Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться. Как правильно заводить часы с автоподзаводом

Вторая базовая функция заводной головки – это перевод стрелок и установка точного времени. Для этого обычно достаточно слегка потянуть за коронку и выдвинуть ее в правую сторону. Слишком сильно тянуть за нее не нужно: достаточно легкого щелчка.

Как завести механические часы с ручным или автоподзаводом

Наручные часы – это не только стильный аксессуар, но сложнейший механизм, требующий к себе бережного отношения. Если вы были готовы выложить солидную сумму за классный хронометр, стоит позаботиться о том, чтобы они служили как можно дольше.

Сегодня мы расскажем о том, как правильно заводить часы, чтобы не допустить поломок и преждевременного износа элементов. Это не так уж сложно, тем более что соответствующий ритуал со временем войдет у вас в привычку, как, например, утренняя чистка зубов.

Как заводить механические часы с ручным заводом?

Начнем с азов: в заводе нуждаются исключительно механические часы. В их устройство входит специальная пружина. При заводе она натягивается при помощи барабана (вала) и, при постепенном ослаблении, дает импульс работе всего механизма: шестеренки крутятся, часы тикают, стрелки в заданном темпе перемещаются по циферблату.

Когда пружина ослабевает и уже не может служить источником энергии, часы останавливаются. Чтобы они возобновили работу, пружину вновь нужно затянуть, то есть, завести часы.

Первые более-менее компактные механические часы были карманными и заводились при помощи специального ключа. Позже карманные часы обзавелись заводной головкой, располагавшейся обычно сверху, на позиции «12 часов».

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки. Она обычно располагается сбоку корпуса, на позиции «3 часа». Такое расположение позволяет манипулировать коронкой, не снимая часов с руки (правда, делать этого не рекомендуется, но об этом чуть позже).

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки

В некоторых моделях заводная головка располагается по диагонали, чуть выше или ниже трехчасовой отметки. А в вариантах для левшей, которые, в большинстве своем, носят часы на правой руке, коронка располагается в районе девятичасовой метки.

Наручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером, причем при снятии их с руки. Это связано с тем, что заводной вал – весьма деликатная деталь, при неаккуратном обращении легко выходящая из строя. А при заводе на руке вы будете непроизвольно тянуть коронку вверх и совершать резкие неравномерные движения, что приведет к поломке или преждевременному износу вала.

Заводить часы нужно плавными мягкими движениями, держа их циферблатом перед собой. Для этого необходимо совершить несколько поворотов коронки по часовой стрелке, то есть, вращать ее вверх. Эти движения рекомендуется сочетать с периодическими неполными оборотами против часовой стрелки – это поможет оптимальному распределению смазки в механизме. Только не переусердствуйте, чтобы не повредить механизм!

Вращать заводную головку нужно равномерно и плавно – это положительно скажется на точности хода. И ни в коем случае не стоит стараться закрутить коронку до победного конца, преодолевая ее ощутимое сопротивление: это может привести к поломке, а ремонт будет ну очень недешевым. В большинстве случаев, для полного завода хватает 20-25 вращательных движений.

У некоторых часов коронка очень маленькая, захватить ее кончиками пальцев достаточно проблематично. Особенно часто этим грешат женские модели и классические «костюмники». В этом случае стоит приобрести специальный заводной ключ, облегчающий мелкие манипуляции.

При заводе головка должна находиться в крайнем положении, максимально близком к корпусу. Но если речь идет о хронометре с высокой степенью водозащиты (например, о дайверской «механике»), возможны варианты. Его герметичность во многом зависит от уплотнения в районе коронки. Поэтому большинство моделей такого типа имеют завинчивающуюся головку, которую при заводе часов нужно открутить.

Статья по теме:  Как заставить себя работать дома. Почему сложно работать дома

Помните, что при отвинченной в положение завода головке часы становятся уязвимыми для влаги: они могут пострадать даже при мытье рук. Поэтому завели часы – не забудьте завинтить коронку в исходную позицию.

В подзаводе нуждаются только механические часы. Кварцевые часы работают от батарейки, заводить их не нужно, а заводная коронка носит чисто декоративный характер.

Что такое автоподзавод?

Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.

С часами точно так же. Чтобы двигались стрелки и другие индикаторы – это ведь тоже механическая работа, – необходим источник энергии. В электронных (кварцевых) часах – батарейка, заряд которой постепенно уменьшается. В механических – заводная пружина, которую мы снабжаем энергией с помощью заводной головки. Строго говоря, вращая заводную головку, вы переводите в работу часть энергии, накопленной опять же в вашем организме… Но так глубоко мы заглядывать не будем, а то пришлось бы, в конечном счете, вспомнить об изначальном источнике всех энергий – для кого это Солнце, для кого Большой Взрыв, для кого Господь… Ограничимся механическими часами.

Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.

Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.

