General Motors ушел из России. Какие заводы были, какие авто выпускались. Какие бренды остались в России

Тут-то на выручку и могут прийти те самые европейские производители, которые сохранят свои заводы на территории России – ведь собранный в Калуге новый Volkswagen-Touareg не будет считаться импортированным. Но, конечно, для этого автобизнесу надо решить вопрос с поставками комплектующих.

Россия без брендов: американские корпорации, ушедшие в 2022

Мы изучили официальные данные и проверили слухи о брендах одежды и обуви, которые ушли с российского рынка в марте этого года. В нашей статье вы найдете актуальную информацию о том, насколько серьезны опасения о дальнейшем ритейла в стране.

Массовый уход брендов из России — невиданное событие в новейшей истории. Официально принято считать, что бренды не покидают страну насовсем. Корпорации только приостанавливают торговую деятельность «до дальнейшего уведомления». Однако с момента, когда были закрыты первые интернет- и оффлайн-магазины, прошел уже месяц. И теперь самое время узнать, что известно о возможном (или невозможном) возвращении брендов в страну.

За прошедший месяц информации поступило очень мало. Некоторые ушедшие бренды прямо заявили о своих планах. Существуют и противоположные примеры, как GUESS. Производитель одежды и аксессуаров перестал продавать вещи онлайн, но оставил действующими магазины в торговых центрах. Мы понимаем, что ситуация остается динамичной, поэтому будем вносить правки в текст этой статьи, когда появятся новые данные.

бренды, ушедшие из России

В большом бизнесе решения чаще всего принимаются на уровне корпораций. Именно пресс-службы корпораций являются самым надежным источником информации. В этой статье мы ссылались на официальные данные, когда была возможность установить официальную позицию. Когда официальных данных не хватало, мы черпали информацию из достоверных источников.

Ознакомившись с актуальными данными, мы пришли к выводу, что в российском ритейле не предвидится улучшения ситуации в обозримом будущем. Ушедшие из страны бренды приняли сложное решение вовсе не из-за колебаний курса рубля или логистических проблем.

Это означает, что шопинг за рубежом остается безальтернативным решением для тех, кто привык покупать вещи определенных брендов. Купить вещи упомянутых в нашей статье брендов вы можете в Америке и Европе с Бандеролькой. Наша компания предлагает комплексное решение:

Оплату покупок в зарубежных магазинах картами российских банков;

Доставку вещей курьерской службой.

Регистрируйтесь на сайте, чтобы покупать вещи любых брендов через сервис Помощь при покупке. Пополняйте баланс в личном кабинете российскими банковскими картами — с этого баланса будут оплачены покупки в магазинах и доставки вещей в Россию.

Корпорации, которые ушли из России надолго

К апрелю 2022 появились первые западные прогнозы о возвращении бизнеса в Россию. Хотя принято считать, что бренды только «временно» покинули территорию России и Беларуси, среди американских инвесторов превалируют пессимистичные настроения. В отчете Boston Consulting Group говорится, что 39% инвесторов ожидают возвращения западных компаний в Россию только через 5 лет. С учетом этого числа, 67% экспертов считают, что ушедший бизнес будет готов продолжить деятельность в России минимум через 2 года.

бренды закрыли магазины в России

Chip Bergh, президент Levi Strauss & Co, в интервью Financial Times отметил, что компания «не ожидает получения прибыли» на российском рынке в 2022. Насчет дальнейших планов он заявил, что компания не рассчитывает на восстановления бизнеса в стране в обозримом будущем.

Статья по теме:  Шармы для браслетов: что это такое, разновидности бусин из золота и серебра. Как называется браслет на руку с кулончиками

Учитывая, что российский рынок обеспечивает Levi Strauss & Co только 2% от всех продаж, не стоит удивляться, что глава корпорации не разделяет оптимистичных настроев некоторых российских аналитиков, заявляющих о скором восстановлении российского ритейла.

Inditex (Zara, Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho, Zara Home)

5 марта из России ушла испанская корпорация Inditex. Не будет преувеличением сказать, что вещи брендов Inditex есть в гардеробе каждой модницы. Не нужно быть фанатом Zara, чтобы купить базовый пуловер или приобрести парфюм для дома Zara Home.

Корпорация закрыла 502 магазина и прекратила онлайн-продажи. «В текущих обстоятельствах Inditex не может гарантировать непрерывность операций и коммерческих условий в Российской Федерации и временно приостанавливает свою деятельность», — заявил официальный представитель.

