Креольские народы — Creole peoples. Креолка кто это.

Испанцы на полуострове, однако, пытались сдержать растущее значение креольского языка. Корона приняла законы, которые сохраняли власть за теми, кто родился в Испании, а также ввела ряд налогов и сборов, которые были невыгодны креолам.

Креолы — это кто?

Немногие любители истории или этнологии знают, кто такие креолы. Если по каким-то причинам у читателя не нашлось времени узнать об этом, ничего страшного. Недостаток знаний всегда можно восполнить, узнав, кто такие креолы.

Креолы — это потомки людей, приехавших в Новый Свет из Испании, Франции или Португалии. Креолы — это смесь различных рас с негроидной расой.

Этнографический аспект

Невозможно точно сказать, к какой расе принадлежат креолы, потому что ответ зависит от региона:

  1. В Бразилии и Вест-Индии под креолами обычно понимают потомков африканских рабов и белых людей;
  2. Во Французской Гвиане согласятся с африканским аспектом, но уточнят — вторым прародителем обязательно должен быть француз;
  3. В Техасе или Луизиане соглашаются с французами, но вот африканок заменяют индианками;
  4. На Аляске и вовсе речь идет о потомках русских колонизаторов и индианок, алеуток и эскимосок.

Креолы - это смесь каких рас?

Но даже такое перечисление не дает точного ответа на вопрос, что такое креолы. У жителей Сейшельских островов или острова Маврикий свое представление об этом.

Социальное положение

Читатель знает, что вопрос о том, что такое креол, не является корректным, потому что это народ и множество национальностей. Более того: столетия назад креолы считались гражданами второго сорта: они не могли занимать высокие посты в своих странах и не имели доступа к образованию.

Неравное отношение приводило к недовольству, как пишет Н. Платошкин:

«Именно креолы, лишенные возможности занимать в колониях высшие должности, как светские, так и церковные, стали главной силой независимости».

Что такое креолы

Однако положение креолов варьировалось от региона к региону. Мой Рид, например, пишет об этнических группах совсем в другом тоне:

«И я невольно завидую этим счастливым креолам и их беззаботной жизни аркадских пастухов».

Со временем креолы стали равными белым и полностью интегрировались в общество.

Этимология и обзор

Английское слово «креол» происходит от французского creole, которое, в свою очередь, происходит от португальского criulo и уменьшительной формы cria, означающей человека, выросшего дома. Cria происходит от cria, означающего «растить или воспитывать», которое, в свою очередь, происходит от латинского create, означающего «создавать, приносить, порождать, получать»; 1 также является источником английского слова «create». Первоначально оно относилось к потомкам европейских колонистов, которые родились в колонии. 2 (и именно в этом значении термин использовался в испанских колониях до конца их существования). Креольский язык также известен своими эквивалентами в других языках, такими как criulo, criollo, creolo, creol, criolu, criolu, criolu, criolu, crio и criyo.

Следующие этнические группы исторически классифицировались как «креольские» народы:

  • Афро-бразильский криулос
  • Люди аку крио
  • Атлантические креолы
  • Белизский народ криола
  • Жители Кабо-Верде (Криулос)
  • Криолло люди (Европейская диаспора, родившаяся в испанской колониальной Америке)
  • Фернандино креольские народы
  • Гаитянский креольский народ
    • Affranchis
    • Креолы цвета
    • также Реюньон креольский

    Соединенные Штаты

    Аляска

    Люди со смешанным происхождением от коренных жителей Аляски и русских являются аляскинскими креолами, которых иногда в разговорной речи называют «креолами». Смешение мужчин-промышленников с женщинами-алеутами и алеутами в конце 18 века позволило появиться людям, сформировавшимся в экономике российской Аляски и Северо-Тихоокеанского региона. 3