Статья по теме:  37 сильных фильмов, которые невозможно забыть (да и вряд ли захочется). А что выберешь ты фильм

Как работает автоподзавод в механических часах

Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.

Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.

За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.

Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.

Основной принцип автоподзавода – это аккумуляция энергии и сила инерции. Внутри пружины автоподзавода находится тонкий стерженек с грузиком тяжелого металла на кончике вне пружины. Движение руки приводит грузик в движение, и по системе шестеренок вращательное движение передается на пружину взвода.

Как заводить механические часы с автоподзаводом?

Приобретая подобное изделие, владельцы часто задаются вопросом, как завести часы с автоподзаводом вручную. Ведь далеко не каждый человек носит изделие регулярно, совсем не снимая.

Автоподзавод – сложный механизм, работа которого сопряжена с повышенным риском поломок. Поэтому правильная эксплуатация позволит владельцу долгое время получать удовольствие от этой модели.

Чтобы завести механические часы, нужно прокрутить головку корпуса часов исключительно по часовой стрелке, предварительно сняв аксессуар с руки. Соблюдение этого требования позволит уменьшить нагрузку на механизм и настроить часы с максимальным комфортом.

Механизм прокручивают от 3 до 5 раз

Чрезмерное количество оборотов может спровоцировать нарушение работы механизма. В этом случае оптимальным будет прекращение вращения при сопротивлении.

Ответ на вопрос о том, как часто нужно заводить механические часы с автоподзаводом, зависит от частоты их ношения.

Статья по теме:  20 лучших рецептов куриных ножек на сковороде. Что приготовить из ножек куриных

При регулярной носке аксессуара владелец может не задумываться о необходимости их завода. Если же сутки не пользоваться часами, то завести механизм можно, прокрутив головку три раза по часовой стрелке. Если же механизм так и не начал функционировать, нужно повторить пару оборотов.

Инженеры разработали специальное устройство, позволяющее автоматически заводить механизм в часах, которые эксплуатируются нерегулярно. Виндер – шкатулка, имитирующая процесс завода механизма. Благодаря использованию производителями различных материалов при производстве виндера, устройство показывает статус обладателя изделия.

срок службы часов с автоподзаводом

Подзаводка механических часов

Причины остановки механических часов с автоподзаводом

К самым популярным причинам относятся:

  1. Отсутствие завода в механизме за счет редкого использования аксессуара.
  2. Нарушение функционирования маятника, который приводит в действие пружину.
  3. Нарушение условий эксплуатации часов. Частицы влаги, попадающие в корпус аксессуара, могут привести к коррозии и остановке механизма.

Многие производители заявляют о водонепроницаемости часов, однако не стоит забывать о том, что влага может попасть при заводе хода часов. Остановка хода может также случиться при попадании в механизм пыли или других частиц.

При возникновении трудностей, связанных с эксплуатацией часов с автоподзаводом, следует помнить, что самостоятельное устранение проблем грозит усугублением ситуации

Обращение в специализированную часовую мастерскую позволит владельцу исправить в кратчайшее время возникшую проблему.

Хронометр с автоподзаводом требует бережного и аккуратного обращения. Срок службы механических часов с автоподзаводом зависит от соблюдения условий эксплуатации и общих рекомендаций. Нужно следить за герметичностью корпуса, не допускать попадания на часы посторонних жидкостей, и этот стильный, удобный аксессуар прослужит своему обладателю долгие годы.

Механические часы нужно подводить движением заводной головки «по часовой стрелке». Движения должны быть плавными, без резких прокручиваний, так как в этом случае можно повредить заводной механизм. «Затягивать» пружину нужно до ощущения тугости движения: это означает, что пружина взведена полностью. Обычно на это требуется не более 15-20 оборотов.

Настройка даты и дня недели

Полезным усложнением аксессуаров с пружинным механизмом является календарь. Перемещение коронки в крайнее правое положение предназначено для настройки даты. Следует помнить, что нельзя выполнять установку даты в промежутке с 22:00 до 02:00.

Необходимо вытянуть заводную коронку в точное положение и вращать её по часовой стрелке, чтобы установить индикацию числа, и против часовой стрелки, чтобы установить день недели. Во время всей процедуры модель продолжает ход, поэтому дополнительная коррекция времени не требуется.

Как часто нужно заводить часы

Даже в случае, когда механизм функционирует до 80 часов (как у механизма ETA Powermatic 80) на одном заводе пружины, рекомендуем использовать аксессуар в состоянии полного или близкого к полному завода. Рекомендуется осуществлять завод 1 раз в сутки, в одно и то же время каждый день.

Если вы носите наручный аксессуар редко, то стоит заводить его минимум 1 раз в месяц, чтобы смазка находилась в оптимальном состоянии, не застаивалась.

Вышеперечисленные действия позволят поддерживать исправную работу часов, продлить их эксплуатационный срок. Благодаря следованию правилам, устройство всегда будет показывать точное время, не будут отставать или спешить.

Оцените статью
РесницаМания