Victoria’s Secret

До 9 марта в России работало 7 магазинов, открытых по франшизе. Американская компания Victoria’s Secret была одной из последних, кто ушел из России, но результатом этого решения стало закрытие бизнеса, принадлежащего франчайзи, хотя, например, франчайзинговые рестораны McDonald’s продолжают работать в стране. Разумеется, официальный российский сайт Victoria’s Secret тоже прекратил принимать заказы.

Authentic Brands Group (Reebok)

Корпорации ABG принадлежат десятки всемирно известных брендов, но портфолио в России состояло только из компании Reebok. Руководство ABG было одним из последних, кто ушел из страны — только 20 марта было объявлено о приостановке работы интернет-магазина и фирменной торговой сети. В данном случае стоит обратить на использованный в пресс-релизе глагол — suspend — что может означать как временную, так и долгосрочную приостановку.

PVH (Tommy Hilfiger, Calvin Klein)

Американской корпорации PVH принадлежит два популярных в России бренда — CK и TH. Хотя в апреле 2022 еще не известно, надолго ли ушла корпорация, есть косвенные подтверждения, что не стоит рассчитывать на возвращение бизнеса. 28 февраля корпорация была в числе первых, заявившей о прекращении работы всех онлайн-магазинов в России и в Беларуси.

7 марта вышло заявление о прекращении работы магазинов в торговых центрах. Такая недельная пауза между двумя решениями позволяет предполагать, что руководители корпорации тщательно анализировали возможные последствия ухода бизнеса из России. PVH вряд ли вернется в обозримом будущем, учитывая, что объем российского рынка также составляет только 2% в доходах корпорации.

Торжественное открытие завода в Шушарах состоялось 7 ноября 2008 года. Расчетная мощность составляла до 70 тыс. машин ежегодно, и уже к 2011 голу она была почти достигнута: собрать удалось более 60 тыс. экземпляров. Упор был сделан именно на массовые модели — все те же Cruze, Captiva, Antara и Astra.

Американские «бразильцы» в Татарстане

Американцы первыми поняли, что в диком рынке, который едва начал формироваться после распада СССР, скрыт огромный потенциал. Уже в 1995 году они арендовали часть площадей Елабужского автомобильного завода и основали совместное предприятие «GM-ЕлАЗ»: четверть капитала принадлежала General Motors, а остальное правительствам России и Татарстана. Почему именно Елабуга? Дело в том, что уже тогда там действовал режим особой экономической зоны, позволявший серьезно сэкономить на растаможке.

Статья по теме:  Эволюция женского тела: тайна пышности фигур бразильянок. Почему у бразильянок большие ягодицы

Первым детищем стал внедорожник Chevrolet Blazer, и это выглядело закономерно: середина девяностых, по улицам России уже ездят Land Cruiser, Cherokee и Tahoe, так почему бы не предложить еще одну модель по заманчивой цене? Вот только цена эта оказалась не такой и низкой, как задумывалось, а вместо американского оригинала в Россию приезжали слегка разобранные «Блейзеры» в бразильской спецификации — с упрощенным оснащением и куда более «травоядным» дизайном.

В итоге спрос оказался ничтожным: вместо десятков тысяч внедорожников было реализовано всего около трех тысяч, после чего предприятие переключилось на выпуск седанов Opel Vectra таким же крупноузловым методом — то есть, по сути, к ним прикручивались бамперы и колеса.

Но и здесь ничего не получилось: собрать удалось что-то около 200 машин, после чего грянул дефолт 1998 года, а вскоре деятельность предприятия была полностью остановлена. Кстати, помните заряженные «десятки» ВАЗ-21106 с двухлитровыми моторами Opel? Так вот, «ноги» этих двигателей растут именно из этой истории.

«Шнива» — всерьез и надолго

К началу 2000 годов между GM и «АвтоВАЗом» уже были налажены деловые контакты, которые привели американцев к самому важному и успешному решению за все время присутствия в России. В Тольятти разработали и подготовили к выпуску «Ниву» второго поколения, но финансовое положение завода не позволяло наладить полноценное производство. А ведь машина-то хорошая, перспективная — так почему бы не добавить единственный недостающий ингредиент?

Инвестиции в совместное предприятие составили около 100 млн долларов, попутно американцы доработали конструкцию машины — и выпустили ее на рынок под собственным брендом, с фирменной «бабочкой» на решетке радиатора. Сработало! Успех оказался оглушительным, ведь прямых конкурентов по сочетанию цены, проходимости и относительной цивилизованности у «Шнивы» в России не было.

Ежегодные тиражи стабильно превышали 50 тыс. экземпляров: после финансового кризиса 2008 года они было просели вдвое, но скоро вернулись на прежние отметки. Параллельно в Тольятти шло строительство цехов второй очереди, а совместно с итальянским бюро Blue Engineering and Design разрабатывалась совершенно новая, уже третья «Нива». Ее концепт (а по факту готовый предсерийный прототип) показали на Московском автосалоне 2014 года с намерением запустить производство в 2016 году.

