В то время я не имел особого представления об автостопе, но после нескольких недель, проведенных в райском уголке Риазанского региона, мне часто приходилось добираться из экспедиционного лагеря в центр региона, поэтому я, как говорится, «влип». В последующие годы я преодолел десятки стран и сотни тысяч километров автостопом, на лодках и поездах.
Как путешествовать автостопом: советы для начинающих
Автостоп — это свободное перемещение между городами на попутках. Существует множество предрассудков: это опасно, это неудобно, это отнимает много времени. Вот несколько советов и правил, которые следует соблюдать, если вы хотите путешествовать автостопом бесплатно.
Автостоп — это подвоз попутчика в качестве средства передвижения во время поездки. Водитель и автостопщик договариваются о бесплатной поездке автостопом на определенном участке дороги. Это явление отличается от автостопа или нелегального автостопа.
Плюсы и минусы автостопа
Плюсы
✅ Это экономично. Путешествие между городами не требует никаких затрат.
Конечно, все зависит от того, куда вы направляетесь. Часть расстояния вы можете проехать бесплатно, а за другие части придется заплатить. В некоторых местах лучше вообще не путешествовать автостопом из-за высокого уровня преступности.
✅ Это интересно. Вы знакомитесь с новыми людьми, слышите увлекательные истории об их жизни и делитесь опытом. Автостоп — это еще и обмен языками: Вы наконец-то можете попрактиковаться в испанском, который изучали пять лет.
Вот почему автостоп не особенно подходит интровертам, которым трудно разговаривать с незнакомцами или вообще находиться в такой компании.
✅ Это полезно. Во время путешествия вы можете завести полезные знакомства. Например, подружиться с семьей, которая пригласит вас на ужин, или с группой людей, которые вместе ходят в поход.
✅ Это интересно. Вы можете увидеть новые достопримечательности, проехать по совершенно новому маршруту и узнать страну с новой стороны. Это также отличный опыт, позволяющий расширить свои границы и выйти из зоны комфорта.
Минусы
❌ Не путешествуйте автостопом. Вы можете очень долго ждать машину — даже на хорошо проезжих маршрутах.
❌ Неприятный водитель: Возможно, вы не сошлись характерами или отношением к жизни. Возможно, вас что-то беспокоит в его поведении (например, то, что он отбивает каждое слово) или в его общем стиле общения. Если вам приходится долго ждать машину, лучше подождать, пока вы доберетесь до места назначения. Если вы не хотите продолжать в том же духе, попросите его позволить вам выйти на следующей остановке.
❌ Безопасность и погодные условия. Вы можете оказаться на дороге под ярким солнцем или проливным дождем.
Стереотипы
«Никто не будет везти бесплатно»
Да, такое возможно, но, скорее всего, в дороге будет больше желающих помочь вам. В мире есть дружелюбные люди, которые не только подвезут вас, но и предложат переночевать или поужинать вместе с вами. Кто-то пожалеет вас, кто-то захочет помочь из человеколюбия, а кто-то из кармы.
Да, вы не предлагаете денег, но у вас есть кое-что другое: внимание, жизненный опыт и энергия.
«Меня обкрадут, изнасилуют или убьют»
Конечно, такое случается, но довольно редко. Водители обычно даже не подозревают, что обкрадывают автостопщиков. Если вы боитесь путешествовать автостопом в одиночку, вы можете путешествовать автостопом с кем-то в компании.
Если вам трудно пойти даже на небольшой риск и преодолеть свои страхи, возможно, будет безопаснее ехать автостопом с двумя или даже тремя другими людьми.
«Это не для меня/это слишком низко для меня»
Автостоп практикуют не только маргинальные группы, хотя и среди них есть определенный процент таких людей. Но это все же настоящая редкость.
Автостопом ездят не только из-за отсутствия денег и мест, но и из жажды приключений и впечатлений.
«Я не могу контролировать процесс»
Некоторые туристы считают, что спланировать путешествие автостопом невозможно, но это не так.
По словам путешественников, чтобы преодолеть 700 километров по национальным (государственным) автострадам, требуется в среднем 12 часов. Это верно, если вы путешествуете на автомобиле. Если же вам придется делать пересадки и проезжать короткие расстояния по 20 километров, то времени понадобится больше.
«Мне негде будет ночевать, есть и мыться»
Вы можете подкрепиться в придорожных гостиницах и пообедать в кафе. Некоторые путешественники берут с собой палатки, ночуют на полянах, купаются в реках и готовят пищу на кострах.
