Александр Демьяненко. Кто играл шурика в кавказской пленнице.

Александр Сергеевич Демьяненко родился в городе Свердловске на Урале в интеллигентной артистической семье. Он родился 30 мая 1937 года. У него российское гражданство. Его мать, Галина Демьяненко, была бухгалтером. После рождения сына она вскоре осталась одна с маленьким Сашей, потому что его отец ушел из семьи.

Александр Демьяненко отвесил Высоцкому 9 ударов, извиняясь после каждого

Александр Демьяненко родился в Свердловске. Он родился 30 мая 1937 года. С детства он любил театр, потому что был членом драматического кружка. После школы он, конечно, пытался учиться в театральной школе. К счастью, приемная комиссия Московского театрального училища приехала в Свердловск. Но в тот момент Александр не прошел отбор.

Затем молодой человек поступил в юридический институт в Свердловске. Но он не стал адвокатом. Через год Демьяненко решил снова заняться своей мечтой. На этот раз он отправился в столицу.

В Москве ему удалось сдать экзамены сразу в два учебных заведения — ГИТИС и Щукино. Демьяненко решил учиться в ГИТИСе.

Александр Демьяненко в кино

Первые киноработы актера

Дебют Демьяненко на экране состоялся в 1958 году, когда он еще учился на 2-м курсе ГИТИСа. Он был приглашен знаменитыми Аловым и Наумовым сняться в их картине о Гражданской войне «Ветер». Его соавторами в этом фильме былиЭльза Леждей(позже известный по книге «Эпикуры») и Эдуард Бредун, муж очаровательнойИзольда Извицкая.В то время Бредун был многообещающим молодым актером, но, к сожалению, его кинокарьера не сложилась по разным причинам.

Но вернемся к Демьяненко. В 1961 году ему представилась возможность сыграть важную роль. И один раз в двух фильмах. Во «Взрослых детях» Вилену Азарову досталась роль экранного мужа.Лилиана Алешникова.

А в комедии «Карьера Димы Горина» Александр сыграл главную роль.

Интересный момент произошел во время съемок одного из эпизодов. По сюжету водитель Софрон (Владимир Высоцкий) прибился в кабине грузовика к девушке Гале (Татьяна Конюхова). Все это можно увидеть через маленькое окошко в задней части машины Димы Горина. По прибытии герой Демьяненко сразу же набрасывается на Высоцкого с кулаками.

Надо сказать, что Владимир Высоцкий в это время был еще начинающим. Но Демьяненко все никак не может заставить себя дать будущему барду сильный крюк, который необходим по сценарию. Многие люди, участвовавшие в перестрелке, вспоминали об этом инциденте, и более поздние свидетельства очевидцев отличались в деталях.

По одной из версий, Демьяненко произвел 8 выстрелов и после каждого попадания говорил «извините», как настоящий интеллигент. Но режиссера все равно ничего не устраивало. Тогда Высоцкий не выдержал: «Хватит извиняться. Бей правильно — больше никаких выстрелов!». Эпизод был снят только с 9-го дубля.

В начале 1960-х годов у Александра Демьяненко было еще несколько успешных ролей. И работы, которые он получал, были в основном серьезными: лейтенант в фильме «Мир наступает». Журналист в «Пустом беге», главная роль в «Сопутствующем ущербе», главная роль в «Офицере ЧК», следователь в «Государственном преступнике».

Казалось, что его роль серьезного актера уже определена. Но потом ему понадобился Леонид Гайдай….

Товарищ Шурик

В 1965 году Леонид Гайдай разработал «Операцию Ы». Самым сложным для легендарного режиссера был выбор главного героя. На роль Владика Арькова (оригинальное имя главного героя) претендовали около 50 человек, в том числе многие известные актеры,Евгений Жариков.Александр Леньков, Александр Збруев. Евгений Петросян также был протестирован.