Но именно в это время российская экономика попала под первые пакеты санкций, проект задерживался. И в итоге был отменен совсем. Единственное наследие той нерожденной «Нивы» — оформление передней части, адаптированное под рестайлинг старой «Шнивы». Которая уже два года как не Chevrolet, а снова Lada: в конце 2019 года GM вышел из состава совместного предприятия и продал свою долю.

Fast Retailing Co., как сообщается на ее сайте, уже перевела $10 млн Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев и пожертвовала 200 тыс. предметов одежды и одеял HEATTECH украинским беженцам в Польше и других странах.

У автопрома — проблемы

Впрочем, есть и те, у кого официальные заявления не так сильно разошлись с делом. Журнал Forbes составил список компаний с реальным производством в России, которые заявили о сокращении инвестиций и приостановке производств. Всего в список вошли 37 компаний. С ними связаны 134 производственных актива в России – различные заводы, фабрики, конвейерные производства и так далее. По данным экспертов, это примерно 8% от всего объема российской обрабатывающей промышленности. Цифра – значительная, но не катастрофическая.

Статья по теме:  Модный поединок Анастасии Решетовой и Алёны Шишковой: эксперт сравнил стиль двух экс-подруг Тимати. Кто красивее шишкова и решетова

Наиболее жесткая ситуация в автопроме. В Ленинградской области приостановили производство заводы Hyundai, MAN, Nissan и Toyota (с разными формулировками, от полного закрытия – до временных трудностей). Приостановлена работа и на заводах Volkswagen и Volvo в Калуге. А вот, к примеру компания Stellantis, которая владеет в Калуге заводом совместно с Mitsubishi, приостановила только экспорт и импорт машин. Решения принимались не только на фоне спецоперации и разрыва логистики – но и с учетом резко возросших цен на автомобили.

Однако в этой ситуации на руку локализованным в России автопроизводителям могут сыграть, как ни странно, новые санкции Евросоюза, который 15 марта запретил экспорт в Россию автомобилей дороже 30 тысяч евро (как и прочих предметов роскоши). И если состоятельные россияне могут себе позволить слетать в тот же Дубай за тем, чтобы устроить шопинг и прикупить люксовые бренды, то перевозка оттуда же нового автомобиля окажется поистине золотой.

Тут-то на выручку и могут прийти те самые европейские производители, которые сохранят свои заводы на территории России – ведь собранный в Калуге новый Volkswagen-Touareg не будет считаться импортированным. Но, конечно, для этого автобизнесу надо решить вопрос с поставками комплектующих.

Серийный Geely EC7 EV.

Самые упертые

В итоге самыми последовательными оказались пока финские компании.

«S-Group принял решение свернуть всю операционную деятельность в России в связи с недавними фундаментальными изменениями в бизнес-среде», — говорится в опубликованном тексте официального объявления. Компания управляет16 супермаркетами PRISMA и тремя отелями SOKOS в Петербурге. Общее число сотрудников составляло около 1 000 человек, и эти магазины в самом деле закрылись.

Valio и Paulig (молочные и кофе) тоже свернули работу в стране. Компания Fazer сообщила, что также собирается уходить, но пока – прорабатывает возможные сценарии и не останавливает производство на своих хлебозаводах.

Очевидно, что несмотря на громкие заявления и (наверное) административное давление со стороны собственных правительств, крупные транснациональные кампании не хотят терять бизнес на территории России.

Окончательно свернули свою деятельность лишь те, кто и так балансировал на грани убыточности, остальные – пока держатся. Их дальнейшее поведение будет напрямую зависеть от эскалации или спада общей напряженности в мире.

Пользоваться товарами и услугами западных компаний в случае их возвращения продолжит каждый третий россиянин. Среди опрошенных моложе 34 лет — каждый второй (52%).

Какие компании принадлежат России?

Несмотря на огромное количество импортных продуктов, в РФ существует своё производство и бренды. Ими, кстати пользуется, большая часть жителей нашей страны.

«Орими-трейд» — чай GREENFIELD, TESS, Jardin, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Жокей», «Принцесса Канди», «Гита», «Жемчужина Нила», «Шах»

«Май» — чай CURTIS, Coffesso, Richard, «Майский», «Лисма»

«Хлебпром» — Jr. Korner, Mirel, «Усладов», Dr. Körner, Merba, «Частная галерея», «Русская нива», «Мой», Bakerton

«Макфа» — производители круп, макаронных изделий

Оцените статью
РесницаМания