Последний вариант имеет некоторые недостатки: нужно нести много припасов, начиная с большого рюкзака.
Автостоп: зачем это нужно
Автостоп — это не просто способ добраться куда-то с минимальными затратами, это целая культура, позволяющая увидеть мир по-новому, расширить пространственный радиус действия, ощутить красоту и изобилие жизни, завести неожиданные знакомства и проверить собственную выносливость и находчивость.
Современная традиция таких путешествий тоже началась со студентов, взбалмошных и готовых пуститься во всевозможные крайности. Но не из-за отсутствия денег (хотя низкие стипендии тоже являются движущей силой всевозможных безумных идей), а из-за желания «оторваться» за счет разнообразия новых впечатлений.
Конечно, финансовый аспект по-прежнему является одной из мотиваций для таких поездок. Кто откажется от экстремального отдыха, который возможен не вопреки, а благодаря такому дешевому способу передвижения? Несмотря на то, что отправляться в самостоятельное путешествие автостопом без какой-либо подготовки очень неосмотрительно, следует заранее взвесить все «за» и «против».
На одном только волнении далеко не уедешь, как в прямом, так и в переносном смысле. Кроме того, автостоп очень полезен, когда в разгар сезона нет билетов на нужное место, когда расписание крайне неудобно, когда хочется изучить регион или страну и погрузиться в реальность. Кажется, что каждый должен хотя бы раз в жизни почувствовать запах пыльных дорог, чтобы получить представление о том, каково это. А для некоторых это даже может стать образом жизни.
Плюсы путешествия автостопом: экономия средств
Когда вы слышите, что кому-то удалось объехать полмира со 100 долларами в кармане, вы сразу же думаете: «Как я посмел?». Это правда, что большинству автостопщиков водители не платят. Учитывая, что в странах Западной Европы проезд обходится недешево, это значительное преимущество. Одним из способов оплаты услуг является простое человеческое общение. Обычно водители грузовиков, которые проводят много часов за рулем, путешествуют автостопом в своих кабинах и просто хотят выключить радио и послушать настоящего человека. Таким образом, люди могут помочь друг другу.
Эмоциональный аспект
Из всего этого становится ясно, что отсутствие денег и большого количества свободного времени не является основной причиной, по которой кто-то путешествует автостопом на чужих машинах. Настоящим автостопщиком движет желание увидеть страну изнутри, познакомиться с местными жителями и послушать истории болтливых дальнобойщиков.
Конечно, существуют негласные правила автостопа относительно того, какой разговор следует вести. Водитель обычно берет автостопщика с собой, и если он начинает разговор, то лучше его продолжить и ответить более подробно, чем одним предложением. Полагаться на свою удачу или чью-то случайность не всегда удобно, потому что никогда не знаешь, сколько придется ждать следующего попутчика, оставят ли тебя под дождем, найдут ли тебе ночлег в новом городе или придется ночевать в поле под кустом.
Идеология править
Четкой идеологии автостопа и бродяжничества не существует, хотя многие утверждают обратное и приписывают всем свою идеологию или идеологию своего небольшого сообщества. Разное понимание этого явления часто приводит к тому, что cholos, чтобы выяснить, кто они на самом деле, обсуждают личности и компромат друг друга, знаменитых пионеров и так далее.
Но есть и общая идея:
- Отношения автостопщика и водителя или владельца транспорта взаимовыгодны. Первый добирается ближе к цели, иногда обретает пищу и кров, второй получает удовольствие от общения, которого в пути не хватает. Если автостопщик бывалый, также в пути можно получить кучу ценных сведений, байки различной степени правдивости, мелкую помощь в ремонте.
- Автостопщик — человек открытый и свободный. Каждый живущий в своем маленьком мирке состоящем из дома, работы и пива в пятницу, врядли решится так перемещаться.
- Автостопщик уважает традиции и первопроходцев. Каждое сообщество таких людей имеет свои традиции, обычаи и свой особенный менталитет. В общем-то все сводится к уважительному отношению друг к другу, пониманию своей роли на трассе, принципу «не навреди». Все это описывается гораздо большим количеством пафосных слов, добавлением кучи отсебятины, формулировкой собственных целей и пропагандой.