После некоторых раздумий режиссер остановил свой выбор на Валерии Носике. Но этот вариант его явно не устраивал. Несмотря на то, что Демьяненко уже сыграл несколько хороших ролей, он не попал в восприятие Леонида Иовича. 60-е годы были расцветом отечественного кино, и никто не мог увидеть всех молодых звезд.

К счастью, кто-то посоветовал Гайдаю посмотреть «Парня Диму Горина». Режиссер позвонил ленинградскому актеру и понял — главный герой найден, его будут звать Шурик. Но для роли Александру пришлось обесцветить волосы и превратиться из брюнета в блондина. Ну а Валерий Носик Гайдай сыграл роль непоседливого студента, которая удалась ему блестяще.

А Александр Демьяненко, как говорится, стал знаменитым после премьеры фильма. С этого момента и до конца его жизни многие поклонники ассоциировали актера только с Шуриком.

Личная жизнь Александра Демьяненко

Со своей первой женой будущий актер познакомился в школе в Свердловске. Марина Склярова училась на 2 класса ниже. После окончания ГИТИСа и первых успехов в кино руководство «Ленфильма» пригласило молодого актера на студию и предоставило ему квартиру в Ленинграде. Молодая семья стала жить там.

Александр в то время был против детей, поэтому его жена была вынуждена несколько раз прерывать беременность.

Демьяненко был сдержанным и замкнутым человеком. Никто никогда не слышал о скандалах в их семье. Самым неожиданным для тех, кто знал его семью, стало решение Александра: однажды ночью он взял чемодан и навсегда ушел к другой женщине после 20 лет брака.

Марина Склярова так и не смирилась с уходом актера до конца своей жизни в 2017 году. Она не вышла замуж повторно и не имела детей. Последние годы жизни она провела в тяжелых условиях в той самой квартире, которую когда-то предоставил ей «Ленфильм».

Демьяненко переехал к Людмиле, ассистенту дубляжа на «Ленфильме». Актер много работал на дубляже: в процессе работы и сложился «служебный роман». Они объединились в довольно зрелом возрасте: Александру было 37 лет, Людмиле — 35. У Людмилы в то время была уже почти взрослая дочь.

А развелся с Мариной Скляровой Демьяненко спустя 12 лет, и только после этого узаконил отношения со своей второй женой. Людмила прожила с актером до самой его смерти. Она пережила своего мужа всего на 5 лет после его смерти в 2005 году.

Падчерица Демьяненко, Анжелика Неволина, окончила ЛГИТМиК и тоже стала актрисой. Она наиболее известна по роли бедной машинистки Васнецовой в легендарном фильме Владимира Бортко «Собачье сердце». Таким образом, существует определенная преемственность: Александр Демьяненко, в конце концов, тоже снялся в киноверсии пьесы Михаила Булгакова («Иван Васильевич меняет работу»).

Но Анжелике не повезло. Начало ее кинокарьеры могло бы быть в 1990-х годах, но затем наступили тяжелые времена, причем не только для киноиндустрии. В результате актрису продолжают видеть на экране, но больших ролей в ее репертуаре нет.

Детство и юность

Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Вскоре после рождения первенца его отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей — сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к своей первой жене, с которой выросла Саша. Вскоре у мальчика появились сестры Татьяна и Наталья.

Статья по теме:  Сколько лет Наташе Королевой. Сколько лет королевой наташе и тарзану

Именно его отец сыграл решающую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович был увлеченным, творческим человеком, настоящим художником. В прошлом мужчина учился в ГИТИСе и участвовал в известной поп-группе «Синяя блуза», которую основали Владимир Маяковский и Лилия Брик. В Свердловске Демьяненко-старший работал актером в оперном театре и преподавал драматургию в консерватории.

После школы Саша пришел к отцу в театр и проводил там все свое свободное время. Еще в детстве он был «болен» актерством и не мечтал ни о какой другой профессии. Несмотря на то, что его родители снова развелись из-за нового увлечения отца, он навсегда остался кумиром и главным принципом для Александра Демьяненко. Стоит отметить, что дети Демьяненко-старшего от разных браков прекрасно ладили между собой.

