Анна родила дочь от брата своей подруги много лет назад: он был донором. Анна развелась со своим парнем и воспитывает дочь как мать-одиночка. Когда она познакомилась с Ольгой, та сказала ей, что тоже хочет ребенка. Ольга родила своего ребенка путем искусственного оплодотворения, и теперь ее маленькая дочь считает ребенка Анны своим двоюродным братом.
Однополый союз нерушимый 18+
Все герои этой истории — взрослые люди
В июне 2015 года во время обсуждения легализации однополых браков в США на государственном телеканале «Россия 1» телеведущий Дмитрий Киселёв неожиданно высказался в пользу регистрации однополых браков в России. Руководство компании отвергло его слова, назвав их «точкой зрения писателя». В своей передаче Киселев задает вопрос «Есть ли в России правонарушение?». и тут же отвечает: «Не думаю». Корреспондент Сиб.фм решил ответить и на этот вопрос и нашел двадцать сибирских гей-пар, из которых только пять согласились рассказать, как они живут, нужны ли им зарегистрированные отношения и можно ли за гомосексуальность «дать по морде». Имена некоторых людей изменены; материал предназначен только для читателей старше 18 лет.
Уолан и Дьулус, Якутия
— Мы с Гулис родились в деревне, похожей на маленький город. Он является административным центром одного из улусов. У нас был большой огород, животные. Если в городе гомосексуалисты обычно знакомятся по Интернету, то в деревне можно встретить пьяного. В том году мы окончили школу, жили по соседству и вместе ходили в детский сад. Когда мне было 15 лет, я начала по-настоящему хотеть Гюлю. Два года назад мы попали на сеновал, и я ему все рассказала. Сначала он не разговаривал со мной два дня, а потом признался мне, что когда он видел гей-сцены в фильмах, он мечтал о том же. Но он сумел спрятать эту мечту внутри себя.
Улусы — сельскохозяйственные районы Якутии с преимущественно коренным населением
Скоро будет два года, как мы вместе. Мы скрываем свою сексуальную жизнь, и сейчас без нее страшно быть геем. Наши родители не знают, что мы встречались или что мы геи. У нас даже нет желания выходить. Нам очень жаль, и мы любим наших родителей, но они уже не молоды. Потому что есть люди, которые говорят очень плохо — они могут писать в «желтых» газетах или на телевидении. Они говорят, что США портят народ России. Даже в нашем местном Ил Тумэне (парламент Якутии — Сиб.фм) есть депутаты, которые используют очень плохие слова. Например, «педики». Но мы не выбирали свою ориентацию, это просто случилось.
По нашему мнению, однополые браки в Якутии не нужны. Мы не получали никаких угроз, потому что не афишируем это, но я часто видела, как мужчины женского пола ругаются и унижают нас. Якутов всего несколько человек, и для якутов и их культуры очень важны семейные ценности: отец и мать, парень и девушка. Якуты любят и чтят свою культуру. Возможно, именно по этой причине они не могут принять таких людей, как мы.
Монолог Уолана был переведен с местного якутского диалекта
Девушкам всегда нужно что-то давать. Дело даже не в деньгах. Вы должны платить своими руками и своим умом. Но с мужчинами все просто, и голова не болит. Мы с Джулусом планируем оставаться вместе до тридцати лет, пожениться, завести детей и только потом думать о совместном будущем. Сначала мы выполним свое предназначение, и только потом проявим свое истинное предназначение. Какова наша мечта? Быть вместе навсегда, до самой смерти.
Дмитрий и Александр, Академгородок
— Мои отношения с Александром длятся уже четыре с половиной года. Мы познакомились через общих друзей, но и другие пары часто встречаются в Интернете. Найти пару в Новосибирске непросто, потому что местное ЛГБТ-сообщество отражает все современное российское общество со всеми его ментальными идиосинкразиями. Более того, гомосексуалисты часто оказываются в маргинальном положении, поскольку не могут найти хорошую работу и возможности для самовыражения из-за отсутствия перспектив в обществе. И когда я разговариваю, например, со своими друзьями за границей, я удивляюсь, что они остались компетентными, не лгут, имеют хорошую работу, счастливую семью и уверенность в завтрашнем дне.
43% россиян считают гомосексуализм «распущенностью, дурной привычкой», согласно данным Левада-центра за 2013 год.