Что и как стопить править
Самый универсальный ответ — остановить все, как выясняется. В большинстве случаев этот ответ неверен. Это путь к неприятностям для собственной задницы. Есть несколько кошерных способов. Во-первых, нужно выбрать место. Теоретически, вы можете застрять на Красной площади, но это маловероятно, потому что там почти нет машин и все не могут попасть туда, куда вы хотите. Поэтому посмотрите на карту. Найдите выход в том направлении, куда вы хотите попасть, и ближайшую остановку общественного транспорта. Остановка в городе — это гораздо сложнее. А мы находимся на окраине города. Стоять и стоять на остановке практически неэффективно. Вы поймаете десяток таксистов или бомбил, которые будут обзываться и называть вас «свободными чуваками». На автобусной остановке стоит человек, который хочет сесть на пригородный автобус. Бесплатно вас сюда не повезут. Автостопщик здесь не стоит. Автостопщик, который стоит здесь, притворяется новичком, который не знает основ. Мы находимся примерно в 50 метрах. Уже лучше. Водители грузовиков тоже стоят там, отдыхают перед взлетом. Приходится спрашивать, дадут ли они вам проехать бесплатно. После пяти минут разговора они дают. Победа: Мы остановили машину, которая не хотела ехать. Это довольно просто. Вам не нужно останавливаться, чтобы выяснить, чего вы на самом деле хотите. Если никто не стоит, не садится или едет не в том направлении, не отчаивайтесь и поднимите руку с вытянутым вверх большим пальцем. Этот жест означает, что во многих странах вы хотите проехать бесплатно. Если вам не лень идти пешком, вы можете выбрать более удобное место. Съезд с бензоколонки, перекресток, придорожное кафе или знак с ограничением скорости — хорошие варианты. Это хорошее место для отдыха и удовлетворения природных потребностей. Если оно освещено, вы можете остановиться там даже ночью. Вопрос «зачем останавливаться» часто бывает риторическим. Но иногда стоит принять решение.
Прибыль в 3 000 пенсов и испачканная одежда, которую едва успели постирать. И двухдневная задержка в Дефолт Сити. Чаще всего результат еще более плачевный) Если вас двое, есть шанс, что вам достанется Камаз или одному из вас придется прятаться в спальном мешке. В большинстве грузовиков только одно пассажирское место, и мало кто будет нарушать правила ради вас. Если второй человек не друг и не полный новичок (1-2 автостопщика на всю жизнь), вам лучше разделиться.
Виды автостопщиков править
Вы можете остановить поезда. Но это сложно. Вам нужно узнать, где припаркованы поезда, а именно на подстанции. Договориться с машинистом локомотива сложнее, чем с машинистом вагона. Чаще всего он не заинтересован в вас. Проводники еще злее, единственное, что помогает, это душещипательная история или легенды о том, как хорошо вы едете. Этот способ не рекомендуется новичкам. Никогда не садитесь в поезд на вокзале. Здесь, помимо кондукторов, есть несколько служащих, которые не хотят, чтобы вы ехали бесплатно. Таким образом, это либо пересадочная станция, либо что-то вроде полустанка.
- Автостопщик дикий, он же дикарь. К данному подвиду относятся те, кто перемещается без определенной идеологии, нерегулярно, по мере необходимости. Сюда можно отнести студента, который едет домой, солдата в самоволке или едущего на побывку, людей которые решили попробовать, просто человека, которому надо в город N, и он не может добраться общественным или личным транспортом. Также в эту категорию попадут те, кто сильно не заморачивается, а просто берет и едет. Сюда же относятся посетители различных фестивалей под открытым небом, большая часть которых просто не особо задумывается над тем как путешествовать.
- Новичок. Как и любой нуб, мало что понимает, побаивается, но горит желанием помериться силами со стариками. Годной информацией по теме практически не владеет, ну а той, что имеется, гордится до чрезвычайности.
- Автостопщик идейный. Человек, для которого сие явление является смыслом бренного существования. Часто состоит в каких-либо клубах, лигах, сообществах. Имеет кучу рекомендаций о том, как правильно ехать. Обижается на слово «Ехать», утверждая, что автостопом ходят. При себе имеет «библию» — это такая книжечка (чаще атлас автодорог) с кучей комментариев, адресов, где можно вписаться, с кучей отметок дешевых кафешек, мест встечи стопщиков, прочих непонятных меток. К своей «библии» относится, как монах к библии настоящей. Без этой информации сразу же превращается в новичка. При встрече может покусать .
- Олдфаг-первопроходец. Человек, который пройденный путь измеряет уже не километрами а экваторами (по 40 000 км.) или совсем сбился со счета. Трудно найти место, где он не был. Большую часть сведений держит в голове, нечасто обращаясь к библии.
