Что такое райдер и причем здесь шоу-бизнес. Как называется список требований артиста на гастролях

У певца Никиты есть любимая собака породы «чау-чау» по имени Сева. Он берет пса на гастроли и требует, чтобы для Севы предоставлялись комфортные условия. Собака живет в отдельном номере, ездит на машине, ест лишь молодое мясо. Кроме того, Севе делает прическу специально приглашенный грумер.

Шаг 2. Составление технического и бытового райдера

Райдеры (технические и бытовые) — документы с перечнем вещей, необходимых артисту для выступления.

Технический райдер представляет собой список звукового и светового оборудования для концерта. В него также входят требования по проведению саундчека — то есть предконцертной отстройки звука — и самого выступления.

В бытовом райдере расписываются требования по пребыванию музыкантов в городе, их транспортировке, проживанию и питанию.

Райдеры — непубличные документы: нюансы по техническому оборудованию и вашим требованиям по питанию и проживанию широкой публике знать не нужно. Артисты обычно размещают райдеры в специальном запароленном разделе на сайте либо адресно высылают их промоутерам (например, загрузив в папку на Google Drive или «Яндекс.Диск»). Впрочем, иногда их можно найти и в свободном доступе — например, в прикрепленных документах в пабликах музыкантов во «ВКонтакте» или в специализированных разделах сайтов. Перед составлением собственного документа имеет смысл по возможности изучить райдеры гастролирующих артистов, близких вам по стилистике, — просто чтобы понять логику их построения и адаптировать ее под ваши нужды.

Составление технического райдера, как и многих других документов, всегда лучше доверить профессионалам. Если у вас нет своего или дружественного звукорежиссера — в базовых моментах музыканты могут разобраться сами.

В свете этого ваш райдер на начальном этапе должен быть универсальным и содержать действительно необходимые пункты — держите в голове, что в региональном клубе, скорее всего, не будет ни акустической системы нужной вам марки, ни требуемого пульта, ни гитарных кабинетов. К примеру, вот райдер молодой группы, которая попросила «ИМИ.Журнал» не публиковать ее название:

«Для выступления требуется: два вокальных микрофона на стойках типа „журавль“, гитарный комбик, басовый комбик, вертушка для диджея, ударная установка (не менее трех стоек под „железо“, не считая стойки для хай-хэта, малый барабан; „железо“ и педаль барабанщик возит с собой), не менее трех мониторов и двух независимых мониторных линий».

Даже при таком, казалось бы, простом и понятном райдере важно предусмотреть все мелочи. Практически любой арт-директор расскажет вам массу историй про барабанщиков, которые считали, что все необходимое есть на площадке, и приезжали, например, без своего малого барабана. Такая мелочь, если она выясняется на саундчеке, может поставить под угрозу проведение концерта. Поэтому обратите внимание: авторы райдера акцентируют внимание на том, что часть инструментов ударник привозит с собой. Но вместе с тем в их документе есть и требование барабанщика: не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта. Правда, три барабанные стойки есть далеко не в каждом клубе. Если количество стоек не оговаривалось заранее, ваш барабанщик может прямо на саундчеке узнать, что на площадке их не хватает, и ему придется играть на том, что есть.

Статья по теме:  Пинчук Ирина. Сколько лет ирине пинчук?

Это самое главное: четко прописывайте в райдере все детали. Если гитаристу не подходит комбик определенной марки, напишите об этом. Если для вашей аппаратуры нужно десять розеток на сцене, обязательно подчеркните этот момент. Если вы не возите с собой шнуры и на саундчеке вам понадобятся три провода «джек-джек» и один XLR, тоже не забудьте это указать. Если вы передвигаетесь на минивэне и возите с собой бэклайн или какую-то его часть, непременно обозначьте, что именно вы собираетесь взять с собой.

Помимо списка оборудования, указывайте в техрайдере, сколько времени вам необходимо на саундчек. Рекомендуется сопровождать этот пункт уточнением, что отсчет времени идет с момента готовности сцены: это важное напоминание для клубного звукорежиссера, что к началу отстройки звука сцена должна быть собрана.

Стейдж-план для маленьких площадок нужен далеко не всегда (хотя сделать его совсем не сложно, для этого существуют специальные сервисы). То же самое справедливо и для инпут-листа. Помните, однако, что для выступлений на фестивалях наличие стейдж-плана и инпут-листа обязательно: технический директор заранее собирает райдеры со всех групп и исходя из них заказывает оборудование на фестивальную площадку.