Мне повезло с родителями — они правильно понимают концепцию «приватности» и уверены, что когда я получу информацию, то сама все расскажу. Некоторые друзья знают о моих отношениях с Александром. Я ничего специально не продвигаю и не понимаю, почему другие это делают. Получали ли мы какие-либо угрозы? Нет, нам это сошло с рук. Но я знаю многих людей, у которых были проблемы из-за их сексуальной ориентации. Я ученый, а в академической среде вас оценивают по другим качествам. Когда я решила сделать это, я не думала о том, как меня воспримет профессиональный мир. Моей главной мотивацией был интерес к науке — сильнее даже, чем интерес, это была насущная потребность.
Что касается сексуальной ориентации, то предрасположенность к гомосексуальному поведению является генетической, о чем свидетельствуют данные об однояйцевых близнецах.
Это одна из причин, почему однополый брак или сожительство в конечном итоге необходимы. Не для того, чтобы кому-то что-то показать, а для упрощения формальностей. Одни хотят иметь совместное имущество, другие — равные права на детей, сопровождение в командировках и на корпоративах, доступ к тяжелобольным — у всех разные причины, но они понятны. В целом, идея крепких и прочных связей контрастирует с навязанным мнением, что эти отношения чисто плотские и эгоистичные.
«Их сердца должны быть закопаны в землю или сожжены, так как они непригодны для продолжения жизни» — Дмитрий Кислев, 4 апреля 2012 года.
В последнее время я стараюсь не слушать «журналистов», которые запятнали свое имя профашистскими взглядами. Я не знаю, почему Дмитрий Киселёв занял такую нехарактерную позицию. Но какова бы ни была причина, он остается потенциальным провокатором и не заслуживает доверия до тех пор, пока не извинится за оскорбление миллионов людей, которые ему ничего не сделали.
И я уверен, что власти и церковь несут ответственность за разжигание ситуации. Они ищут способ направить агрессию толпы в нужное русло, придумать козла отпущения, играя на стереотипах, уродствах и лицемерии. Таким образом, агрессивная часть общества получает подсказку сверху об объекте преследования и индульгенцию на исполнение своих желаний.
Если ситуация будет ухудшаться и дальше, мне, как и многим другим, придется принять четкое решение и, возможно, уехать. У меня есть такая возможность, потому что моя профессия очень востребована в научном мире. Но я хочу жить в своей стране.
Однополые браки: 8 научных фактов за и против
Противники и сторонники легализации однополых браков обычно приводят аргументы, основанные на морали и правах человека. Противники указывают на аморальность таких союзов, ссылаясь на священные книги религий. Сторонники подчеркивают, что никто не смеет отнимать у человека свободу выбора, с кем жить и кого любить. Ни одна из сторон обычно не ссылается на науку.
Как выясняется, научные исследования дают хороший материал как для поддержки однополых браков, так и для сомнений в целесообразности их легализации.
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
1. Однополые браки не более «неестественны», чем многие другие
Когда люди говорят об аномалии однополых браков, они забывают, что норма здесь определяется культурой, а не врожденной природой человека. На протяжении всей истории нашего вида и в разных обществах институт семьи приобретал черты, которые кажутся отталкивающими и аморальными.
У многих современных народов Океании и Африки, например, существует авункулус — структура семьи, в которой ребенка воспитывает не отец (который обычно даже не живет с матерью), а дядя ребенка вместе с матерью. У других народов Америки, Азии, Океании и Африки был распространен сорорат — обычай жениться сразу на нескольких сестрах.
То, что мы называем кровосмесительными браками, было совсем не редкостью: Гомер в «Одиссее» приводит пример того, как царь женит своих семерых сыновей на семи дочерях, как пример идеальной семьи. У многих древних народов также существовал левират — обычай, согласно которому мужчина был обязан жениться на жене своего умершего брата (даже если у него уже была другая жена). Кстати, этот обычай фигурирует в известной евангельской притче, в которой фарисеи пытались смутить Иисуса, спрашивая его, чья жена будет на небесах, если женщина была замужем за семью братьями. Таким образом, брак — это культурная, а не биологическая концепция. «Но в конце концов, независимо от того, какие браки приняты у разных народов, в мире до сих пор нет ни одного государства, которое разрешало бы браки между двумя мужчинами!». — воскликнет критик. И он ошибся бы: у некоторых народов Сибири существовал обычай «смены пола»: мужчина, добровольно прошедший эту процедуру, считался женщиной — он мог выполнять женскую работу и даже жениться. Ничто не ново под луной.