    Колонии Чесапика

    Термин «атлантические креолы» используется в Северной Америке для описания смешанной этнической группы американцев с предками из Африки, Европы и иногда Карибского бассейна. Эти люди являются американцами в культурном отношении и потомками зафрахтованного поколения рабов и подневольных слуг во время европейской колонизации Америки до 1660 г. Некоторые жили и работали в Европе или на Карибах, прежде чем приехать в Северную Америку (или быть перевезенными в нее). Примерами таких людей являются Джон Панч и Эмануэль Дриггус (его фамилия, возможно, происходит от Родригес). В период раннего заселения колоний детей иммигрантов в колонии часто называли «креолами». Это более распространено в Чесапикских колониях. 4

    Луизиана

    В Соединенных Штатах слово «луизианский креол» относится к людям любой расы или их смеси, которые прибыли из колониальной французской Луизианы и колониальной испанской Луизианы (Новая Испания) до того, как территория Луизианы стала частью США в результате покупки Луизианы в 1803 году. Как слово, так и этническая группа происходят от аналогичного употребления, которое началось в Карибском бассейне в 16 веке, отличая людей, родившихся во французских, испанских и португальских колониях, от различных новоприбывших, родившихся на их соответствующих, некарибских родинах. Некоторые писатели из других частей страны ошибочно полагали, что этот термин относится только к людям смешанного происхождения, но это не является традиционным употреблением в Луизиане.

    В Луизиане термин «креол» был впервые использован для обозначения людей, родившихся в Луизиане, которые хотели отличить себя от вновь прибывших иммигрантов. Это было не расовое или этническое обозначение, а просто синоним слова «рожденный в Новом Свете», чтобы отличить местных жителей любого этнического происхождения — белых, черных или их смеси — от европейских иммигрантов и рабов, привезенных из Африки. Позже этот термин стал расовым, когда вновь прибывшие англо-американцы стали ассоциировать креолитов или качественных креолов с расово смешанным происхождением. Это привело к тому, что многие белые креолы в конечном итоге отказались от этого термина, опасаясь, что он создаст у большинства американцев впечатление, что они являются расово смешанными (и тем самым поставит под угрозу их средства к существованию или социальный статус). Более поздние авторы иногда проводят различие между французскими креолами (европейского происхождения), цветными креолами (смешанной расы) и иногда черными креолами (в основном африканского происхождения); однако эти категории являются более поздними изобретениями, и большинство первичных документов XVIII, XIX и начала XX веков не делают различий между ними. Существуют также креолы испанского и германского происхождения, а испаноязычные креолы сохранились до наших дней в виде исландцев и малагеньос, проживающих в южной Луизиане. Однако все расовые категории креолов, от кавказцев, представителей смешанных рас, африканцев до коренных американцев, склонны думать и относиться к себе исключительно как к креолам, как и многие другие. Франкоязычные и иберо-американские культуры склонны избегать строгого расового деления, характерного для США и других стран с большим населением из Северной Европы с разнообразными культурами. Этот расовый нейтралитет сохраняется и по сей день, так как многие креолы не используют расу как фактор принадлежности к этнокультуре.

    Африка

    Британская Африка

    В Сьерра-Леоне смешение недавно освобожденных черных и смешанных племен иммигрантов из Западного полушария и освобожденных африканцев, таких как акан, баконго, игбо и йоруба, привело к созданию креолов в течение нескольких поколений в конце 18 и начале 19 в. Креолы, которые были абсолютно прозападными в своем образе жизни и буржуазными в своих методах, добились комфортного господства в стране благодаря сочетанию британской колониальной благосклонности и политической и экономической деятельности. Их влияние на современную демократию остается сильным, а их язык, крио, служит важным лингва-франка.

    Распространение деловой и религиозной деятельности этих сьерралеонцев в конце XIX — начале XX века в соседнюю Нигерию, где многие из них имели родственные связи, впоследствии привело к созданию в этой стране ветви сарос. Сарос, которых сейчас часто считают частью более крупной этнической группы йоруба, были лидерами в политике, праве, религии, искусстве и журналистике.