Шурик, которого любили миллионы, учился в свердловской школе № 37, в программу обучения которой входило интенсивное изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время выбирать профессию, в город приехали представители приемной комиссии Школы-студии МХАТ, чтобы зачислить студентов. Александр пытался поступить в знаменитый театральный институт, но был так увлечен, что с треском провалил экзамен.

Демьяненко посещал местный университет и поступил на юридический факультет. Студент хорошо учился, но через год понял, что юристом ему не стать. Он не хотел «пилить» юриспруденцию еще несколько лет, чтобы войти в профессию, которая ему не нравилась. Он бросил среднюю школу и во второй раз попытал счастья в театральных институтах столицы.

Александр сдал экзамены сразу в два престижных вуза — ГИТИС и Щукинское училище. Как и его отец, он выбрал ГИТИС, о чем сразу же сообщил родителям телеграммой в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Демьяненко получил в 1959 г. Нельзя сказать, что учеба в ГИТИСе была безразлична будущему Шурику. Одаренный студент в молодости явно обладал эксцентричным характером. Он мог запросто, не говоря ни слова, уйти к своей родной свердловской невесте Марине Скляровой в середине учебного года. Но его учителя и наставник Иосиф Раевский не смогли прогнать его. Раевский только просил его не пропускать занятия, где преподавалась драма.

Театр

После окончания театрального училища выпускник был приглашен в Московский драматический театр имени Владимира Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, а затем отправился в Ленинград, где работал на съемочной площадке «Ленфильма». Не менее важно, что там ему дали квартиру.

После ухода с «Ленфильма» актер поступил в Театр комедии имени Николая Акимова на Невском проспекте в 1984 году. В середине 1990-х годов, когда в театре сменился директор, Демьяненко был вынужден покинуть его.

В 1995-1999 годах Александр Сергеевич выступал на сцене петербургского театра «Приют комедианта» на Малой Морской улице. Зрители увидели популярного актера в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». У него отлично получалось играть двух совершенно разных персонажей, поскольку он был превосходным драматическим актером. Но театр на Малой Морской маленький, посетителей мало, поэтому мало кто оценил его работу.

Начало карьеры

Кинобиография Демьяненко началась довольно рано, когда он еще учился на втором семестре в ГИТИСе. Перспективный актер дебютировал в роли Дмитрия в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». И зрители, и создатели фильма открыли для себя актера в этой легкомысленной драме, завершающей трилогию «Комсомольца», начатую «Беспокойной юностью» и «Павкой Корчагиным». В фильме «Ветер» возник образ скромного и интеллигентного молодого человека, который добился больших успехов. Этот образ уже сложился у Александра Сергеевича.

Александр Демьяненко в молодости

В 1961 году вышел новый фильм Алова и Наумова «Грядущий мир». В этом фильме режиссеры вновь задействовали Александра Демьяненко. Он сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника школы, получившего ответственное задание в последний день войны: Он должен был отвезти беременную немку в больницу. Фильм имел большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм получил множество призов, в том числе на конкурсах в Брюсселе и Венеции.

Два других фильма, вышедших после драмы «Грядущий мир», утвердили Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина» сделала его знаменитым. Повторным успехом стала блестящая комедия «Взрослые дети», в которой Александр Сергеевич сыграл дуэтом с Лилией Алешниковой.

Карьера актера развивалась стремительно. Его узнали на улице. В каждом киоске «Союздрукта» продавались открытки с фотографией Александра.

Учёба актёра

Его первая попытка поступить в театр провалилась. Обстоятельства казались идеальными: Александр окончил школу, и приемная комиссия МХАТа приехала в Свердловск. Но молодой человек так нервничал, что не смог контролировать свой голос и провалил отбор.