Что же до света, то в небольших клубах, скорее всего, не будет хорошей световой аппаратуры: даже экран и проектор есть далеко не везде. Кроме того, начинающие артисты редко выступают с собственным светоинженером и виджеем, а в маленьком заведении своего световика попросту нет. Поэтому готовьтесь к тому, что на площадках может быть только статичный свет. Если у вас серьезные требования по свету, вписывайте их в райдер, но настраивайтесь на то, что это ограничит ваши возможности: многие площадки просто не смогут принять вас у себя.

Наконец, в техрайдере обязательно должна быть указана контактная информация звукорежиссера артиста, а если его нет — кого-то из музыкантов, кто лучше всех в группе разбирается в технике. Будьте готовы к тому, что звукорежиссер площадки, прочитав ваш райдер, перезвонит и предложит свой вариант оборудования и подключения исходя из возможностей клуба.

Райдер – это перечень условий, которые артисты предъявляют к организаторам концертов. Если какой-либо пункт списка будет проигнорирован, исполнитель в праве отказаться от выступления. Часто эти требования весьма необычные.

Райдер – что это раньше и сейчас

Термин rider впервые зафиксирован в английском языке. Изначально слово указывало на конного воина (от «ride» – «поездка, ехать, кататься»), сопровождавшего караваны первых поселенцев, отважившихся на освоение новых земель.

Чуть позже, на рубеже XVII – XVIII веков, когда первоначальное значение термина начало устаревать, райдерами стали называть странствующих торговцев и «фирменных» коммивояжеров, которые путешествовали с образцами новых товаров для последующего заключения договоров.

Статья по теме:  Старость не щадит даже красивых мужчин. Как француз Ален Делон выглядит в свои 85 лет. Ален делон сейчас как живет.

Вероятно, со временем эта коннотация инициировала возникновение нового, политического райдера, представлявшего собой дополнение к уже подписанному соглашению. Такой райдер оформлялся в случаях, когда стороны не могли встретиться напрямую, но хотели уточнить некоторые пункты, ставшие актуальными уже после официального заключения договора.

И только в разгар XX века это слово взяли на вооружение агенты гастролирующих музыкантов и артистов, а термин, не имевший ранее никакого отношения к искусству, стал использоваться в достаточно узком значении и преимущественно в сфере шоу-бизнеса.

Таким образом, к настоящему времени сформировалось понятие, что райдер – это либо приложение/дополнение к основному договору, либо отдельный документ, содержащий перечень бытовых условий и/или технических требований, предъявляемых артистом на время своих гастролей в том или ином месте.

Концерт

И теперь стандартный контракт на выступление включает в себя несколько традиционных моментов:

  1. список условий по оказанию услуги, где уточняется и сумма оплаты, и детали технического сопровождения;
  2. перечень требований с указанием нюансов организации быта, параметрами снимаемого номера, его оснащения и т. п.

Хотя многие профессиональные организаторы считают райдеры не более чем «звездной блажью» знаменитостей, ненадлежащее выполнение какого-либо пункта вполне может послужить поводом для отказа от выступления.

Примечательно, что в случае такого разрыва артисты имеют право не только сохранить у себя всю выплаченную за несостоявшийся концерт сумму, но и получить неустойку сверх того.

Какими бывают райдеры

Многие «сумасбродные» требования райдера обусловлены ситуациями, ранее уже имевшими место в ходе выступлений. Таким образом исполнители стараются защититься от стрессовых ситуаций, сохранить здоровье и жизнь.

Дополнение к основному контракту обычно бывает двух видов – техническое и бытовое.

Техническая часть райдера описывает требования к сцене и пространству за кулисами.

Пример технического райдера

  1. параметры выставления света;
  2. особенности акустики;
  3. наличие и качество инструментов;
  4. размеры сцены;
  5. расстояние до зрителей;
  6. необходимый персонал и многое другое.

Уточнение этих подробностей позволяет добиться максимально качественного звучания и соответствующей картинки – основного, что поможет не разочаровать аудиторию. По сути, речь идет об имидже коллектива в глазах поклонников, о сохранении должного уровня выступлений – независимо от места и времени их проведения.