    Португальская Африка

    Криулос смешанного португальско-африканского происхождения в конечном итоге образовали несколько крупных этнических групп в Африке, особенно в Кабо-Верде, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Экваториальной Гвинее (особенно в провинции Аннобон), Зигиншоре (Казаманс), Анголе и Мозамбике. Лишь некоторые из этих групп сохранили название Криуло или его варианты:

    Индийский океан

    Использование креольского языка на островах юго-западной части Индийского океана варьируется от острова к острову. На Маврикии термин «креол» относится к людям африканского происхождения с французской и индийской кровью. Этот термин также применяется к жителям Сейшельских островов. На Реюньоне термин «креол» относится ко всем людям, родившимся на острове. 11

    Во всех трех обществах термин «креольский» также относится к новым языкам, образованным от французского, и к заимствованию других языков.

    Соединенные Штаты

    Аляска

    Люди со смешанным происхождением от коренных жителей Аляски и русских являются аляскинскими креолами, которых иногда в разговорной речи называют «креолами». В результате браков мужчин-промышленников с женщинами-алеутами и алутиаками в конце XVIII века появились люди, которые заняли видное место в экономике российской Аляски и северной части Тихого океана.

    Чесапикские колонии

    Термин «атлантический креол» используется в Северной Америке для обозначения смешанной этнической группы американцев с корнями из Африки, Европы и иногда Карибского бассейна. Эти люди в культурном отношении являются американцами и происходят от поколения рабов и подневольных слуг, зафрахтованных во время европейской колонизации Америки до 1660 года. Некоторые из них жили и работали в Европе или на Карибах, прежде чем приехать в Северную Америку (или быть перевезенными в нее). Примерами таких людей были Джон Панч и Эмануэль Дриггус (его фамилия, вероятно, происходит от Родригес). В период раннего заселения колоний детей иммигрантов в колонии часто называли «креолами». Это особенно распространено в Чесапикских колониях.

    Луизиана

    Креольские народы - Creole peoples. Креолка кто это. 2

    В США слово «луизианский креол» относится к людям любой расы или их смеси, происходящим от французских колониальных поселенцев из Ла-Луизианы и испанских колониальных поселенцев из Луизианы (Новая Испания) до того, как территория Луизианы стала частью США в 1803 году в результате Луизианской покупки. И слово, и этническая группа происходят от аналогичного употребления в Карибском бассейне в 16 веке, которое отличало людей, родившихся во французских, испанских и португальских колониях, от различных новоприбывших, родившихся на их соответствующих, некарибских родинах. Некоторые писатели из других регионов страны ошибочно полагали, что этот термин относится только к людям смешанного расового происхождения, но это не является традиционным употреблением в Луизиане.

    В Луизиане термин «креол» был впервые использован для обозначения людей, родившихся в Луизиане, которые хотели отличить себя от вновь прибывших иммигрантов. Это было не расовое или этническое обозначение, а просто синоним слова «рожденный в Новом Свете», чтобы отличить местных жителей любого этнического происхождения — белых, черных или их смеси — от европейских иммигрантов и рабов, привезенных из Африки. Позже этот термин стал расовым после того, как вновь прибывшие англо-американцы стали ассоциировать креолов или качество креола с расово смешанным происхождением. Это привело к тому, что многие белые креолы в конце концов отказались от этого термина, поскольку боялись, что у большинства американцев создастся впечатление, что они имеют смешанное расовое происхождение (и тем самым поставят под угрозу их средства к существованию или социальный статус). Более поздние авторы иногда различали французских креолов (европейского происхождения), цветных креолов (смешанного происхождения) и иногда черных креолов (в основном африканского происхождения); однако эти категории являются более поздними изобретениями, и в большинстве основных документов восемнадцатого, девятнадцатого и начала двадцатого веков слово «креол» используется без дальнейших уточнений. Существуют также креолы испанского и германского происхождения, а испаноязычные креолы сохранились до наших дней в виде исленио и малагуэнио, проживающих в южной Луизиане. Однако все расовые категории креолов, от кавказцев, смешанных кровей, африканцев до коренных американцев, склонны думать и относиться к себе исключительно как к креолам, как это происходит во многих других франкоязычных и иберо-американских культурах, где нет строгой расовой сегрегации, как это принято в США и других странах с большим населением из различных северных европейских культур. Этот расовый нейтралитет сохраняется и по сей день, поскольку многие креолы не используют расовую принадлежность как фактор принадлежности к этнокультуре.