Александр был раздосадован, попытался смириться с судьбой и поступил в Свердловский государственный университет на юридический факультет. Его учеба продолжалась недолго. На следующее лето он отправился в Москву с группой друзей, чтобы исполнить свою давнюю мечту.

Во время творческого экзамена Демьяненко прочитал стихотворение «Лида, хорошая девочка», написанное Ю.В. Демьяненко. Смеляков. На этот раз он прошел в конкурсе сразу в две школы. «Живу в ГИТИСе», — отправил телеграмму домой будущий студент.

Его учеба была неровной. Казалось, все шло хорошо. Тогда он мог бросить учебу и улететь домой, где он родился, где семья и друзья, или в Ленинград к своей девушке, бывшей однокласснице, Марине Скляровой. В конце концов, он был звездой раннего кино. А это большая нагрузка для студента.

Справедливости ради надо отметить, что строгие преподаватели ГИТИСа разглядели в молодом студенте талантливого актера и дали некоторые послабления: например, строго говоря, без паспорта он обязан был посещать только курсы актерского мастерства.

Фильмография

Александр Демьяненко сыграл свою первую роль в кино, будучи десятиклассником. Это была роль Дмитрия в фильме «Ветер» А. Алы и В. Наумова. Александру нужно было создать образ романтического и самоотверженного юноши, способного на героический поступок, комсомольца.

Фильм завершает трилогию «Комсомол», первые две работы.

В 1959 году выпускник театрального училища, актер А. Демьяненко, поступил на работу в Театр имени Маяковского в Москве.

Его первые шаги в кино сразу же стали культовыми — он снялся в фильмах «Все начинается с улицы», «Карьера Димы Горина» и «Грядущий мир».

Если раньше главный герой фильмов был довольно предсказуем в своем стремлении к исполнению, то теперь режиссеры и актер создали новый образ современного героя, соответствующий времени. Этот умный, интеллигентный и образованный человек, вероятно, ходил на литературные встречи в политехнический институт, читал самиздат и носил элегантные брюки. В то же время характер Демьяненко был готов к поступкам, требующим мужества и воли.

Александр идеально вписался в его актерский образ, и роль прижилась.

После трех лет работы в московском театре Александр Сергеевич решил переехать в северную столицу. Его пригласили на «Ленфильм» и предложили собственную квартиру. Что еще хуже, его возлюбленная детства Марина Склярова жила в Ленинграде.

Статья по теме:  Где находится и как выглядит дом королевы Великобритании. Где живет королева англии.

Его первая роль на «Ленфильме» в фильме «Пустой полет» принесла Александру Демьяненко большой успех и награду на Московском кинофестивале.

Но фильмом его жизни стала комедия 1964 года о Сурике Леонида Гайдая.

Первоначально главного героя хотели назвать Эдиком или Вадиком, а фильм — «Несерьезные истории». Но во время съемок, вспоминает сам режиссер, он увидел себя в актере Александре Демьяненко молодым, эксцентричным, игривым актером. Так Эдик стал Шуриком, а название фильма пришло само собой.

Как и его директор, актер Демьяненко не был душой компании. В жизни этих людей громкое общение и повышенное внимание не привлекали. Это обеспокоило их еще больше. У Александра Демьяненко не сложилась личная дружба с коллегами по съемочной площадке — веселым трио «Вицин-Моргунов-Никулин»: сказалась разница в возрасте и отношение к профессии.

С одной стороны. Л. Гайдай известен как требовательный режиссер, но, с другой стороны, он давал своим актерам свободу импровизации. Актер позже сказал, что ему не пришлось вживаться в роль, он во многом был именно таким Шуриком.

Единственной проблемой, о которой он помнил, была необходимость осветлить волосы. Актер был коренастым брюнетом, а его фигура была светлой. Ему пришлось перенести удаление волос, после которого кожа покрылась волдырями.

Комедия вышла на экраны в 1965 году и сразу же вошла в историю национального кино, побив все рекорды: ее посмотрели более 69 миллионов человек — четверть населения страны!

