Мода — еще одна страсть Литвиновой. Она вела несколько передач, посвященных истории моды, и выпустила собственную коллекцию дизайнерской одежды в стиле 1950-х годов. Для этого актрисе не понадобилось основывать собственный бренд: в 2014 году при поддержке Зарины она попробовала свои силы в дизайне одежды.
Рената Литвинова
Рената Литвинова родилась в Москве в семье врачей — Алисы Михайловны Литвиновой и Мурата Аминовича Вергазова. Необычное имя было дано девочке в честь ее дяди Рината.
В школьные годы Рината занималась грузинскими народными танцами и легкой атлетикой. Уже тогда она начала писать рассказы и сказки. Рената также окончила музыкальную школу при консерватории. В школьные годы Рената проходила практику в доме престарелых.
В это же время будущая актриса впервые снялась в рекламном ролике. Позже она успешно прошла отборочный конкурс на работу модели.
После окончания школы Рената Литвинова училась во ВГИКе в сценарной школе у Исая Кузнецова. Ее дипломный сценарий назывался «Принципиальный и жалкий взгляд Али К.». Во время учебы Рената Литвинова проходила практику в объединении режиссера и сценариста Сергея Соловьева.
Кино
В 1990 году Рената Литвинова написала сценарий к фильму «Ленинград. Ноябрь». В фильме рассказывается о недопонимании между отцом, пережившим блокаду Ленинграда, и его сыном, который женится на немке.
В 1991 году Валерий Рубинчик снял фильм «Нелюбимая», также по сценарию Ренаты Литвиновой. Фильм привлек внимание не только зрителей, но и критиков.
Актерский дебют Ренаты Литвиновой состоялся в 1994 году в фильме Киры Георгиевны Муратовой «Наслаждения». Их сотрудничество не закончилось, и через три года вышел фильм «Три истории». Литвинова снялась в нем в роли одного из авторов, а роль медсестры Офы надолго осталась в памяти зрителей. Некоторые монологи актрисы из фильма были даже превращены в цитаты.
Следующая работа актрисы — роль медсестры Альбины Ворон в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман» Александра Митты. Можно сказать, что Литвинову после выхода теленовеллы в эфир знала вся страна. В 2002 году за эту роль она была удостоена Государственной премии России.
В 2000 году Литвинова впервые попробовала себя в качестве режиссера. На основе своего сценария она сняла документальный фильм «Нет смерти для меня», посвященный пяти легендарным советским актрисам: Нонне Мордюковой, Татьяне Окуневской, Татьяне Самойловой, Лидии Смирновой и Вере Васильевой. Рената брала у них интервью и расспрашивала их о жизни и смерти, любви и браке, кино.
Литвинова дебютировала в качестве продюсера в 2002 году с фильмом «Небо. Самолет. Девушка», который был снят по ее собственному сценарию и в котором она сыграла главную роль.
Два года спустя вышла криминальная драма «Богиня: как я влюбилась». Рената Литвинова приняла в ней участие как режиссер, сценарист, продюсер и ведущая актриса.
Актриса дважды работала с режиссером Алексеем Балабановым. Первый раз она сыграла официантку в фильме «Слепой», а затем была главная роль девушки Таты в фильме «Мне не больно».
В 2008 году вышел еще один документальный фильм Ренаты Литвиновой «Зеленый театр Земфиры», в котором отрывки из концерта певицы чередуются с ее монологами.
В 2012 году Рената Литвинова выпустила фантастический и драматический фильм с участием Земфиры «Последняя сказка Риты». В это же время актриса снялась в фильме Йоса Стеллинга «Девушка и смерть».
Одна из последних актерских работ Ренаты Литвиновой — фильм «О любви» Анны Меликян, состоящий из нескольких новелл.
- 1994 год – Приз за лучший актерский дебют и Специальный приз спонсоров за лучшую женскую роль на кинофестивале «Кинотавр» («Увлеченья»).
- 1994 год – «Женщина-стиль» приз кинопрессы («Увлеченья»).
- 1997 год – Приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Екатеринбурге («Три истории»).
- 1998 год – Приз за лучшую женскую роль второго плана на фестивале «Балтийская жемчужина» («Три истории»).
- 2000 год – «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший документальный телефильм» («Нет смерти для меня»).
- 2001 год — Лауреат молодежной премии «Триумф».
- 2002 год — Государственная премия Российской Федерации («Граница. Таежный роман»),
- 2003 год – Приза за лучшую женскую роль не фестивале «Литература и кино» в Гатчине («Небо. Самолет. Девушка»).
- 2003 год — Заслуженная артистка Российской Федерации.
- 2005 год – Приз за лучшую женскую роль на фестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге («Настройщик»).
- 2005 год — Специальное упоминание жюри фестиваля «goEast» в Висбадене («Богиня: Как я полюбила» и «Настройщик»).