    Африке

    Южная Африка

    Существует большая враждебность по отношению к креольским народам Южной Африки. Колонизация южной оконечности Африки европейцами и их малайскими, африканскими и азиатскими рабами привела к развитию первого креольского языка в регионе в начале 1700-х годов. Общепризнано, что цветные жители Южной Африки (люди смешанного происхождения), капские малайцы и южноафриканские буры являются креольскими народами, что ставит под сомнение цель апартеида. Проект «Пятьдесят первых лет» документально подтверждает смешанное креольское происхождение многих южноафриканских фамилий, таких как Ван Вейк, Эразмус, Слабберт, Ван Вик, Штайн и Преториус.

    Британская Африка

    В Сьерра-Леоне смешение недавно освобожденных чернокожих и смешанных иммигрантов из Западного полушария и освобожденных африканцев, таких как акан, баконго, игбо и йоруба, привело к появлению креолов в течение нескольких поколений в конце 18 и начале 19 в. Креолы, которые были абсолютно прозападными в своем образе жизни и изощренными в своих методах, добились комфортного господства в стране благодаря сочетанию британской колониальной благосклонности и политической и экономической деятельности. Их влияние на современную демократию остается сильным, а их язык, кри, служит важным лингва-франка.

    Распространение деловой и религиозной деятельности этих сьерра-леонцев в конце 19-го и начале 20-го веков в соседнюю Нигерию, где многие из них имели родственные связи, впоследствии привело к созданию в этой стране ветви сарос. Сарос, которых сейчас часто считают частью более крупной этнической группы йоруба, были лидерами в политике, праве, религии, искусстве и журналистике.

    Португальская Африка

    Смешанное португальское и африканское происхождение криулусов в конечном итоге привело к появлению многих важных этнических групп в Африке, особенно в Кабо-Верде, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Экваториальной Гвинее (особенно Аннобон), Зигуинчорасе (Казамансе), Анголе и Мозамбике. Лишь некоторые из этих групп сохранили название Криуло или его варианты:

    Индийский океан

    На островах юго-западной части Индийского океана креольский язык используется по-разному в зависимости от острова. На Маврикии маврикийские креолы определяются как по их этническому происхождению, так и по их религии. Маврикийские креолы — это либо люди африканского происхождения, либо люди смешанной расы и христианства. Конституция Маврикия определяет четыре общины, а именно: индусы, мусульмане, китайцы и население в целом. Креолы включены в общее население наряду с белыми христианами.

    Этот термин также применяется к жителям Сейшельских островов. На Реюньоне термин «креол» используется для всех людей, родившихся на острове.

    Во всех трех обществах термин «креольский» также относится к новым языкам, возникшим на основе французского и вобравшим в себя другие языки.

    Бывшие испанские колонии

    В бывших испанских колониях испанское слово criollo (что означает «коренной» или «туземный») исторически обозначало класс в колониальной кастовой системе, состоящий из людей, которые родились в колониях, но были полностью или, по крайней мере, в основном испанского происхождения. Это слово обозначало вещи, характерные для данного региона, как оно используется сегодня в таких выражениях, как «comida criolla» (крестьянская еда данного региона).

    Во время последнего периода колонизации Латинской Америки как Ла Колонии испанская корона Бурбонов отдавала предпочтение выходцам с Испанского полуострова (буквально «рожденные на Пиренейском полуострове») перед криоллос для занятия высших военных, административных и религиозных должностей из-за нерационального управления колониями в более раннюю эпоху Габсбургов.

    Сегодня в Аргентине термин «криолло» используется в двусмысленном этно-расовом смысле для людей, чьи предки жили в регионе в колониальный период, независимо от их расовой принадлежности. Исключение составляют темнокожие негры и нынешние коренные жители (в то время как некоренных индейцев также называют криолло).

    Слово «криолло» происходит от французского слова «креол» и связано с ним.