2. Между однополыми и обычными парами нет психологической разницы
Психолог Грегори Харек из Калифорнийского университета1, проанализировав десятки гей- и гетеросексуальных пар, пришел к выводу, что они весьма схожи по своим основным психологическим характеристикам: Оба партнера испытывают друг к другу одинаковые чувства. Ориентация партнеров также не влияет на их способность создавать гармоничное эмоциональное пространство. Что касается самого института брака, то он полезен как для гетеросексуальных, так и для гомосексуальных пар: например, он продлевает жизнь и улучшает здоровье. Более того, по мнению Херека, степень счастья, которое люди испытывают в браке, обычно вообще не связана с сексуальной сферой. А Джон Готтман, выдающийся исследователь в области гомосексуальности, идет еще дальше, отмечая, что партнеры в однополых парах гораздо более сердечны друг с другом, чем в обычных парах.
1 G. Herek «Юридическое признание однополых отношений в Соединенных Штатах: перспектива социальных наук». Американский психолог, 2006, том 61(6).
2 Дж. Готтман, Р. Левенсон и др. «Наблюдение за отношениями геев, лесбиянок и гетеросексуальных пар»: Математическое моделирование конфликтных взаимодействий. Журнал гомосексуальности, 2003, № 45(1).
3. Лесбиянки дают детям лучшую «путевку в жизнь»
Исследование, проведенное в 2001 году американскими психологами 1, показало, что 53% девочек, чьи матери были открытыми лесбиянками, стремились к «интеллектуальным» профессиям — врач, юрист, инженер — в то время как только 21% дочерей гетеросексуальных матерей выбрали эти профессии, остальные предпочли такие профессии, как продавщица или официантка. Следует отметить три обстоятельства, которые могут несколько снизить степень притязаний, связанных с результатами данного исследования. Во-первых, исследование проводилось на небольшой выборке — 30 детей из гетеросексуальных семей и столько же из семей лесбиянок. Во-вторых, семьи были не гомосексуальные, а в основном лесбиянки, которые разошлись с мужьями, чтобы жить с любимой женщиной, т.е. влияние отца не оценивалось. В-третьих, и наконец, однополые браки до сих пор в основном заключались в просвещенной среде, где интеллектуальный труд не является исключением.
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
1. Детям в однополых семьях некомфортно
Сторонники легализации однополых браков в основном обходят стороной вопрос о том, насколько комфортно будут чувствовать себя дети в таком браке. Более того, если такие браки будут легализованы, большинство семей будут лесбийскими (геи реже вступают в постоянные браки, как показывают опросы), а это значит, что дети в таких браках будут расти без отца. Однако исследования педагогов и социологов* показывают, что дети из безотцовских браков отличаются от детей из обычных браков: Мальчики, например, более склонны к антисоциальному поведению и попадают на скамью подсудимых, а девочки проявляют рекордную сексуальную активность и часто становятся жертвами подростковой беременности. Кайл Пруэтт, психиатр из Центра изучения детей Йельского университета, также обнаружил, что дети, рожденные в результате ЭКО или от мужчины, сведенного к роли «донора спермы», обычно мучаются вопросами о том, где их отец и почему он с ними не видится. Здесь есть некоторые неоднозначные закономерности — например, недавно было установлено, что девочкам для нормального роста и развития необходимы феромоны отца: Оказывается, «регуляция» физиологического и психологического развития ребенка зависит не только от социальных, но и от биохимических факторов.
1 K. Пруэтт, «Fatherneed» (Broadway Books, 2001).
2. Об однополых браках науке известно слишком мало
Сторонники прав геев часто используют лозунги вместо научно обоснованных аргументов. «Однополый брак — это так же нормально, как и брак между мужчиной и женщиной!», «Дети в однополых браках так же счастливы, как и дети в обычных браках!». — последователи таких «призывов» обычно не имеют психологической подготовки и никогда не читали научных статей на эту тему. Более того, даже газетные статьи и популярные книги на эту тему часто пишутся авторами, которые мало знакомы с предметом. Социолог Стивен Родс из Университета Вирджинии (США) пришел к неутешительному выводу после тщательного изучения десятков публикаций об однополых браках1 : во-первых, он не смог найти ни одной статьи, которая не содержала бы одной или нескольких серьезных ошибок, касающихся теории родительства, а во-вторых, ни одна из статей не может быть названа строго научной. Между тем, наука знает очень мало о самом феномене гомосексуальности и еще меньше о том, как ведут себя дети, выросшие в однополых браках: Даже там, где однополые браки являются законными, они были легализованы относительно недавно, и у ученых нет подробных данных о детях, растущих в таких семьях.