Байки про водителей и про автостопщиков
На самом деле такой классификации не существует, а та, что существует, — это чушь и домыслы. Поэтому вот еще один вопрос:
— Вы пьете?» — спросил нас однажды водитель большого американского грузовика, когда остановился в Чуйском тракте (Алтай) и пригласил нас в дом. «Нет!» — честно ответили мы. «А я пью!» Дальнобойщик пригубил свою водку «Ноль семь», поддал газу и всю дорогу развлекал нас своими рассказами.
А истории у дальнобойщиков в основном одинаковые, в основном про ремень и женщин. Однажды, посреди ночи, на дороге между Канском и Тайсетом, когда еще не было асфальта, мы ехали в «КамАЗе» большой компанией: водитель, механик, бородатый запасной водитель, который спал всю дорогу, и я с рюкзаком. Всю дорогу я слушал истории о проститутках: где самые лучшие и самые дешевые. Он рассказывал их мастерски и постоянно поворачивал голову в сторону, чтобы фарами прорезать темноту ночи в поисках нового попутчика. Наш гид объездил всю Центральную и Восточную Сибирь, и у него была своя история о каждом региональном центре.
Вот она — ночная бабочка — фары выхватили из темноты женскую фигуру. «Зверь ловит добычу!» — подумал я и отправился в темноту ночи, чтобы найти своего друга, который ждал меня в придорожном ресторане недалеко от Тайшета; мы расстались незадолго до этого, чтобы набрать темп.
Несколько раз меня просили сесть за руль водители, которые заснули или были просто пьяны: Это обычное дело в России или где-нибудь в Закавказье. Если у вас есть водительские права, это не проблема. Здесь, внутри московского кольца и в других больших городах, люди боятся садиться за руль пьяными, но если вы едете дальше, то вам рады.
Однажды на отдаленной прибрежной дороге нас остановил настоящий лысый браконьер с золотыми зубами и водкой на пассажирском сиденье. Он был первой машиной в очереди на час. Так что пока мы ждали на обочине, успели приготовить ужин на горелке и выпить чаю. Я отодвинул водку в сторону, сел и начал пристегивать ремень безопасности.
— ‘Зачем ты пристегиваешься? — удивился браконьер. — Ну… на случай, если меня остановят менты! — ответил я. — А я никогда не останавливаю копов, когда я пьян! — засмеялся он и начал разгоняться.
Я сам встречаю несколько автостопщиков. Конечно, это не рекомендуется, но люди, далекие от «науки», иногда поступают неподобающим образом. Однажды на дороге под Курганом я встретил интересного человека с заплечным мешком. Он ехал в обратном направлении, с востока на запад, а я — из Москвы во Владивосток. Но за короткое время мне удалось завязать с ним разговор.
— Куда вы едете?», — спросил я. «Я из Иркутска», — ответил он. Мужчина выглядел заметно пьяным. — Я никогда не был ни на море, ни в Москве. Я еду в столицу, а потом в Анапу. — А где вы собираетесь ночевать? — спросил я, когда понял, что палатка в сумку не помещается. — Я буду спать прямо здесь, в сумке. Правда, в него только ноги помещаются. Я каждый вечер выпиваю полбутылки водки и засыпаю. Страшно спать в лесу. И холодно. А утром я беру вторую половину и иду на ипподром. Страшно идти одному, очень страшно! — сказал он. — ‘У тебя хотя бы паспорт есть? — Я рассмеялась, удивленная его методами. — Нет, а для чего? Я уверен, что потеряю его, потому что я пьян, — ответил он и, пошатываясь, пошел в сторону столицы.
Заграничный автостоп
Но не только в России люди садятся за руль пьяными. Однажды настоящий индийский йог подвез меня на мотоцикле, дрожащего от холода (температура в центральной Индии ночью в январе может быть очень низкой), и решил выпить стаканчик алкоголя, чтобы согреться, и вмиг напился! Мне пришлось сесть за руль, даже если я не знал, как это сделать.
Как это выглядит снаружи? Автостоп в Индии осложняется огромным количеством транспорта на узких дорогах. Хаос и низкая скорость, коровы, лежащие посреди полосы, делают автостоп практически бессмысленным, поэтому он
Иран — довольно безопасная страна, а также одна из лучших для автостопа. Многие берут его с собой и часто удивляются, почему иностранец путешествует автостопом. Алкоголь обычно заменяется опиумом, поэтому часто приходится следить за тем, чтобы рассеянный водитель не упал в канаву за рулем. Но есть одна загвоздка: иранцы иногда бывают безрассудными, а иногда спят за рулем; я видел, как иранский грузовик переехал моего друга. Он отделался переломом ноги и был доставлен домой за счет страховой компании.