    Испанская Америка

    Расовая кастовая система существовала во всех испанских колониях в Северной и Южной Америке с XVI в. В XIX в. эти различия, пример Американской революции и идеалы Просвещения в конечном итоге привели к восстанию элиты криолло в Испанской Америке против испанского правления. При поддержке низших классов они вступили с Испанией в Испано-американскую войну за независимость (1810-1826), которая привела к распаду бывшей Испанской империи в Америке на ряд независимых республик.

    Испанские Филиппины

    Расовое смешение на испанских Филиппинах возникло в основном во время испанского колониального периода с XVI по XIX в. Испанская кастовая система, введенная в Латинской Америке, распространилась на Филиппины с некоторыми важными отличиями.

    Лица чисто испанского происхождения, родившиеся на испанских Филиппинах, были теми, к кому первоначально применялся термин филиппинцы, хотя их также называли insulares («островитяне», т.е. испанцы, родившиеся на Филиппинских островах) или criollos («креолы», т.е. испанские «туземцы», родившиеся на Филиппинах). Лица чисто испанского происхождения, а также многие метисы и касты, которые жили на Филиппинах, но родились в испанской Америке, классифицировались как «американос». Дети, родившиеся на Филиппинах у американцев, классифицировались как филиппинцы. В то время термин «филиппинцы» еще не был распространен на коренное австронезийское население Филиппин, которое теперь понималось как «филиппинцы».

    Социальное расслоение на классы, которое до сих пор существует на Филиппинах, уходит своими корнями в испанский колониальный период с этой кастовой системой. Однако официально расовая кастовая система испанского колониального периода была отменена, когда Филиппины получили независимость от Испании в 1898 году, и термин «филиппинец» был распространен на все население Филиппин независимо от расы.

    Креолы в Новой Испании

    Положение креолов в регентстве Новая Испания было очень похоже на положение креолов на других колониальных территориях. Создание кастовой социальной системы поставило их в более низкое положение по сравнению с испанцами европейского происхождения.

    Политическая власть в Новой Испании находилась в руках меньшинства, родившегося в Испании. Креолы, родившиеся при регентстве, занимали привилегированное положение, но всегда уступали тем, кто родился до них.

    По закону креолы считались испанцами, но на практике они не имели тех же прав, что и те, кто родился на полуострове. Это привело к напряженности между двумя группами с самого начала Регентства.

    Испанцы с полуострова даже утверждали, что экологические условия Америки вызвали повреждение мозга. По их мнению, это делало креолов менее одаренными.

    Рождение патриотизма Новой Испании

    Со временем креолы в Новой Испании начали развивать свою собственную идентичность по отношению к испанцам. По мнению историков, иезуиты сыграли важную роль в формировании этой идентичности, поскольку многие школы принадлежали им.

    Таким образом, креолы начали претендовать на ценности Новой Испании, начиная с природных богатств и заканчивая культурой этой земли. Они также финансировали и организовали несколько научных экспедиций для изучения всех аспектов Регентства.

    Иллюстрация

    Учитывая эту историю, неудивительно, что креолы первыми стали добиваться большей политической автономии для Новой Испании. Испанские власти пытались предотвратить проникновение идей Просвещения в Регентство, запрещая книги, которые они считали опасными.

    Однако некоторым креолам удалось получить доступ к этим книгам; эти идеи, вместе с новостями о независимости Соединенных Штатов и Французской революции, послужили семенами последующей борьбы за независимость.

    В 1808 году креолы начали требовать изменений в городских советах и ратушах. В том же году городской совет столицы обратился к вице-королю с просьбой об автономном управлении Новой Испанией, в то время как французы продолжали военную оккупацию метрополии.

    В это время креольские лидеры сохраняли верность королю Фернандо VII, но реакция колониальных властей и самой испанской короны изменила ситуацию. С этого момента молодые латиноамериканцы стали бороться за полную независимость и создание собственного государства.

    Статья по теме:  22 достопримечательности Иваново, которые стоит посмотреть. Куда сходить в иваново.
Оцените статью
РесницаМания