«Маленький, коротко стриженный, носит очки. Попов внес свои коррективы…. Очки. На моем эскизе они были круглые, как носит моя жена, но Попов решил, что квадратные очки будут лучше», — рассказывал позже Шапоклян.
Старуха Шапокляк
Старуха Шапокляк — героиня детских сказок и мультфильмов, главный антагонист серии произведений Эдуарда Успенского, враг Чебурашки и Крокодила Гены. Свое имя она получила от старомодного головного убора.
Согласно книге «Крокодил Гена и его друзья», главное занятие старухи Шапокляк — «собирать зло». В мультфильме ее девиз выражен в песне Михаила Зива с текстом Эдуарда Успенского, исполненной Владимиром Раутбартом: «Кто людям помогает — тот зря время теряет. Добрыми делами не прославишься».
Вооруженная рогаткой, гиперактивная старуха Сапокляк разыгрывает невинных жителей городка с помощью Ларисы, своей буфетной крысы. В книге она каждый вечер выходит на улицу, чтобы «посеять хаос», рисуя на плакатах и рекламных щитах, пугая прохожих по ночам своими пугалами и опустошая мусорные баки. Она также утверждает, что всегда переходит дорогу не по той стороне.
По мере знакомства с Геной и Чебурашкой Шапокляк постепенно встает на путь выздоровления и обычно возвращается к буйству в начале следующего выпуска комикса. Во время каникул Крокодила Гены Шапокляк начинает исправляться: Попав в ловушку, она даже заводит отношения с окружающей средой, что показано в мультфильме, снятом по мотивам книги.
- 1966 год: Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»
- 1970 год: Э. Успенский, Р. Качанов. «Чебурашка и его друзья» (пьеса)
- 1974 год: Э. Успенский, Р. Качанов. «Отпуск крокодила Гены» (пьеса)
- 1974 год: Э. Успенский. «Крокодил Гена и грабители»
- 1992 год: Э. Успенский, Инна Е. Агрон. «Бизнес Крокодила Гены»
- 1998 год: Э. Успенский. «Крокодил Гена — лейтенант милиции»
- 1998 год: Э. Успенский. «Чебурашка уходит в люди»
- 2001 год: Э. Успенский. «Похищение Чебурашки»
- 2001 год: Э. Успенский. «Новый год с Чебурашкой»
- 2017 год: Э. Успенский. «Чебурашка едет в Сочи»
Экранизации
Персонаж появляется в четырех из пяти экранизаций книг про Чебурашку:
- 1969 год: «Крокодил Гена»
- 1974 год: «Шапокляк»
- 1983 год: «Чебурашка идёт в школу»
- 2013 год: «Чебурашка» (Япония)
- 2023 год: «Чебурашка» (Россия). Здесь Шапокляк (вернее, основанный на ней персонаж по имени Римма) представлена не как пожилая женщина, любящая делать пакости, но как властная бизнес-леди. По сюжету фильма, Римма заведует шоколадной фабрикой, однако выпускаемый ею шоколад уступал по качеству тому, что готовила Таня — владелица семейной кондитерской и дочь Геннадия, и это вызывало у неё сильную зависть.
Аудиосказка
Прототип
В одном из интервью Успенский признался, что прототипом Шапокляк была его первая жена 1 — «вредная дама во всех отношениях». Сейчас я удивляюсь, как мы умудрились прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если честно, у Шапокляк есть и мои качества. Мой характер тоже не ангельский. Первую жену Успенского звали Римма. Биограф Успенского Ханну Мякеля в своей биографии пишет, что изначально она была матерью автора, что Успенский прокомментировал в одном из интервью: «No…. вероятно, его жена. Обычно считается, что мужчина выбирает себе жену по образу и подобию своей матери. Моя мать была довольно некрасивой теткой. (…) По этому типу я выбрал себе жену, которая мне тоже не нравилась. И так я мог написать о своей первой жене. Она такая строгая, некрасивая, вредная «3. Мать автора, Наталья Алексеевна Успенская (до замужества — Дзюрова) (1907-1982), инженер-механик, была партийной женщиной (отец автора был сотрудником ЦК КПСС).