- 2006 год — Приз за лучшую женскую роль на XVII кинофестивале «Кинотавр» («Мне не больно»).
- 2007 год — Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
- 2008 год – Премия «Жорж» в номинации «лучшая российская актриса».
- 2013 год – Приз «Золотой телец» за кинозаслуги на фестивале «Таормина».
- 2015 год — Медаль Пушкина за заслуги в области искусства и культуры.
Рената Литвинова снялась в нескольких рекламных роликах. Она также выступала в качестве телеведущей в таких программах, как «Ночные музы», «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой», «Стиль от. Рената Литвинова», «Синемания» и «Кинопремьеры», «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой».
Рената Литвинова — приглашенный судья программы «Большой балет» на телеканале «Россия К», автор и ведущая цикла передач «Красота скрыта» на телеканале «Россия К».
Актриса неоднократно снималась в музыкальных клипах, например, на песню Аллы Пугачевой «Речной трамвайчик» и на песни Земфиры. Кроме того, Литвинова сама выступала в качестве режиссера таких клипов.
Актриса также является креативным директором глянцевого журнала.
Юность и учеба во ВГИКе
Рената Литвинова родилась в Москве 12 января 1967 года. Мама будущей звезды очень любила кино и часто водила дочь на вечерние сеансы. После окончания школы Литвинова без колебаний поступила во ВГИК — правда, не на актерский, а на сценарный факультет.
Рената отличалась от своих одноклассников нетрадиционным взглядом на кино. Ее выпускной сценарий — пьеса «Принципиальный и печальный взгляд Али К.» — не был оценен школой.
Неожиданные роли в кино
Встреча с режиссером Кирой Муратовой, которая также училась во ВГИКе, стала для нее переломным моментом. На одном из фестивалей она подошла к Литвиновой и пригласила ее сняться в фильме. Рената никогда не считала себя актрисой — она не думала о кумовстве, но отказать такому мастеру она не могла.
В 1994 году Рената Литвинова дебютировала как актриса в фильме Киры Муратовой «Наслаждения». Затем другой известный российский режиссер — Валерий Тодоровский — решил поработать с Литвиновой и наткнулся на повесть «Владеть и принадлежать». Эта книга стала основой для фильма «Страна голубей».
Личное кино Ренаты Литвиновой
Первый фильм Ренаты Муратовны в качестве режиссера вышел в 2000 году. Фильм «Нет смерти для меня» на удивление был не художественным, а документальным. Литвинова хотела снять трибьют известным советским актрисам.
«Богиня: как я полюбила» (2004)
«Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам», — подумала Рената Литвинова и сыграла главную роль в фильме, который сама же и срежиссировала. Ее героиня, исследовательница Фаина, — одинокая, неординарная женщина, пытающаяся раскрыть смертельно опасное дело годичной давности. Но помимо мыслей о пропавшей девушке, ее занимают философские вопросы о любви. Она спрашивает себя и всех остальных, почему люди любят друг друга и что означает это чувство. Когда вопрос становится более или менее ясным, фильм становится артхаусным. Зритель погружается в мир, где живые переплетаются с мертвыми. И связующим звеном во всем этом является Фаина и ее желание узнать как можно больше об этом далеком, но прекрасном чувстве любви.
«Последняя сказка Риты» (2012)
В этой драме Ренаты Литвиновой загробный мир снова встречается с миром живых. Татьяна Неубивко (Рената) — сотрудница морга и ангел смерти. Маргарита Готье — ее новая протеже, а Надя — подруга Маргариты, которая не может рассказать Маргарите о своем страшном диагнозе. История начинается со сцены в Государственном доме. Смерть (она же Таня Небивко) пишет отчет о том, как она прощалась с Маргаритой в ее последнем пути. Она вспоминает, как впервые увидела Риту, как они познакомились и даже как стали друзьями. Смерть понимает, что никто не хочет умирать, но каждому из нас отведено определенное время. Таня и Надя помогают Маргарите приукрасить ее последние дни (которые оказываются даже длиннее, чем планировала Таня). Тем временем Маргарита делится с ними своими мечтами о том, как бы она хотела умереть.
«Петербург. Только по любви» (2016)
Завершает наш список антология фильмов 7 режиссеров (включая саму Литвинову), посвященная, как следует из названия, «Любви, Петербургу и петербургской любви». Рената Литвинова сняла короткую повесть «Сны Иосифа», с которой начинается фильм. По сюжету, семья актеров принимает участие в съемках французского режиссера о поэте Иосифе Бродском. Мы смотрим на них глазами киношного дня самой младшей из актрис — Ульяны Добровской (кстати, настоящей дочери Литвиновой). Ульяна играет младшую из муз Бродского и комментирует все происходящее на экране для нас, зрителей. Это становится маленькой историей о любви к Бродскому. И о том, как обычно снимаются фильмы.