1 S. Rhoads, Taking Sex Differences Seriously (Encounter Books, 2004).
3. Мужские однополые союзы подрывают основы верности
В отличие от лесбиянок, геи гораздо реже хранят верность своим партнерам — многие мужские гей-пары даже не скрывают, что у них есть другие партнеры, и не считают это проблемой. Исследование 1, в котором приняли участие гетеросексуальные и гомосексуальные пары, показало, что нет никакой разницы в отношении к верности в «бисексуальных» и лесбийских отношениях — около 79% респондентов сказали, что верность является основной ценностью для партнеров. С другой стороны, у геев другое мнение на эту тему: каждая вторая пара ответила, что не придает особого значения вере. Распространение однополых партнерств и их легализация могут подорвать ценность веры в обществе, сетуют авторы.
Ксения и Мария
Ксения и Мария сейчас живут в разных странах. Они видятся каждые три месяца. Ксения и ее сын живут в Берлине. Мария работает в Москве и посылает большую часть заработанных денег своей семье. Она хочет переехать, но здесь есть хорошая, высокооплачиваемая работа, которая позволяет Ксении с ребенком жить за границей, ни в чем не нуждаясь. Ее шаг был вынужденным.
«Как и все семьи, мы жили очень скромно и скрытно, — говорит Мария, — мы всегда мечтали о ребенке, и в какой-то момент мы решились. Ни Ксюша, ни я не общаемся с моими родителями, поэтому мы с ними не советовались. Мы знали только нескольких наших друзей. Была возможность попросить общего друга стать отцом, но мы не решились, не хотели ни от кого зависеть. Мы решили прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению. Ксюша стала мамой. Я поддерживал ее, как мог, на протяжении всей беременности. Мой сын родился здоровым, крепким и очаровательным, мы были в восторге.
Сын подрос, и пара даже задумалась о рождении второго ребенка для Марии, хотя это было сложнее: девушка строила успешную карьеру и обеспечивала основной доход семьи. У ЛГБТ-пары не было трудностей с воспитанием ребенка: В поликлинике или детском саду им не задавали никаких вопросов.
Пока Мария не поссорилась с соседом. Это был незначительный спор из-за парковочного места во дворе. Но мужчина оказался злопамятным, и о характере отношений между соседями, похоже, догадались. Когда он приехал вечером, его не пустили в квартиру, и они разговаривали на пороге.
«Разговор был настолько громким, что, наверное, вся лестничная клетка слышала о нашей ориентации, — вспоминает Мария, — он кричал и что-то требовал, я устала и захлопнула дверь перед его носом. Потом он где-то нашел мой мобильный телефон и начал писать мне на следующий день. Разговор больше не касался парковки, но он написал, что передаст нас, полицию, под стражу. Он знал, что у меня есть деньги, и мог шантажировать нас ими. Он попросил меня помолчать.
Мария и Ксения в спешке съехали из дома, квартира была сдана. Человек был заблокирован, он писал с других номеров, и они тоже были заблокированы. Постепенно все успокоилось, но страх остался.
«У него есть мой номер телефона, он наверняка знает мое имя и фамилию. И он может многому научиться у владельца квартиры. В тот момент я понял, насколько мы уязвимы. Попробуйте поспорить с кем-то, попробуйте нелестно отозваться о ком-то — и снова шантаж. Как мы можем избежать этого? Хватит прятаться. Но это тоже не наш выбор, потому что мы боимся не за себя, а прежде всего за ребенка», — объясняет Мария.