А художник-карикатурист Леонид Шварцман, придумавший облик героев комикса, признался, что «срисовал» Шапокляк отчасти со своей тещи 4 (его жена Татьяна Владимировна Домбровская 5, тоже мультипликатор, ее происхождение не приводится). В одном из интервью художник пояснил: «Создать старуху Шапокляк мне помог определенный образ. Во-первых, само слово «Шапокляк» дало мне подсказку: это складчатая высокая шляпа, 19 век, с жабо, белыми манжетами….. Немаловажную роль сыграла и внешность моей свекрови. Она была женщиной «той эпохи», у нее были седые волосы, седой пучок. Я просто сморщила ей нос, сделала его острым, а глаза — озорными. В общем, персонаж родился довольно быстро. «6 Затем он уточнил, что единственное, что героиня взяла от своей свекрови, это прическу — «седые волосы, собранные в пучок «7. 7 Он отметил, что это был собирательный образ: «Шапокляк на самом деле вышла из названия «сложенная шапка», как чертенок. Я помню, что как только я начал рисовать бедняжку, появился колорит XIX века. Эта эпоха близка мне во всех отношениях. Я вспомнил друзей своих родителей. В 1920-е годы на улицах еще можно было встретить таких старушек с сумками в виде металлических коробочек с крошечными замочками «8.
Однако историк моды Марьяна Скуратовская отмечает, что костюм героини явно состоит из предметов конкретной эпохи: шляпа Сапокляк, длинные шляпные булавки, юбка-годе, сабо, кардиган, кардиган-сетка и черно-белая цветовая гамма, и этот ансамбль не из 19-го века. века, а из 1930-х годов, когда старушке Сапокляк (исходя из даты выхода мультфильма) было бы всего 30 лет. «Если посмотреть на изображение Сапокляк в целом, на силуэт, на аксессуары. Я вам скажу вот что. Во-первых, художник Леонид Шварцман идеально подобрал детали, которые показывают, что пожилая женщина — это «пережиток прошлого». Во-вторых, как этот самый реликт, который не смог эмигрировать в Париж, она прекрасно вписалась бы в 1930-е годы. И в-третьих, ее костюм был бы одобрен самой Шанель», — говорит историк. 9
Также в интервью Шварцман расширяет список оригиналов: «Образ Шапокляк сформировался благодаря двум женщинам, работавшим на киностудии «Союзмультфильм». Злодейский характер Шапокляк достался Лизочке Шиловой. Манеры и жесты старухи артистка скопировала с красавицы Валентины Василенковой. Поэтому старуха в фильме получилась весьма привлекательной.
Анализ образа
Фигура старухи Шапокляк необычная, запоминающаяся и вызывает воспоминания о «бывших» интеллигентах и аристократах. Еще в 2010-х годах о ней писали в статье «Старуха Шапокляк как ушедший символ русской интеллигенции»: «Получается, что благодаря этой глупой советской «карикатуре» в памяти людей остался тип образованных русских женщин, получивших дореволюционное образование и переживших ад XX века, пусть даже это была всего лишь карикатура. Аналогичный образ образованных русских мужчин не сохранился вовсе. Современный филолог Светлана Бунина подчеркивает: «Русские — очень хорошие люди: «Один взгляд на старушку Шапокляк, и мы сразу понимаем, к какому классу, к какому социальному срезу она принадлежит «11.
Историки культуры проанализировали противоречивый характер ее фигуры и отнесли ее к вечному архетипу самозванца.12 В СССР такая фигура приобретает свои собственные характеристики: «Плут — это мифологический клоун, проказник, нарушитель правил и границ. Нарушая правила и границы, трикстер преодолевает противоречия между различными культурными слоями, между полярными системами и реальностями. Таким образом, трикстер становится посредником между советским и несоветским, официальным и неофициальным дискурсами. Типичным примером трикстера-посредника является сказка «Буратино», а также Остап Бендер, Чапаев, Штирлиц и др. По словам Липовецкого, женщины-трикстеры редки в советской культуре, поэтому Шапокляк представляет для нас особый интерес».13 Как пишет Константин Ключкин, исследовавший популярность Чебурашки, Шапокляк сочетает в себе элементы противоположных культурных пластов: «подчеркнуто старомодный стиль в сочетании со старомодными языковыми акцентами, а ее роль явного антагониста положительных персонажей ассоциируется с образом «врага народа»». С другой стороны, поведение и педагогическое отношение Шапокляк к другим персонажам напоминает «яппи» и скорее советского старого учителя, особенно учитывая ее успех в перевоспитании браконьеров в эпизоде 3 и ее желание стать «учителем труда» в эпизоде 2. В то же время, ее желание иметь школьную форму также может превратить ее в преппи-ученицу».13 Несмотря на все это, «основная функция Шапокляк соответствует чистому трикстеризму — это функция хулигана, который использует типичный репертуар подростковых шалостей (…) Как трикстер, Шапокляк добивается всего с легкостью и выполняет все, что главным героям кажется трудным (…) Ее успешное поведение во всех эпизодах. …) Ее успешное поведение во всех этих ролях не имеет реалистического смысла и связано с удовольствием от самой игры».13 Также упоминается ее язык: «Ее язык и поведение построены на последовательной карнавальной инверсии добра и зла: «Помогая людям, ты тратишь свое время / Добрыми делами не прославишься». Играя с языком в шуточной манере и посредничая между типичными типами советской культуры, Шапокляк фактически деконтекстуализирует ее (…) В карнавальном разоблачении конвенционального характера советского языка заключается функция трикстера Шапокляк в мультфильме. «13
Крокодил Гена — композитор Ян Френкель
По словам Успенского, свои черты характера и стиль Крокодил Гена взял у композитора Яна Френкеля. В 1983 году, выступая на сцене на праздновании 50-летия издательства «Детская литература», автор сказал следующее:
«Дорогие друзья, сейчас я открою вам страшную тайну о том, кто написал Крокодила Гену. Он сидит здесь, перед вами. Ян Абрамович, поднимитесь, пожалуйста, наверх». Композитор встал и поклонился зрителям.
