсменов.

— Немного походив по месту аварии, я понял, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Были сильно покалеченные, обгоревшие, — добавил Александр Шиханов.

Через час после крушения, в 17:00, о случившемся доложили начальнику МВД России. В Туношне стало собираться все больше людей — зевак, родных хоккеистов и журналистов. Очевидцы вспоминают, что тогда в Туношне было слышно, кажется, все языки мира — иностранные журналисты, приехавшие на политический форум, рванули к месту авиакатастрофы.

— Из «Арены-2000» приехали представители администрации президента. Полного понимания происходящего ни у кого еще не было. Но версия о теракте отпала практически сразу. Было очевидно, что причины аварии в другом, — вспомнил Шиханов.

Из-за прибывающих людей в Туношне усилили оцепление. В тот день на месте авиакатастрофы работало более 600 полицейских.

На улицы города начали выходить люди

Спустя полтора часа после крушения самолета с первым официальным заявлением выступил работавший тогда губернатором Ярославской области Сергей Вахруков. На тот момент нашли тела 22 погибших. Спасатели продолжали разбирать обломки.

Ближе к семи вечера у «Арены-2000» начали собираться люди. Ярославцы создали стихийный мемориал у стены комплекса. Туда приносили цветы и атрибутику клуба.

— Проблема заключалась в том, что «Арена-2000» в связи с проведением международного политического форума была оцеплена сотрудниками органов внутренних дел и ФСО, и я опасался, что там могут возникнуть конфликты, — вспоминает Шиханов.

Постояв у «Арены», толпа начала двигаться по улицам города. По оценкам полиции, в тот вечер по центральным проспектам Ярославля шли три тысячи человек. Людей не задерживали, не мешали им идти. Полиция просто сопровождала колонну.

«Самым сложным было слышать, как мои друзья звали на помощь, но я не мог ничего сделать. Я не мог встать. Было очень темно, я ничего не видел. Теперь благодарю Бога за то, что не видел, как умирает моя команда», — говорил Фолман.

На улицы города начали выходить люди

Спустя полтора часа после крушения самолета с первым официальным заявлением выступил работавший тогда губернатором Ярославской области Сергей Вахруков. На тот момент нашли тела 22 погибших. Спасатели продолжали разбирать обломки.

Ближе к семи вечера у «Арены-2000» начали собираться люди. Ярославцы создали стихийный мемориал у стены комплекса. Туда приносили цветы и атрибутику клуба.

— Проблема заключалась в том, что «Арена-2000» в связи с проведением международного политического форума была оцеплена сотрудниками органов внутренних дел и ФСО, и я опасался, что там могут возникнуть конфликты, — вспоминает Шиханов.

Постояв у «Арены», толпа начала двигаться по улицам города. По оценкам полиции, в тот вечер по центральным проспектам Ярославля шли три тысячи человек. Людей не задерживали, не мешали им идти. Полиция просто сопровождала колонну.

Оцепили морг

Пока люди выходили на улицы города, силовики оцепили морг, в который должны были привезти тела. Через четыре часа после катастрофы, в восемь вечера, появилась предварительная информация о 45 человеках, которые находились в самолете Як-42.

— На месте происшествия были обнаружены двое выживших: бортинженер самолета Александр Сизов и игрок «Локомотива» Александр Галимов, оба доставлены в больницу имени Соловьева в тяжелом состоянии, — рассказал бывший пресс-секретарь УМВД по Ярославской области Александр Шиханов.

Александр Галимов выжил во время крушения самолета, но через пять дней скончался в больнице

Фото: Александра Мамонтова / 76.RU

В 20:45 с места крушения самолета начали вывозить тела. У морга стали собираться родные хоккеистов.

— Я ему говорил: «Уезжай в НХЛ, зачем тебе Ярославль?». А он: «Люблю Ярославль». Долюбился! — твердил отец одного из парней.

За несколько часов количество людей на улицах города возросло до пяти тысяч. Город не мог успокоиться всю ночь.

Вечером 7 сентября «Салават Юлаев» играл с клубом «Атлант» на открытии сезона КХЛ 2011–2012. За пять минут до окончания первого периода на лед вышел Александр Медведев, тогда работавший президентом континентальной хоккейной лиги. Дрожащим голосом он сообщил игрокам и зрителям о гибели команды «Локомотив» и объявил минуту молчания. Игру прервали. Хоккеисты отказались доигрывать этот матч в память о погибших хоккеистах.

Оцените статью
РесницаМания