Поэтому супруги задумались об эмиграции. Они рассмотрели множество вариантов и лазеек. Оказалось, что в их случае самым простым вариантом был переезд в Германию. Однополые браки в Германии разрешены, и их семья имеет право на легализацию. Получить политическое убежище можно, если доказать, что они подвергаются преследованиям в своей стране. «Но как я могу это доказать? Конечно, я не обращался в полицию, СМИ не писали о нас, не было никаких самоповреждений. Конечно, есть некоторые возможности, и мы работаем над этим, — объясняет Мария, — но проблема в том, что я не хотела уезжать из своей страны; я здесь востребованный специалист, у меня здесь друзья. Но что бы я там делал для работы? В общем, мне пришлось бы начать жизнь с чистого листа. Поэтому на данный момент мы выбрали вариант жить отдельно. Мы могли бы легализовать пребывание там Ксении и моего сына, а я езжу к ним как турист. Это более спокойная жизнь, но мне она не очень нравится.
Булат и Мира
Единственным человеком, который согласился говорить с нами открыто, а не анонимно, был Булат Барантаев, ЛГБТ-активист из Новосибирска, который недавно баллотировался на пост мэра Новосибирска (мужчина снял свою кандидатуру из-за нехватки времени, прим. ред. Булат — отец пятилетней Миры.
Несколько лет назад его друзья, гей-пара, попросили его стать донором. Он согласился. «Я всегда знал, что у меня будут дети, — говорит Барадаев.
Мира — так зовут девочку — растет вместе со своей матерью и ее партнером. В свои пять с половиной лет ей совершенно все равно, кто ее «тетя».
«Мы вместе воспитываем нашу дочь, и это замечательно. Теперь мы одна большая семья. Допустим, мои мама и папа — ее бабушка и дедушка — берут ее с собой в отпуск, — говорит Булат, — мы общаемся так, что это напоминает всем известный вариант «прихода к отцу», когда родители живут раздельно, но дружат. Мы ходим в кино, парки развлечений, играем дома и гуляем. Я вожу ее к стоматологу и на массаж.
Отец Миры много времени проводит за границей. Но он поддерживает и воспитывает свою дочь и часто берет ее с собой в поездки. Мать девочки не является ЛГБТ-активисткой и предпочитает не говорить о себе.
Булат говорит, что он родом с Алтая, и когда его расширенная семья собиралась за столом, ему было все равно, кто кому принадлежит. Как и его дочь.
«Я даже не скажу вам, кто является самыми близкими родственниками. В детстве мне было все равно (да и сейчас не все равно). Если эти люди любят меня, а я люблю их, какая мне разница, как их официально зовут? У Миры не необычная семья, а самая обычная, — говорит Булат. У нее есть отец и мать, как и у всех остальных. Но в отличие от многих других, ее отец и мать читают психологию, интересуются воспитанием детей, меняют свое поведение и учатся общаться друг с другом без скандалов, чтобы показать ребенку, как два человека могут искать и находить компромисс. Для нас это желанный ребенок, а не «оплодотворенный».
Как любой любящий отец, Булат говорит о своей дочери. Какие у нее увлечения? Куклы. Куда она любит ходить? Торговые центры. Что она любит есть? Чипсы.
В свои 5 лет Мира уже объездила полмира.
Булат говорит, что не слышала никаких назойливых вопросов от учителей или врачей: «Какие могут быть вопросы? Мы не говорим с ними об их сексуальной ориентации.
Булат считает, что детских домов быть не должно.
Дети должны жить в семьях, где их любят». И неважно, ЛГБТ-семья это или нет, — говорит Барантаев. Я пришлю вам исследование немецкого министерства, которое показывает, что дети в ЛГБТ-семьях на самом деле вырастают немного более развитыми, потому что они усваивают разнообразие этого мира.
О чем говорит наука
На Западе существует несколько исследований о таких семьях. Большинство публикаций поступает из США. В 2006 году от имени Американской академии педиатрии там был опубликован подробный мета-анализ исследований, посвященных ЛГБТ-семьям с детьми. «Более 25 лет исследований показали, что нет никакой связи между сексуальной ориентацией родителей и уровнем эмоциональной, психосоциальной и поведенческой адаптации ребенка», — говорится в главном выводе анализа. В том же документе Американская психоаналитическая ассоциация утверждает: «Накопленные данные свидетельствуют о том, что самой важной потребностью ребенка является привязанность к преданным, вовлеченным и способным родителям. Отдельные лица или пары должны оцениваться на основе этих родительских характеристик без учета сексуальной ориентации.