Куклы из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» на выставке на киностудии «Союзмультфильм», 2010 год.
Станислав Красильников/ТАСС
Позже, в интервью, опубликованном в книге «Город мастеров. Conversations of Substance», Успенский отметил, что не раз говорил о сходстве Френкеля и Гены:
«Мы с ним как-то работали вместе, он помог мне придать моему крокодилу очень специфические человеческие черты, вплоть до походки». Гена, кстати, знал об этом и не обиделся.
Как и крокодил Гена, Френкель тоже был очень застенчивым и милым. Он был известен тем, что помогал своим друзьям найти квартиру без очереди, а сам долгое время писал музыку в общей квартире.
Чебурашка — бракованная игрушка
По словам Успенского, прототипом Чебурашки была бракованная детская игрушка, похожая одновременно на зайца и плюшевого мишку. А историю забавного имени персонажа автор раскрыл в интервью «Комсомольской правде» в 2006 году.
«Много лет назад я был в гостях у друга, — рассказал Успенский, — его трехлетняя дочь предстала передо мной в шубе. На ней была новая одежда, и когда она сделала шаг, то тут же упала. А отец сказал: «Вот она, пропала!». Это слово осталось в моем сердце, и когда появился герой с большими ушами, я сразу дал ему имя — Чебурашка».
Художник Леонид Шварцман подарил маленькому зверьку большие уши и круглые глаза. Он отметил, что на создание образа Чебурашки ушла почти половина всего времени подготовки к съемкам — два с половиной месяца из пяти. Ходят слухи, что мордочка животного могла быть скопирована у карикатуриста Розалии Зельмы.
Шапокляк — первая жена писателя Римма Успенская
В интервью журналу «Воздух» Успенский рассказал, что моделью для злой старухи Шапокляк стала его первая жена Римма, с которой он учился в МАИ. Ранее ходили слухи, что автор скопировал героиню со своей матери.
«Нет… Вообще считается, что мужчина выбирает себе жену по образу и подобию своей матери», — говорит Успенский. Моя мать была довольно некрасивой теткой. То есть, может, она и была хорошей тетей, но у нас было трое детей, она любила старшего и младшего, а я ее отвергал как нелюдимую. Такую женщину я тоже решила не любить. И вот, с моей
В интервью газете «Известия» в 2007 году Успенский охарактеризовал свою бывшую жену следующим образом: «Женщина вредная во всех отношениях. Сейчас я удивляюсь, как нам удалось прожить вместе 18 лет». Автор добавил, что у Шапокляк были и свои достоинства.
Успенский назвал старуху Шапокляк в честь одноименного головного убора — шляпы, которая компактно складывается. Рисуя персонаж для мультфильма, художник Леонид Шварцман опирался на образы своей тещи и шляпы.
«Один конкретный образ помог мне создать старуху Шапокляк. Во-первых, само слово «Шапокляк» дало подсказку — это складная шляпа XIX века, с жабо и белыми отворотами», — сказал Шварцман в интервью «МК». «Внешность моей свекрови сыграла важную роль. Она была женщиной того периода, у нее были седые волосы и белый пучок. Я просто удлинила ей нос, сделала его острым, а глаза озорными. В общем, этот персонаж родился довольно быстро».
№ 1: Слабость Шапокляк
Она — преображенная для роли Елены Яковлевны — здесь настоящая Круэлла Де Виль из «101 далматинца» — одетая в лучшие дизайнерские вещи злодейка требует продать ей чебуршку. Но не только ее — еще и причудливую внучку, которая находится на каникулах у бабушки. Поскольку не все желания можно исполнить, понятно, что остаток достанется чебуршке — постоянные вопли и крики «Ты самая плохая бабушка» и «Я тебя не люблю» никого не сделают счастливым. Даже конкурента. Вот и получается, что, помимо ее проблем в другой истории (которую мы намеренно пропускаем), у нее явное непонимание того, как воспитывать внучку. Внучка становится настоящим криптонитом для Супермена. А ловушка — это всего лишь чрезвычайно большая собака. Сколько он стоит для Дженны, чтобы продать его? Он стоит много, Чебурашка не продается.