Вдохновленный успехом и «по многочисленным просьбам трудящихся», Л. Гайдай снял продолжение о приключениях интеллигента, который теперь живет в горах, и назвал фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Сурика». Фильм посмотрели более 76 миллионов зрителей!

Слава просто обрушилась на актеров, снявшихся в фильме. Стало невозможно вести нормальную жизнь, выходить на улицу и заниматься обычными мирскими делами. Как только актеры переступили порог своего дома, их тут же окружили люди, которые приветствовали их, приглашали в дом и просили автографы. Эта любовь к публике могла бы быть приятной, если бы не была такой назойливой, а иногда даже интимной. Где бы он ни появлялся, его называли «Шуриком», предлагали выпить, считали возможным вести себя как старые друзья и похлопывали по спине.

Роли в театре

В 1984 году Александр Демьяненко ушел с телевидения и поступил в Театр комедии имени Акимова на Невском проспекте. В 1990 году к нему присоединилась режиссер Т. Казакова, известная фразой: «Шурик нам не нужен!

Александра Сергеевича перевели в Театр комедии в Петербурге, где он оставался до конца. Его участие в двух постановках этого театра: «Антигона» и «Владимирская площадь» — стало главным событием сезона. Это были глубокие, характерные роли, и, по мнению зрителей, видевших актера, он был достоин любой, даже самой большой сцены.

К сожалению, в конце жизни Александру Демьяненко приходилось ездить на деловые и творческие встречи по всей стране. На этих встречах самым сложным для художника было услышать знакомое приветствие с именем киногероя. «Ты хочешь увидеть Сурика? Сходите к нему. Я не Шурик, я Александр Демьяненко!» — иногда резко отвечал актер.

11 февраля 1991 года было опубликовано правительственное постановление о народном артисте РСФСР Демьяненко с названием.

Самые интересные моменты личной жизни и биографии Александра Демьяненко

Депрессия после Шурика, голос Бельмондо, провал «Клубнички» и другие малоизвестные факты об Александре Демьяненко

Получайте одну из самых читаемых статей по электронной почте один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Александр Демьяненко. Кто играл шурика в кавказской пленнице. 2

30 мая знаменитому актеру театра и кино, народному артисту РСФСР Александру Демьяненко исполнилось бы 84 года, но его нет в живых уже 22 года. Его творческую судьбу вряд ли можно назвать счастливой: Роль Сурика, принесшая ему всемирную славу и обожание миллионов, не позволила ему построить другую кинокарьеру, а его попытка найти свое место в новом кино вызвала бурю критики. Невероятная популярность вызывала раздражение, а холодный интерес публики побуждал к размышлениям об ошибочности выбранного пути. И все это сказалось на его физическом и психическом состоянии и привело к его раннему уходу из жизни…..

Жизнь до Шурика

Актер в молодости | Фото: kino-teatr.ru, soyuz.ru

Свой артистический талант и любовь к театру Александр Демьяненко унаследовал от отца — участника театральной группы «Синяя блуза», артиста оперного театра и преподавателя драмы в консерватории Сергея Демьяненко. Все свободное время Саша проводил с отцом в театре и кружках художественной самодеятельности, и в юности решил пойти по его стопам. Его отец был творческим, импульсивным, восторженным и непостоянным человеком. После рождения сына он ушел из семьи к другой женщине, затем вернулся к своей первой жене и через несколько лет снова ушел от нее, на этот раз навсегда. Тем не менее, отец всегда оставался для Александра кумиром, образцом для подражания и непоколебимым авторитетом. Под его влиянием он выбрал профессию актера.

Актер в молодости | Фото: uznayvse.ru

Его актерский талант не заметили и не сразу оценили. Когда приемная комиссия МХАТа приехала в Свердловск, где жила семья, Демьяненко так волновался, что не сдал экзамен. Затем он поступил на юридический факультет местного университета, но через год понял, что не может упустить возможность, и отправился в столицу штурмовать театральные школы. На этот раз его хотели взять в Жукинское училище и в ГИТИС, и он выбрал последний, потому что это был институт, который окончил его отец.