Мета-анализ показывает, что дети в семьях, где оба родителя — женщины, не имеют проблем с гендерной идентичностью: Мальчики видят себя мальчиками, а девочки — девочками. Они более спокойно относятся к идее иметь партнера своего пола, чем дети в гетеросексуальных семьях, но доля гомосексуалистов среди них сопоставима с долей гомосексуалистов в других исследуемых группах.
Однако есть некоторые свидетельства (которые авторы анализа назвали недостаточными из-за малого числа участников) об ориентации детей, воспитываемых двумя мужчинами. Согласно одному исследованию, 9% мальчиков, воспитывавшихся двумя отцами, назвали себя гомосексуалистами и бисексуалами.
В 2009 году в Германии было опубликовано важное исследование об однополых семьях. Авторы утверждают, что дети из «радужных семей» не хуже детей из других форм семей в плане возрастного и полового развития, отношения к возрастным физическим изменениям, межличностных отношений с друзьями, интимных отношений, социального взросления и независимости от родителей.
Группы исследователей из Нидерландов и Австралии пришли к аналогичным выводам. Существуют также альтернативные исследования.
«Вопрос о влиянии сексуальной ориентации родителей на психику их детей в будущем крайне неоднозначен, — комментирует психолог Алина Степнова Центр «Песочный мир». Да, подавляющее большинство продольных исследований показывают, что нет никаких различий между детьми в традиционных и нетрадиционных семьях (за исключением детей бисексуальных родителей, у которых наблюдались нарушения поведения). Косвенно это подтверждает известный анекдот о том, что многие россияне выросли в однополых семьях — мама и бабушка. Но есть и другие исследования. Марк Регнерус, доктор социологии Техасского университета в Остине (США), например, в 2012 году представил доказательства того, что дети в гомосексуальных семьях значительно чаще обращаются за психотерапией, склонны к суициду, имеют более высокий риск заболеваний, передающихся половым путем, и да, также имеют расстройство гендерной идентичности.
Исследование Марка Регнеруса подверглось резкой критике, хотя профессор подчеркнул в своей работе, что это не было продольное исследование и что причинно-следственная связь не может быть установлена.
Психолог Алина Степнова утверждает: «В науке до сих пор нет однозначного мнения об особенностях этих детей. Наука пока не имеет четких представлений об особенностях этих детей.
«Мне трудно поверить, что пол родителей является несущественным фактором, потому что существует множество различий: В «нетрадиционных» семьях дети либо усыновлены, либо имеют отношения только с одним родителем; у них не заложена модель общения между полами; их часто высмеивают сверстники (толерантность чужда детям)», — говорит Степнова. — Все это может повлиять на психику только в той или иной степени. И хотя любящая семья всегда лучше, чем расти в самом лучшем детском доме, эти дети нуждаются в психологической поддержке, которая может облегчить или предотвратить возможные психические расстройства.
Примирение и немоногамные отношения
Никто не знает, почему геям труднее примириться после ссоры, но у меня есть теория. Примирение менее важно, потому что оно оказывает меньшее влияние на сексуальную жизнь партнеров. Возможно, потому что женщины в этих парах не ограничивают эволюционно сексуальные аппетиты мужчин, геи охотнее, чем смешанные и лесбийские пары, вступают в немоногамные отношения. Это уменьшает необходимость примирения. Как показало большое норвежское исследование (опубликованное в журнале Journal of Sex Research в 2006 году), геи смотрят порно больше, чем кто-либо другой, что снижает их зависимость от партнера.
И я также считаю, что пары геев и лесбиянок предпочитают более высокий пульс в спорах из-за того, что произошло с ними в детстве. Несмотря на то, что мир меняется, многие дети-геи растут с убеждением, что то, чего они хотят, отвратительно. Они годами подавляют свои желания, а когда вырастают и вступают в отношения, привносят драму, чтобы заполнить «эмоциональную пустоту». Гомосексуалистам нужно, чтобы их отношения горели как огонь.
Существуют причины, по которым партнерство геев и лесбиянок заканчивается быстрее, чем партнерство смешанных пар. В 2004 году профессор психологии Лоуренс Курдек обнаружил, что за 12-летний период 21% пар геев и лесбиянок развелись, по сравнению с 14% смешанных пар. Слишком много гей-пар разводятся, потому что они получили эмоциональную травму в детстве, имеют нереалистичные ожидания от взрослой жизни и уже употребляют наркотики. Курдек также обнаружил, что партнеры пар геев и лесбиянок ценят друг друга гораздо меньше, чем партнеры смешанных пар, «возможно, из-за стигмы, связанной с ними».