Иран — странная страна; например, международный знак автостопщиков — поднятый вверх палец — лучше не показывать: в западном мире он сравним со средним пальцем. Так что ловить машину в Иране лучше с раскрытой ладонью и иностранным взглядом.
Китай — это другая история. Иногда требуется полдня, чтобы выехать из города на шоссе. Машешь руками, водители ничего не понимают, куча китайцев проезжает всего несколько километров. Конечно, никто не говорит по-английски. Поэтому в Китае очень полезно иметь таблички и бумажки с иероглифами, на которых написано, что вам действительно нужно. Если остановившийся китаец умеет читать, он обязательно подвезет вас и оставит в незнакомом месте! А дальше вы сами по себе. Таков Китай.
На Кубе, например, из-за плачевного состояния общественного транспорта (чтобы попасть в соседнюю провинцию за сто километров, нужно стоять в очереди несколько дней) правительство придумало целую систему государственного автостопа. Специальный инспектор в желтой форме ловит редкие машины на шоссе и дает автостопщикам скромную взятку — песо. Иностранцам, правда, это запрещено, но мне, с моей довольно кубинской внешностью и посредственным испанским, удалось проехать автостопом таким образом и заплатить официальную плату.
Но автостопом на Кубе путешествуют не только государственные машины. Изредка здесь останавливаются и обычные автомобили. Правда, машины в основном старые и часто сломанные. Когда я однажды остановил дореволюционную машину, я знал, что это займет у нас много времени: Она постоянно останавливалась, а на дороге стояла жаркая тропическая ночь. Водитель не растерялся, сам начал путешествовать автостопом и, догоняя одного-двух попутчиков, связывая их и снова развязывая, доехал до самой Гаваны, где в это же время высадил меня.
Официально кубинцам не разрешается брать с собой иностранцев: Существуют наказания, такие как штраф или лишение водительских прав. Иностранцу вряд ли удастся что-то получить. Власти говорят, что только аккредитованный кубинский таксист имеет право перевозить иностранца, и только за деньги, так что большую часть получает государство! К счастью, в основном они смотрят на это сквозь пальцы.
Гидростоп, авиастоп и ж/д-стоп
Но если на Кубе автостоп запрещен лишь условно, то в некоторых штатах США или Намибии он запрещен полностью. На придорожных знаках написано «Автостоп запрещен». Но даже там наши русские автостопщики умудряются ловить машины, и довольно успешно.
Кстати, автостоп — не единственный способ остановить машину. В Узбекистане меня останавливали велосипеды, в Таджикистане — ослы, в Мексике — телеги, а на острове Русском под Владивостоком, когда там еще не построили мост, — кран со сгоревшей машиной.
На Камчатке или в Индонезии можно путешествовать автостопом, то есть по воде: дороги там такие же колдобистые, так что вы останетесь невредимы во время автостопа. К концу моего двухмесячного пребывания в Индонезии я хорошо знал местный язык (он несложный), поэтому легко мог найти грузовой порт в городах и договориться с индонезийцами, чтобы попасть с одного острова на другой.
На поездах тоже можно ездить, и не только убегая от проводников. В 2006 году мы путешествовали из Костромы в Москву и почти без проблем забрались в кабину машиниста локомотива. Такой способ называется «остановка поезда». Сегодня, в эпоху всеобщей подозрительности к терроризму, а особенно в такой подмосковной зоне, вряд ли можно просто договориться с машинистами поездов. Позже, в 2009 году, казахские и российские машинисты предлагали нам проехать в товарных поездах, но с русскими напрямую договориться не удалось, и нас отправили к начальнику станции. Российский машинист не смог договориться напрямую с русскими, но нас отправили к начальнику станции, который пришел нам на помощь и предъявил справку о том, что мы сотрудники ВОХР и будем охранять ценный груз. Так мы отправились из Междуреченска в Абакан и охраняли 80 вагонов с лесом.
Настоящие гуру и мудрецы путешествовали автостопом и сумели выбраться из лесов в цивилизацию на самолете. Я только один раз летел на трамвае, с утопленником в самолете, которого я сам выловил, из горного абхазского села Псхоо в столицу республики Сухум. Но это уже другая история…