Актер театра и кино Александр Демьяненко | Фото: kino-teatr.ru

Актер кино и театра Александр Демьяненко [Фото: kino-teatr.ru

Его нельзя было назвать прилежным учеником — он пропускал больше уроков, чем все его одноклассники, он мог поднять руку посреди урока: «Можно мне выйти?». — и ехать в Свердловск. Но его учителя были очень снисходительны, ведь профессор Джозеф Раевский считал его одним из самых талантливых студентов, верил в его успех и просил его не пропускать ни одного урока актерского мастерства.

Дебютная кинороль Александра Демьяненко в фильме *Ветер*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Первая кинороль Александра Демьяненко в фильме *Ветер*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Демьяненко начал сниматься в фильмах режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова уже на втором курсе, и уже в первых своих ролях он показал себя скромным, интеллигентным молодым человеком, благородным и принципиальным. В своих первых фильмах он играл фотографа, архитектора, печатника, журналиста, дирижера — всех представителей творческой интеллигенции. Среди этих работ были и главные роли («Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир включительно», «Пустой рейс» и др.), но все вместе не принесло ему той популярности, которая обрушилась на актера после съемок в фильме Леонида Гайдая.

Первые роли

Демьяненко учился хорошо, но часто прогуливал школу и уезжал в Свердловск, где оставалась его любимая Марина. Через год он окончил школу и поступил на театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кино. Расстояние между влюбленными значительно сократилось, но они по-прежнему жили в двух городах и вынуждены были пропускать занятия. Иосиф Раевский обычно строго наказывал своих учеников за такие вещи, но к Демьяненко, своему любимому ученику, он был снисходителен.

Статья по теме:  Все внуки и правнуки королевы Елизаветы – от старшего до младшего. Сколько правнуков у елизаветы 2

В 1959 году Александр окончил ГИТИС и устроился на работу в Театр имени Маяковского. Но через три года он окончательно определился с кинематографом, где его карьера оказалась более успешной, чем на театральной сцене.

Демьянеко был принят в ГИТИС на втором курсе — его экранным дебютом стала роль старшеклассника Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александру это прекрасно удалось, ведь ему почти пришлось играть самого себя — застенчивого, интеллигентного молодого человека, жертву гражданской войны.

Первая роль Александра Демьяненко в кино

В 1961 году Александр снова снялся вместе с Аловой и Наумовой в фильме «Грядущий мир». Он перевоплотился в лейтенанта Ивлева, которому было поручено доставить в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под обломками разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этом фильме персонаж Демьяненко находится в центре действия. К концу он превратился из неопытного, самоуверенного юноши в храброго, благородного человека, способного на самоотверженные поступки.

Кадр из фильма «Мир входящему»

Так же и Дима Горин — еще один герой полотна Демьяненко. Бухгалтер из столицы, интеллигент, оказавшись в сложных условиях таежного строительства, он открывает для себя совершенно иной мир, где, несмотря на суровые нравы, есть место для настоящей любви, дружбы и взаимной поддержки. На съемках фильма «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Висоцким, который должен был заполнить его лицо.

Александр Демьяненко в роли Димы Горина

В 1962 году Демьяненко покинул Театр имени Маяковского и переехал из Москвы в Ленинград, где студия «Ленфильм» обещала ему квартиру. Проблема жилья была для него слишком острой — он только что женился и был вынужден переехать в съемную квартиру вместе со своей молодой женой. Директор студии Киселев сдержал слово — после съемок фильма «Порожний рейс» (1962) актеру дали квартиру, а молодому провинциалу — прописку в Ленинграде.