Бытовой же райдер обеспечивает комфорт артистов, чтобы те могли должным образом подготовиться и спокойно отдохнуть.

Комната из бытового райдера артиста

Это дополнение включает в себя требования:

  1. к гостинице, гримерке, месту за кулисами;
  2. к обеспечению питания,
  3. к наличию душевой в пределах концертной площадки и т.д.

Иногда райдеры используются в качестве проверки принимающей стороны: если не выполнено простенькое условие, затерявшееся где-то в середине списка, – значит, либо соглашение не читали, либо халатно отнеслись к выполнению обязательств.

Прихоть или нет, но если артисту не смогли достать бутылку конкретной минеральной воды, то где гарантия, что не провалится и сцена в самый ответственный момент.

В бытовом райдере излагаются условия общения со средствами массовой информации. Артисты могут предупредить, что на период гастролей не планируют давать интервью и фотографироваться. В этом случае организаторы должны сделать все, чтобы оградить звезд от общения с журналистами.

Пример бытового и технического райдера:

Бытовой райдер.

Обязательные требования (райдер) для проведения концерта

Статья по теме:  Королевская монограмма. Что означает монограмма елизаветы 2

Просьба организаторов внимательно прочитать данный документ !

С момента прибытия коллектива в город для успешного проведения концерта Вам необходимо иметь на руках обязательные требования коллектива и сохранять их до отъезда коллектива. В случае невозможности выполнения каких-либо требований организатор концерта обязан сразу уведомить об этом тур-менеджера и согласовать с ним все вопросы, связанные с организацией концерта. В противном случае коллектив оставляет за собой право потребовать от организаторов концерта денежную компенсацию, которая включает в себя моральный ущерб, а также все убытки и издержки, понесенные во время выступления (от 5000 до 15000рублей РФ). Если же организатор концерта на местах пренебрегает неоднократно условиями райдера, то коллектив вправе отказаться от выступления.

Все вопросы, связанные с пребыванием коллектива в Вашем городе, а так же вопросы, касательно выступления, решаются только с концертным администратором! Убедительная просьба: не беспокоить участников коллектива по каким- либо вопросам, так как они не уполномочены их решать.

ВНИМАНИЕ: Согласно закону «Об авторском праве» все материалы выступления «Название коллектива» являются интеллектуальной собственностью коллектива, любое копирование преследуется по закону. Поэтому, организатор концерта ОБЯЗАН предупредить заранее зрителей на билетах, при продаже в кассах и СМИ о запрещении видео/аудио записи выступления команды и проконтролировать выполнение данного запрета.

Заранее благодарим Вас за понимание и помощь в организации и проведении концерта нашего коллектива!

1. ПРИБЫТИЕ КОЛЛЕКТИВА.ТРАНСПОРТ.

Организатор берет на себя расходы, связанные с трансфертом участников «Название коллектива» (далее “коллектив”) с момента их следования в аэропорт (ЖД вокзал) города Москвы. По окончании мероприятия, организатор так же оплачивает коллективу путь из аэропорта (ЖД вокзала) города Москвы.

Организатор обязан предоставить авиабилеты на 12 человек (все – эконом класса) в обе стороны. При перемещении на ЖД транспорте (расстояние свыше 300 км от поста ГИБДД) – 12 билетов исключительно СВ класса. При условии переезда на расстояние до 300 км необходимо предоставить комфортабельный автобус на 12 человек с раскидными сидениями, превращающимся в спальные места, подушек и одеял, из расчета на 12 человек. Обязательно наличие в автобусе: телевизора, кондиционера, туалета в исправном состоянии. Автобус типа (Икарус) не предлагать . Посторонние лица в транспорт не допускаются!

Организатор обязан встретить коллектив в пункте прибытия и доставить до места проживания. Предоставить отдельный транспорт команде для переезда по городу, провоза аппаратуры и реквизита до места проведения концерта и обратно к месту проживания. Предоставить и оплатить персонал для разгрузки и погрузки багажа на вокзале или в аэропорту. При переезде из города в город на автотранспорте, убедительная просьба к организатором: встречайте коллектив при въезде в город. Сразу по прибытии коллектива, организатором концерта предоставляются билеты по дальнейшему пути следования (если таковые не были предоставлены в Москве).

Оцените статью
РесницаМания