№ 2: Проблемы Гены
Вы привыкли, что Дженна работает в зоопарке, играет в шахматы и пускает мыльные пузыри в свободное время? Забудьте об этом. Во-первых, этот Гена не играет со свистком. Во-вторых, у него явное подозрение на ОКР — все в доме садовника подвешено на линейке, строго выстроено и каждая деталь кричит о порядке. В то время как домашнее хозяйство находится под контролем, семейная жизнь Дженны оставляет желать лучшего. Поссорившись однажды с единственной дочерью Таней, которую играет Полина Максимова, Женя теперь держится в стороне от своего сокровища, а также от зятя и внука. Как далеко — дендрарий находится недалеко от пекарни Тани, куда ему удается регулярно заглядывать через смотровую площадку и быть в курсе событий. И не думайте, что вы не погрузитесь в трагическое прошлое героев; терпеливо ждите подходящего момента.
№ 3: Самоидентификация Чебурашки
У людей нет особых проблем с тем, чтобы узнать, к какому виду вы принадлежите. Есть ли у нас совесть без причины? Мы даже можем заглянуть в прошлое, а не только давать животным смешные или не очень смешные имена. Задача Чебурашки в сто раз сложнее. Он никогда не встречал таких, как он, вся его жизнь состояла только из поедания фруктов. И вот Чебурашка попадает в дружелюбную среду: никто не пытается навострить уши, ему не приходится воровать апельсины, а рядом появляется забавный мальчик. В общем, Чебурашка начинает разговаривать, и в процессе регулярно подслушивает, как Дженна и Валера обсуждают его собственную персону. Он не овчарка, он не человек, у него есть совесть, и он даже может говорить. Так кто же он такой? Это забавный и милый момент, похожий на то, как все дети начинают узнавать себя в мире — кто они, что им нравится и не нравится? И все в этом смысле.
Чебурашка и крокодил Гена (1969-1983)
Голосовать могут только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — войдите на сайт.
Хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
Самое интересное
Она великая, но глупая»: Татьяна Васильева об отъезде Аллы Пугачевой из России
Федор Бондарчук и Алена Михайлова проводят психологический эксперимент в сериале «Калимба
Сергей Гармас получил еще одну главную роль в полицейской драме Нурбека Эгена
«Я умирал, меня перестало все волновать»: Илья Любимов о разрыве с Екатериной Вилковой
В следующей жизни, когда я стану «кошкой»: Как снять новый сериал Карен Оганесян
Анастасия Тодореску расследует дела о пропавших детях
дополнительная информация >>
Если у вас есть дополнительная информация, пожалуйста, напишите по этому адресу или оставьте сообщение для адреса сайта в гостевой книге. Будем благодарны за помощь.
обсуждение >>
Раз уже на форуме Карнавальной ночи зашёл разговор о Шапокляк хотел бы высказывать свое мнение об этой героине. Кое кто говорил что она несчастная женщина. По моему это не так. Сначала она показана женщиной. читать далее>>
. Ну, я такую строчку помню ещё в 80-х годах. 🙂 Не знаю, как тогда было в Подмосковье, а на Урале клещей хватало.. А кавээнщики пели: «А в Подмосковье вывелись грибы, ягоды, цветы, рябчики, лещи. ». читать далее>>
В свете нынешних сообщений в прессе песню браконьеров можно бы подкорректировать: «Под Москвою водятся клещи». Лещей-то, чай поди, мало осталось. читать далее>>
Александр7981 (Мариуполь) 19.06.2022 — 17:42
Тут — http://kristalinskaya.ru/songs/song016.htm ещё добавленные куплеты из песен в мультфильме «Шапокляк». читать далее>>
Александр7981 (Мариуполь) 10.05.2022 — 00:26
В мультфильме Крокодил Гена 1969 года Ливанов озвучивал и работника зоопарка. А кто в этом мультфильме озвучивал льва Чандра, Тобика и жирафу? Нас это очень интересует. читать далее>>
Чебурашка и крокодил Гена (1969-1983): новости >>
«Многие думают, что анимационные фильмы создаются сами собой»: Сергей Капков и Александр Герасимов — о Дне российской анимации, который впервые отмечался официально
Они боролись за официальный праздник более 10 лет, и как сильно изменилась индустрия за это время
Возраст — звучит антиутопично: как Чебураска проводит сеанс психотерапии для взрослых
Новое прочтение советской классики — с милым компьютерным зверьком и не крокодилом, а Геной, которого играет Сергей Гармаш