Легализация однополых браков, вероятно, сможет помочь продлить гей-отношения, хотя бы из-за доступа к социальным льготам, существующим для женатых пар.
В 1998 году Курдек обнаружил, что хотя гомосексуальные партнерства распадаются чаще, чем смешанные пары, процесс разрушения отношений происходит так же быстро, как и в традиционных парах. Другими словами, гомосексуальным и гетеросексуальным парам требуется одинаковое количество времени, чтобы лавинообразно развестись. Однако у смешанных пар больше шансов найти способ остановить эту лавину. В конце концов, им приходится нанимать адвоката для бракоразводного процесса, в то время как гомосексуальным парам достаточно собрать чемодан и съехать из своего дома.
Мы с Майклом теперь друзья. На Рождество мы даже собирались с друзьями и готовили традиционные итальянские блюда. Сейчас я в лучшей форме, чем была в школе, что согласуется с мнением психолога Беллы ДеПоло о том, что здоровье улучшается после развода. Неудивительно, что разведенные мужчины также более счастливы, чем те, кто состоит в несчастливом браке.
Однако, если бы мы были традиционной парой, мы бы все еще были вместе. Мы были бы финансово стабильны, нас поддерживали бы наши семьи. У нас обязательно будут дети. Я не жалею об этом — мне не пришлось бы бороться со своей гомосексуальностью. Хотя исследователи абсолютно правы, говоря, что смешанные пары могут многому научиться у гомосексуальных пар, я думаю, что верно и обратное.
Джон Клауд, журнал Time Magazine Health
time.com, перевод — Ребята ПЛЮС
Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
София (34 года) и Александра (37 лет), вместе с 2015 года, женаты с сентября 2016 года, живут и работают в Москве.
София:
Мы знаем друг друга уже давно, но вместе только с весны 2015 года. У нас схожие политические и социальные взгляды: Нам не нравится то, что происходит в нашей стране в области медицины и образования, и мы не считаем, что Крым принадлежит нам. Мы выразили свою позицию в социальных сетях и в какой-то момент начали переписываться друг с другом — так начались отношения, мы начали строить отношения.
Мы не выставляем наши отношения напоказ, но если нам хочется взяться за руки или поцеловаться, мы это делаем. Моя жена считает, что быть открытым геем и гражданином в России опасно. С другой стороны, я считаю, что если мы будем жить в этой системе и подчиняться ей, она поглотит нас. Но я никогда не сталкивалась с дискриминацией в своей жизни, поэтому я более открыта.
Саша сделал мне предложение в ресторане. Это было так просто, но это много значило для меня, потому что мы любим друг друга. Мы говорили о браке, просто я не думала, что это произойдет так скоро. Я свободный человек, и в то время я не ожидала, что мы поженимся.
Незадолго до этого наши друзья-геи зарегистрировали свои отношения в Дании. Нам сказали, что для русских в Европе есть два варианта — Португалия и Дания. В итоге мы поехали в Португалию, потому что нам нравится теплый климат. Я видел много предложений. Большинство из них были местными компаниями, которые работали с гетеросексуальными парами и в то же время, чтобы не потерять часть своего бизнеса, с гомосексуальными парами. А потом мы познакомились с Виталием и Кириллом, которые организовали нашу свадьбу.
Наша свадьба была своего рода беседой у костра. Церемония проходила на пляже, где присутствовали незнакомые люди. Для иностранцев такие свадьбы совершенно обычны — для нас же они были необычными. Наши друзья сопровождали нас в Португалию. Так что у нас были свидетели. Согласно местным законам, это не обязательно, но мы были рады, что дети согласились. Мы пробыли в Португалии пять дней и провели медовый месяц на Азорских островах.
Моя мать не была готова идти на свадьбу. Она давно приняла мой выбор, она любит Сашу, но она человек старой закалки. Хотя свадебное видео она смотрела с радостью и даже плакала.
Некоторые из наших друзей-геев тоже решили пожениться, и некоторые даже шутили, что это все профанация. Однако регистрация отношений укрепляет доверие к партнеру. Это возможность сказать друг другу: «Да, я буду с тобой до конца».