Перевод: Даша Рудакова
5 фильмов Ренаты Литвиновой, которые стоит посмотреть в ожидании нового фильма Последний раз редактировалось Elena Titok 22 марта 2022.
Матриархат в кадре и за кадром
Вся съемочная группа подчеркнула, что Рената Литвинова имела очень четкое представление о том, что она хочет снимать, и последовательно требовала этого от актеров и съемочной группы. В то же время у актеров была свобода для импровизации, и сцены часто переписывались прямо во время съемок. В результате работа над фильмом получилась не менее сказочной, чем созданный ею мир.
Рената — женщина вспыльчивая. Никто не знал, как пройдет сцена — куда кто-то уйдет, откуда кто-то придет. Она репетировала с актерами, а потом сцена разворачивалась, и нужно было быть готовым к любому развитию событий. Это всегда был побег. Импровизация.
«Северный ветер» — это фильм, в котором очень сильно доминируют женщины. Его героини — матриархи влиятельного племени, ведьмы и художницы. Но женщины доминируют не только на экране: В титрах указан только один мужчина в творческой команде — кинооператор Олег Лукичев. Продюсеры, художники-постановщики, композиторы — большая часть команды состоит из женщин.
Главные роли сыграли сама Рената Литвинова, Софья Эрнст, Светлана Ходченкова, дочь Литвиновой Ульяна Добровская, Галина Тюнина и Татьяна Пилецкая. Антон Шагин, Никита Кукушкин, Максим Суханов, Кирилл Трубецкой.
Я люблю всех актеров в своих фильмах — как они играли и сколько сил вложили в своих персонажей. Некоторые из них совершенно не похожи на себя прежних. Я собираю своих любимчиков, из которых потом слой за слоем извлекаю что-то совершенно неизведанное и выстраданное. Я очень требователен к исполнению, потому что фильм нельзя перемотать, у тебя всего несколько дублей, и нет возможности исправить, как в театре. Поэтому приходится играть как можно более некомфортно и болезненно, чтобы уничтожить всю искусственность и фальшь.
Музыка Земфиры и голос Хиблы Герзмавы
Земфира и Рената Литвинова работают вместе с момента съемок клипа на концерт «Зеленый театр у Земфиры». Артистка написала музыку ко всем полнометражным фильмам Литвиновой и к нескольким ее короткометражкам.
Обычно мы работаем с Ренатой так: «Земфира, у меня есть фильм/спектакль, премьера которого только что состоялась, есть ли у вас отрывки?». Потом, конечно, мы обсуждаем и не соглашаемся, но я всегда придерживаюсь мнения режиссера, потому что это ее работа, и именно она собирает все элементы фильма воедино. Чтобы написать музыку к фильму, мне нужен только сценарий и разговор с Ренатой.
Для «Северного ветра» была записана ария для голоса, которую исполнила русская народная исполнительница Хибла Герзмава. Ее голос также можно услышать в одноименном спектакле, а в фильме оперная певица появилась впервые.
В фильме я — еще одна оперная дива, визжащая, размахивающая руками и делающая эмоциональные жесты. В опере мы не делаем таких жестов, но музыка Земфиры диктует их. На сцене я бы сделала это более сдержанно, но Рената хотела, чтобы дива была очень преувеличенной. Сложность заключалась в том, что в кино нужно петь под фоновую музыку. Мы никогда не делаем этого в театре; опера — это живая форма искусства. Но здесь я учила фонограмму отдельно и пела под нее своим голосом.
Новая жизнь успешной пьесы
Премьера спектакля «Северный ветер», дебюта Литвиновой в качестве театрального режиссера, состоялась в 2017 году в Московском художественном театре имени Чехова. В спектакле играли многие из тех, кто снимался и в фильме, но сюжет там был несколько иной — большая советская семья, чьи бриллианты зарыты в замороженном сундуке в саду, праздновала один Новый год за другим, 13 раз подряд.
Пьеса, театральная пьеса, фильм и сериал в процессе создания очень разные, но они рассказывают одну и ту же историю о большой любви и неизбежной смерти.
Первый черновик «Северного ветра» я написал за месяц, а потом начались поиски актеров, репетиции и диалоги, роли, даже концовка — все стало меняться. У меня даже была пьеса с антрактом на генеральной репетиции! Пьеса длится час и 50 минут, без антракта, и я сильно изменил ее — просто чтобы соответствовать театральным законам — они не такие, как законы кино. Моя пьеса очень плотная, там бесконечные молодые годы и почти столетие жизни северного племени. А в фильме нужна только одна реплика — некоторых персонажей нет, иначе было бы слишком тесно. В общем, это был странный эксперимент — написав текст о Северном племени, я взял сразу три разных произведения.