На съемках фильма «Порожний рейс»

Шурик из фильмов Гайдая

Актеры по несколько лет не появлялись в Москве, поэтому, когда прошли первые пробы на главную роль в новом фильме Леонида Гайдая, поначалу о нем даже не вспомнили. Но Гайдай не смог найти подходящего человека, хотя перепробовал большое количество актеров, в том числе Виталия Соломина, Сергея Никоненко, Евгения Жарикова, Владимира Коренева, Валерия Носика, Всеволода Абдулова, Александра Збруева, Андрея Миронова и даже Евгения Петросяна.

Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»

Режиссер хотел, чтобы главный герой был похож на него самого, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», то лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко согласился на съемки, не подозревая, как эта роль изменит всю его жизнь.

Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина

Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел подходящего актера, и сразу же приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже дал ему свои большие очки в роговой оправе. По сценарию, героя звали Владик, но чтобы не было лишних ассоциаций (Владлен — Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем он изменил название фильма, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция Ы и другие приключения Шурика».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Успех был беспрецедентным — фильм занял первое место в прокате, и за год его посмотрели 70 миллионов человек. Главные герои были чрезвычайно популярны, а фильм отличался цитатами и высказываниями, которые стали народной мудростью. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели выпить с ним и похлопать по спине. Выражение любви народа к замкнутому и необщительному актеру вызвало глубочайшее беспокойство. Он старался без крайней необходимости выходить из дома, прятал свое лицо за большими солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.

Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)

Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай немедленно приступил к съемкам продолжения. В 1967 году вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — еще один шедевр, вошедший в золотую коллекцию фонда «Госфильм». Он вошел в историю как самый кассовый фильм всех времен: его посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией Ы», фильм Натальи Варлей был сведен к цитатам, а его герои стали национальными любимцами.

Александр Демьяненко и Наталья Варлей

Но для Демьяненко этот фантастический успех стал неожиданной неудачей в его дальнейшей карьере. Актера больше не приглашали сниматься в других спектаклях — режиссеры боялись, что зрители будут продолжать ассоциировать его с Шуриком. Они предлагали ему только эпизоды, но он жаждал серьезной роли, где зрители увидели бы его по-другому.

Для меня «Операция «Ы» и «Кавказская пленница» — это не «Мир грядущий», не «Мой добрый папа» и не «Река Угрум». Эти роли забыты, но все помнят Шурика, где я как актер не сыграл ничего серьезного или сверхъестественного. Гайдаю нужен был более легкий персонаж — он позвал меня.

Жизнь после Шурика

В 1983 году актер снялся в приключенческой комедии «Зеленый фургон», в которой сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народное ополчение. Вместе с актером работали Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Первоначально режиссером фильма должен был стать Владимир Висоцкий, но безвременная смерть барда не позволила этим планам осуществиться.

Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»

Роль Шестакова смогла на некоторое время вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему тяготило его. Ранее не очень общительный Демьяненко стал асоциальным и замкнутым и пытался подавить свои душевные страдания с помощью алкоголя.

От полного отчаяния его спасла работа на телевидении — актер был непревзойденным мастером дубляжа, что позволило ему остаться в живых в бурные 1990-е годы. После падения «железного занавеса» страну захлестнул поток иностранных фильмов. Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие известные актеры стали использовать его голос.

Демьяненко также использовал свой голос в отечественных фильмах; в течение многих лет зрители восхищались бархатистым тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, не подозревая, что за них говорит Демьяненко.

В конце 1980-х годов, пожалев, что ушел из театра в кино, он вернулся на театральную сцену — режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уикенд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Иуды Вессона. Александр также снимался в фильмах «Биография» (канцлер), «Алхимики» (Лавойт), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский лидер Одоактра).

В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр

В 1995 году в театр пришла новый художественный руководитель Татьяна Казакова, решившая «оживить» труппу и безжалостно выставившая за дверь Александра Демьяненко, Игоря Дмитриева, Петра Вельяминова и других актеров пенсионного возраста.

Для Демьяненко это был еще один удар — он не мог оправиться от него целый год, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко на Владимирской площади, а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.

Оцените статью
РесницаМания