Мы надеемся когда-нибудь уехать из России. Мы не думаем, что наши гражданские права будут реализованы в этой стране. Но у нас здесь родители и работа, поэтому мы все еще думаем. И мы еще не накопили достаточно денег.
«Она хотела колечко и платье, как у Золушки»
Юлия (38 лет) и Олеся (33 года). Вместе с 2011 года, женаты с сентября 2015 года, живут и работают в Санкт-Петербурге.
Юля:
Мы встретились случайно. Я работал арт-директором в клубе, а Олеся — организатором мероприятий «под ключ» в event-агентстве. Мы переписывались на работе в течение трех месяцев, называя друг друга на «ты», и сначала не было никаких признаков того, что мы встретимся, но потом между нами проскочила искра.
Я пригласил Олесю к себе в гости под предлогом знакомства с моей собакой, внушительной и большой. Приехала Олеся, мы поговорили и пошли гулять. Затем мы позвонили друг другу и некоторое время переписывались. Когда мы немного закончили работу, я подошел к ней и сказал: «Завтра я уезжаю в отпуск, пойдем со мной». Она ушла, и с тех пор мы не расставались.
Олеся — девушка, очень романтичная. Я видел, как она смотрела на невест и вздыхала. Она никогда не говорила о замужестве напрямую, никогда не просила о нем, но она очень хотела кольцо и платье, как у Золушки. Однажды мы приняли решение и сразу же написали ребятам в Дании, которые помогают регулировать однополые браки — это было в июне 2015 г. Через три месяца, в сентябре, мы поженились. Мы торопились, потому что хотели, чтобы было еще тепло и солнечно, а Олеся мечтала походить в красивом платье.
Олеся верит в чудеса, а я, скептик, всегда ожидал ловушки. Но нас очень хорошо приняли в Дании, и я подумал, что, может быть, в мире все-таки есть что-то чудесное. Церемония была очень красивой и трогательной. У нас была переводчица из компании — и она, и ребята, которые организовали поездку, до сих пор являются нашими друзьями. После этого мы отправились на прогулку по городу. Все нас хвалили: Машины останавливались, полицейские останавливались, группы китайских туристов останавливались и слушали водителя. Все внимание было приковано к нам.
Сейчас мы живем в Санкт-Петербурге. Если вы прячетесь от мира, вас все равно что-то настигнет. А за границей много дураков. Мы не выставляем напоказ наши отношения, не ходим с флагом, мы просто живем. Иногда к нам подходят люди и спрашивают: «Вы геи? Вы очень похожи». Если мы видим, что человеку лучше сказать «да» без всяких объяснений, мы говорим «да».
Мы — два эгоиста, которые считают, что вы никому ничего не должны. Это основа наших отношений. Мы не лжем, мы не следим друг за другом, у нас открыты все счета, все телефоны — у нас нет секретов друг от друга. Мы живем вместе, мы ведем бизнес вместе. Олеся всегда стоит на своем. Мне пришлось смириться с этим, хотя у меня тяжелый характер. Я стала намного терпимее к ней. С ней все в моей жизни стало немного другим, а после нашего брака появилось еще больше нежности.
Справка «Сноба»
Первые однополые браки в мире состоялись в Нидерландах в 2001 году. С тех пор они были легализованы в 21 стране. Трудно сказать, сколько однополых пар уже зарегистрировали свои отношения, так как некоторые страны закрыли статистику. Иностранные туристы могут заключать однополые браки в США, Канаде, ЮАР, Аргентине, Португалии, Дании, Исландии и Норвегии. Самыми доступными для россиян являются Португалия и Дания. Однополые браки там можно заключать как самостоятельно, так и через компанию-посредника. Свидетельство о браке с апостилем признается везде, где разрешены однополые браки и гражданские партнерства — это около 40 стран.
Заключение брака в Португалии стоит не менее 800 евро. Пакет услуг, предлагаемый организаторами, обычно включает официальную церемонию, государственные пошлины, перевод и заверение документов, работу переводчика на церемонии и печать свидетельства о браке. Расходы на иногороднюю регистрацию, фотографа, декоратора и транспорт оплачиваются дополнительно.
Все, что требуется для заключения брака, — это свидетельство о рождении и заявление о том, что партнеры не состоят в браке и что нет никаких препятствий для заключения брака.